Приложение к проекту "Формирование фонематического восприятия у младших школьников..." Конспекты занятий
план-конспект урока по логопедии (1 класс) на тему

Представлены конспекты логопедических занятий для 1 класса и использованием здоровьесберегающих технологий (биоэнергопластика, фонетическая ритмика, кинезиология)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_konspekty_logopedicheskih_zanyatiy.docx147.65 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Звуки. (Узнавание неречевых звуков)

Цели:

  1. дать понятие о неречевых звуках;
  2. развитие слуховой памяти и внимания;
  3. упражнение в узнавании и различении неречевых звуков;
  4. развитие общей и мелкой моторики;
  5. развитие интонационной выразительности;
  6. обогащение словаря по теме «Домашние Животные»
  7. закрепление пространственных ориентировок относительно собственного тела);
  8. автоматизация гласных звуков;

Оборудование: колокольчик, погремушка, коробка со спичками, с крупой, другие звучащие предметы, озвученные игрушки, ширма, картинки домашних животных и птиц, магнитофон (или компьютер) для воспроизведения неречевых звуков, аудиозапись «Звуки природы», демонстрационный материал из сказки «Три медведя»; сюжетные картинки.

Ход занятия.

1.Орг.  момент.  Ребята, нас окружает мир, полный разных удивитель ных звуков. Все, что мы слышим и все, что про износим — это звуки.  И сегодня мы будем говорить о них. А много ли звуков мы мо жем различить?

Игра «Звуки школы». Закрыть глаза, прислушаться к звукам, раздающимся из коридора, с улицы и т.д.

 2. Логопед расставляет на столе несколько предметов (или озвученных игрушек), манипулируя предметами (стучит карандашом об стол, гремит коробкой с кнопками, погремушкой), он предлагает детям внимательно слушать и запоминать, какой звук издаёт каждый предмет. Затем прикрывает предметы ширмой, а дети отгадывают, что звенит или гремит

3.  Детям раздаются картинки с изображением домашних животных и их детёнышей. Логопед, используя ИКТ, воспроизводит звуки, издаваемые домашними животными и их детёнышами. Дети выбирают,  показывают и называют нужную картинку.

4.Физ. минутка.

Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг у друга колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого  ребёнка зазвенел колокольчик.

5. Логопед предлагает детям вспомнить сказку «Три медведя» (На доске (возможно применение проектора) иллюстрация из сказки. Затем, используя звук в формате МР3,  просит отгадать, кто говорит: Михаил  Иванович (низкий голос), Настасья Пет ровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос).— Кто сидел на моем стуле?

— Кто ел из моей чашки?

— Кто спал в моей постели?

— Кто же был в нашем доме? И т.п.

При трудностях называния персонажей взрослый может предложить ребенку показывать на одну из картинок — изображения трех разных медведей.

После угадывания логопед просит детей  самих  произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меня ющимся по высоте.

6. Логопед шёпотом даёт команды, а дети выполняют их. (закрой глаза, подмигни правым (левым глазом), повернись к тому, кто стоит справа (слева от тебя), назови имя того, кто стоит впереди тебя (сзади),  и т.д.

7. Логопед показывает, (использование картинок) а затем просит ребенка воспро извести с изменением характера, тембра и эмоциональной ок раски один и тот же звук.

А — плачет, кричит девочка

А — показывают горло врачу

А — поет певица

А — качаем малыша

А — девочка укололась иголкой

О — удивилась мама

О — стонет бабушка

О — поет певица

О — потягивается папа

О — кричит охотник в лесу

У — гудит пароход

У — звучит дудочка

У — плачет мальчик

8. Физ. Минутка.

9. Упражнение на расслабление.

А теперь сядитесь поудобней, закройте глаза и представьте, что вы попали на десную летнюю полянку. Вы лежите на душистой зелёной траве и наслаждаетесь летним тёплым деньком. Вокруг вас летают разноцветные бабочки, птицы, прыгают кузнечики.  Неподалёку течёт ручей.  Красота!!! Насладитесь этой чудесной картиной!  Ну а теперь пора возвращаться в класс. (Cопровождение  упражнения аудиозаписью «Звуки природы»))

  Откройте глаза, давайте представим, какие бы мы могли услышать звуки, находясь на самом деле на поляне?  (Стрёкот кузнечика, пение птиц, шорох листьев, журчание ручья)

10. Итог занятия. Давайте вспомним, про какие звуки мы сегодня говорили?

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [ С] - [ Сۥ] [Ш] В СЛОГАХ, СЛОВАХ, ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.

Цели:

  1.  развитие фонематического восприятия;
  2. развитие  навыков фонематического анализа и синтеза;
  3. развитие артикуляционной и мелкой моторики;
  4. соотнесение графемы и фонемы;
  5. развитие умения составлять из слов предложение;
  6. дифференциация [сۥ], [с], [ш] в слогах, словах, предложениях.

Оборудование: индивидуальные зеркала, демонстрационные таблицы, образцы прописных букв, тряпичный мяч, карточки со словами, таблицы с характеристиками звуков, тетради, ручки.

                                                                Ход занятия.

Орг. момент. Начнём занятие с сопряжённой гимнастики (содружественные движения рук и языка «Биоэнергопластика»). Упр. «Киска сердится», «Чашечка», «Качели».

  1. Догадайтесь по первым согласным звукам в словах о теме нашего занятия.

Сова, сын, сом, село, сани, сыр.      Шкаф, шар, шум, школа, шуба, шайба.

Сегодня будем работать с буквами С и Ш и звуками, которые обозначают эти буквы.

С(С)

Ш

ГУБЫ

ЯЗЫК

ВОЗДУШНАЯ СТРУЯ

ГОЛОС

Произнесите звук [С]. ГУБЫ в улыбке                                     [Ш]      округлены

                                      ЯЗЫК за нижними зубами                                 чашечкой

                                      ВОЗДУШНАЯ СТРУЯ холодная                      тёплая

                                     Свистящий (напоминает свист)             Шипящий (напоминает шипение)  

Слуховой образ звука сравнивается со звучанием.                                                  

  1. Соотнесение буквы со звуками.

 Какие звуки обозначает буква С?Ш? ([сۥ], [с], [ш])    Согласные звуки или гласные? Назвать какие органы артикуляции создают преграду при произнесении данных звуков.

4. Звонкий или глухой? (использовать ладонь  для определения наличия или присутствия  вибрации в голосовых связках, уши).

Речевая ритмика.                                                            [с]

Исходное положение: руки пе ред грудью, ладони в положении от себя. При произнесении звука [с], ла дони опускаются вниз, будто пре одолевая препятствие («насос»),

                                                                                                [ш]

Исходное положение: руки пе ред грудью, локти опущены, ла дони от себя, пальцы вверх, на пряжены, сдвинуты в сторону.Произнося звук [ш], выполнить волнообразное движение телом, в конце которого делается акцент более резким движением или прыжком. Это движение можно выполнять стоя, с силой нажимая на ладони стоящего напротив.

  1. Сосчитайте сколько букв С? Сколько букв Ш? (таблица букв С Ш разного шрифта на доске).(Упражнение способствует закреплению зрительного образа буквы, профилактике нарушения зрения)
  2. Диктант слогов. Запись в 2 строчки:  са се су ша  сё ши шка ста шта слу шлу

ФИЗМИНУТКА.

  1. Прочитайте слова.

Уши   усы кашка каска мишка миска

  1. Игра «Доскажи словечко»  Используй слова,  которые прочитал, подходящие по смыслу.

Гоше дали….                               (кашку).             У пожарников железные ….  (каски).

Соне купили плюшевого ……  (мишку).            Дай собаке с супом   …..        (миску).

У слона большие ….                  (уши).                У дедушки пушистые ….        (усы).

Л-д: Чем отличаются слова? Д: Одним звуком в середине слова: [с], [ш].

  1. Работа со словами - паронимами. Распределить слова  в 2 столбика (по наличию букв С Ш). Проверка у доски. Соединить слова, отличающиеся одним звуком.

уши                                                  мишка

миска                                               усы

кашка                                             каска

  1. Физминутка с мячём. Добавь слог, чтоб получилось слово.

СА или ША:    ли….          ка…..        Ми….       колба…..

СЫ или ШИ:   у….           мы…        кры….        воло….

  1. Составь из слов предложение.    шесть, саши, шаров, У, синих. Найди ошибки. Запиши в тетрадь. Подчеркни С дугой (улыбкой) Ш обвести в синий кружок. Почему синий? В каком слове буква, обозначающая мягкий звук СЬ? Найди и подчеркни зелёным карандашом.
  2. Итог занятия. Что мы с вами сегодня научились делать? Различать звуки С-Ш в слогах, словах, предложениях.  Сейчас это проверим: угадайте, про какой звук я расскажу (угадать звук по характеристике): согласный, глухой, твёрдый свистящий - [с]; согласный, глухой, мягкий свистящий - [сۥ]; глухой, твёрдый шипящий - [ш];

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [ З] - [ Зۥ] [Ж] В СЛОГАХ, СЛОВАХ, ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.

Цели:

  1.  развитие фонематического восприятия;
  2. развитие  навыков фонематического анализа и синтеза;
  3. развитие артикуляционной и мелкой моторики;
  4. соотнесение графемы и фонемы;
  5. дифференциация [зۥ], [з], [ж] в слогах, словах, предложениях.

Оборудование: индивидуальные зеркала, демонстрационные таблицы, образцы прописных букв, тряпичный мяч, карточки со словами, таблицы с характеристиками звуков, тетради, ручки, предметные картинки, таблицы с буквами на каждого ученика.

Ход занятия.

  1. Орг. момент. Начнём занятие с сопряжённой гимнастики (содружественные движения рук и языка «Биоэнергопластика»). Упр. «Вкусное варенье», «Чашечка», «Заборчик», «Лягушка», «Горка».

Догадайтесь по первым согласным звукам в словах о теме нашего занятия (картинки жирафа,  зебра, зонт) З, ЗЬ, Ж

З’(З)

Ж

ГУБЫ

ЯЗЫК

ВОЗДУШНАЯ СТРУЯ

ГОЛОС

           

           

  1. Показать нужную букву, когда услышишь звук

а) в слогах    за, му, ты, ро, зы; жо, жы, на, ко, жу;

                   б) в словах - зуб,  мак, заяц, зима, кол, рак, мышь; жук, лужа, круг, стол, Женя;

Речевая ритмика.                                            [з]

Исходное положение: руки перед грудью, локти опущены, кис ти рук сжаты в кулаки.Произнося звук [з], производить напряженные дрожащие движения сжатыми кулаками, колени держать вместе, чуть приседая («замерз»). Можно поджимать одну ногу.

                                                       [ж]

Исходное положение: руки пе ред грудью, локти опущены, кис ти рук сжаты в кулаки, чуть сдви нуты в одну из сторон.Произнося звук [ж], выполнить волнообразное движение телом, в конце которого делается акцент более резким движением и прыж ком, а сжатые кулаки упираются в подбородок.

  1. Четвёртый лишний. Назови лишнюю картинку:

Зонт,  жаба, зубы, козы.    Записать в тетрадь слова с буквой З,  подчеркнуть  одной чертой.

Жук, жаль, жало, корзина. Записать в тетрадь слова с буквой  Ж,  подчеркнуть  двумя  чертами.

  1. Кинезиологическое упражнение. «Кулак-ребро-ладонь»  - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками  одновременно.

Ладошки вверх,

 Ладошки вниз,

А теперь их на бочок

И зажали в кулачок.

  1. Прочитать предложение. Вставить вместо точек пропущенные буквы Ж или З.

. еня   дру. ит      с     . оей.

З  подчеркнуть  одной чертой, Ж,  подчеркнуть  двумя  чертами.

  1. Физ. минутка. «Котёнок»

Жить котёнку интересно,

Прыгнул к бабушке на кресло,

Пряжу принялся мотать,

Где котёнок? Не видать!

Размотали пряжу

И нашли пропажу!

А теперь скажите, какие слова вы услышали со звуком Ж, со звуком З?

  1. Игра логопедическое лото.
  2. Итог занятия.

ТЕМА: Дифференциация (различение) звуков и букв К-Г в слогах, словах, предложениях.

  1. Цели:
  2. Развитие артикуляционной моторики
  3. Развитие общей моторики
  4. Уточнение артикуляции звуков Г К
  5. Соотнесение графемы и фонемы
  6. Развитие фонематического слуха
  7. Развитие навыка звуко-буквенного анализа и синтеза.
  8. Обогащение словаря по теме «Домашние птицы»

Оборудование : Предметные картинки гуся и утки, демонстрационная картина «Птичий двор», звуковые профили, тряпичный мяч, тетради, ручки.

Ход занятия.

1.Огр.момент.  Сопряжённая  гимнастика (биоэнергопластика). Упр. «Горка», «Киска сердится». Это упражнение дается для тренировки небной занавески и корня языка. Губы сомкнуты, язык лежит плоско, кончик — у нижних передних зубов. Не разжимая губ и вдыхая через нос, опускать нижнюю челюсть до максимально глубокого по ложения при сомкнутых губах. Ощущается напряженное состояние мышц небной занавески и корня языка. На некоторое время задержать это состояние, а затем снять напряжение. Кисть руки — ладонью вниз параллельно столу. Когда опус кается нижняя челюсть — пальцы собираются в «бинокль».

2.Отгадай загадки про птиц, и узнаешь тему занятия.

В первой отгадке в этом поможет 3-й звук, во второй- 1-й.

В первой отгадке в этом поможет 3-й звук, во второй- 1-й.

 Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Утка)  

Крылатый, горластый —

Красные ласты. (Гусь)

3.Назвать каких ещё вы знаете домашних птиц (обогащение словаря по теме, работа с сюжетной картиной «Птичий двор»))

4.Произнесение звуков, сравнение по артикуляции. Сходство и различия при произнесении этих звуков. Работа с профилями, опора на кинестетические ощущения.  Изображение с помощью тела  изучаемых букв.

5.Речевая ритмика.       

                                                                             [к]

При произнесении слога «ка» руки, согнутые в локтях, резко отвести назад, одновременно рез ко откинуть голову назад, и сде лать короткий прыжок назад.

                                                                  [г]

   Исходное положение: руки со гнуты в локтях, пальцы рук со единены и находятся у плеч, опущены в запястьях, колени не много согнуты, голова опущена («группировка»).Произнося слог «га», сделать короткий, резкий прыжок назад, корпус откинуть назад, пальцы рук раскрыть, поясницу прогнуть, подбородок поднять.Произнося «гагага», раскрыть только пальцы рук, немного пру жинить коленями («гуси»).

6.Графический диктант. Логопед произносит слоги, дети записывают только буквы Г, К в тетради.

7.Игра «Доскажи словечко». Детям раздаются таблички со словами-паронимами. Выбирают и показывают подходящее слово,  записанное на доске, записывают слова в 2 столбика (по наличию букв Г-К).

К нам приехали                        ….   гости.

Собака грызла                         …… кости.

Футболист забил в ворота ……..гол.

В землю вбили острый ….кол. (словарная работа)

Тащит мышонок в норку огромную хлебную        ….корку.

Зимой в парке заливают снежную       …..               горку.

8.Физ. минутка с мячом «Твёрдый звук-мягкий звук»

Преврати твёрдый звук в мягкий, используя гласные второго ряда (повторить)

9.Работа на карточках. Вставь пропущенные буквы К Г в словах в предложении. Прочитай. Запиши в тетрадь. Подчеркни  букву К одной чертой,Г двумя чертами.

У Гали живёт кошка Глаша.

10.Итог занятия. Назвать по одному слову со звуком Г.К в начале слова.

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ТЕМА: ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ как одно из условий успешного овладения письменной речью.

В данной работе описана проблема недоразвития фонематического восприятия у младших школьников, теоретическое обоснование данного вопроса и практический материал для решения поставленных задач. В прило...

Приложение к проекту "Фонематическое восприятие...." Конспекты- часть2

Конспекты логопедических занятий с использованием здоровьесберегающих технологий....

Развитие фонематического восприятия у младших школьников

Проблема преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи в начальной школе актуальна всегда.Предлагается подборка игр и упражнений для развития фонематического восприятия и профилактики дисграф...

Формирование фонематического восприятия у младших школьников.

Статья, в которой учитель начальных классов делится своим опытом работы по формированию фонематического восприятия у младших школьников....

Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников.

Цель данной статьи привлечь внимание учителей начальных классов и родителей к недостаткам письменной речи у младших школьников. Раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость по русскому языку и чт...

Развитие фонематического восприятия у младших школьников

Игры и учебный материал для развития фонематического восприятия у младших школьников....