Формирование фонематического восприятия у младших школьников.
статья по русскому языку на тему

Водянская Татьяна Викторовна

Статья, в которой учитель начальных классов делится своим опытом работы по формированию фонематического восприятия у младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.04 КБ

Предварительный просмотр:

Организация учебной деятельности как особой формы активности ребёнка, направленной на изменения самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Процесс обучения предполагает анализ и обобщение признаков изучаемого предмета, в частности родного языка как знаковой системы.

         В то же время коммуникативные навыки опираются на свойства языка как средства обучения и речемыслительной деятельности в целом. Поэтому формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение и различение звуков, словарный запас, грамматический строй), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

        Однако контингент общеобразовательных школ за последние годы претерпел значительные изменения. С каждым годом среди обучающихся, поступающих в начальные классы, увеличивается число детей с нерезко выраженными недостатками слуха, зрения, недостаточным уровнем развития познавательной деятельности, высших психических функций, а также с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности в контексте развивающего обучения. Некоторые речевые отклонения могут быть преодолены в условиях обучения в специальных школах для детей с тяжёлыми нарушениями речи; другие можно устранить и в условиях общеобразовательной школы  на уроках обучения грамоте, русского языка и чтения.

        В течение последних лет в школе наблюдается тенденция неспособности поступивших в школу детей в полной мере овладеть процессом чтения и письма на этапе всего букварного периода. Эта неспособность к письму и чтению известная под названием дисграфия и дислексия, обусловлена тем, что у ученика недостаточно развит фонематический слух и он страдает фонетико-фонематическим недоразвитием речи, вследствие чего ребёнок не представляет себе звукового состава слова и не чувствует звуковой ткани языка.

В результате, на письме у таких детей появляются специфические ошибки, не связанные с применением орфографических правил русского языка, такие как: пропуск гласных и согласных букв, перестановка букв, лишние буквы и слоги, пропуск слогов, замена гласных в ударном положении, замена йотированных гласных,  замена согласных,  обозначение твёрдости и мягкости согласных на письме гласными, обозначение мягкости при помощи мягкого знака,  недописывание слов, замена слов, искажение слов,  раздельное и слитное написание слов и  предлогов.

В течение учебного года на логопедическом пункте при общеобразовательной школе  провожу коррекционно – развивающую  работу, которая направлена на оказание помощи обучающимся, имеющим отклонения в развитии устной и письменной речи в усвоении общеобразовательной программы по русскому языку и чтению.

        На уроках обучения грамоте, русского языка, литературного чтения через игры, упражнения, специфические задания развиваю фонематический слух и формирую фонематическое восприятие. Динамику развития отслеживаю при помощи. Результаты диагностики на конец учебного года показывают положительную динамику формирования фонематического восприятия у обучающихся.  

        У детей с фонетико – фонематическим нарушением речи может быть нарушено и чтение, так как между нарушениями устной речи, письма и чтения существует тесная взаимосвязь. Этой категории обучающихся свойственны следующие трудности при овладении чтением: они не могут слить буквы в слоги, а слоги в слова, хотя буквы им давно известны. Такие дети читают, набирая слова по буквам, и при этом допускают специфические ошибки, такие как: пропуск букв, слогов, предлогов; замена, перестановка букв, слогов; «застревание» на какой – либо букве, слоге, слове; недочитывание окончаний слов; искажение слов; добавление лишних букв, слогов и даже слов; «угадывание» слов.

     На уроках чтения, развития речи (внеурочная деятельность) систематически ведётся работа по предупреждению дислексии. Обучающиеся тренируются в чтении слогов разной структуры, слов отличающихся одной буквой и с различными грамматическими формами, однокоренных слов, рифмованных стихов, текстов с пропусками букв или окончаний. Кроме работы над чтением, большое внимание уделяю развитию бокового поля зрения, а также развитию психических процессов, таких как внимание, память и мышление.

       Все рассмотренные выше ошибки являются показателем недостаточной сформированности у школьников фонетико – фонематических процессов.

        Итак, если учащиеся изучили грамоту, но делают рассмотренные выше специфические ошибки на письме и при чтении, то их необходимо направить к логопеду. Однако, все обучающиеся нуждающиеся в логопедической помощи не могут быть зачислены на логопункт. В данной ситуации необходимо привлекать родителей. Родители получают у логопеда (учителя) консультацию, соответствующие рекомендации и занимаются дома с детьми по преодолению ошибок, связанных с фонетико-фонематическим нарушением.

                За многие годы работы имею в своей практике большое количество, любимых учениками, дидактических игр. Вот некоторые из них:

        Игра «Телевизор». На экране телевизора прячется слово. На доске вывешиваются картинки на каждую букву спрятанного слова по порядку. Ученики должны по первым буквам слов на картинках сложить спрятанное слово. При верном ответе экран открывается. Например, спрятанное слово -   кит. Картинки: кошка, индюк, тигр.

        Игра «Поезд». На доске вывешиваются четыре вагона с определёнными буквами. Рядом картинки с изображением животных и птиц. Ученики должны выбрать тех животных и птиц, в названии которых есть звук, соответствующий букве в вагоне и рассадить их. Например, вагоны с буквами С, З, Ш, Ж. Картинки: собака, заяц, шакал, жаба, щенок, журавль, синица, зяблик, цапля, мышка, коза, лось.

        Игра «Цепочка слов». На доске вывешивается картинка, к ней, в виде цепочки, прикладывается следующая, начинающаяся с того звука, которым заканчивается предыдущее слово. Например, нос – собака, акула, аист, тигр, рысь, синица.

        Игра «Найди пару». На доске диск, разделённый на две половины, по краю которого в верхней части картинки - слова – квазиомонимы. Рядом остальные картинки, для приклеивания в нижней части диска. На диск прикреплена двойная стрелка, которую легко передвигать.   Например, картинки на диске: уточка, трава, крыса, софа, бочка. Картинки на доске: почка, дрова, удочка, крыша, сова. Стрелка соединяет картинки, слова – квазиомонимы. Ученик, подобрав картинку, произносит оба названия, голосом подчёркивая их сходство и различие, уточняя их по глухости – звонкости, а также лексику данных слов.

        Своевременное выявление обучающихся с фонетико – фонематическим недоразвитием  речи и правильно организованная коррекционная работа с ними в содружестве логопеда, учителя и родителей имеют огромное значение в условиях современной школы. В комплексе всё это позволяет повысить успеваемость по русскому языку и чтению, помогает ребёнку избежать трудности и проблемы в усвоении чтения и письма.

                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ТЕМА: ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ как одно из условий успешного овладения письменной речью.

В данной работе описана проблема недоразвития фонематического восприятия у младших школьников, теоретическое обоснование данного вопроса и практический материал для решения поставленных задач. В прило...

Приложение к проекту "Формирование фонематического восприятия у младших школьников..." Конспекты занятий

Представлены конспекты логопедических занятий для 1 класса и использованием здоровьесберегающих технологий (биоэнергопластика, фонетическая ритмика, кинезиология)...

Развитие фонематического восприятия у младших школьников

Проблема преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи в начальной школе актуальна всегда.Предлагается подборка игр и упражнений для развития фонематического восприятия и профилактики дисграф...

Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников.

Цель данной статьи привлечь внимание учителей начальных классов и родителей к недостаткам письменной речи у младших школьников. Раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость по русскому языку и чт...

Развитие фонематического восприятия у младших школьников

Игры и учебный материал для развития фонематического восприятия у младших школьников....

Игровые технологии. Игры и упражнения для формирования фонематического восприятия у младших школьников

В течение последних лет в школе наблюдается тенденция неспособности поступивших в школу детей в полной мере овладеть процессом чтения и письма на этапе всего букварного периода. Эта неспособность к пи...