Причины возникновения агрессии у младших школьников
статья по теме

Рябчикова Оксана Николаевна

В настоящее время все большую актуальность в нашей стране приобретает тема детской агрессии. Агрессивное поведение детей – это, как мне кажется, не просто тревожное явление, а весьма серьезная социальная, педагогическая и психологическая проблема, поскольку агрессивность, негативно сказывается не только на процессах личностного развития и социализации детей в последующих возрастных периодах, но и подрывает их здоровье, приводя в состояние трудно контролируемого возбуждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_mezhlichnostnykh_otnosheniy_vnutri_shkoly.doc21.5 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время все большую актуальность в нашей стране приобретает  тема детской агрессии. Агрессивное поведение детей – это, как мне кажется, не просто тревожное явление, а весьма серьезная социальная, педагогическая и психологическая проблема, поскольку агрессивность, негативно сказывается не только на процессах личностного развития и социализации детей в последующих возрастных периодах, но и подрывает их здоровье,  приводя в состояние трудно контролируемого возбуждения.

Сегодня агрессивные дети, встречаются почти в каждом классе. Как правило,  они драчливы, легко возбудимы, несдержанны, грубы, раздражительны, обидчивы, несговорчивы, упрямы, подозрительны и настороженны, враждебны и жестоки к окружающим. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность и не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им же, наоборот, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Отсюда такое неконтролируемое поведение с их стороны.

 Таких детей нам, взрослым, порою бывает  очень трудно принять, а еще труднее понять.

А между тем, в большинстве случаев агрессивные дети одиноки, ранимы, они постоянно  ощущают себя брошенными, отверженными и никому не нужными. Как никто другой  они нуждаются во внимании, понимании,  в ласке, заботе взрослых, потому, что их агрессия – это, как мне кажется, есть  отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг них события, незнание другого способа защитить себя, отчаянная попытка завоевать своё “место под солнцем”, способ привлечения к себе внимания со стороны окружающих, это «крик» их души  о помощи. 

Мы, учителя, не имеем права  «открещиваться», отворачиваться от таких детей и оставаться равнодушными и безучастными к их проблемам. Важно понять, чем же обусловлено агрессивное поведение детей, и попытаться найти к ним подход, помочь.

 Существует достаточно много различного рода причин подобного поведения  Я приведу лишь некоторые из них, которые на мой взгляд являются доминирующими.

Так, по моим наблюдениям, наиболее агрессивно себя ведут дети из неблагополучных  и неполных семей. Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления и наоборот безучастность и  равнодушие родителей, как мне кажется, приводят, в данном случае, к  нарушению детско-родительских отношений, и вселяет в душу ребёнка уверенность в своей ненужности. Излишнее внимание (гиперопека) со стороны родителей  также может провоцировать у детей подобное поведение.

Немаловажным аспектом я считаю материальное благополучие (или неблагополучие) семьи.  Работая в группе продленного дня, мне не раз приходилось наблюдать и разрешать конфликты между воспитанниками, возникающие  именно из – за того, что одни из них  являются обладателями модных современных игр, игрушек, красивой одежды и  могут позволить себе купить в школьном буфете все, что угодно,  а другие из – за малого семейного достатка  должны довольствоваться малым.

Помимо всего прочего,  у агрессивных детей не складываются отношения в школе со сверстниками, поскольку их вызывающее и грубое поведение, вспыльчивость, наглость и  неуравновешенность отталкивает остальных детей.   Школьных агрессоров обычно избегают, боятся, их «тихо ненавидят» и не хотят с ними дружить.

К разряду основных причин, провоцирующих агрессивное поведение, я отнесла бы еще и   проблемы с успеваемостью (для неуспевающих учеников отклоняющееся поведение является одним из средств, при помощи которых они компенсируют свои неудачи и промахи в учебе), а также имеющие место быть в школе некомпетентные действия учителей и воспитателей (например, приклеивание ярлыков учащимся типа «ты неисправим, плохо воспитан и глуп» или «из тебя ничего толкового не получится» и т.п.) В данном случае  я категорически против подобного рода установок, так как считаю их совершенно неприемлемыми в работе с детьми. Завышенная требовательность,  излишняя категоричность, постоянная раздражительность и нервозность учителей также может провоцировать агрессивное поведение.

В начальных классах требуют повышенного внимания демонстративные, тревожные, возбудимые дети, которых с каждым годом становится все больше. В данном случае в общении с такими детьми учителям, воспитателям, родителям надо быть очень корректными, сдержанными, обязательно учитывать  их потребности и интересы, стараться  включать их  во внутриколлективные отношения, в противном случае такие дети могут попасть в «группу риска».

Конечно,  не могу оставить без внимания разрушительное влияние СМИ и компьютерных игр на наших детей, которые сегодня отдают предпочтение не персонажам литературных произведений, а выбирают  героев американских блокбастеров и боевиков, сопровождаемых сценами жестокости и насилия. Для детей приоритетней компьютерные игры, победой в которых считается уничтожение противника (человека, животного и т.д.) чем сказка родителей, рассказанная перед сном.  Придя в школу, наши дети играют на переменках не в «Ручеек», «Кошки – мышки», «Змейку» и т.д., а в «Спайдермена», «Бетмена», в «Мортал Комбат» и т.п. В подобного рода играх дети проявляют агрессию и жестокость по отношению к своим сверстникам, у них   уменьшается чувствительность к чужой боли и  страданиям.

Итак, мы видим, что  у истоков проблем агрессивного поведения детей лежат и трудности, связанные с  неуспешностью их в учении, и проблемы в  семье, в школе и так далее. И нам, учителям, воспитателям, родителям в данном случае стоит задуматься, понять и разобраться, почему же на сегодняшний день современная школа и семья  стали «зоной риска», местом передачи негативного социального опыта для значительного количества детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация на тему " Причины нарушения осанки у младших школьников"

Вэтой работе раскрыты причины нарушения осанки у младших школьников и даны рекомендации детям , учителям и родителям , чтобы не допустить на рушения осанки....

"Причины трудностей в обучении младшего школьника"

Причины трудностей в обучении младшего школьника....

Беседа по теме: «Профилактика конфликтов и агрессии среди младших школьников»

Беседа по теме: «Профилактика конфликтов и агрессии среди младших школьников»...

Агрессия у младших школьников.

Агрессивное поведение младших школьников может быть следствием слабого развития социально-когнитивных навыков. То, что дети думают об агрессии, также может влиять на их поведение. Различия в уровнях д...

Причины возникновения неуспеваемости в младшем школьном возрасте.

Младший школьный возраст считается важным периодом яркого развития и лучшего преобразования познавательных процессов. Высокая сензитивность этого возрастного периода обуславливает большие потенциальны...

Понятие, диагностика и причины возникновения дисграфии у младших школьников.

Под термином "дисграфия" принято понимать определенную особенность мозга у ребенка, которое своим следствием ведет к расстройству разной степени письма, но при этом сохраняется нормальное ра...

Буклет "Агрессия, жестокость младших школьников" 2020-2021 уч. год

Цель исследования: изучение агрессивного поведения младших школьников.Задачи исследования:1. Проанализировать имеющиеся научные данные относительно личностных особенностей агрессивного поведения младш...