О причинах возникновения нарушений речи
статья по логопедии на тему

Разуваева Наталья Евгеньевна

Несколько слов о причинах, приводящих к нарушениям речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_prichinah_vozniknoveniya_narusheniy_rechi.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Несколько слов о причинах возникновения нарушений речи

Разуваева Н.Е., МБОУ «Школа № 185»

Случилось так, что вы узнали о проблемах в развитии речи вашего ребенка. Конечно, стоит разобраться в причинах возникновения нарушений речи вашего ребенка. Речевые нарушения могут появиться под влиянием неблагоприятных факторов, воздействующих изнутри или извне и нередко сочетающихся друг с другом.

Существует достаточно много причин нарушений речи, которые описываются в специальной и справочной литературе (исследованием причин возникновения нарушений речи занимались такие автор, как М.Е. Хватцев – один из основоположников логопедии, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина и многие другие). В целом, можно выделить две больших группы:

– органические, которые приводят к повреждению центрального (участки мозга, отвечающие за воспроизведение и понимание речи) или периферического (структуры, управляющие артикуляционными органами) речевого аппарата (органы, необходимые для воспроизведения речи);

- функциональные, которые препятствуют нормальной работе речевого аппарата.

Рассмотрим некоторые факторы из группы органических причин.

1. Внутриутробная патология, приводящая к нарушению развития плода (Наиболее уязвимый период - первая треть беременности).

Возникновению нарушений речи способствуют токсикоз первой и второй половины беременности, нефропатия, угроза выкидыша, патология плаценты, повышение артериального давления, соматические и вирусные заболевания матери, травмы, падения и ушибы матери, несовместимость крови матери и плода, курение, прием алкоголя и наркотических веществ, прием лекарственных препаратов и многие другие.

2. Наследственная предрасположенность, генетические аномалии

По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата. Например, неправильная посадка и комплектация зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого неба (расщелины неба), а также особенности развития речевых зон головного мозга. Выявлена наследственная предрасположенность к возникновению заикания.

3. Вредности родового периода

Родовые травмы и асфиксия (недостаточность кислородного снабжения мозга вследствие нарушения дыхания).

4. Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни (до 3 лет)

Особенно вредными для развития речи являются инфекционно-вирусные заболевания, нейроинфекции (менингоэнцефалит, менингит) и ранние желудочно-кишечные расстройства. Влияют также на появление речевых нарушений травмы и ушибы головного мозга, травмы лицевого скелета, приводящие к повреждению периферического отдела речевого аппарата (перфорация неба, выпадение зубов), простудные заболевания, воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха.

Добавлю несколько слов о факторах из группы функциональных нарушений, приводящие к нарушению речевого развития ребенка

1. Соматическая ослабленность — длительно болеющие и часто госпитализируемые дети могут начать говорить позже своих сверстников.

2. Психологические травмы, вызванных испугом или стрессом; психические заболевания, которые могут стать причиной серьезных речевых нарушений — заикания, задержки речевого развития, мутизма (прекращения речевого общения с окружающими под влиянием психической травмы).

3. Подражание речи окружающих людей. Общаясь с людьми, страдающими нарушениями речи, ребенок может усвоить неправильные варианты произношения некоторых звуков, например, звуков «р» и «л»; ускоренный темп речи. Известны случаи появления заикания по подражанию. Усвоение неправильных форм речи можно наблюдать у слышащего ребенка, воспитывающегося глухими родителями.

4. Неблагоприятные социально-бытовые условия жизни ребенка, приводящих к педагогической запущенности, социальной или эмоциональной депривации (дефиците эмоционального и речевого общения).

5. И последний, но не менее важный фактор, который хотелось бы выделить отдельно – ЗАНЯТОСТЬ родителей, вследствие которой у ребенка возникает дефицит общения, и знакомство с новыми словами достаточно ограничено. И это возможно во вполне благополучных семьях. Часто встречается такая картина: малыш сидит в манеже, рядом включен телевизор, а довольная мама занимается своими делами. Конечно, мама имеет право на отдых или свободное время на другие заботы, но злоупотреблять этим не стоит.

  Если с ребенком никто не разговаривает или наоборот, угадывает все его желания, то у него не формируется потребность выражать свои желания и эмоции словами. Очень важно не только слышать четкую, краткую и неторопливую речь, но и обязательно видеть артикуляцию  взрослого.

Конечно, здесь перечислены не все вредные факторы, воздействующие на развитие речи ребенка.  В каждом отдельном случае причины речевых нарушений свои, они выясняются совместно логопедом, родителями и медицинскими специалистами. Знание причин возникновения нарушений речи необходимо для правильного и своевременного построения коррекционных мероприятий.

По материалам книг М.Е. Хватцева «Логопедия», Т.Б. Филичевой,  Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной «Нарушения речи у детей», Л.Г. Парамоновой «Логопедия для всех», Л.С. Волковой. Логопедия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины возникновения орфоэпических ошибок и их типы

В данной работе анализируются трудности, с которыми встречаются младшие школьники при овладении литературным произношением;  рассматриваются причины, препятствующие выработке норм литературного п...

Причины нарушений речи.

Как  показывает практик...

Классный час «Причины возникновения пожара".

Аннотация:классный час «Причины возникновения пожара.Что нужно делать при пожаре»(Смотр знаний) С давних пор огонь стал другом и помощником человека во всех делах, но он может стать врагом. Поэтому ва...

Причины возникновения девиаций в поведении детей и подростков.

презентация "Причины возникновения девиаций в поведении детей и подростков"...

Причины возникновения агрессии у младших школьников

В настоящее время все большую актуальность в нашей стране приобретает тема детской агрессии. Агрессивное поведение детей – это, как мне кажется, не просто тревожное явление, а весьма серьезная социаль...

Род. собрание на тему "Детская агрессивность. Причины возникновения и способы преодоления"

Промедление может обернуться  чем угодно, ибо время приносит с собой как зло, так и добро. НикколоЗадачи: обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведен...

Нарушение речи. Дизорфография, дисграфия, легастения: причины, симптомы, коррекция.

Дизорфография – отсутствие у ребенка способности к освоению знаний орфографии, навыков и умений, связанных с ней. Это нарушение связано с недостаточным развитием речевых функций, зрительного и с...