Неуспеваемость детей младшего школьного возраста и ее причины
проект

Шаравьева Оксана Александровна

Проблема неуспеваемости очень многоаспектная. Исследованием этой проблемы занимались ученые, педагоги и психологи. Темой самообразования я выбрала данную проблему.

Цель: раскрытие сущности неуспеваемости и ее причин.

Задачи:

  • познакомиться с историей изучения проблемы неуспеваемости;
  • выявить особенности неуспевающих школьников класса, их типологию;
  • определить причины неуспеваемости.

                 Предметом исследования является изучение причин             неуспеваемости младших школьников. Объектом – изучение неуспевающих детей (в сравнении с хорошо успевающими).       

Для решения поставленных задач и подтверждения гипотезы использованы следующие методы:

  • наблюдение за учебной деятельностью детей;
  • тестирования для изучения свойств внимания, особенностей мышления и памяти;
  • анкетирование с целью изучения мотивов учебной деятельности;
  • беседы с учителями, родителями;
  • социометрический метод для выявления статуса ребенка в группе.

     Ресурсы:  - методическая литература:

                         а) периодические издания за два последних года

                         б) педагогическая литература

                         г) коллеги по школе и узкие специалисты (психологи, логопед)

Статья содержит реферат по темам «Из истории проблемы неуспеваемости», «Неуспеваемость и ее сущность», «Причины неуспеваемости и предупреждение». Проведены некоторые исследования и диагностики, выявлены причины неуспеваемости у учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Мулянская средняя школа

Шаравьева Оксана Александровна

Неуспеваемость детей  младшего школьного возраста и ее причины

Педагогический проект

на 2018-2019 года

                                                   

2019

 

Неуспеваемость  школьников, действительно, является одной из самых сложных и острых проблем, требующих тщательного анализа. Тема очень интересная и требующая изучения большого количества литературы по данному вопросу. Ведь существуют различные причины неуспеваемости: плохое здоровье, нежелание учиться, непонимание значимости получаемых знаний для будущей жизни и многие другие. И поэтому при определении методов и приемов работы с таким ребенком нужно сначала провести тщательный анализ причин неуспеваемости.

К сожалению, еще многие учителя, не сомневаясь ни минуты и не пытаясь разобраться в причинах школьных неудач ребенка, относят неуспевающих учеников к категории «неспособных» или еще хуже того «умственно неполноценных». Очень быстро они перестают обращать на них внимание, ставят тройки только для того, чтобы перевести их в следующий класс, и не думают о том, что этим самым обрекают ребенка на стойкую неуспеваемость, положение изгоя в классе. Как правило, у таких детей развивается негативное отношение к школе, происходит патологическое формирование личности и характера.

Часто дети из-за этого замыкаются и даже не хотят посещать школу. Тетради неуспевающих детей бывают очень типичными: двойки, тройки, единицы, перечеркнутые красной ручкой задания и грозные послания родителям: «Задание не выполнено!», «Ваш ребенок не хочет работать!» и т. д. В результате ребенок совершенно теряет веру в себя, желание учиться чувствует свое положение безвыходным. Неправильно организованная коррекция наносит большой вред, осложняет и без того тяжелое положение, способствует развитию невротических расстройств, реакций протеста и в конечном итоге приводит к полной «школьной дезадаптации». А это очень сложная и малоприятная ситуация.

Проблема неуспеваемости очень многоаспектная. Исследованием этой проблемы занимались ученые, педагоги и психологи. Темой самообразования я выбрала данную проблему.

Цель: раскрытие сущности неуспеваемости и ее причин.

Задачи:

  • познакомиться с историей изучения проблемы неуспеваемости;
  • выявить особенности неуспевающих школьников класса, их типологию;
  • определить причины неуспеваемости.

                 Предметом исследования является изучение причин             неуспеваемости младших школьников. Объектом – изучение неуспевающих детей (в сравнении с хорошо успевающими).        

Для решения поставленных задач и подтверждения гипотезы использованы следующие методы:

  • наблюдение за учебной деятельностью детей;
  • тестирования для изучения свойств внимания, особенностей мышления и памяти;
  • анкетирование с целью изучения мотивов учебной деятельности;
  • беседы с учителями, родителями;
  • социометрический метод для выявления статуса ребенка в группе.

     Ресурсы:  - методическая литература:

                         а) периодические издания за два последних года

                         б) педагогическая литература

                         г) коллеги по школе и узкие специалисты (психологи, логопед)

Содержание деятельности:

Задачи

Решение

Прогнозируемый

Результат

1. Найти и изучить информацию по данной теме в методической литературе.

Изучение литературы (октябрь 2018 – январь 2019)

Подшивка статей по теме.

2. Составить реферат по теме

Из истории проблемы, неуспеваемость и ее сущность, причины неуспеваемости и предупреждение (февраль – май 2019)

Реферат

3. Исследование причин неуспеваемости в классе

Исследование (сентябрь 2018 – февраль 2019)

Результаты исследований

4. Наметить коррекционную работу по устранению причин

Планирование работы с учащимися и педагогами (март – май 2019)

Результативность:

Мною изучена некоторая литература по данной теме (Интернет ресурсы)

  1. Бабанский Ю.К. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников.-  Ростов-на-Дону: «Просвещение», 1972
  2. Безруких М.М. Проблемные дети.-  М.: «Просвещение», 1991
  3. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика.- М.: «Просвещение», 1980
  4. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Учимся читать и писать – М.: «Знание», 1994
  5. Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М.: «Педагогика»,1991
  6. Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления.- М.: «Просвещение», 1978
  7. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка.- М.: «Просвещение», 1983
  8. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника.- М.: «Педагогика», 1989
  9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога.- М.: «Просвещение», 1991
  10. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.-  Киев: «Радянська школа», 1988
  11. Цетлин С.В. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение.-М.: «Просвещение», 1989

Составлен реферат по темам «Из истории проблемы неуспеваемости», «Неуспеваемость и ее сущность», «Причины неуспеваемости и предупреждение». Проведены некоторые исследования и диагностики, выявлены причины неуспеваемости у учащихся Фадеева А., Баландиной С., Туневой М. После обследования этих учащихся и решению ПМПК был прописан индивидуальный образовательный маршрут для этих учащихся.


 История изучения проблемы неуспеваемости.

Из опыта учителей школ Ростовской области.

       Проблема неуспеваемости очень актуальна: ее рассматривали разные ученые, педагоги и психологи. Большой вклад в разработку данного вопроса в пятидесятых годах внесли учителя школ Ростовской области. Они поставили перед собой конкретную задачу: преодоление второгодничества и с достоинством выполнили ее. Хотелось бы задать вопрос: что наиболее общее и типичное лежит в основе работы школ по предупреждению и преодолению неуспеваемости и второгодничества. Учителя Ростовских школ выделили несколько главных моментов:

  • психологическая подготовка учителя и руководителей школ;
  • вооружение учителя передовыми методами и приемами обучения и воспитания;
  • повышение эффективности обучения на основе связи с жизнью; неразрывная связь обучения и воспитания;
  • индивидуализация обучения – «учить на уроке всех и учить каждого»;
  • повышение уровня руководства школы;
  • согласованность действий администрации, общественных организаций школы и родителей.

    Перечисленный круг вопросов, конечно, не исчерпывает всего многообразия форм и условий работы школы, связанных с преодолением неуспеваемости. На протяжении многих лет учителя Ростовских школ постепенно шли к намеченной цели и добились значительного уменьшения числа второгодников и неуспевающих.

Опыт школ Дона убедительно показывает, что каждый учитель может добиться полной успеваемости всех учеников, если своевременно заметит отставание ученика и поможет ему. По их мнению причины интеллектуальной пассивности в учении нормального в умственном развитии ученика кроются чаще всего не в нем самом, а в организации учебной работы в школе и дома, в постановке воспитания, в условиях жизни ребенка в семье, в незнании учителем своих учеников и многом другом. Также глубокое изучение отстающих учащихся учителями Донских школ привело к выводу, что из множества причин, порождающих отставание, можно выделить следующие:

  • неправильное отношение школьников к учению, отсутствие познавательных и учебных интересов;
  •  трудность усвоения текущего материала, в связи с непрочными знаниями раннее изученного;
  • слабые навыки в учебной работе;
  • неумение напряженно трудиться, отсутствие волевого усилия;
  • пропуски занятий;
  • состояние здоровья.

Надо прежде всего знать конкретные причины, чтобы правильно определить рекомендации и методы, обеспечивающие отставание в учении. Повышению качества знаний учащихся во многих школах Ростовской области способствовало положительное влияние труда. Правильно организованный общественно-полезный труд, побуждает учащихся связывать трудовой процесс с полученными знаниями, применять их на практике. Кроме того, трудовая деятельность учащихся приучает их преодолевать трудности, повышает общий тонус умственной работы и способствует волевому напряжению в учении.

Большое внимание учителя уделяют самостоятельной работе учащихся, считая ее залогом успеха в учении.

Учителя Дона настойчиво боролись за максимальную эффективность каждого урока. Они старались исключить шаблонность уроков, подобрать интересные формы и приемы работы на уроке, для наиболее лучшего и успешного запоминания и последующего воспроизведения изучаемого материала.

Определив причины неуспеваемости и наметив методы и приемы работы с такими учениками учителя Ростовских и Донских школ достигли больших успехов. Конечно сделано было еще далеко не все, но по итогам 1963-64 учебного года из 276552 учащихся в области было оставлено на второй год всего 3395. А по начальным классам успехи еще более заметны: из 127707 учащихся первых – четвертых классов оставлено было 543, а некоторые школы в начальных классах не имели ни одного второгодника.

 Изучение проблемы неуспеваемости Н.А. Менчинской.

Н.А. Менчинская в своей книге «Проблемы учения и умственного развития школьника» тоже освещают проблему неуспеваемости детей.

[14 ] Согласно ее исследованиям, важным свойством личности, влияющем на неуспеваемость школьника, является его обучаемость или способность к усвоению знаний. При характеристике этого свойства личности особенно отчетливо следующее: есть одно условие, при котором любой вид психической деятельности представляет для школьника с пониженной обучаемостью большую трудность, - необходимость проявлять активность личности. Например: если нужно решить какую-либо задачу, и для этого надо самостоятельно надо выполнить ту или иную операцию (анализ, синтез, обобщение и т.д.) то именно этот вид деятельности, требующий активности личности, особенно затрудняет ученика с пониженной обучаемостью. Поэтому, если дается задание описать то, что он видит на картинке, школьник называет только те признаки, которые ему сразу «бросились в глаза». Там, где нужно запомнить, он прибегает только к непосредственному механическому запечатлению и воспроизведению материала в том виде, как он  у него сохранился в памяти, не внося в него никаких изменений, не делая усилий что-то припомнить. Ученик с пониженной обучаемостью все более и более отстает от своих товарищей по классу, поскольку старается избежать активной учебной деятельности, не упражняя и не развивая тех психических функций, которые непрерывно упражняются и развиваются у других учеников при самостоятельной работе на уроках и дома. Дети, испытывающие трудности в учении, обычно производят впечатление таких, которые не способны концентрировать свое внимание. И действительно, на уроке они часто отвлекаются посторонними раздражителями, вопросы учителя застают их врасплох и т. д. Однако, когда им предложили выполнить корректурную методику, не ограничивая их при этом во времени, то дети с пониженной обучаемостью дали результаты ни сколько не хуже тех, которые были получены от товарищей по классу. Следовательно, при соответствующих условиях они могут концентрировать свое внимание. Однако для этого им требуется больше усилий, а следовательно, больше времени.

Таким образом, внимание является вторичным явлением, его нельзя считать первопричиной возникновения трудностей в учении, оно само обусловлено тем, что ученик в силу особенностей своего мышления не вовлечен в активную учебную работу, ему трудно участвовать в ней.

Следует отметить, что за неуспеваемостью того или иного ученика стоит сложная индивидуальность с присущей ей своеобразной историей развития. И тем не менее. Вполне правомерна попытка разработать типологию неуспевающих школьников, выделить те типичные черты, которые характерны для целых групп школьников


 Неуспеваемость и ее сущность.

Понятие неуспеваемости. Связь терминов «неуспеваемость» и «отставание»

Итак неуспеваемость сложное и многогранное понятие, которое разные ученые определяли по-разному. За основу взято следующее определение неуспеваемости.

Неуспеваемость – ситуация, при которой результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки счета, чтения, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др.. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной и экономической позиции. Педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска. Неуспеваемость – сложное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении. Неуспеваемость трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности. Неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие.

Отставание – невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения неуспеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполненных требований, а каждый отдельный случай такого невыполнения, то есть один из элементов этого процесса.

Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. В неуспеваемости как продукте синтезированы отдельные отставания, она итог процесса отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют в конечном счете неуспеваемость.

Психологическая характеристика неуспевающих школьников.

Общая характеристика.

Для всех неуспевающих школьников характерна прежде всего слабая самоорганизация в процессе учения: отсутствие сформированных способов и приемов учебной работы, наличие устойчивого, неправильного подхода к учению. Неуспевающие учащиеся не умеют учиться. Они не хотят или не могут осуществить логическую обработку усваиваемойтемы. Эти школьники на уроках и дома работают не систематически, а если оказываются перед необходимостью подготовить урок, то либо делают наспех, не анализируя учебного материала, либо прибегают к многократному чтению его с целью заучивания наизусть, не вникая в сущность заучиваемого. Эти учащиеся не работают над систематизацией усваиваемых знаний, не устанавливают связь нового материала со старым. Вследствие этого знания неуспевающих имеют бессистемный фрагментарный характер.

Низкая самоорганизация неуспевающих школьников проявляется также в низком овладении психическими функциями как память, восприятие, воображение, мышления, а также  в неумении организовать свое внимание. Как правило на уроках неуспевающие школьники невнимательны. Воспринимая учебный материал, они не стремятся воссоздать его в виде образов, картин. Педагогам массовой школы хорошо известно, что дети, стойко неуспевающие и не усваивающие школьную программу, имеют отрицательные особенности характера и нарушение поведения.

 Было проведено исследование особенностей психического развития, что позволило выявить ряд условий, способствующих формированию искажений в развитии личности детей. Первым и наиболее важным фактором становления отрицательных черт характера является нежелание учиться, отвращение неуспевающего ребенка ко всякого рода учебной работе. Стойкие трудности в усвоении материала, постоянное чувство неуспеха естественно приводят к тому, что такие дети избегают самого процесса приготовления уроков, рвут тетради, прячут учебники, плачут в ответ на школьные требования. Они начинают прогуливать занятия, дома лгать, обманывать, говорить что «ничего не задано», а в школе, - что «забыл книги дома» и т. д. В этих поступках начинают проявляться эмоциональные искажения, зачатки отрицательных черт характера уже в первые шесть месяцев, в течение первого года обучения. Также  особенности поведения формируются очень быстро и уже ко второму полугодию такие дети, очень заметны в массовой школе. К этому времени ( то есть ко второму классу ) присоединяется следующий фактор – конфликтные отношения с учителями. На первый взгляд, может показаться, что учителя предвзято относятся к неуспевающим детям: грубо к ним обращаются, кричат, делают замечания и т. д. В то же время  можно понять, что такое поведение учителей вызвано беспомощностью, неумением работать с такими детьми. Здесь используются все доступные средства. Повышенным тоном и интонациями педагоги пытаются привлечь внимание слабоуспевающих учеников, включить их в учебную работу, заставить заниматься. Стойкая конфликтная ситуация приводит к тому, что и неуспевающие дети через короткое время начинают дерзить в ответ, грубить учителю, демонстративно уходить с урока, срывать учебный процесс. У неуспевающих школьников возникают и закрепляются  разнообразные отрицательные черты характера – конфликтность, злобность, возбудимость. Аналогичные проблемы возникают у стойко неуспевающих детей по отношению к родителям. В младшем школьном возрасте хорошо видно, что отрицательные черты характера, нарушение поведения, формируются через некоторое время, с интервалом полгода после трудностей обучения, конфликтов с учителями и родителями. Естественно, что после конфликтов с учителями и родителями неуспевающие дети становятся агрессивными, драчливыми, неуправляемыми, злобными и по отношению к сверстникам. Заметно, что в первых классах более развитые и умные сверстники (видя как к неуспевающим детям относятся учителя и родители), также начинают демонстрировать при всяком удобном случае свою неприязнь. Это выражается более тонко, в виде издевок, обидных прозвищ, игнорирования неуспевающих школьников, ответные реакции неуспевающих детей возникают через некоторое время( через 1месяц – 1год ), но они очень обнажены и грубо проявляются. Неуспевающие школьники дерутся, пропускают школьные занятия. Уже к четвертому классу все поведение пронизано отрицательными чертами характера.

У школьников, отстающих в учении, наблюдается своеобразие не только умственного развития и процессов произвольной регуляции действий, но и личностных параметров умственной деятельности. Личностные отклонения, как правило, являются вторичными, то есть образуются как следствие той общей неблагоприятной ситуации, в которой оказывается ребенок, имеющий низкую успеваемость. Это прежде всего относится к формирующимся у него самооценке и уровню притязаний.

В психологии проблеме изучения и формирования самооценки учащихся посвящен ряд работ (И.А. Липкина, 1973 год; Е. И. Савонько, 1972 год; В.С. Мерлин, 1973 год и другие) [ 11 ]

Самооценка рассматривается как необходимый и сложный компонент личности. Самооценка является необходимым компонентом самосознания, осознание человеком самого себя, своего отношения к окружающим его людям, к самому себе. По результатам исследования отмечается, что большинство учащихся, особенно неуспевающие, не имеют правильного представления о своих возможностях. Так, по данным Б.Г.Афанасьева ( 1980 год ), совпадение педагогической оценки и самооценки у сильных учеников наблюдается в 46% случаев, а у неуспевающих – только в 18%.

Исследования проблем неуспеваемости школьников показали, что под влиянием постоянных неудач в учебе они становятся пассивными, равнодушными, с ярко выраженной мотивацией избавления наказания и с заниженной самооценкой (В.С.Цетлин, 1977 год; А.К.Маркова, 1983 год; М.В.Ватюхина, 1984 год и другие). Особенно явно эти качества выражаются у школьников с задержкой психического развития.

К таким же выводам пришли ученые ГДР. Отмечается что у этой категории учащихся «теряется вера в себя», ученику начинает казаться, что ему не под силу понять новый материал и все его усилия обречены на провал; ухудшается социальный статус ученика в классе (Г.Маттес, 1984 год). Известно что дети по разному относятся к допускаемым ими ошибкам. Одни, вспомнив задание, тщательно его проверяют, другие тут же отдают учителю, третьи, подолгу задерживают работу, боясь выпустить ее из рук. На замечания учителя: «В твоей работе есть ошибка» - ученики реагируют не одинаково. Одни просят не указывать где ошибка, а дать им возможность самим найти ее и исправить. Другие с тревогой, бледнея и краснея спрашивают: «А какая, где?» - и безоговорочно соглашаясь с учителем, принимают его помощь. Третьи тут же пытаются оправдаться  ссылками на обстоятельства.

Отношение к собственным ошибкам, промахам, недостаткам не только в учении, но и в поведении – важнейший показатель самооценки личности.

Виды неуспеваемости.

Определение видов неуспеваемости содержится в целом ряде работ. Например, А.А.Бударный различает два вида неуспеваемости. Он указывает что неуспеваемость есть понятие условное, конкретное содержание которого зависит от установленных правил перевода учащихся в следующий класс. Поскольку в школе переводят в следующий класс тех, кто удовлетворяет минимуму требований, соотносящихся с баллом «3», то неуспеваемость рассматривается отметками «2» и «1». Это та «абсолютная» неуспеваемость, которая соотносится с минимумом требований. Выдвигается и другое понятие, соотносимое не только с минимумом требований, но и с возможностями отдельных учащихся. Это так называемая относительная неуспеваемость – недостаточная познавательная нагрузка тех учащихся, которые могли бы превысить обязательные требования.

Определение видов неуспеваемости содержится и в ряде работ А.М.Гельмонта, который выделил три вида неуспеваемости в зависимости от количества учебных предметов и устойчивости отставания:

  • 1 – это общее и глубокое отставание по многим или всем учебным предметам длительное время;
  • 2 – частичная но относительно стойкая неуспеваемость, по одному – трем наиболее сложным предметам (как правило русский и иностранные языки, математика);
  • 3 – неуспеваемость эпизодическая, то по одному, то по другому предмету, но относительно легко преодолеваемая.

  Во всех случаях А.М. Гельмонт имеет в виду фиксированную неуспеваемость: к неуспевающим он относит тех учащихся, которые «приходят к концу четверти с грузом неудовлетворительных оценок».

        [  8  ]

По тем же критериям выделяет виды неуспеваемости и Ю.К. Бабанский. Здесь также в основном имеется в виду фиксированная неуспеваемость, виды которой связываются автором с порождающими ее причинами.

Типология неуспевающих.

Как путь проникновения в сущность неуспеваемости можно рассматривать и выявление типов неуспевающих школьников. Имеется целый ряд попыток научного обоснования типологий неуспевающих школьников.

В основу типологии неуспевающих школьников разные авторы кладут изученные ими причины неуспеваемости. Так поступает, в частности, Л.С. Славина: типы неуспевающих выделяются по доминирующей причине. Одну группу неуспевающих составляют те учащиеся, у которых отсутствуют действенные мотивы учения, другую – дети со слабыми способностями к учению, третьи – с неправильно сформировавшимися навыками учебного труда и не умеющие трудиться. Тот же метод используют А.А. Бударный, Ю.К. Бабанский и некоторые другие авторы.

Имеются попытки построить типологию на иных основаниях, в частности, на характеристиках учебного труда учащихся и структуре их личности. Такой подход можно обнаружить у П.П. Блонского, который, составляя общую типологию школьников, выделил и типы неуспевающих. Это, во-первых, тип названный им «плохой работник». Его чертами являются следующие:

  • задания воспринимает невнимательно, часто их не понимает, но вопросов учителю не задает, разъяснений не просит;
  • работает пассивно (постоянно нуждается в стимулах для перехода к очередным видам работы);
  • не подмечает своих неудач и трудностей;
  • индифферентно относится к результатам работы.

Другой выделенный тип назван патологическим – это эмоциональные, часто имеющие неудачи в учении школьники, встречающие специфическое к себе отношение окружающих. Они заявляют «не могу» до начала работы, нуждаясь в одобрении со стороны окружающих, тяжело переносят трудности и неудачи. В данном случае выделенные черты носят скорее психологический, нежели дидактический характер.

Психологическую типологию неуспеваемости дает Н.И. Мурачковский: за основу в данном случае взят характер взаимоотношений наиболее существенных сторон личности школьников.

Существует еще множество типологий неуспевающих школьников по различным основаниям.

Безруких М.М. выделяет следующие группы детей, которым трудно учиться и которые в конечном итоге могут стать неуспевающими.

Нервные дети с временной задержкой психического развития.

Причины трудностей в обучении и неуспеваемости часто связаны с временной задержкой психического развития и с нервной системой. Группа детей, объединенных характеристикой «временная задержка психического развития» чрезвычайно разнородна. Она занимает промежуточное положение между нормой и легкой степенью умственной отсталости. Как правило, в дошкольный период в коллективе детского сада, эти дети ничем не отличаются от своих сверстников, а трудности обучения начинают проявляться и нарастать постепенно с увеличением сложности, повышением темпа работы, необходимостью логически мыслить. Такие дети с трудом понимают, что от них надо, не могут быстро переключиться на новый вид работы, плохо усваивают чтение, письмо, математику. Сложность и в том, что каждый случай «задержки» может иметь свою причину и свои проявления, а значит требуют индивидуальной оценки. Временная задержка психического развития может возникнуть по разным причинам (патология беременности, заболевание и т. д.). В результате ребенок не здоров. Нужно провести комплексное обследование ребенка врачом – психоневрологом, дефектологом, психологом, логопедом.

Такие дети способны усваивать школьную программу только при индивидуальном подходе, своевременной и правильной помощи учителей. С такими детьми очень сложно работать, но они есть и недопустимо игнорировать их. Занимаясь с таким ребенком нужно быть очень внимательным и терпеливым, не скупиться на похвалу. Не даром русская пословица гласит: «Старание и труд все перетрут». Главное чтобы такие дети были вовремя замечены и к каждому был найден индивидуальный и наиболее эффективный способ работы.

Ослабленные дети.

Проблема трудности обучения в начальной школе очень мало изучена, но она есть. Ребята недавно пришли в школу и по какой-то причине они отстают. Стоит сначала подробно рассмотреть особенности адаптации ребенка и трудности обучения, связанные с различными нарушениями состояния здоровья.

Ведь часто почти все трудности, возникающие у детей, учителя связывают главным образом с успеваемостью. При этом оценка ребенка укладывается как правило, в типичную схему: отличник – значит хороший ученик, получает двойки – значит плохой. Соответствуют этой схеме и применяемые меры. А то, что ребенок еще, может быть, не привык к правилам школы, ему трудно адаптироваться, приспособиться к новому статусу ученика. Безусловно здесь возникают трудности, и учитель должен быть к ним готов. В первое время поведение и самочувствие ребят меняется в худшую сторону, но затем пройдет 2-3 месяца, все наладится. Но не всегда бывает все так благополучно. Уже в начале года становится ясно, что не всем детям учеба по силам, некоторым она не по силам они по-видимому очень быстро устают и не оправдывают тех надежд, которые подавали в первые дни. Многие часто болеют, пропускают занятия, отстают.

Каждому учителю знакомы эти рассеянные, забывчивые ученики, с очень неустойчивой работоспособностью. Усталость у них возникает уже на первом уроке, они с трудом понимают объяснения учителя, сидят с безучастным видом, ложатся на парты. Уроки им кажутся непомерно длинными. Утомление у них выражается резко сниженной работоспособностью, замедленным темпом деятельности. Иногда ребенок очень старательно готовит дома какой-нибудь предмет, но в классе у доски теряется, пугается, как будто совсем не учил урока.

Необходимо ясно представлять себе что лежит в основе нарушений, которые называют астеническим состоянием и какие меры может и должен принять именно он, учитель, что он может сделать, чтобы помочь ребенку. Надо вовремя уловить ту грань, когда надо бить тревогу, когда становятся необходимыми педагогическая коррекция и медицинская помощь. Нужно помнить, что ребенок вовсе не глуп, как чаще всего считают, - просто темп деятельности, скорость усвоения материала, память снижены из-за общей ослабленности организма.

Здесь нужна и особо важна тактика педагога. К сожалению, на практике мы встречаем это не так часто. Главной помощью для таких детей является организация щадящего режима, полноценного сна, отдыха на свежем воздухе, снижение учебной нагрузки, рациональная организация домашних учебных заданий. Это дети не для «продленки».

Со стороны родителей недопустимо наказание за плохую успеваемость в виде лишения прогулки, отдыха, подарков.

Своевременное принятие мер, способствует улучшению состояния здоровья ученика.

Леворукий ребенок.

Эти дети заслуживают особого внимания учителей. Они имеют «весь набор трудностей обучения». Леворукому ребенку очень трудно в праворуком мире. [ 15   ]

Раньше это явление даже считалось патологией, да и отношение к леворукости, как к чему-то плохому имеет далекую историю. В качестве примера можно взять перевод слова левый с французского языка – неумелый, неуклюжий. Часто в раннем детстве родители не замечают леворукости, а лишь когда ребенок начинает писать и рисовать они требуют «сменить руки», они стараются переучить его. К сожалению, еще бытует представление о том, что у леворуких детей более низкие умственные способности, чем у праворуких, хотя ученые опровергают это мнение.

Но сейчас, к счастью, немногие родители «переучивают» своих детей, считая это нецелесообразным и вредным явлением. Но появилась новая проблема – методика обучения письму, посадка ребенка, положение тетради.

 У леворуких детей чаще всего проявляются трудности обучения письму, медленнее скорость письма, и хуже связность.

Есть ряд правил, которые леворукий ребенок должен соблюдать в школе и дома. И очень важно учителям и родителям объединять свои усилия для создания благоприятных условий для развития леворуких детей и рассматривать леворукость не как отклонение от нормы, а как индивидуальный вариант, как проявление индивидуальности в пределах нормы.


Причины неуспеваемости. Предупреждение неуспеваемости.

Классификация причин неуспеваемости.

В основе неуспеваемости всегда лежит не одна причина, а несколько, и часто они действуют в комплексе. Среди них можно обозначить следующие: несовершенство методов преподавания, отсутствие позитивного контакта с педагогом, страх оказаться лучше других учеников, высокая одаренность в какой-либо конкретной области, несформированность мыслительных процессов и т. д. Однако имелись попытки тё        ем или иным образом сгруппировать причины неуспеваемости. Так, Гельмонт поставил задачу соотнести причины неуспеваемости с ее категориями. Им выделены причины трех категорий неуспеваемости:

  • глубокого и общего отставания (1 категория);
  • частичная но относительно глубокая неуспеваемость (2 категория);
  • эпизодическая неуспеваемость (3 категория).

В качестве причин первой категории отмечены:

  1. низкий уровень предшествующей подготовки ученика: неблагоприятные обстоятельства разного рода (физические дефекты, болезнь, плохие бытовые условия и т. д.);
  2. недостатки воспитанности ученика (лень, недисциплинированность, его слабое умственное развитие).

Для второй категории указаны:

  1. недоработка в предыдущих классах (отсутствие должной преемственности);
  2. недостаточный интерес ученика к изучаемому предмету, слабая воля к преодолению трудностей.

Для третьей категории выявлены:

  1. недостатки преподавания, непрочность знаний, слабый текущий контроль;
  2. неаккуратное посещение уроков, невнимательность на уроках, нерегулярное выполнение домашних заданий.

П.П. Борисов рассматривает три группы причин:

  1. Обще принятые причины.
  2. Психофизиологические причины.
  3. Социально-экономические причины.

Причины первой группы порождаются недостатками учебно-воспитательной работы учителей.

Вторая группа причин обусловлена нарушениями нормального физического, физиологического и интеллектуального развития детей.

Причины третьей группы, отмечает П.П. Борисов, непосредственно не зависят от воли учителей и учащихся. К ним он относит слабую материально-техническую базу школы, низкий уровень дошкольного воспитания детей, не разработанность проблем языка обучения, домашние условия жизни учащихся, культурный уровень родителей, отношения в семье, нехватку учителей.

Еще одну классификацию причин неуспеваемости предложил Ю.К. Бабанский. Причины неуспеваемости он разделил на причины внутреннего и внешнего плана. К причинам внутреннего плана относятся дефекты здоровья детей, их развитие и т. д. К причинам внешнего плана – в первую очередь педагогические:

  • недостатки дидактических и воспитательных воздействий;
  • недостатки учебных планов, программ;
  • недостатки внешкольных влияний, включая семью.

Немаловажное значение имеет и влияние семьи. В литературе, посвященной причинам неуспеваемости, влияние семьи изучено довольно глубоко. Отмечаются такие довольно частые причины неуспеваемости и отсева как: разлад в семье или ее распад, грубость отношений, алкоголизм, антиобщественное поведение родителей. Вскрыты и такие причины, как равнодушие родителей к детям, к их образованию, ошибки в воспитании, неумелая помощь детям. Нас особенно интересуют те данные, которые характеризуют влияние семьи на неуспевающих школьников. Так, в работе Уайзмена изучалось влияние среды на способных и неспособных школьников. Выяснилось, что окружение влияет на успешное развитие способных детей в большей степени, чем на успехи малоспособных.

Выяснено, что для отстающих детей в отношении к ним родителей важна поддержка, внимание и ласка, для способных же главное – положительное отношение родителей к образованию.

Наблюдения за учащимися в школе, беседы с ними, учителями и родителями привели к выводу, что среди недостатков семейного воспитания, отрицательно влияющих на успешность учения школьников, неправильное стимулирование учения детей – немало -важный момент. Родители в большинстве случаев интересуются учением детей и их успехами, но следят в основном за отметками. Сущность образованности и ценность школьных знаний и умений для становления ребенка как человека, как активного члена общества, как-то отходит на задний план. Детей не спрашивают, что было интересного в школе, что нового они узнали, каких успехов достигли. Не спрашивают о том, довольны ли они своей работой и довольны ли ими учителя. От того, что родители не вникают в содержание деятельности детей, они не могут, естественно, судить о ее качестве (видят только количество – много или мало сидит ребенок за уроками, хорошие или плохие отметки получает), поэтому они не только не содействуют воспитанию у детей адекватной самооценки, но и часто мешают этому. Одни родители мешают тем, что вольно или невольно создают у детей заниженную или завышенную самооценку, сами вступают в конфликт со школой на этой почве. Заниженную оценку создают те родители, которые желая в душе, чтобы их дети были самыми лучшими, самыми способными и, видя отдельные неудачи детей, попрекают их: «Ну вот опять ты хуже всех! Опять не сумел на «5» написать работу», «Ничего из тебя не выйдет, тупой ты у меня. Не то, что другие дети» и т. д. Другие, поддерживая завышенную самооценку сына или дочери, всегда готовы согласится с тем, что в школе его (ее) не оценили по достоинству. Не разобрав сути дела, такие родители приходят в школу, только чтобы предъявить претензии учителям.

А ведь родители и учителя должны объединить свои усилия, и создать все условия для нормального и успешного обучения ребенка.

Существует еще огромное количество классификаций, но они не противоречат, а лишь дополняют друг друга и помогают с разных сторон рассмотреть проблему неуспеваемости.

Пути и методы исследования школьной неуспеваемости.

Способы обнаружения отставаний представляют собой своеобразное сочетание средств наблюдений и контроля. Важно отметить, что способы обнаружения признаков отставаний не привносятся в учебный процесс извне, они изыскиваются в нем самом, выбираются из числа необходимых в обучении действий учителя и учащихся.

Основными способами обнаружения служат: наблюдения за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи, а вопросы учителя или его требования сформировать то или иное положение, обучающие самостоятельные работы в классе. Учитель наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.

Отбор признаков отставаний тесно связан со способами их обнаружения: то или другое проявление отставания только в том случае можно расценивать как признак, если имеет доступный для применения на уроке способ его обнаружения. Можно дать описание признаков возможных отставаний учащихся:

  • ученик не может сказать в чем трудность задачи, наметить план ее решения, указать, что новое получено в результате ее решения, решить задачу. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушаний объяснений учителя;
  • ученик не задаёт вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текста, в те моменты когда учитель рекомендует литературу для чтения;
  • Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мыслей, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя;
  • Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя;
  • Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое оно дано правило, не выполняет предписания, правила, путает порядок действий. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности;
  • Ученик не может воспроизвести определений понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от главного текста, не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.

Предлагаемая совокупность признаков не разнесена по классам, по учебным четвертям, не конкретизирована в связи с темами программ. Такая конкретизация  - задача частных методик.

Пути предупреждения и преодоления неуспеваемости.

И последняя, но очень важная проблема – предупреждение и возможности коррекции неуспеваемости.

На протяжении всей дипломной работы звучала мысль о том, что неуспевающего ребенка нужно вовремя выявить и вовремя прийти ему на помощь, чтобы «подтянуть» его, и нередко неуспевающие ученики при правильной своевременной помощи учителя становились успевающими. На первый план в работе с такими детьми выдвигаются воспитательные и развивающие педагогические воздействия. Целью работы с неуспевающими признается не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно, потому что догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать. Допускается временное снижение требований к неуспевающим школьникам, что позволит им постепенно наверстать упущенное. Осуществляется нейтрализация причин неуспеваемости (устранение отрицательно действующих обстоятельств и усиление положительных моментов). При разработке путей совершенствования учебно-воспитательного процесса, как правило, имеется в виду создание особо благоприятных условий для неуспевающих школьников. Разрабатываются также отдельные меры, распространяющиеся на всех учащихся; они служат для общего улучшения условий обучения и воспитания учащихся в школе. Сюда относятся рекомендации о том, как активизировать познавательную деятельность учащихся и их самостоятельность, усиливать творческие элементы в ней, стимулировать развитие интересов. Плодотворными представляются пути перевоспитания отношений, предложенные в некоторых педагогических и психологических работах: поставить перед учеником такие доступные для него задачи, чтобы он мог достигнуть успеха. От успеха, даже самого незначительного может быть проложен мост к положительному отношению к учебе. С этой целью используют игровую и практическую деятельность, приобщают неуспевающих учеников старших классов к занятиям с отстающими учениками младших классов.

Обращено внимание на особые условия опроса для неуспевающих учащихся. Рекомендуется давать им больше времени для обдумывания ответа у доски, использовать план, схемы, плакаты. Опрос слабоуспевающих учеников рекомендуется сочетать с самостоятельной работой других учащихся с тем, чтобы с отстающими отвечающими учениками можно было провести индивидуальную беседу, выяснить затруднения, помочь наводящими вопросами. Отмечается, что в ходе самостоятельной работы на уроке задания для слабоуспевающих учеников полезно разбивать на этапы, дозы, более подробно, чем других учеников, инструктировать их. Необходимо и дифференциация домашней работы учащихся. В практике школы широко используются разного рода дополнительные занятия с отстающими. Для предупреждения неуспеваемости, как показал анализ условий, вызывающих отставание, основное значение имеет совершенствование процесса обучения, усиление его воспитывающего и развивающего воздействия.

Деятельность учителя по предупреждению неуспеваемости требует, чтобы при обнаружении отставания оперативно принимались меры к его устранению. Повседневное наблюдение за детьми, постоянная поддержка, стимулирование их усилий – важное условие предупреждения неуспеваемости. Необходимость изучения детей для осуществления индивидуального подхода к ним, подчеркивается всеми авторами. Изучение ведется на основе школьной документации, путем наблюдения, с помощью вопросов и анкет, бесед с родителями и учителями.

Следует создать для ребенка благоприятные условия для его умственного и физического развития. Необходимо помнить о том, что учитель должен убедиться, что ребята действительно разобрались в новом материале, иначе пробелы в знаниях будут наслаиваться друг на друга и позже это приведет к огромным проблемам. Уроки должны проходить интересно, с использованием наглядности, так как известно что особенно в младшем школьном возрасте дети лучше запоминают, если на уроке используется различные красочные пособия (но не следует забывать и об отрицательной роли наглядного материала), чтобы стимулировать интерес и познавательную деятельность детей. Задания лучше всего подбирать индивидуально для неуспевающих детей, чтобы они не чувствовали себя хуже других.

Как уже выше отмечалось причины неуспеваемости могут быть разными: болезнь ученика, его недисциплинированность, слабохарактерность, плохие бытовые условия, конфликты с родителями, учителями и товарищами. Из числа таких разнообразных причин учитель должен выбрать те, которые могли бы сыграть роль в жизни данного ученика. Но эти причины являются следствием других более общих и более глубоких, и они тоже могут быть вскрыты учителем. Опираясь на результаты своего анализа, учитель должен принять решение о том, какие воспитательные воздействия необходимы.


 Исследования причин неуспеваемости младших школьников (практическая часть).

Для подтверждения или опровержения гипотезы о том, что успеваемость детей зависит и от уровня развития интеллекта, и от мотивов учения, проведены исследования с детьми, неуспевающими в учебной деятельности по разным причинам. Для сравнения взят один ребёнок с хорошей успеваемостью.

 Исследование особенностей интеллекта.

  1.     Исследования особенностей логической и механической памяти.

Цель: выявить особенности памяти детей.

Метод: тестирование.

Содержание метода:

а) ребятам нужно запомнить десять слов, которые читаются им несколько раз, учитель в свою очередь фиксирует слова которые назывались и те, которые ученик назвать не смог. Затем по прошествию некоторого количества времени ребенок должен назвать те слова которые он запомнил, но уже без прочтения этих слов учителем.

б) ребятам предлагается десять словосочетаний, причем по мере того как учитель читает каждое следующее словосочетание ребята зарисовывают его себе схематично, затем они по памяти, с помощью своих схемок-рисунков называют словосочетания.

1. Для этой методики были взяты следующие слова: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед.

Итак: проведя данные исследования мы можем увидеть следующее:

  1. Еговцева Кира справилась с заданием довольно успешно, уже на третий раз Кира назвала все слова, и по прошествию 40 минут она назвала 8 из 10 представленных слов, что свидетельствует о том, что у нее долговременная  и довольно устойчивая память. Что же касается  логической памяти, то Кира из 10 словосочетаний по нарисованным ею картинкам смогла правильно назвать только 6 словосочетаний.
  2. Макунин Никита справился с заданием не очень хорошо, даже к третьему разу Никита не назвал и половины прочитанных ему слов, причем он даже не пытался установить какие-либо логические связи между словами, а лишь повторял их про себя и пытался «зазубрить, что свидетельствует о том, что скорее всего и при выполнении работ, требующих запоминания, Никита прибегает к приему «неосмысленного заучивания». Память у него довольно не устойчивая, недолговременная, объём невелик. Что касается логической памяти, он смог правильно назвать по своим схемкам 5 из предложенных 10 словосочетаний.
  3. Биянов Иван с заданием справился довольно успешно, уже ко второму разу назвал 10 из прочитанных слов, запоминая слова посредством выстраивания логических цепочек между ними, например: « окно – стул, рядом с окном стоит стул». По прошествию некоторого времени назвал правильно все 10 слов, что свидетельствует об устойчивой долговременной памяти. Что касается логической памяти, то он по своим рисункам смог правильно восстановить 9 из 10 словосочетаний.

Итак: мы видим что память у ребят так же как и приемы запоминания очень разные: одни запоминают посредством составления логических связей между словами, другие способом «зазубривания».

2) Исследования особенностей внимания

1

4

9

2

8

11

7

8

10

9

3

11

2

5

7

13

6

1

12

3

12

10

4

6

5

Цель: выявить особенности внимания.

Методика: красно-черная таблица.

               Содержание метода: учащимся предлагается данная таблица и            даются следующие установки: первый раз назвать красные числа по воз

растанию, второй раз черные по убыванию и третий раз одновременно черные по убыванию, красные по возрастанию (причем обязательно все показывается на примере). Все результаты фиксируются и подсчитывается общее время.

Еговцева Кира:

       t 1     = 15 секунд

       t 2    = 18 секунд

       t 3    = 2,5 минуты

       Т = 117 секунд

Макунин Никита:

       t 1     = 22 секунды

       t 2    = 19 секунд

       t 3    = 2 минуты

       Т =  79 секунд

Биянов Иван:

       t 1     = 13 секунд

       t 2    = 12 секунд

       t 3    = 1 минута 15 секунд

      Т = 50 секунд.

Проведя тест на внимание, мы видим, что дети показали разные результаты. Очень высокий уровень переключения и распределения внимания показал успевающий ученик. Близкий к среднему Никита М. Ниже среднего Кира Е.

3) Исследование особенностей мышления.

Цель: выявить уровень мышления, способность обобщать и выделять существенные признаки предметов и явлений.

Методика: «Исключение понятий», «существенные признаки».

Содержание метода:

а) ребятам дается листок, где записано 20 горизонтальных рядов слов. В каждом ряде 5 слов, четыре из них объединены общим понятием, а одно не подходит к этой группе. Ребятам нужно определить это слово в каждой строке и назвать его.

б) ребятам дается листочек с написанными рядами слов. В каждом ряде есть одно существенное слово, к которому ребята по существенным признакам должны подобрать два слова из этого ряда.

Исключение понятий

                  1          Леонид, Виктор, Валерий, Петров, Петр.

  1. Изношенный, маленький, дряхлый, старый, ветхий.
  2. Постепенно, торопливо, поспешно, скоро, быстро.
  3. Лист, почка, кора, чешуя, сук.
  4. Ненавидеть, возмущаться, негодовать, презирать, понимать.
  5. Высокий, рослый, длинный, умный, долговязый.
  6. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.
  7. Темнота, мрак, тьма, сторож, мгла.
  8. Несчастье, беда, ночь, горе, бедствие.
  9. Землетрясение, нападение, грабеж, кража, поджег.
  10. Простокваша, молоко, сметана, сыр, сало.
  11. Ласковый, добрый, красивый, нежный, приветливый.
  12. Хата, печь, дом, хлев, будка.
  13. Береза, сирень, сосна, дуб, ель.
  14. Секунда, вечер, неделя, час, год.
  15. Решительный, отважный, храбрый, смелый, злой.
  16. Кисточка, фломастер, карандаш, чернила, ручка.
  17. Баскетбол, бадминтон, гандбол, футбол, хоккей.
  18. Днепр, Обь, Печора, Лена, Волга.
  19. Бабушка, старушка, бабуся, глухая, старуха.

Существенные признаки.

  1. Сад – растение, садовник, собака, забор, земля.
  2. Река –рыболов, берег, рыба, тина, вода.
  3. Город – автомобиль, здание, толпа, улица, цветы.
  4. Сарай – сеновал, лошадь, крыша, стены, скот.
  5. Магазин – колбаса, покупатель, молоко, продавец, картина.
  6. Деление – карандаш, делитель, бумага, делимое, класс.
  7. Школа – сад, журнал, учитель, дневник, ученик.
  8. Чтение – картина, текст, глаза, книга, слово.
  9. Газета – телеграмма, приложение, редактор, бумага, правда.
  10. Игра – наказание, правила, штрафы, игроки, карта.
  11.  Война – аэроплан, сражения, солдаты, пушки, ружья.
  12.  Книга – рисунки, бумага, любовь, война, текст.
  13.  Пение – искусство, мелодия, овация, голос, звон.
  14.  Землетрясение – колебания, смерть, пожар, беда, шум.
  15.  Библиотека – читатели, лекция, музыка, город, книги.
  16.  Лес – охотник, яблоня, лист, дерево, звери.
  17.  Спорт – состязание, оркестр, медаль, стадион, спортсмены.
  18.  Больница – помещение, больные, радио, сад, врач.
  19.  Трамвай – рельсы, вагон, город, улица, пассажиры.
  20.  Повар – кухня, продукты, посуда, фартук, стол.

Еговцева Кира показала не очень высокий результат, хотя рассуждала довольно правильно, довольно умело строила логические цепочки, исключала ненужные понятия, но зачастую в последний момент меняла правильный вариант на ошибочный.

Макунин Никита показал также не очень хороший результат (уровень ниже среднего). Зачастую его рассуждения с самого начала были ошибочны, понятия исключал неправильно, а с выделением существенных признаков слов имел большие затруднения.

Биянов Иван показал довольно высокий уровень, рассуждения были довольно правильные и разумные. Исключал понятия, аргументируя каждый выбор.

Итак, проведя исследования  особенностей интеллекта мы можем сказать, что неуспевающие ребята (Макунин Н.. и Еговцева К.) показали не очень высокие результаты, в отличии от Биянова Ивана, который учится хорошо.

Исследования мотивов учения.

Цель: выявить преобладающие мотивы учения детей и их роль в учебной деятельности.

Метод: анкетирование.

Содержание метода: учащимся предлагается анкета с вопросами и с несколькими вариантами ответов, дети должны выбрать только один из предложенных вариантов ответа.

Вопросы анкеты:

  1. Тебе нравится в школе или не очень?
  • не очень
  • нравится
  • не нравится
  1. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
  • чаще хочется остаться дома
  • бывает по- разному
  • иду с радостью
  1. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
  • не знаю
  • остался бы дома
  • пошел бы в школу
  1. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
  • не нравится
  • бывает по-разному
  • нравится
  1. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
  • хотел бы
  • не хотел бы
  • не знаю
  1. ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
  • не знаю
  • не хотел бы
  • хотел бы
  1. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
  • часто
  • редко
  • не рассказываю
  1. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
  • точно не знаю
  • хотел бы
  • не хотел бы
  1. У тебя в классе много друзей?
  • мало
  • много
  • нет друзей
  1. Тебе нравятся твои одноклассники?
  • нравятся
  • не очень
  • не нравятся

Еговцева Кира

  1. нравится
  2. бывает по-разному
  3. не знаю
  4. не нравится
  5. хотел бы                                    
  6. не хотел бы
  7. редко
  8. хотел бы
  9. много
  10. нравится

21 балл – хорошая школьная мотивация

Макунин Никита

  1. нравится
  2. иду с радостью
  3. не знаю
  4. бывает по-разному
  5. не знаю                                    
  6. не хотел бы                            
  7. часто
  8. хотел бы
  9. много
  10. нравятся

26 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

                  Биянов Иван

  1. нравится
  2. бывает по- разному
  3.  пошел бы в школу
  4. не нравится
  5. не знаю                                  
  6. не хотел бы
  7. часто
  8. не хотел бы
  9. много
  10.  не очень

24 балла – хорошая школьная мотивация.

Итак, мы видим что у Еговцевой Киры и у Биянова Ивана хорошая школьная мотивация. Ведущими мотивами учебной деятельности у них обоих является широкий социальные мотивы – стремление к знаниям и ориентация на предстоящую в будущем работу. У Макунина Никиты – высокий уровень школьной мотивации, а ведущим мотивом учебной деятельности является интерес к школьным предметам и стремление к знаниям. Важно отметить тот факт, что детей не принуждают учиться, а они сами понимают значимость и важность учебной деятельности.

  Исследования социального статуса ребенка в семье и в школе.

1) Исследования социального статуса ребенка в семье.

Цель: Выявить положение ребенка в семье.

Методика: тест «рисунок семьи».

Содержание метода: ребятам дали задание нарисовать свою семью, причем не говоря не слова о том, кто должен быть на рисунке.

Еговцева Кира нарисовала себя и маму, причём маму она нарисовала от себя дальше, что свидетельствует о том, что отношения с мамой не очень близкие. Папа на рисунке отсутствует (хотя он есть), что говорит о том, что этого человека Кира не включает в члены своей семьи, возможно из-за какой-то обиды. Но климат в семье довольно благоприятный, так как все члены семьи на рисунке улыбаются.

 

Макунин Никита нарисовал себя и своих родных: папу, маму и сестру. Но первым и самым крупным на рисунке появился папа. Это говорит о том, что он играет большую роль в жизни Никиты и занимает главенствующее положение в семье. Затем на рисунке появилась сестра, она одета в темные цвета. Последней была нарисована маленькая мама. Все члены семьи расположены примерно на одинаковом расстоянии друг от друга, что говорит о равенстве всех членов семьи.

Биянов Иван на рисунке своей семьи изобразил только маму с сестрой. Мама на рисунке появилась на рисунке первая, и по линейным размерам она больше, значит, мама занимает в семье главное место, она – лидер семьи. Рядом с мамой нарисована сестра, что говорит о близких отношениях этих родственников. Сам ВАня на рисунке отсутствует (он аргументировал это тем, что мальчиков он рисовать не умеет, но в действительности он по каким-то причинам не включает себя в члены семьи, возможно это какая-то обида, ревность). Итак мы видим что у ребенка, который хорошо учится в школе, отношения в семье могут складываться не очень гладко.

2) Исследования социального статуса ребенка в школе.

Цель: выявить социальный статус ребенка в школе.

Методика: «Социометрическое исследование».

Содержание метода: ребятам раздаются листочки и задаются два вопроса примерно следующего содержания: кого бы ты пригласил к себе на день рождения? и кого бы ты выбрал капитаном своей команды? Из всего класса можно выбрать только три человека, и причем кого-то в первую очередь, во- вторую, и в третью. После этого производится обработка данных.

Кого бы ты пригласил к себе на день рождения?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1 Биянов

3

1

2

2 Макунин

1

2

3

3 Волкова

1

2

3

4 Еговцева

1

2

3

5Сивков

2

3

1

6 Кашапов

1

2

3

7 Богатырева

1

2

3

8 Горшкова

1

2

3

9 Рямова

2

1

3

10Лаврентьев

1

2

3

11 Демина

1

2

3

Кол-во выборов

9

6

3

1

4

2

2

8

1

2

1

Кого бы ты выбрал капитаном своей команды?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1 Биянов

1

2

3

2 Макунин

1

2

3

3 Волкова

1

2

3

4 Еговцева

1

2

3

5Сивков

3

2

1

6 Кашапов

1

2

3

7 Богатырева

2

1

3

8 Горшкова

1

2

3

9 Рямова

1

2

3

10Лаврентьев

2

1

3

11 Демина

1

2

3

Кол-во выборов

9

7

4

1

4

2

1

2

2

1

-

                 

           Итак, мы видим что у Биянова Ивана выборов больше, чем у других ребят, хотя на должность капитана их выборы с Макуниным Никитой оказались равны. У Еговцевой Киры очень мало выборов. Проведя беседу с учителем мы выяснили, что Биянов Ваня умный и добросовестный мальчик. Ребята видят в нем как друга, к которому можно всегда обратится с просьбой о помощи, так и лидера своей команды, то есть он обладает теми личностными качествами, которые ребята в классе очень высоко оценивают.

Итак, на основании проведенных исследований мы можем утверждать, что успеваемость детей зависит от уровня развития интеллекта. Мы видим, что уровень развития интеллекта неуспевающих учащихся (Еговцева К. и Макунин Н.) ниже, чем у ребенка с хорошей успеваемостью в учебной деятельности. Мы видим, что у неуспевающих учеников преобладает недолговременная память, низкий уровень мышления, они часто не способны выстраивать логические цепочки между предметами, и не способны выделить существенные признаки, исключить понятия. На уроке они могут быть невнимательны, часто не могут быстро переключиться с одного вида работы на другой. Конечно, немаловажную роль здесь играют причины неуспеваемости: Макунину Никите нужно больше времени, чтобы понять изучаемый материал, а урок ограничен временными рамками. Ему следует тренировать память, развивать мышление и научиться строить логические связи между словами и явлениями, так как его прием запоминания очень не эффективен. Ему следует больше заниматься дома, а родителям и учителям взять под контроль его учебную деятельность. Кира часто болеет и пропускает уроки, дома все это наверстать не удается, появляются пробелы в знаниях, они наслаиваются друг на друга и как результат – неуспеваемость в учебной деятельности.

Причины разные и помощь детям должна быть разной. Конечно, основной груз ответственности лежит на плечах педагога, не стоит забывать о том, что родители и учителя должны объединить свои усилия для того, что бы достичь наилучших результатов.


Заключение.

             На основе изученной литературы и проведенных исследований мы пришли к выводу о том, что неуспеваемость – сложная и многогранная проблема, которую пытались преодолеть многие учителя-практики.

К этой проблеме обращались и ученые: Н.А. Менчинская, Н.И. Мурачковский, З.И. Калмыкова и другие. Они выделили типы неуспевающих и попытались выявить причины неуспеваемости. Однозначно причины неуспеваемости назвать трудно, они могут быть различными: это и состояние здоровья, и пропуски занятий, и неумение напряженно трудиться, болезнь ученика его недисциплинированность, слабохарактерность, плохие бытовые условия, конфликты с родителями, учителями и товарищами, но самыми важными являются низкий уровень развития интеллекта, познавательных способностей, отсутствие мотивов учебной деятельности и навыков самоорганизации.

В процессе исследования проведенного автором работы в начальной школе была подтверждена гипотеза о том, что успеваемость детей находится в прямой зависимости от уровня развития интеллекта, прежде всего от особенностей мышления: способности анализировать материал, видеть существенные признаки предметов и явлений, обобщать.

Память и внимание неуспевающих школьников тоже отличаются своими особенностями: объем логической и механической памяти неуспевающих учащихся значительно ниже; внимание неустойчиво, они с трудом переключают его с одного вида деятельности на другой.

Данная работа имеет определенную педагогическую ценность, она поможет учителю, с учетом разных причин неуспеваемости школьников, оказать конкретную помощь каждому.

В работе мы не ставили цель разработать меры помощи неуспевающим детям, этот вопрос может быть отдельной темой исследований


Список использованной литературы.

  1. Бабанский Ю.К. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников.-  Ростов-на-Дону: «Просвещение», 1972
  2. Безруких М.М. Проблемные дети.-  М.: «Просвещение», 1991
  3. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика.- М.: «Просвещение», 1980
  4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-М.: «Просвещение», 1991
  5. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Учимся читать и писать – М.: «Знание», 1994
  6. Волков И.П. Много ли в школе талантов?.- М.: «Знание», 1989
  7. Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М.: «Педагогика»,1991
  8. Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления.- М.: «Просвещение», 1978
  9. Калмыкова З.И,, Кулагина И.Ю. Отстающие в учении школьники.- М.: «Просвещение», 1986
  10. Липкина А.И. Самооценка школьника.- М.: «Педагогика». 1986
  11. Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности.- М.: «Педагогика», 1988
  12. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте.- М.: «Просвещение», 1992
  13. Масару И.Б. После трех уже поздно.-  М.: «Знание», 1991
  14. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка.- М.: «Просвещение», 1983
  15. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника.- М.: «Педагогика», 1989
  16. Мурачковский Н.И. Типы неуспеваемости школьников.-  М.: «Просвещение», 1965
  17. Петриченко С.В. Пути преодоления второгодничества.- М.: «Знание», 1966
  18. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога.- М.: «Просвещение», 1991
  19. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.-  Киев: «Радянська школа», 1988
  20. Цетлин С.В. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение.-М.: «Просвещение», 1989
  21. Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей.- М.: «Просвещение», 1994
  22. Щербакова А.И. Практикум по общей психологии.- М.: «Просвещение», 1979

1

4

9

2

8

11

7

8

10

9

3

11

2

5

7

13

6

1

12

3

12

10

4

6

5

Приложения.

                                                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины агрессии в младшем школьном возрасте

Причины агрессии в младшем школьном возрасте...

Причины возникновения неуспеваемости в младшем школьном возрасте.

Младший школьный возраст считается важным периодом яркого развития и лучшего преобразования познавательных процессов. Высокая сензитивность этого возрастного периода обуславливает большие потенциальны...

Профилактика асоциального поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Причины, приемы и методы.

Асоциальное поведение в психологии рассматривается как отклоняющееся поведение, которое включает в себя систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или н...

Причины нарушения письменной речи детей младшего школьного возраста.

На сегодняшний день острой становится проблема увеличения количества детей с нарушением речи сначала устной, а вследствие письменной (письмо и чтение), что вызывает определенные трудности при усв...

Статья "Психологические причины неуспеваемости в младшем школьном возрасте" Советы психологов.

Психологические причины неуспеваемости в младшем школьном возрастеПод неуспеваемостью обычно понимают более низкий, по сравнению с предусмотренным учебной программой, уровень усвоения учащимися содерж...

Психолого-педагогические причины неуспеваемости детей младшего школьного возраста в учебной деятельности и пути их преодоления.

В докладе рассматриваются причины неуспеваемости детей младшего школьного возраста в учебной деятельности и пути их преодоления....