Программа логопедического кружка "Мир общения"
рабочая программа по логопедии на тему
Программа кружка «Мир общения» составлена на основе программного курса «Детская риторика» Т.А. Ладыженской, М., 2000 В рамках реализации ФГОС программа кружка «Мир общения» направлена на формирование базового умения – учиться, в основе которого лежат коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_mir_obshcheniya.docx | 342.06 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка……………………………………..………………..3 стр.
Учебный план……………………………………………….....……………..5 стр.
Учебно-тематический план 3 класса …………………….6 стр.
Содержание программы 3 класса ………………………...7 стр.
Учебно-тематический план 4 класс ………………….12 стр.
Содержание программы 4 класса ………………….. ...13 стр.
Методическое обеспечение……………………………………………….. 17 стр.
Средства контроля ………………………………………………… ….17 стр.
Список литературы для педагога..…………………………..…. ……… 18 стр.
Список литературы для обучающихся…………………… .……………...18 стр.
Пояснительная записка
Предлагаемая программа «Мир общения» является программой логопедического кружка. Она определяет процесс и результат включения ребёнка в целостную систему социальных отношений через развитие культуры речевого общения и нравственных качеств личности.
Программа кружка «Мир общения» составлена на основе программного курса «Детская риторика» Т.А. Ладыженской, М., 2000
Практическая значимость курса – развитие коммуникативной компетенции детей, их способности налаживать общение с окружающими (взрослыми и сверстниками) при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий).
Нормативно-правовой основой данной программы являются Закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
В рамках реализации ФГОС программа кружка «Мир общения» направлена на формирование базового умения – учиться, в основе которого лежат коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия. Актуальность программы в её способности помогать детям, испытывающим трудности в общении и обучении. Речевое развитие учащихся – одно из центральных направлений в общеобразовательной школе. Воспитание речевой культуры, любви к родному слову, формирование познавательной и эмоциональной сферы – неотъемлемые части языкового образования, саморазвития и социализации ребёнка. В процессе умственного и эстетического развития дети приобщаются к культуре своего народа.
Новизна этого направления в использовании средств языка и речи в психическом развитии детей. Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности школьника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении коллективных игр, театрализованной и художественно-творческой деятельности. В активный словарь ребёнка вводится достаточное количества стереотипов общения, формирование умения выбирать нужную формулу с учётом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь). Цель настоящей программы - совершенствование речи через развитие культуры речевого поведения, литературных способностей, чувства коммуникативной целесообразности.
Задачи программы:
- Познакомить с нормами литературного языка.
- Формировать умение общения и создания положительного эмоционального благополучия.
- Развивать навыки вербального и невербального общения.
- Совершенствовать навыки творческого воображения и умения последовательно излагать свою мысль.
- Воспитывать потребность в самопознании и саморазвитии.
Программа «Мир общения» социального направления разработана для учащихся пилотного 3 класса А. Количество часов в год: 34 учебных часа. Сроки реализации образовательной программы – 2 года.
Основные средства обучения
- игры словесно-логические;
- упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера);
- этюды;
- импровизации;
- моделирование, составление пиктограмм, схем высказываний;
- анализ заданных ситуаций;
- свободное и тематическое рисование;
- чтение художественных произведений;
- беседы;
- упражнения по развитию выразительности исполнения (вербальной и невербальной).
Данные занятия - это общение педагога с детьми, во время которого школьники познают правила взаимодействия в комфортной беседе. Педагог-собеседник детей, имеющий желание поделиться своими мыслями, советует, как лучше поступить и что сказать в конкретной ситуации. Определённую роль играют театральные куклы, персонажи, которые «провоцируют» на активное включение в конкретную ситуацию общения.
Требования к уровню подготовки обучающихся
3 класс – образовательная программа формирует ценностное отношение к социальной реальности: правила знакомства, значение семьи в нашей жизни, как беречь дружбу. Отличие ссоры от спора. Применение правил хорошего тона и общения за столом, умение поддерживать и развивать разговор. Изучение лексических средств выразительности (эпитеты, сравнения), упражнений и дидактических игр на развитие качеств голоса (сила, темпа, дикции, ритма, интонационной выразительности и др.). Композиционное построение рассказа (обучение рассказыванию в паре).
4 класс – образовательная программа даёт ученику опыт самостоятельного общественного действия: практическое применение правил поведения и общения, навыки общения с внешним миром. Что надо сделать, чтобы тебя хотели слушать. Как развить смелость, уверенность в себе и др. Как управлять выступлением, сочинение диалогов.
Ожидаемые результаты
Предметные:
- использовать в речи слов приветствия, прощания, просьбы, пожелания, благодарности
- решать коммуникативные ситуации и задачи
- выполнять правила общения
- грамотно обосновывать и высказывать своё мнение
Личностные:
- считаться с мнениями и интересами других
- справедливо разрешать возникающие споры и конфликты
- уважать взрослых
- проявлять внимание и терпимость к детям.
Метапредметные:
- отработать интонационную выразительность речи (спокойный ровный тон общения, оптимистическая интонация, оптимальная дистанция общения, общее пространство общения)
- подготовить речевой аппарат к говорению (развитие речевого дыхания, отработка чёткой дикции, развитие умения управлять своим голосом)
- сформировать коммуникативные навыки
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Изучаемые разделы | 3 класс | 4 класс |
1. | Мир взрослых | 5 | 5 |
2. | Давайте дружбой дорожить | 6 | 4 |
3. | Секреты успеха | 7 | 8 |
4. | Речевой этикет | 5 | 6 |
5. | Искусство диалога | 5 | 4 |
6. | Развитие связной речи | 6 | 7 |
Итого: | 34 | 34 |
Учебно-тематический план
3 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Мир взрослых людей (развитие потребности общения со взрослыми) | 5 | 2 | 3 |
1.1 | Кто кому? (умение общаться с разными людьми, умение выбирать собеседника) | 1 | 1 | |
1.2 | Что кому? (умение находить темы разговора в зависимости от возраста, круга интересов, др.) | 1 | 1 | |
1.3 | Поздравляем и желаем (как правильно поздравлять) | 1 | 1 | |
1.4 | Нас поздравляют | 1 | 1 | |
1.5 | Что ты делаешь в семье? (как ты помогаешь дома) | 1 | 1 | |
1.6 | Взаимопомощь в семье (что нужно делать, чтобы ваша семья жила весело и дружно.) | 1 | 1 | |
2 | Давайте дружбой дорожить! (развитие потребности в общении со сверстниками) | 6 | 3 | 3 |
2.1 | Ты и твой друг (с кем бы хотел дружить, кто тебе нравится) | 1 | 1 | |
2.2 | Твой друг и ты (как надо вести себя с друзьями, правила общения с друзьями | 1 | 1 | |
2.3 | Советы друзьям | 1 | 1 | |
2.4 | Учимся общаться (выбери друга и покажи, как и о чём ты с ним говоришь) | 1 | 1 | |
2.5 | Прочти, спроси, ответь. | 1 | 1 | |
3 | Секреты успеха (язык общения, навык общения с внешним миром) | 7 | 3 | 4 |
3.1 | Ты один в природе (рассказ о Маугли) | 1 | 1 | |
3.2 | Чему учат дома? (традиции в семье) | 1 | 1 | |
3.3 | Чему учат в школе? | 1 | 1 | |
3.4 | Чем богаты (навыки, приобретённые в обществе.) | 1 | 1 | |
3.5-3.6 | Твои книжные друзья | 1 | 1 | 1 |
3.7 | Пример для подражания (театр – образец общения) | 1 | 1 | |
4 | Речевой этикет (формы обращения - приветствие, благодарность, прощание, обращение, извинение) | 5 | 2 | 3 |
4.1 | Искусство слушать | 1 | 1 | |
4.2-4.3 | Слушать- смотреть-запоминать | 1 | 1 | 1 |
4.4-4.5 | Слушать-спрашивать-запоминать | 1 | 1 | 1 |
5 | Искусство диалога (мини-диалоги, речевые формулы общения) | 5 | 2 | 3 |
5.1-5.2 | Искусство спора | 1 | 1 | 1 |
5.3-5.4 | Кот и повар | 1 | 1 | 1 |
5.5 | Пословицы о речи | 1 | 1 | |
6 | Развитие связной речи (композиция и построение публичного выступления: рассказа, рассуждения и других текстов) | 6 | 2 | 4 |
6.1 | Стихи и рассказы (рассказ по теме стихотворений) | 1 | 1 | |
6.2 | Рассказ по набору предметов или серии картинок (повествование) | 1 | 1 | |
6.3 | Рассказ по картинке (описание картины или предмета) | 1 | 1 | |
6.4 | Рассказ о личном (рассуждение) | 1 | 1 | |
6.5 | Рассказ по скороговоркам | 1 | ||
6.6 | Придумывание сказок | 1 | ||
Всего: | 34 | 14 | 20 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Мир взрослых людей
Теоретическая часть.
1. Роль общения для людей. Общение - как процесс взаимодействия людей.
Чтобы состоялось общение, нужны люди. Общение с разными людьми подчинено одному правилу: надо любить людей, чтобы тебя любили. Роль настроения в разговоре, манеры держаться, роль интонации, темпа, ритма
2. Темы разговора в зависимости от возраста, круга интересов, др. Тема для разговора через интересы детей (художественные фильмы, книги, журналы, выставки и т.п.)
3. Почему люди поздравляют друг друга? Как правильно поздравлять. Слова-пожелания для каждой возрастной категории.
4.Повод для поздравления. Учимся принимать поздравления. Умение воспитанно держаться во время поздравления. Слова благодарности. Основные правила при ответе на поздравление.
5. Как ты помогаешь дома. Какую помощь дома оказывают твои друзья. Что тебе нравиться делать дома. Что нужно делать, чтобы ваша семья жила весело и дружно. Выполнение поручений в семье, желание участвовать в совместной деятельности со взрослыми.
Практическая часть.
1. Беседа, речевой практикум «С кем и как говорить».
2. Речевая ситуация «Дай ответ» (мини-беседы в зависимости от возраста и категории собеседника). Игра-инсценировка: И.А.Крылова «Ворона и лиса».
3. Беседа. Сочинение поздравления к празднику 8 Марта, День рождения, и т.п. Речевая гимнастика, артикуляционные упражнения.
4. Составление и заучивание клеше. Дидактическая игра «Найди ответ».
5. Речевая разминка. Чтение стихотворения К.Чуковского «Федорино горе» Практическое задание: план – схема « Убираем свои вещи» .
6. Беседа по теме. Сочинение-описание «Моя семья». Этюды на выражение эмоций, мимики, жестов.
Форма проведения: Беседа, игровое учебное занятие, беседа, речевая ситуация.
Методы и приемы: словесный (характеристика, объяснение), наглядный (демонстрация мимических этюдов, схемы описательных рассказов), деятельностный (выполнение логических упражнений, речевых разминок).
Формы подведения итогов: выполнение самостоятельной работы по определенным заданиям.
2. Давайте дружбой дорожить!
Теоретическая часть.
1.Друг – человек, к которому испытываешь симпатию, привязанность, доверие, отношения с которым достаточно длительное время складываются весьма позитивно и бесконфликтно на основе бескорыстной взаимопомощи и регулярных личных контактов. Что в дружбе зависит от тебя. С кем бы хотел дружить, кто тебе нравится.
2.Друг – тот, кто с тобой, когда ты неправ. Настоящие друзья познаются тогда, когда попадаешь в тяжелую ситуацию. Каким ты видишь своего друга. Как надо вести себя с друзьями, правила общения с друзьями. Пословицы о дружбе. С кем приятно дружить.
3.Друга принимают таким, каков он есть. Что делать, чтобы сохранить дружбу. Ябеда или нет. Горе пополам, а радость двойная.
4.Как завязать дружбу. Как выбрать друга. О чём ты с ним говоришь. Умение слушать и сопереживать.
5.Пусть каждый прочтёт предложения эти, вопросы задаст, на вопросы ответит. Мини-рассказы о дружбе, ключевые слова. Учить правильно задавать вопросы и грамотно отвечать. Совершенствовать диалогическую и развивать монологическую речь.
6.Слова поздравления другу. Как поздравить человека, не разговаривающего на русском языке. Поздравления без слов. Роль мимики и эмоций.
Практическая часть.
1.Разучивание песни «Вместе весело шагать».
Речевая ситуация - объясни пословицу: Дерево держится корнями, а человек - друзьями. Нет друга - ищи, а нашел - береги.
2.Разучивание песни «Улыбка». Продолжи «Приятно дружить с тем, кто…»
3. Составление памятки «Советы друзьям» (с.47 «Мир вокруг нас»). Инсценировка игры «Как пытаются общаться игрушки»
4.Сочинение-описание «Мой -друг».
5. Анализ рассказа «Три товарища».
6. Рисование поздравительной открытки.
Форма проведения: Беседа, конкурс, закрепление новых знаний и способов действий, практическое учебное занятие, словесные и ролевые игры, музыкальные минутки.
Методы и приемы: словесный (беседа, объяснение, составление рассказов, памяток, работа с книгой), наглядный (наблюдения, демонстрация, экскурсия), частично-поисковый, проблемный.
Формы подведения итогов: мини-сочинение, конкурс рисунков.
3. Секреты успеха
Теоретическая часть.
1. Рассказ о детях-маугли. Человек без общества. Развитие зависит от того, чему нас учат старшие. Речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведение людей. Развитие воображения, пантомимических навыков.
2. Традиции в семье. Традиция - от латинского "передача". Это слово означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Семейные традиции - очень ценное средство воспитания. Традиция празднование дней рождений. Домашняя уборка, раскладывание игрушек по местам, домашние обязанности членов семьи. Совместные игры с детьми. Семейный совет, на который собираются все члены семьи. Традиции гостеприимства, семейный обед. Празднование знаменательных событий в жизни семьи: дня рождения семьи, юбилея. Сказка на ночь. Прогулки, поездки вместе с детьми, походы в кино и т.п.
3. Что даёт школа, для чего нужно учиться. Совершенствование диалогической и монологической связной речи.
4. Навыки, приобретённые в обществе. Общество – это окружающие нас люди. В каждой ситуации мы приобретаем определённые знания, умения и навыки. Значение общества в жизни, потребность в общении с людьми. Развитие вербальные и невербальные средства общения.
5-6. Роль книги в жизни человека. Книга - это тоже общение. Когда вышла первая книга (1564г.) в Москве. Её автор Иван Фёдоров. Книги позволяют сохранять и передавать все знания и опыт человечества. Твои любимые книжные герои.
7.Театр – образец общения. Правила поведения в театре, название театральных профессий: актёр, билетёр, гримёр, костюмер, суфлёр.
Практическая часть.
1. Сказка Р.Киплинга «Маугли». Дидактическая игра «Хорошо – плохо».
2. Дидактическая игра «Кто больше» (на картинке найти умения, приобретённые дома). Тестирование «Счастливая семья» (с.24 «Мир вокруг нас»)
3.Беседа, речевые ситуации. Дидактическая игра «Кто больше узнает» (с.16 «Мир вокруг нас»
4.Тестирование «Животные, люди, учителя» (с.19 «Мир вокруг нас»)
5-6. Блиц-опрос « Угадай произведение и его автора». Загадки о книгах. Экскурсия в библиотеку.
7. Инсценирование сказки по прозведению К.Чуковского «Доктор Айболит». Разыгрывание сценок – «Как правильно?»
Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий, игровое учебное занятие, практикум, инсценировка, экскурсия.
Методы и приемы: словесный (работа с книгой, сказка, беседа, объяснение, речевые ситуации), наглядный (наблюдения, демонстрация), частично-поисковый, проблемный, моделирование.
Формы подведения итогов: практикум.
4. Речевой этикет
Теоретическая часть.
1. Что такое уметь слушать. Понятия: вслушаться, недослушать, слушал внимательно, помог другу, выразил своё отношение, узнал о чём- нибудь новом, интересном. Что может произойти в тех случаях, когда человек слушал невнимательно, прослушал то, что ему говорили другие.
2-3. Как слушать внимательно, с интересом. Правильно слушать , запоминать, суметь рассказать. Роль мимики, жестов, позы в процессе слушания. Жесты-помощники. Мимика и эмоции.
4-5. Учить, вежливо обращаться с просьбой к собеседнику. Спрашивать собеседника, используя уточняющие слова: повторите, пожалуйста; скажите, пожалуйста; извините, что перебиваю. Характер слушания зависит от целей общения. Спрашивать себя: что хочу услышать, как именно сделать. Выделять ключевые слова для лучшего запоминания.
Практическая деятельность.
1. Беседа, обыгрывание ситуаций, дидактическая игра «Разное слово» (объяснение различных форм слова «Слушать»).
2-3.Игра «Слушаем и запоминаем»,
4-5.Игра-соревнование (выслушать текст, чётко сформулировать вопрос )
Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий, игровое учебное занятие, занятие-викторина.
Методы и приемы: словесный (беседа, словесные игры, составление диалогов работа с книгой), игровой (объяснение сочетается с игрой),наглядный (наблюдения, демонстрация), частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Формы подведения итогов: занятие-викторина «Кто больше узнает» (с использованием иллюстраций).
5.Искусство диалога
Теоретическая часть.
1-2. Правила этикета. Интонационная выразительность, умение убеждать, доказывать, объяснять, правильно применять речевые формы общения.
Продолжать обучать правилам этикета. Воспитывать навыки уверенности в себе. Краткая и развёрнутая форме высказывания, речевые формы общения.
3-4. Говорить, чтобы слышали и услышали. Краткость, чёткость – основа спора и убеждения. Слово может обидеть. Слушай собеседника, отвечай вежливо.
5. Речь бывает хорошей, красивой, умной. Бывает пустой, неполной, неинтересной.
Практическая деятельность.
1-2. Речевая гимнастика, речевая ситуация, словесная игра. Составление памятки «Искусство говорить» (с.5 «Детская риторика»)
3-4. Художественное слово. Разыгрывание сценки «Кот и повар». Речевая разминка, артикуляционные упражнения.
5 Художественное слово, словесная игра «Назови другим словом слово». Дидактическая игра «Наоборот».
Форма проведения: беседа, художественное слово, изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий, игровое учебное занятие, инсценировка, игры-тренинги.
Методы и приемы: словесный (работа с книгой, стихотворение), игровой (объяснение сочетается с игрой),
частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Формы подведения итогов: практикум.
6. Развитие связной речи
Теоретическая часть.
1.Рассказ по теме стихотворения. Выделение темы, использование синонимов при переработке. Освоение основных типов монологической речи (рассказ и пересказ). Знакомство с интонационными средствами выразительности.
2.Повествование. Формирование умения последовательно строить рассказ.
Активизация словаря.
3.Описание. Качественное совершенствование детской лексики. Расширение словарного запаса путём подбора синонимов, уточнения их значений и использования в текстах.
4. Рассуждение. Рассуждение это потребность доказать, высказанное мнение. Точные и неточные , убедительные и неубедительные рассуждения. Обучение коллективному пересказу. Соблюдение правил общения при совместном рассказывании.
5. Что такое скороговорка? Это фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка. Скороговорки используют для развития речи детей, артистов, ведущих радио, дикторов, преподавателей и всех, кто хотел бы говорить выразительно, разборчиво и внятно. Отработка дикции. Обучение умению соблюдать логическую последовательность. Качественное совершенствование речи.
6. Сказка – это вымышленная история, в которой может произойти все, что угодно, что немыслимо в реальной жизни, и которая, как правило, заканчивается хорошо и благополучно! Закреплять навыки речевого общения в модельной ситуации, работать над грамматическим строем речи и активизацией словаря.
Практическая деятельность.
1. Артикуляционные упражнения, художественное слово.
2. Речевая разминка. Художественное слово. Проблемные речевые задачи, игра «Кто это». Коллективный пересказ.
4. Речевая гимнастика, речевая ситуация, художественное слово.
5. Речевая гимнастика, художественное слово.
6 Интонационные разминки. Речевая ситуация, практическая отработка пересказа.
Составление памятки «Сочиняю сказку» (Разбудите свое воображение. Набросайте план будущей сказки. Переделайте старую сказку. Придумайте главного героя. Поиграйте в словесные игры.)
Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий, игровое учебное занятие, занятие-викторина.
Методы и приемы: словесный (художественные произведения, работа с книгой), игровой (объяснение сочетается с игрой), наглядный (наблюдения, демонстрация), объяснительно-иллюстративный.
Формы подведения итогов: занятие-викторина «Угадай и докажи»
Учебно-тематический план
4 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Мир взрослых людей (развитие потребности общения со взрослыми) | 4 | 2 | 2 |
1.1 | Я человек и умею говорить. | 1 | 1 | |
1.2 | Я человек и умею чувствовать. | 1 | 1 | |
1.3 | Я человек и умею думать | 1 | 1 | |
1.4 | О правах и правилах | 1 | 1 | |
1.5 | Кто прав? | 1 | 1 | |
2 | Давайте дружбой дорожить! (развитие потребности в общении со сверстниками) | 4 | 2 | 2 |
2.1 | Мы работаем | 1 | 1 | |
2.2 | Труд в сказках | 1 | 1 | |
2.3 | Мы играем | 1 | 1 | |
2.4 | Мы взрослые | 1 | 1 | |
3 | Секреты успеха (язык общения, навык общения с внешним миром) | 8 | 4 | 4 |
3.1-3.2 | Другое мнение. | 1 | 1 | 1 |
3.3-3.4 | Чтобы стать человеком… | 1 | 1 | 1 |
3.5-3.6 | Дал слово… | 1 | 1 | 1 |
4 | Речевой этикет (формы обращения - приветствие, благодарность, прощание, обращение, извинение) | 6 | 4 | 2 |
4.1 | Культура речи | 1 | 1 | |
4.2 | Речь и поведение | 1 | 1 | |
4.3 | Сила слова | 1 | 1 | |
4.4 | Когда я ем…. | 1 | ||
4.5 | Молчать некрасиво. | 1 | ||
4.6 | Говорим обо всём | 1 | ||
5 | Искусство диалога (мини-диалоги, речевые формулы общения) | 4 | 1 | 3 |
5.1 | Быль и небылицы | 1 | 1 | |
5.2 | Так , да не так | 1 | 1 | |
5.3 | Небылица-небывальщина | 1 | 1 | |
5.4 | Попробуй угадай! | 1 | ||
6 | Развитие связной речи (композиция и построение публичного выступления: рассказа, рассуждения и других текстов) | 8 | 3 | 4 |
6.1-6.2 | Диалог и монолог | 1 | 1 | 1 |
6.3 | Монолог- описание | 1 | 1 | |
6.4 | Монолог-рассуждение | 1 | 1 | |
6.5 | Монолог-повествование | 1 | 1 | |
6.6 | Рассказ из личного опыта (с использованием диалога) | 1 | ||
6.7 | Коллективное рассказывание | 1 | ||
Всего: | 34 | 16 | 17 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Мир взрослых людей
Теоретическая часть.
1.Определение своего эмоционального состояния, выход из него. Общение с людьми в любом эмоциональном состоянии. Общение без конфликтов. Развитие диалогической речи, умение корректно выражать своё мнение. Работа над дикцией, темпом, тоном.
2.Элементарные умения определять чужое эмоциональное состояние. Внимание к настроению эмоциональному состоянию других людей. Условия эффективности разговора. Закрепление правил речевого этикета, развитие артикуляционной моторики и дикции.
3. Объективная оценка своих умений, успехов и достижений. Умение предвидеть последствия своего поступка, слов и высказываний, контролировать свою деятельность. Развитие логической последовательности при пересказе.
4. Речевой такт и уважение к окружающим. Учиться слушать другого человека, внимательно выслушивать мнение не только взрослого, но и сверстников. Наличие разных мнений обогащает общение. У каждого есть право на своё мнение.
5. Сравнение своего отношения и отношения других к одним и тем же обстоятельствам. Находить решения простых этических ситуаций. Считаться с занятиями, играми других людей, не мешать и не вмешиваться.
Практическая часть.
1. Беседа по теме. Артикуляционная гимнастика, речевая разминка, творческий практикум «Я веду диалог».
2.Речевая разминка. Обыгрывание речевых ситуаций. Игровой практикум «Обрати внимание на это состояние». Этюды на выражение эмоций, жестов.
3.Беседа, художественное слово, мини-диалоги, игра «Ассоциация».
4. Речевая ситуация. Чтение и обсуждение правил и обязанностей при общении.
5. Речевая ситуация, игра «Кто прав?»
Форма проведения: игровое учебное занятие, беседа, речевая ситуация.
Методы и приемы: словесный (характеристика, объяснение), наглядный (демонстрация мимических этюдов, схемы описательных рассказов), деятельностный (выполнение логических упражнений, речевых разминок)
Формы подведения итогов: выполнение самостоятельной работы по определенным заданиям.
2. Давайте дружбой дорожить!
Теоретическая часть.
1. Отношение учащегося к трудовой деятельности, интерес к той или иной профессии, наличие потребности участвовать в трудовой деятельности. Инициатива и активность в совместных трудовых действиях. Проявление вежливости и доброжелательности.
2.Эффективность коллективного труда, работа в коллективе. Совершенствование диалогической и монологической речи.
3.Участие в совместных играх и занятиях со сверстниками, в разговоре, беседах. Закрепление правил общения со сверстниками.
4. Наблюдение за трудовой деятельностью взрослых. Названия и трудовые действия некоторых профессий.
Практическая часть.
1.Игра «Закончи предложение» (отношение к различным видам труда). Учащимся предлагаются незаконченные предложения, которые они должны продолжить.
2. Художественное слово (сказка «Старик и сыновья»). Мини-диалоги «Чему я хочу научиться».
3. Беседа по теме. Художественное слово «Рассказы Л.Н.Толстого». Словесные игры.
4. Беседа. Речевая разминка, речевая ситуация, игра «Пиктограммы». Дидактическая игра «Образуй слово».
Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий, игровое учебное занятие.
Методы и приемы: словесный (беседа, объяснение, художественное слово), наглядный(наблюдения, демонстрация, экскурсия), частично-поисковый.
Формы подведения итогов: викторина «Отгадай профессию».
3. Секреты успеха
Теоретическая часть.
1. Оценка успехов сверстников, принятие мнения другого человека. Гуманное отношение и толерантность. Элементарное обоснование своего мнения и корректное его высказывание.
2. Уважение, чуткость, терпимость, личностных качеств, позволяющих общаться с людьми. Развитие творческой инициативы.
3. Чувство ответственности и порядочности. Быть точным и обязательным.
Практическая часть.
1.Беседа о правилах поведения с людьми различных социальных слоёв, возраста, национальности. Упражнение-тренинг «Твоё мнение».
2. Инсценировка стихотворения, игра-пантомима «Как животные».
3.Дискуссия по теме, демонстрация иллюстраций. Речевая ситуация, тесты «Правила обязательности».
Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий, игровое учебное занятие, практикум.
Методы и приемы: словесный (беседа, объяснение), наглядный (наблюдения, демонстрация, экскурсия), частично-поисковый, проблемный.
Формы подведения итогов: практикум.
4. Речевой этикет
Теоретическая часть.
1. Что такое культура речи. Чистота, точность, ясность, правильность речи. Правила речевого общения, умение пользоваться «волшебными» словами. Правила монологической и диалогической речи. Совершенствовать умение детей логично и связно излагать свои мысли. Развивать коммуникативные навыки.
2. Использование слова в конфликтах. Формы обращения к разным людям. Сила улыбки. Роль дикции. Работа в парах, взаимоуважение.
3.Показать силу слова и умение его применения. Словом можно убить. Слово может спасти.
4.Учить общению и поведению за столом. В гости ходят пообщаться, а не наедаться.
5.Развивать умение поддерживать разговор во время обеда, находить общие темы для бесед. Как есть, чтобы можно было вести беседу.
6.Умение слушать, как способ поддержания беседы. Как правильно задать вопрос. Как правильно ответить.
Практическая деятельность.
1.Круглый стол «Культурный человек». Артикуляционная гимнастика, речевая ситуация. Правила речи.
2. Беседа. Составление памятки «Разные люди - разное обращение». Артикуляционная разминка, речевая ситуация.
3 Беседа «Как воздействовать на людей, не обижая их?». Тренинг «Как произвести хорошее впечатление»(закончи предложение).
4. Обыгрывание ситуации. Упражнения-тренинги «Правильно-неправильно».
5. Беседа по теме, художественное слово. Речевая гимнастика, речевая ситуация и её решение.
6. Разыгрывание сценок на различные темы, обучение детей подыгрывать по данной теме.
Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий, игровое учебное занятие, занятие-эксперимент, инсценировка.
Методы и приемы: словесный, игровой.(объяснение сочетается с игрой),
наглядный (наблюдения, демонстрация, экскурсия), частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, практический.
Формы подведения итогов: рефлексия: зарисовка запомнившегося занятия.
5. Искусство диалога
Теоретическая часть.
1. Реальность и выдумка. Понятия «случай, история» и «вымысел, фантазия». Навыки речевого общения в модельной ситуации.
2. Правила гостевого этикета, тренироваться ведению непринуждённого разговора с использованием небылиц. Воспитывать навыки доброжелательного общения, уверенности в себе. Развивать интонационную выразительность, желание импровизировать речевые диалоги.
3.Обсуждение рассказа П.Бажова «Серебряное копытце». Реальность и выдумка в сказке.
4. Слушание русских потешек, выделение в них реальности и вымысла. Умение аргументировать, желание импровизировать речевые формы общения.
Практическая деятельность.
1.Беседа, составление рассказов с данных иллюстраций.
2.Дискуссия по теме. Речевая разминка, речевая ситуация, словесная игра.
3.Художественное слово. Творческий час «Докажи».
4.Художественное слово. Речевая гимнастика, речевая ситуация, словесная игра «Было-не было».
Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий, игровое учебное занятие, практикум.
Методы и приемы: словесный, игровой.(объяснение сочетается с игрой),
наглядный (наблюдения, демонстрация, экскурсия), частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Формы подведения итогов: круглый стол «Я фантазёр».
6.Развитие связной речи
Теоретическая часть.
1-2. Понятия «диалог, монолог». Развитие голосового аппарата (умение регулировать громкость, темп, логическое ударение). Правильное использование интонационных средств выразительности.
3.Обучать описательному пересказу и умению соблюдать логическую последовательность при пересказе. Качественное совершенствование речи через работу с синонимами в словосочетаниях.
4.Закрепление монолога-рассуждения по данной модельной ситуации. Усвоение композиции и способов словесного оформления.
5.Обучение выборочному пересказу, творческому рассказыванию. Обучение рассказу по вопросам (полные, развёрнутые ответы). Умение работать в парах.
6.Обучение пересказу в лицах. Закрепление общения в паре или в диалоге с участием нескольких лиц.
7-8.Творческий пересказ с изменением лица, пересказ по «цепочке».
Практическая деятельность.
1-2.Речевая гимнастика, художественное слово, словесная игра «Я и мы». Практическая отработка оттенков голоса (грусть, гнев, радушие,…).Тренинг «Диалог».
3.Артикуляционные упражнения для развития дикции, художественное слово.
4.Словесная дидактическая игра «Потому что…»
5.Речевая гимнастика, художественное слово (пересказ сказки).
6.Артикуляционная разминка, поиск и пересказ сюжета. Составление мини-пересказов.
7-8. Речевая разминка, художественное слово. Мини-сценки.
Форма проведения: закрепление способов пересказа, игровое учебное занятие, занятие-викторина.
Методы и приемы: словесный, игровой (объяснение сочетается с игрой),
наглядный (наблюдения, демонстрация), частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, практикум (тренировочные упражнения).
Формы подведения итогов: занятие-викторина «Какой рассказ?»
Методическое обеспечение программы. Основной формой учебно-воспитательного процесса являются учебные занятия. Учебный процесс сочетает в себе занятия разного вида: групповые, индивидуальные, теоретические, практические, творческие, игровые. При реализации программы предусматривается применение следующих методов:
- рассказ, беседа;
- загадки, стихи, кроссворды, ребусы, пословицы, поговорки;
- экскурсии, встречи;
- викторины и конкурсы.
Для реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение программы:
- компьютер, магнитофон, видеотехника, аудиокассеты;
- ватман, альбомы, краски, карандаши;
- раздаточный изобразительный материал;
- информация об известных гражданах города; материалы, отражающие деятельность обучающихся (результаты анкет, социологических опросов, разработанные анкеты по различным темам);
- пакеты творческих заданий по различным темам, способствующих созданию оптимальных условий развития познавательной активности;
- пакеты тестов, других форм психологической и профессиональной диагностики;
- учебные пособия на электронных носителях.
Формы и средства контроля. Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы:
- проверка знаний методом контрольных тестов и заданий;
- викторины по темам;
- выставки;
- творческие конкурсы , соревнования
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога:
Антонова Л.Г. Развитие речи: Уроки риторики. Ярославль, 1997.
Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. – М., 2002.
Бобков Ф.А. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников. – М.: Просвещение, 1982. – 159с.
Богданова О.С. О нравственном воспитании подростков. – М.: Просвещение. – 111с.
Бабаева Т.И. У школьного порога. –М.,1993.
Богуславская М.Е.. Купина Н.А. Весёлый этикет (развитие коммуникативных способностей ребёнка). –Екатеринбург, 1997.
Быстрова Т.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. – СПб.. 2001.
.Графт Т.Р. Азбука общения // Класс.1995.№4.
Джежелей О.В. Колобок: Лит. Игры и забавы – для всех кто любит сказки. - М..1994.
Джежелей О.В. Читаем и играем: Пособие для обучения выразительному чтению и разумному поведению. - М.,1994.
КлюеваН. В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль,1996.
Князева О.Л., Маханеева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуре: программа. – СПб.,1998.
Лисина М.И. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении с взрослыми. – М.. 1995.
Сохин Ф.Ф., Ушакова О.С., Арушанова А.Г. и др. Занятия по развитию речи: Учебное издание . – М., Просвещение, 1993, 271с.
Чупаха И. В. И др. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-вопитательном процессе: Сб.- Ставрополь., 2001.
Шипицина Л.М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения с взрослыми и сверстниками. – СПб.. 2002.
Н.Виноградова «Ещё раз о преемственности». – «Начальное образование», №2,2005, стр.7.
С.А. Козлова «О правах и правилах» - Изд.Вентана-Граф
Воспитание школьников.Теоретический инаучно-методический журнал№6,1993 – с.10, Шемшурина А. Этическая грамматика.
Для обучающихся:
Вахрушев А.А.,Бурский О.В.и др.Я и мир вокруг.Учебное пособие1-4класс–М.,«Баласс»,1977
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., и др. Развиваем внимание: Рабочая тетрадь. – М.. 2001.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., и др. Развиваем мышление: Рабочая тетрадь. – М.,2001.
Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. АБВГДейка: Азбука первоклассника: Учебник для 1 кл. – М., 1995.
Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Школа вежливости: Азбука первоклассника. - М.,1996.
Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рисунках: 1-й класс: Методические рекомендации.- М.. 1995.
Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рисунках: 2-й класс: Методические рекомендации.- М.. 1995.
Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь говорить правильно: Книга для учащихся в 2 частях. – М., просвещение, 1993, 224с.
(с.36 – Мир вокруг нас.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа кружка "Азбука общения"
Программа кружка «Азбука общения» соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования...
Программа по культуре общения
Программа учебного предмета «Культура общения» составлена на основе Сборника «Культура общения 1-4 классы. Программа. Издание V, переработанное. Нормативные акты. Основные требования к уроку. Ли...
Воспитательно-реабилитационная программа "Радость человеческого общения"
Младший школьный возраст - оптимальный период наиболее активного обучения искусству общения, усвоения коммуникативных, речевых умений, способов разрешения социальных ситуаций. В указанный период жизни...
программа клуба "Школа общения"
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозм...
Программа логопедического сопровождения обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ в условиях реализации ФГОС НОО
Программа коррекционной работы, составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениям...
Авторская программа "В мире общения"
Предлагаемая программа «В мире общения» является программой внеурочной деятельности начального образования. Она определяет процесс и результат включения ребёнка ...
Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР
Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР....