Причины возникновения неуспеваемости в младшем школьном возрасте.
статья ( класс) на тему

Спевакова Ольга Владимировна

Младший школьный возраст считается важным периодом яркого развития и лучшего преобразования познавательных процессов. Высокая сензитивность этого возрастного периода обуславливает большие потенциальные возможности развития ребенка. Основные достижения этого возраста определены спецификой ведущей учебной деятельности, что является важным для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен захотеть и научиться учиться и поверить в себя и свои силы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕУСПЕВАЕМОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

Аннотация: Младший школьный возраст считается важным периодом яркого развития и лучшего преобразования познавательных процессов. Высокая сензитивность этого возрастного периода обуславливает большие потенциальные возможности развития ребенка. Основные достижения этого возраста определены спецификой ведущей учебной деятельности, что является важным для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен захотеть и научиться учиться и поверить в себя и свои силы.

Ключевые слова: неуспеваемость, дети, школа, учебная деятельность.

Актуальность выбранной темы продиктована достигнутым уpoвнем общественного развития и его перспективами, которые выдвигают новые требования к процессу образования современного человека. Непременность преобразования системы школьного образования обоснована тенденцией снижения успеваемости учащихся начальных классов, которые хоть не имеют медицинского заключения, но демонстрируют выраженные трудности в обучении в школе.

Цель данного исследования заключается выявление причин неуспеваемости младших школьников в ходе учебной деятельности.

Самая большая проблема для педагогов, психологов, родителей и конечно же самих неуспевающих младших школьников заключается в трудном усвоении программного материала. Если же в начальных классах у ребенка не сформировались навыки и желание учиться, то с каждым годом это будет нарастать, что приведет к проблемам в последующие годы. Поэтому чтобы трудности не перерастали в стабильную неуспеваемость важно вовремя выявить причины возникновения и провести ее коррекцию.

Зачастую школьники испытывают затруднения в овладении чтением, счетом, письмом, а так же в усвоении и понимании текстов. Эти трудности  возникают произвольно от различных причин. Протекание усвоение знаний в школе сталкивается с затруднениями, которые не относятся к недостаточному умственному развитию детей или к неверному методу обучения, скорее эти затруднения связаны с индивидуальными особенностями каждого ученика. В идеале эта проблема требует организации новой специальной методики обучения, которая будет учитывать индивидуальные особенности учащихся и техник их обучения.

Чтобы говорить о проблеме исследования, необходимо ввести понятие школьной неуспеваемости. Школьная неуспеваемость является острой проблемой для начальных классов. Ее называют ранней неуспеваемостью, в отличие от поздней, которая появляется при переходе в средние классы. Всем известно, что в младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей, которая определяет дифференциацию познавательных процессов и личностные изменения, но если в этом возрасте возникает ранняя неуспеваемость, то это влечет к возникновению широкого круга проблем, влияющих на развитие личности ребенка в целом [3].

Полноценное проживание позитивных приобретений данного возраста, являются значимым основанием, на котором строиться дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с младшими школьниками – создание подходящих условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальных особенностей.

Несмотря на различие причин, которые приводят к появлению школьной неуспеваемости, слабоуспевающие и неуспевающие школьники имеют достаточно много похожих черт, что позволяет создать единую типологию, то есть поделить детей на группы по основанию сходства некоторых особенностей. Отнесение неуспевающего школьника к той или иной типологической группе позволяет более четко и определенно организовать  пути психокоррекционной работы с ним.

Чтобы не упрощать проблему неуспеваемости учащихся, заметим, что в ее основе лежит не одна причина, а множество, которые работают в комплексе. Бывает и так, что на одну причину неуспеваемости школьника накладываются новые, вторичные причины как следствие отставания в учебе. Эти причины носят разноплановый характер, потому что дети не всегда одинаково реагируют на свою неуспеваемость [1].

Как всем известно младший школьный возраст начинается с с 6-7и заканчивается в 10-11 лет и выпадает на обучение в начальной школе. За этот период происходит развитие ребенка, как в психическом, так и психофизиологическом плане, что в дальнейшем дает возможность систематически обучаться в школе [2].

На первых этапах обучения младший школьный возраст характеризуется любознательностью, непосредственным интересом к окружающему, стремлением выполнить общественно значимую деятельность. Все это определяет положительное отношение к учебе и эмоциональное переживание из-за полученных оценок. Зачастую неудовлетворительные оценки могут довести ребенка до слез или истерики.  

Кроме того, отношение к полученной оценке зависит от личностных особенностей ребенка, таких, как мотивация, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, характера самооценки и др.

Не умея достаточно хорошо разграничивать причины неуспеваемости, учителя обычно используют не интересный и неправильно подобранный набор средств оказания помощи отстающим ученикам. По существу все виды педагогической помощи можно свести к двум: организация дополнительных занятий, на которых применяются традиционные (как на уроке) методы обучения, и воздействие с помощью давления. Все эти меры не только неэффективны, но пагубно влияют на причину возникновения «болезни» неуспеваемости [1].

Это исследование проводилось на базе школы, где принял участие 4 класс, который состоит  из 23 человек.

Первоначально был использован метод наблюдения за детьми на переменах и учебных занятиях, что позволило зафиксировать поведение школьников в обычных учебных ситуациях. Была проведена беседа с учителем изучаемого класса на предмет ознакомления с особенностями детей и уровнем их успеваемости. Также были продиагностированы уровень школьной мотивации и отношение к учебе, состояние памяти, способность к обобщению, активность внимания и самоконтроля и выявила направленность на приобретение знаний школьников и проанализированы итоговые отметки школьников. Были использованы такие методики, как «Заучивание 10 слов» (автор Лурия А. Р.), «Исключение лишнего», «Пробы на внимание» (авторы П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая), «Анкета для оценки школьной мотивации» (автор Н.Лусканова), «Направленность на приобретений знаний» (авторы Е. П. Ильин, Н. А. Курдюкова) (рис. 1)

Рисунок 1. «Динамика наблюдения неуспеваемости младших школьников».

Исследование данной проблемы позволило раскрыть причины школьной неуспеваемости, которых на сегодняшний момент очень много. А именно:

- неподготовленность ребенка в школе;

- недостатки познавательной деятельности;

- недостатки развития мотивационной сферы ребенка;

- психофизиологические причины. К ним относят умственную отсталость; дефекты анализаторов (слуха, речи, моторики); педагогическую запущенность; слабую мотивационную сферу, слабую силу воли и лень;

- социальные факторы;

- причины неуспеваемости, зависящие от учителя (слабое знание учителем предмета и методики его преподавания, неумение проявлять требовательность к учащимся, незнание индивидуальных особенностей учеников, плохую организацию их работы, неумение сочетать требовательность к ученику с уважением к его личности и т.д.).

В заключении можно отметить, что трудности, возникающие в учебном процессе на начальном этапе, значительно мешают ребенку усваивать обязательную школьную программу.  Ведь именно на начальном этапе закладывается фундамент системы знаний, которые накапливаются каждый год, а так же в это время складываются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых неосуществимо последующие обучение. Отсутствие этого фундамента, не овладение начальными знаниями и умениями приводит к излишним трудностям в овладении учебной программой средних классов, в результате чего, такие школьники нередко выпадают из процесса обучения. Поэтому важно организовать и проводить систематически работу с целью профилактики, предупреждения и преодоления проблемы школьной неуспеваемости. Ведь лишь при помощи целостной системы взаимодействия педагогов, психологов и самого ребенка, можно добиться успехов.

Список литературы:

  1. Дубровина И. В. Рабочая книга школьного психолога.: М., 1991, с. 183-209.
  2. Монина Г., Панасюк Е. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником.: Санкт-Петербург, 2010. - C. 13-19.
  3. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной — СПб.: Питер, 2004, с. 327-335.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины агрессии в младшем школьном возрасте

Причины агрессии в младшем школьном возрасте...

Особенности возникновения и преодоления страхов у детей младшего школьного возраста

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные образы исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Литературы по данной пробле...

Психологические причины плохой успеваемости в младшем школьном возрасте.

Актуальность темы обусловлена тем, что в  наши дни, когда во всех сферах жизнедеятельности решаются сложные задачи всемерного повышения качества работы, возрастает и ответственность школы за уров...

Неуспеваемость детей младшего школьного возраста и ее причины

Проблема неуспеваемости очень многоаспектная. Исследованием этой проблемы занимались ученые, педагоги и психологи. Темой самообразования я выбрала данную проблему. Цель: раскрытие сущности неуспеваемо...

Статья "Психологические причины неуспеваемости в младшем школьном возрасте" Советы психологов.

Психологические причины неуспеваемости в младшем школьном возрастеПод неуспеваемостью обычно понимают более низкий, по сравнению с предусмотренным учебной программой, уровень усвоения учащимися содерж...

Психолого-педагогические причины неуспеваемости детей младшего школьного возраста в учебной деятельности и пути их преодоления.

В докладе рассматриваются причины неуспеваемости детей младшего школьного возраста в учебной деятельности и пути их преодоления....

Предпосылки возникновения речевых нарушений у детей младшего школьного возраста

Дети с ТНР относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Проблемы с речью у детей могут быть вызваны совершенно различными причинами и проявляться могут по-разному....