Развитие речи в норме
материал по логопедии на тему

Разуваева Наталья Евгеньевна

Для удобства пользования материал по норме развития речи представлен в виде таблицы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_v_norme.docx45.19 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи в норме

(по материалам А. Н. Гвоздева, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой)

Усвоение звуковой стороны речи вынесено в отдельную таблицу

Возраст

Слоговая структура слова

Словарный запас

Грамматический строй, связная речь (фразы)

Этап довербального развития

1 мес.

Реакция сосредоточения на  речевое общение с ребенком

2 мес.

Улыбка при общении

3 мес.

Комплекс оживления при  общении со взрослым, гуление

4 мес.

Дифференцированность комплекса оживления, смех

5 мес.

Дифференциация направления звука, певучее гуление

6 мес.

Лепет

7 мес.

Готовность к совместной игровой деятельности,  ориентация на колокольчик – вызванная реакция

8 мес.

Реакция на незнакомое лицо, повторение  одинаковых слогов: ба-ба-ба

9 мес.

Общение с помощью жестов, игра в «ладушки»

10 мес.

Ситуативное понимание обращенной речи, предметно-действенное общение со взрослым, использование 1-2 лепетных слов, понятных при соотнесении с ситуацией

11 мес.

Использование 3 лепетных слов с соотнесением

12 мес.

Использование 3-4 лепетных слов с соотнесением; понимание простой инструкции, дополняемой жестом

Предложения из «аморфных» / лепетных слов.

Как правило, на данном этапе речевого развития у ребенка обогащается «пассивный» словарь (слова, которые он понимает), гораздо меньше слов из «активного» словаря (слова, которые он произносит). *

1 г. 3 мес. – 1 г. 8 мес.

Воспроизводится один слог в слове или два одинаковых слога.

Ситуативное понимание обращенной речи. Ребенок понимает простую инструкцию без жеста. Первыми в словаре появляются названия лиц и предметов (до 20-22 слов), позднее – названия действий (до 5 слов).

Предметно-действенное общение со взрослым. Отдельные «аморфные» слова в роли предложения (до 29 слов)

1 г. 8 мес. – 1г. 10 мес.

Воспроизводятся двусложные слова. В трехсложных словах часто опускается один из слогов.

Появляются несклоняемые существительные, неспрягаемые глаголы (2 лица единственного числа, повелительного наклонения).

Объединены в одном предложении 2 «аморфных» слова (до 87 слов).

Первые формы слов, появление служебных слов (частиц, предлогов, союзов), развитие предложений

1 г. 10 мес. – 2 г. 1 мес.

В трехсложных словах может опускаться слог (чаще безударный). Может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах.

  • Начинают употреблять падежи: Вин. п. с окончанием -у, Им. п. множественное число с окончанием -ы, -и (фонетически всегда -и), иногда Предл. п. с окончанием -е; уменьшительно-ласкательные суффиксы (до 100 слов).
  • Возвратные глаголы (до 50 слов). Первые грамматические формы: повелит. наклонение 2-го лица ед. числа, инфинитив, настоящее время 3-го лица ед. числа. Часто опускаются окончания.
  • С 2 лет появляются прилагательные, но они не согласуются с существительными (до 25 слов).
  • Правильно употребляются личные местоимения, иногда ребенок может говорить о себе в 3м лице.
  • Появляются частицы да, то, нет.

Рост предложений до 3-4 слов. Первые грамматические слова. Согласование Им. п. с глаголом, развиваются новые типы подчинения глаголу. Предложения преимущественно аграмматичны.

2 г. 1 мес. - 2 г. 3 мес.

Во многих сложных словах опускаются предударные слоги, иногда приставки.

  • Усваиваются дательный и творительный падежи. Усваиваются «главенствующие» падежные окончания в ед. числе: -у, -е, -а, -ом, реже -ой. Во мн. числе –ы. Может быть замена окончаний.
  •  Усваивается число глагола в изъявительном наклонении,   изменение по лицам (кроме 2-го лица мн. числа).   Разграничивается настоящее и прошедшее время. Ребенок может путать род в прошедшем времени.
  • 23-25 прилагательных. Нарушается согласование с существительными (желтая солнце); употребляются преимущественно после существительных. Мн. число только в именительном падеже.
  • Личные местоимения усвоены. Появляются наречия больше, меньше, короче, скорее.
  • Появляются предлоги в, на, у, с. Союзы и, то, а, потому что, тогда, когда.

Дальнейший рост простого предложения (до 5— 8 слов). Появляются бессоюзные сложно-сочиненные предложения, затем с союзами. Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного синтаксического значения: «лоском» (ложкой). Появляются суффиксы –ок-, -чик-, -ик-.

2-3 года

Нарушается редко, но в малознакомых словах могут меняться слоги.

  •  Усваиваются все формы возвратных глаголов и большинство приставок,  на месте  одних приставок иногда  употребляются другие: «искрасил»   (выкрасил), «растем-нело»; унификация приставок
  • Имеет место нарушение согласования в среднем роде. С 3 лет устанавливается согласование прилагательных с существительными  в косвенных падежах. Появляются краткие причастия
  • Появляется большое число наречий (до 50 слов).
  • Правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др.
  • Суффиксы увеличения.

Дальнейшее развитие сложно-сочиненного, появление сложно-подчиненного предложения. Остается неусвоенной категория рода (женский, мужской, средний).

Дальнейшее развитие  и обогащение предложений

3-4 года

Без изменений

  • Ошибки в использовании чередований   и   ударений.   При словоизменении   сохраняется  основа: «пени»  (пни), «левы» (львы).
  • Часто нарушается чередование в основах: «ачйсту»  (почищу). Частицы не опускаются. Неологизмы** с использованием приставок:   «на-мокрил»   (намочил), «иско-мочил»   (смял в комок).
  • Имеет место нарушение согласования в среднем роде. Усваиваются сравнительные степени прилагательных, наречий.
  • Предлоги по, до, вместо, после. Союзы что, куда, сколько, столько. Частица бы.

Дальнейшее развитие сложно-сочиненного и сложно-подчиненного предложения.

Усвоение спряжения и склонения. Собственные словоформы, словотворчество   («ежиня-та» — ежата, «мамонте-нок» — маленький мамонт, «водопадит» — сильно течет вода).

4-7 лет

Без изменений

  • Окончательно овладевает всеми типами склонения. Имеют  место нарушения согласования числительного с существительным в косвенных  падежах.
  • Нарушается чередование в основах глаголов при создании новых форм. После 5 лет  самостоятельное образование глаголов от других частей речи.
  • Усваивается согласование прилагательных   с другими частями речи во всех косвенных падежах.
  • Появляется деепричастие сидя
  • Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях.

Иногда затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом который.

Начинают усваиваться  все грамматические формы (использование правильного чередования, ударения, рода, редких оборотов речи, числительных).

* Надо помнить, что у детей до 1,5, а иногда и до 2 лет, появляются не полноценные слова, к которым мы привыкли, а, так называемые, «аморфные» или лепетные слова - сочетания звуков, обозначающие предметы или действия.

** Неологизмы – новые слова, которых ранее не существовало, часто придумываются детьми.


Усвоение звуковой стороны речи *

(верхняя запятая обозначает мягкий звук)

Звуки

Норма

Оптимальное время (опережение)

Минимальное время (опаздывает звук)

а, о, у, и

1 г.

7 мес.

1 г. 3 мес.

п

1 г. 1-1,5 мес.

7 – 7,5 мес.

1 г. 4-4,5 мес.

б

1 г. 1 мес.

1г.

1 г. 1 мес.

м

1 г. 1 мес.

11 мес.

1 г. 1-2 мес.

й

1 г. 3 мес.

8-8,5 мес.

1 г. 7 -8 мес.

к

1 г. 4 – 5 мес.

9 – 9,5 мес.

2 г. 6 мес.

г

1 г. 5 – 5,5 мес.

1 г. 0,5 мес.

2 г. 5 мес.

т’

1 г. 10 – 10,5 мес.

1 г. 6 – 6,5 мес.

2 г. 1-1,5 мес.

н’

1 г. 10 мес.

1 г. 7 мес.

2 г. 2 - 3 мес.

л’

1 г. 11 мес.

1 г. 6 мес.

2 г. 3 - 4 мес.

д’

1 г. 10 – 11 мес.

1 г. 7 мес.

2 г. 2 - 3 мес.

в

1 г. 8 – 8,5 мес.

1 г. 7-8 мес.

1 г. 10 мес.

к’

1 г. 9 - 10 мес.

1 г. 0,5 мес.

2 г. 7 – 7,5 мес.

ф

2 г. 0,5 мес.

1 г. 10 мес.

2 г. 4 – 4,5 мес.

г’

2 г. 0,5 мес.

1 г. 8 – 8,5 мес.

2 г. 6 -6,5 мес.

т

2 г. 0,5 мес.

1 г. 9 - 9,5 мес.

2 г. 6 – 6,5 мес.

с’

2 г. 1 мес.

1 г. 8 мес.

2 г. 6 -7 мес.

х’

2 г. 2 мес.

1 г. 2 - 2,5 мес.

3 г. 2 – 3 мес.

х

2 г. 2 мес.

1 г. 3-4 мес.

3 г. 10 – 10,5 мес.

з’

2 г. 2 – 2,5 мес.

1 г. 8 – 8,5 мес.

2 г. 6 -6,5 мес.

д

2 г. 2 – 2,5 мес.

1 г. 10 мес.

2 г. 6 – 7 мес.

н

2 г. 2 -2,5 мес.

1 г. 10 мес.

2 г. 6 – 7 мес.

б’

2 г. 2 – 2,5 мес.

1 г. 10 – 10,5 мес.

2 г. 9 – 9,5 мес.

м’

2 г. 4 мес.

1 г. 11 мес.

2 г. 9 – 9,5 мес.

п’

2 г. 5 – 5,5 мес.

1 г. 9-9,5 мес.

2 г. 9 – 9,5 мес.

в’

2 г. 5 – 5,5 мес.

1 г. 10-10,5 мес.

3 г. 11 мес.

ф’

2 г. 7 – 7,5 мес.

2 г. 2-2,5 мес.

3 г. 3 – 3,5 мес.

з

2 г. 7 – 7,5 мес.

2 г.

3 г. 1 – 2 мес.

с

2 г. 7 – 7,5 мес.

2 г. 11 мес.

3 г. 1 мес.

л

2 г. 11 мес.

2 г. 6 мес.

3 г. 6 мес.

ч

3 г. 0,5 мес.

2 г. 4-4,5 мес.

4 г. 3 – 4 мес.

ц

3 г. 3 мес.

2 г. 5-5,5 мес.

4 г. 10 – 10,5 мес.

щ

3 г. 5 мес.

2 г. 6 мес.

4 г. 4 – 5 мес.

ш

3 г. 7 мес.

2 г. 4 мес.

4 г. 11 – 12 мес.

ж

3 г. 7 мес.

2 г. 4 мес.

4 г. 11 - 12 мес.

р

4 г. 1мес.

3 г.

4 г. 11 - 12 мес.

р’

3 г. 6 мес.

3 г. 2 мес.

5 лет

* Каждый ребенок развивается в своем темпе. Необходимо учитывать особенности развития мальчиков и девочек. Как правило, появление речи у мальчиков происходит позднее, чем у девочек. Границы, в рамках которых появляется и развивается речь, могут варьироваться, но ненамного. Существуют определенные нормы, на которые стоит обратить внимание. И от этих норм следует отталкиваться при принятии решения: идти к логопеду или нет. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса

Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой – М.; Просвеще...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса

Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...

Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 4 класса

Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой  – М.; П...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 1 класса

Программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогически...

Механизмы развития речи. Нейропсихические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игровые методы развития речи.

Механизмы развития речи. Нейропсихологические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игро...

Нормы развития речи

Данный материал направлен на  ознакомление родителей с нормами речевого развития детей, способствует своевременному выявлению и предупреждению отклонений в речевом развитии ребёнка...

Памятка для педагогов "Развитие речи в норме"

Памятка для педагогов "Развитие речи в норме"...