ПРОЕКТ «Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях в условиях введения ФГОС»
проект по логопедии на тему

Проект учителя-логопеда. Применение нетрадиционных и здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях в условиях реализации ФГОС. Проект долгосрочный. Расписаны этапы работы, план реализации проекта. Подведены итоги работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кардымовская средняя школа имени Героя Советского Союз С.Н.Решетова» Кардымовского района Смоленской области

ПРОЕКТ

«Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях в условиях введения ФГОС»

Разработала

учитель-логопед

Н.В. Корытко

Введение

                                                                            Здоровье – бесценный дар,

                                                             потеряв его в молодости

не найдёшь до самой старости.

Так гласит народная мудрость.

Одним из приоритетных направлений современной школы является решение проблемы сохранения здоровья детей. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса, монотонность, статичные формы организации, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, трудности в организации правильного питания, неблагоприятная экологическая ситуация и ряд других факторов являются главными причинами резкого ухудшения здоровья детей.

В последние годы наблюдается устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей младшего школьного возраста. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей.

Логопед занимается не только коррекцией речевых расстройств, но и развитием личности логопата в целом. Среди учащихся с нарушениями речи высок процент тех, у кого наблюдаются проблемы со здоровьем, с развитием общей и мелкой моторики, наблюдается недоразвитие высших психических функций. Поэтому возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы.

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах обучения и развития. Здоровье нации - одна из актуальных тем современного общества. Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей. Здоровьесберегающие технологии, влияют на формирование гармоничной, творческой личности, на проблему социальной адаптации школьников, на развитие личности ребёнка и подготовке его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье, помогают учителю-логопеду в комплексном, поэтапном устранении речевых нарушений.

Главное в работе учителя-логопеда помочь ребенку с нарушениями речи добиться успеха в учебной деятельности, стать гармонично развитой личностью. Поэтому передо мной, как перед логопедом, на современном этапе развития школьного образования в условиях внедрения ФГОС одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста.

Логопедия - важное звено цепи здоровьесберегающих технологий. Сохранение и укрепление здоровья, как на занятиях, так и в свободное время, особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания. Я, как логопед, по специфике своей работы сталкиваюсь с детьми уже имеющими различные нарушения здоровья и развития. Здоровье человека – проблема актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной.

Здоровьесберегающие технологии делятся на три категории:

- технологии сохранения и стимулирования здоровья;

 - технологии обучения здоровому образу жизни;

 - коррекционные технологии.

К технологиям сохранения и стимулирования здоровья относятся:

1.Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Регулярное выполнение поможет:

- улучшить кровоснабжение, подвижность артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

- укрепит мышечную систему языка, губ, щёк;

- уменьшит спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

2.Телесноориетированные техники ( биоэнергоплатика) – Суть метода биоэнергопластики заключается в том, что ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляется движение кисти – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, эти упражнения нормализуют гипертонус и гипотонус, что оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

3.Дыхательная гимнастика. Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

4.Гимнастика для глаз. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Кроме того, гимнастика для глаз является средством профилактики нарушений зрения.

 

Технологии обучения здоровому образу жизни.

 Прежде всего, это обучение детей различным видам логопедического самомассажа.

1.Самомассаж – это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажем. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц. Эффективен и ручной самомассаж пальцев рук, массаж с  су – Джок шариками.

2.Применение динамических пауз, физминуток.

Интересно отметить, что для закрепления мысли человеку необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях. Динамические игры и паузы  хорошо развивают психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье детей, повышают функциональную деятельность мозга и тонизируют весь организм.

К Коррекционно-развивающим технологиям относятся: 1.Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики осуществляю как в системе коррекционно-развивающих занятий, так и в виде рекомендаций родителям и учителям. Развитие мелкой моторики является неотъемлемой частью каждого занятия и по возможности должно предшествовать речевой активности детей.

Пальчиковая гимнастика позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.

2. Кинезеологические упражнения – это комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, когда полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы. В ходе систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими эмоциями. С этой целью в работе с детьми используется комплекс кинезеологических упражнения: «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Зайчик – колечко -  цепочка», «Зайчик – коза - вилка» и т.д. А так же упражнения направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое. В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка  исчезают явления дислексии.

Цель проекта: создание условий, обеспечивающих овладение ребёнком нормами устной речи, способствующих развитию коммуникативных способностей ребёнка в соответствии с возрастными возможностями.

Задачи:

-изучение уровня речевого развития и недостатков неречевого характера;

-осуществление коррекционного процесса в соответствии с рабочими программами коррекции речевого нарушения;

- систематическое использование здоровьесберегающих технологий на занятиях,

-организация взаимодействия с учителями по коррекции нарушений речи у детей;

-организация взаимодействия с родителями, привлечение родителей к выполнению с детьми здоровьесберегающих упражнений дома.

Гипотеза: систематическое использование здоровьесберегающих технологий способствует развитию речи учащихся, повышает мотивацию, способствует укреплению здоровья.

В своей работе я опираюсь на научные концепции и теории таких ученых, как В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко, Н.С. Жгутова, Е.М. Мастюкова. Они занимались изучением особенностей формирования речи и разработкой методик обучения. Авторы подчеркивают необходимость специальной коррекционной работы с детьми логопатами.

Ожидаемые результаты: - достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям.

Сроки – 2 года (2013-14, 2014-2015 учебные годы)

Этапы реализации проекта.

I. Подготовительный этап (2013-2014 учебный год):

-изучение и анализ литературы, сбор информации по проблеме,

-изучение запроса родителей по данной тематике

- создание необходимых условий для реализации проекта (приобретение паласа, су -Джок шаров)

II. Организационно - методический этап (сентябрь 2014-2015 учебного года):

- диагностика первоклассников и составление диагностических карт;

-проведение «мозгового штурма» со школьным психологом и классным руководителем класса;

-разработка перспективного плана;

-разработка рабочих  коррекционных программ;

- комплектование логопедических групп и подгрупп.

III. Основной этап (сентябрь 2014 - май 2015 года):

-выполнение перспективного плана;

-проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;

- привлечение заинтересованных лиц (родителей, учителей);

-промежуточное обследование.

IVэтап. Заключительный (май-июнь 2014-2015 учебного года):

-проведение мониторинга и диагностики для составления речевых профилей учащихся;

- анализ проделанной работы: определяются трудности, слабые места проекта.

Перспективный план реализации проекта

месяц

Формы и методы работы

Тема

Содержание

1 этап подготовительный

Сентябрь 2013-май 2014

Изучение литературы

Создание в логопедическом кабинете необходимых условий для реализации проекта

Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях

Приобретение паласа и су – Джок шариков для занятий

Сентябрь 2013-май 2014

Выступление на собрании родителей будущих первоклассников

Анкетирование родителей

Логопедическая готовность к школе

Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях.

Знакомство с родителями будущих первоклассников

Изучить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития и здоровьесберегающих технологий

2. Основной этап

сентябрь

Обследование детей 1 классов

Анкетирование родителей

Выявление детей с нарушениями устной речи

Отношение родителей к здоровьесберегающим технологиям

Логопедическое обследование

Анализ анкет

Октябрь

Индивидуальные консультации родителей

Итоги логопедического обследования

Знакомство родителей с итогами обследования и предстоящей коррекционной работой.

Ноябрь

Мастер-класс для родителей

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе

Мастер-класс

Ноябрь-май

Индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия с применением здоровьесберегающих технологий

1. Артикуляционная гимнастика

2. Дыхательная гимнастика

3.Гимнастика для глаз

4. Самомассаж

5. Применение динамических пауз, физминуток (выполнение упражнений на паласе)

6.Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики

7. Кинезиологические упражнения

8. Элементы биоэнергопластики

Апрель

Представить опыт работы коллегам в рамках комплексных курсов

Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда»

3. Заключительный этап

Май

Подведение итогов работы.

Итоговое обследование детей

Анкетирование родителей

Отчет о проделанной работе на МО учителей начальной школы

Анализ проделанной работы.

Мониторинг речевого развития на конец года

Отзывы родителей, предложения и замечания

Отчет о результатах коррекционной работы за год и перспективы работы на следующий учебный год

Результативность проекта.

Работа над проектом окончена. В реализации проекта приняли участие 24 ученика 1-3 классов, их родители и учителя начальных классов.

Анализ проведённого мониторинга и диагностики для составления речевых профилей учащихся показал следующие результаты:

У детей, занимающихся на коррекционных занятиях с систематическим применением здоровьесберегающих технологий, повысилось качество знаний и уровень обученности. Если в 2013-2014 году программу усвоило 92% детей, то в 2014-2015 – 100%, увеличилось количество детей с положительной динамикой с 80% до 87%.

Учителя начальной школы отметили, что на уроках литературного чтения и окружающего мира дети начали свободнее пользоваться монологической речью: способны рассказать о пережитых событиях, пересказывать содержание сказки, рассказа, описывать окружающие предметы, некоторые явления окружающей действительности.

Итоговый мониторинг показал, что у детей нормализовалось звукопроизношение, наблюдается обогащение словаря, развитие грамматического строя речи, улучшения наблюдаются и в развитии связно и выразительно передавать содержание художественного произведения.

Анализ позволил выявить сильные стороны проекта: использование здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных методов, средств и приёмов позволило улучшить не только речь учащихся, но и их здоровье, в чём и состояла цель проекта.

Я считаю, что моя деятельность была продуктивной и способствовала повышению качества образования в школе. Использование новых инновационных технологий, методов и способов повысило качество моей работы. Доля детей, выпущенных с нормой речи и значительным улучшением речевого развития увеличилась..

Занятия с логопедом помогли учащимся овладеть ключевыми компетенциями и способствовали достижению успеха.

Личностный рост учащихся в овладении практическими умениями и навыками просматривается и через детские портфолио. Данная форма работы позволила родителям иметь возможность непосредственно участвовать в образовательном процессе.

За время работы над проектом расширился круг заинтересованных и активных участников образовательного процесса: родителей, педагогов школы и дополнительного образования.

Несмотря на то, что  дети закончили обучение и отчислены, я продолжаю за ними наблюдать, потому что коррекция речевых расстройств, требует более длительного времени. Я слежу за их успехами, за положительными изменениями в усвоении образовательных программ.

Участие в проекте помогло всем ученикам, занимающимся с логопедом, успешно освоить не только коррекционную программу, но и общеобразовательную. Все дети успешно перешли в следующий класс и с удовольствием продолжают обучение в нашей школе.

Подводя итог, хочется сказать, что здоровьесберегающие технологии

должны использоваться как в урочной, так и во внеурочной деятельности, с целью сохранения здоровья учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

Статья о  применении  здоровьесберегающих  технологий  на логопедических  занятиях....

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...

Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях.

В соответствии с законом РФ "Об образовании" (ст. 2; 51) государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоритете общечеловеческих це...

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.

Создание здоровьесберегающей среды на логопедических занятиях. Из опыта работы учителя-логопеда. МОУ гимназия №1 г.Жуковского....

Доклад на педагогическом совете по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях введения ФГОС НОО"

Доклад на педагогическом совете по теме "Использование  здоровьесберегающих  технологий в начальной школе  в условиях введения  ФГОС НОО"...

Технология оценивания образовательных результатов в условиях введения ФГОС как средство формирования осознанного отношения к образовательной деятельности учащихся

В условиях  введения Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования возникла необходимость не только создания новой образовательной программы начальн...

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях введения ФГОС нового поколения.

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях введения ФГОС нового поколения....