Программа по культуре общения
рабочая программа на тему
Программа учебного предмета «Культура общения» составлена на основе Сборника «Культура общения 1-4 классы. Программа. Издание V, переработанное. Нормативные акты. Основные требования к уроку. Литература учащегося и учителя» / Под редакцией И.А. Стернина.- Воронеж, ВОИПКРО, 2008г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ko.doc | 367 КБ |
Предварительный просмотр:
КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ
Форма: кружковая деятельность
Вид деятельности: познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение
Направление воспитания: духовно-нравственное
Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Культура общения» составлена на основе Сборника «Культура общения 1-4 классы. Программа. Издание V, переработанное. Нормативные акты. Основные требования к уроку. Литература учащегося и учителя» / Под редакцией И.А. Стернина.- Воронеж, ВОИПКРО, 2008г.
Программа рекомендована региональным Научно-методическим советом по предмету «Культура общения»
Обучение детей по данной программе призвано сформировать у них основы этикета поведения и общения и подготовить их к изучению предмета “Культура общения” в начальной школе в рамках регионального базисного учебного плана Воронежской области.
Предмет «Культура общения» в Воронежской области ведется как предмет школьной компетенции с 1992 г. и как предмет региональной компетенции с 1997. Программа предназначена для 1-4 классов МБОУ Прогимназия № 2.
Программа предмета «Культура общения» представляет собой целостный курс, построенный с учетом возраста учащихся и развивающий идею изучения культуры общения от более простых форм к более сложным. Концепция обучения культуре общения состоит в следующем: от освоения элементарных навыков культуры поведения и общения.
Особенностью концепции формирования культуры общения, которая реализуется в региональной программе и отличает ее во многом от других программ подобного типа – в приоритете обучения устной речи и в устной основе обучения.
Принадлежность предмета «Культура общения»
Кружок «Культура общения», наряду с русским и иностранными языками, входит в образовательную область «Филология».
В рамках предмета «Русский язык» основное внимание уделяется обучению учащихся письменной речи. Кружок «Культура общения» дополняет обучение русскому языку и формирует у учащихся культуру устного общения.
Цель занятий по программе курса внеурочной деятельности «Культура общения»– формирование у младших школьников адекватного коммуникативного поведения. Коммуникативное поведение человека – совокупность норм и традиций общения. Таким образом, учащиеся должны освоить этикетные нормы общения (как надо? как принято?) и правила и приемы эффективного общения (как лучше? как эффективней?).
Коммуникативная грамотность предполагает сформированность у учащихся:
- устойчивых риторических навыков;
- устойчивых навыков культуры устной речи;
- навыков эффективного общения.
Основные задачи курса
В соответствии с целями преподавания культуры общения основные задачи курса сводятся к следующему:
1. Сформировать у детей универсальные учебные действия (личностных и метапредметных) на межпредметном уровне.
2.Сформировать коммуникативную грамотность учащихся
2. Сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать свое общение в зависимости от ситуации
3. Вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета поведения и общения, а также норм культуры речи.
4. Обучить учащихся основным правилам и приемам эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях.
Объём учебного времени, отводимого на изучение «Культуры общения» с 1 по 4 класс – 1 час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 135 часов.
Формы проведения занятий: беседы, праздничные мероприятия, конкурсы, круглые столы, игры, инсценировки, «устные журналы», дискуссии, игровые упражнения.
Формы подведения итогов занятий:
- 1 класс:
-Театральное представление «Театр вежливых ребят»;
- 2 класс:
-Конкурс рассказов «Случай из моей жизни»
- 3 класс:
– круглый стол «Правила общения»
- Праздничное мероприятие «Поделись улыбкой»
- 4 класс:
- Сочинение – рассуждение «Легко ли это – не ругать»
- телевизионный выпуск новостей
- конкурс чтецов
- Конкурс ораторов
- Стенгазета- «Прощай, начальная школа!»
Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности "Культура общения" в начальной школе:
• личностные:
- овладение начальными навыками адаптации в различных жизненных ситуациях, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
• метапредметные:
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
- логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации;
- умением слушать собеседника, вести диалог и аргументировать свою точку зрения;
• предметные:
- овладение первоначальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета;
- умением ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
1 -й класс
Личностными результатами изучения курса "Культура общения" в 1 -м классе является сформированность у обучающихся следующих умений:
- осознавать роль речи в жизни людей;
- оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в конкретной ситуации;
- объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т. д.).
Метапредметными результатами изучения курса "Культура общения" в 1-м классе является сформированность у детей следующих универсальных учебных действий (далее - УУД):
- соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
- строить простое высказывание на заданную тему;
- ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
- учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
- делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения курса "Культура общения" в 1-м классе является сформированность у обучающихся следующих умений:
- различать устное и письменное общение;
- употреблять вежливые слова в изученных стандартных коммуникативных ситуациях: приветствие, прощание, благодарность, обращение;
- произносить заданные фразы с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией;
- изменять громкость и темп речи в зависимости от коммуникативной ситуации;
- изменять тембр речи при изображении речи персонажей сказок и литературных произведений;
- использовать открытые жесты, приветливую мимику,
- изменять тон речи в зависимости от коммуникативной ситуации;
- четко произносить не менее 5 скороговорок.
2-й класс
Личностными результатами изучения курса "Культура общения" во 2-м классе является
- сформированность у обучающихся следующих умений:
- осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
- осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
- оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
- анализировать тактичность речевого поведения с разными людьми;
- объяснять правила вежливого поведения в разных ситуациях.
Метапредметными результатами изучения курса "Культура общения" во 2-м классе является
сформированность у детей следующих УУД:
- различать понятия правильной и неправильной речи;
- находить различия между языком и речью;
- устанавливать причины, по которым надо следить за своей речью;
- пользоваться правилами чтения стихотворных текстов;
- правила задавания вопросов и правила ответа на вопросы;
- пользоваться правилами активного слушания;
- пользоваться правилами поздравления;
- пользоваться основными правилами ведения телефонных разговоров;
- пользоваться правилами поведения в театре, кино, на экскурсии, в музее;
- пользоваться правилами поведения в городском транспорте, поездах дальнего следования;
- пользоваться правилами поведения в кафе;
- пользоваться правилами поведения в детской библиотеке, в парикмахерской;
- пользоваться правилами поведения у врача;
- пользоваться основными правилами поведения в игре, на школьном празднике;
- пользоваться правилами поведения с домашними животными;
- пользоваться правилами поведения на природе.
Предметными результатами изучения курса "Культура общения" во 2-м классе является сфор-мированность у обучающихся следующих умений:
- отчетливо выговаривать основные звуки русского языка;
- изменять высоту и силу голоса в зависимости от коммуникативной ситуации;
- при чтении стихотворных тестов и считалок изменять тон и скорость чтения в зависимости от содержания стихотворения и субъективного отношения к содержанию, соблюдать правила чтения стихотворных текстов;
- соблюдать нормы культуры речи в рамках изученного словарного минимума;
- вежливо задавать вопросы старшим и вежливо отвечать на их вопросы;
- слушать не перебивая, соблюдая правила активного слушания;
- выступать с устным поздравлением, выражать благодарность за поздравление;
- вести разговор по телефону с соблюдением основных этикетных норм;
- вести общение в транспорте, кино, театре, на экскурсии, на природе с соблюдением этикетных норм;
- этикетно вести себя на школьном празднике в роли артистов;
- четко произносить не менее 10 скороговорок.
- давать оценку невежливому речевому поведению.
3-й класс
Личностными результатами изучения курса "Культура общения" в 3-м классе является сформированность у обучающихся следующих умений:
- оценивать свою вежливость;
- определять степень вежливости при общении людей (вежливо - невежливо - грубо);
- осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
- осознавать свою ответственность за произнесенное или написанное слово;
- понимать необходимость совершения добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами изучения курса "Культура общения" в 3-м классе является:
сформированность у детей следующих УУД:
- знать понятие литературной и нелитературной речи, культурной речи, разговорной речи, понятие диалога и монолога, реплики; понятие комплимента, различие между комплиментом, похвалой и лестью; различие между просьбой, клянченьем и требованием; понятие спора, аргумента;
- уметь пользоваться основными правилами речи;
- уметь пользоваться основные правила ведения диалога;
- знать и применять виды знакомства;
- знать и применять виды отказа;
- знать и применять правила вежливого извинения;
- знать и применять правила утешения;
- знать и применять правила поведения в гостях, правила приглашения в гости и приема гостей;
- знать и применять правила дружеского общения;
- знать и применять виды споров, основные правила ведения спора;
- знать и применять правила общения во взрослой компании;
- знать и применять основные правила общения между мальчиками и девочками;
- знать и применять правила общения с малышами.
Предметными результатами изучения курса "Культура общения" в 3-м классе является сформированность у обучающихся следующих умений:
- различать литературную и нелитературную речь собеседника, литературные и нелитературные языковые единицы;
- различать диалог и монолог;
- познакомиться со сверстником и взрослым, используя этикетные речевые формулы и учитывая адресата;
- вежливо отказать;
- извиниться, используя способы расширения извинения, этикетно принять извинение;
- похвалить собеседника, произнести комплимент собеседнику и этикетно ответить на него;
- этикетно вести себя на школьном празднике в роли зрителей;
- вести бесконфликтное общение со сверстниками противоположного пола;
- четко произносить не менее 15 скороговорок.
4-й класс
Личностными результатами изучения курса "Культура общения" в 4-м классе является сформи-рованность у обучающихся следующих умений:
- объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;
- осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения к окружающим;
- отличать истинную вежливость от показной;
- адаптироваться к ситуации общения, строить свое высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
- учитывать интересы собеседников при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
- осознавать ответственность за свое речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
- анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек.
Метапредметными результатами изучения курса "Культура общения" в 4-м классе является сформированность у детей следующих УУД:
- понятие эффективной речи, понятия уместность, подготовленность, вежливость речи; понятие речевой роли, постоянной и временной роли; понятие выразительного чтения, пересказа, рекламы; понятия улыбки и смеха; понятие цитаты.
- цели, которые человек ставит в общении;
- роль улыбки в общении;
- виды и функции улыбки в общении;
- почему в разных ситуациях речевое поведение человека должно быть разным;
- основные требования к выразительному чтению;
- правила выразительного чтения стихотворений;
- виды пересказов;
- правила пересказа письменного текста;
- правила пересказа устного текста;
- правила подготовки устных монологов: поздравление, похвальное слово, представление гостя, информация, рассуждение, оправдание, объяснение;
- правила подготовки рекламного выступления.
Предметными результатами изучения курса "Культура общения" в 4-м классе является сформированность у обучающихся следующих умений:
- правильно использовать темп, ритм, паузы, изобразительность речи, высоту голоса, громкость голоса, тембр голоса при выразительном чтении;
- передавать эмоциональные состояния при выразительном чтении, использовать смысловую интонацию;
- правильно произнести одну и ту же фразу с разным логическим ударением;
- выступить с монологом - поздравлением, похвальным словом, представлением гостя, информацией, рассуждением, оправданием, объяснением, рекламой;
- четко произносить не менее 20 скороговорок
- составлять тексты в рамках простых информационных жанров (типа "что-где-когда" и "как произошло") в соответствии с задачами коммуникации;
- объяснять значение фотографии в газетном тексте;
- делать подписи под фотографиями семьи, класса с учетом коммуникативной ситуации.
Основные особенности проведения кружка по предмету “Культура общения”
Кружок культуры общения должен проводиться на устной основе. Рассказ учителя должен сочетаться с активной речевой деятельностью учащихся. Учащиеся должны активно участвовать в занятии, много говорить, приобретая практические навыки культуры общения и культуры речи.
Активные формы проведения занятий должны преобладать. Урок в начальной школе по названному предмету обычно включает речевую гимнастику, анализ и разыгрывание коммуникативных ситуаций, решение коммуникативных задач, коммуникативные игры. Такие уроки помогают снять страх перед самостоятельным высказыванием; прививают навык анализировать свои поступки и проходящие события; дети узнают себя как партнера по общению, открывают в себе самые разнообразные стороны личности (те, которые помогают установить контакт с окружающими и те, которые мешают это сделать).
На уроке учащиеся должны знакомиться как с нормами коммуникативного поведения, с правилами этикета поведения и общения (как надо? как принято?), так и с правилами эффективного общения (как лучше? как эффективней?).
На ранних этапах обучения – в начальной школе и преобладает обучение нормам общения. На каждом уроке учащиеся должны приобретать новые знания, умения и навыки по культуре общения и активно закреплять уже изученное.
Учитель должен замечать и исправлять речевые и коммуникативные ошибки учащихся и приводить правильные речевые образцы. Необходимо стимулировать учащихся к развернутым высказываниям, исправлению ими собственных речевых и коммуникативных ошибок и добиваться полного, развернутого повторения учащимися правильных речевых формул и речевых образцов.
Общение учителя с учениками должно осуществляться в соответствии с принципами педагогики сотрудничества, отвечать нормам толерантности, вежливости и речевого этикета.
Речь учителя должна быть образцом культуры речи, недопустимы орфоэпические, стилистические и речевые ошибки.
Внешность учителя должна отвечать нормам этикета внешнего вида.
На уроке должна присутствовать атмосфера доброжелательности, урок должен доставлять детям удовольствие и создавать положительный эмоциональный настрой.
Учащиеся должны демонстрировать на уроке культуру речи и поведения, а также учебную речевую активность.
На уроке должны использоваться современные образовательные и информационно-коммуникационные технологии.
Урок должен ориентировать учащихся на освоение норм и правил повседневного общения и поведения, на уроке не должно быть излишнего пафоса и избыточного эмоционального накала.
Распространенные ошибки в подготовке и проведении уроков по предмету “Культура общения”
Чрезмерная информационная насыщенность урока, создающая перегрузку учащихся; слишком быстрый темп урока.
Попытки вместить в один урок весь арсенал форм и методов обучения.
Несоблюдение преемственности в обучении (новая тема дается без опоры на ранее полученные знания).
Нерациональное использование времени урока (вниманию учащихся предлагается слишком большой музыкальный или видеофрагмент, учителем проводится и проверяется в классе громоздкий тест, учащиеся переписывают с доски учительские заготовки к уроку).
Пассивность учащихся на фоне сдерживающей их активности учителя, превращение урока в «театр одного актера».
Пассивность большей части учащихся, когда работает только несколько человек, отсутствие обратной связи.
Большой объем письменных домашних и классных работ.
Отсутствие подведения итогов деятельности учащихся.
Домашнее задание не представляет собой развитие классной работы по применению знаний, распространение полученных знаний на новые ситуации, не является подготовительным этапом к активной познавательной и коммуникативной деятельности учащихся на следующем уроке.
Примерная схема анализа урока культуры общения
Данная схема предназначена для анализа уроков культуры общения и самоанализа урока учителем.
Требования, предъявляемые схемой, относятся к идеальному уроку; в реальных условиях школы зачастую не все из них могут быть выполнены на каждом уроке – многое зависит от темы, контингента учащихся, их возраста, возможностей технического оснащения учебного процесса и многих других факторов.
Данная схема призвана помочь учителю и проверяющему выделить основные параметры оценки удачного урока и опереться на них в анализе и самоанализе проведенного занятия.
Какие цели ставил учитель на уроке, какие знания, умения и навыки рассчитывал сформировать?
Соответствуют ли поставленные цели программе, уровню познавательных возможностей учащихся, возрасту учащихся?
Используются ли учителем авторские разработки при проведении урока? Согласуются ли эти разработки с общим содержанием программы?
Достигнуты ли цели урока?
Получено ли приращение знаний, умений и навыков в ходе урока?
Была ли логика в построении урока, ощущалась ли структура урока учащимися?
Соблюдены ли основные этапы урока по культуре общения (речевая зарядка, проверка домашнего задания, беседа учителя, упражнения в речевой деятельности, обобщение, домашнее задание)?
Наблюдалось ли в ходе урока разнообразие видов учебной деятельности учащихся?
Был ли выдержан на уроке принцип устной основы обучения? Каково было соотношение говорения учителя и учащихся? Достаточно ли много говорили учащиеся, все ли учащиеся участвовали в речевой деятельности?
Осуществлялась ли связь изучаемого материала с личным опытом учащихся?
Сочетался ли рассказ учителя с активной речевой деятельностью учащихся? Не наблюдалось ли пассивности учащихся на фоне активности учителя? (речевая деятельность учащихся должна занимать не менее 50% времени урока).
Была ли на уроке преемственность по отношению к ранее изученному материалу, давалась ли новая тема в опоре на ранее полученные знания? Ориентирован ли урок на последующие темы?
Рационально ли распределено время урока? (Не предлагались ли учащимся слишком громоздкие задания, осуществлялась ли смена видов деятельности на уроке, не наблюдалось ли на уроке чрезмерной информационной насыщенности, создающей перегрузку учащихся)?
Проведен ли урок в достаточно деловой манере, направленной на освоение учащимися норм и правил повседневного общения и поведения, не было ли на уроке излишнего пафоса и избыточного эмоционального накала?
Не преобладала ли на уроке развлекательность?
Демонстрировали ли учащиеся на уроке культуру речи и поведения?
Не был ли слишком быстрым темп урока?
Не наблюдалось ли на уроке попытки учителя вместить в один урок весь арсенал форм и методов обучения?
Присутствовало ли закрепление изученного?
Проведено ли обобщение теоретического материала?
Подведен ли итог урока, задано ли домашнее задание, ориентированное на закрепление материала и подготовку к следующему уроку?
Какие конкретно знания, умения и навыки приобрели учащиеся: по культуре речи, по выразительности речи, по чистоте речи, по этикету поведения, по этикету общения, по этикету внешнего вида, по диалогической речи, по монологической речи, по правилам и приемам эффективного общения?
Эффективно ли проведена речевая зарядка?
Умеют ли дети произносить скороговорки и чистоговорки, выразительна ли их речь?
Замечает ли учитель и исправляет ли он речевые и коммуникативные ошибки учащихся, приводит ли правильные речевые образцы?
Добивается ли учитель повторения учащимися правильных речевых образцов?
Соответствует ли речь учителя нормам культуры речи, не встречаются ли у учителя орфоэпические, стилистические, речевые ошибки?
Этикетно ли выглядит и ведет себя учитель, осуществляется ли педагогическое общение с учениками в соответствии с принципами педагогики сотрудничества, отвечает ли оно эталонным нормам вежливости и речевого этикета?
Прошел ли урок в атмосфере доброжелательности, доставил ли детям удовольствие, создал ли положительный эмоциональный настрой?
Подведен ли итог урока, оценена ли работа учащихся.
ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ»
Первый класс.
По программе: 33 часа
По учебному плану: 1 час в неделю
Основы этикета поведения и общения
1. Речь и этикет
- Понятие речи. Речь и информация. Речь и эмоция. Речь и взаимопомощь людей.
- Функции речи в жизни человека.
- Виды речи. Устная и письменная речь.
- Понятие вежливости. Вежливость как проявление уважения к другому человеку. Вежливость как выражение добрых отношений к человеку. Вежливость и добрые слова. Вежливость речи и вежливость поступка.
- Понятие этикета. Вежливость и этикет. Важность этикета в жизни общества.
- Роль. Постоянные и временные роли. Роль и правила поведения, ей соответствующие. Роль и вежливость.
- Говорящий и слушающий. Содержание речи. Цели речи.
2. Качества речи
- Громкость речи. Понятие громкости речи. Речь громкая, средняя и тихая.
- Зависимость громкости речи от ситуации, содержания высказывания, эмоций человека, расстояния до слушателей, количества слушателей. Ситуации, требующие громкой и тихой речи.
- Понятие темпа речи. Быстрый, средний и медленный темп речи. Ситуации, требующие разного темпа речи. Зависимость темпа речи от ситуации. Зависимость темпа речи от эмоции, от содержания высказывания.
- Тембр речи. Понятие тембра. Индивидуальная окраска голоса. Голос высокий и низкий, уверенный и робкий, грубый и ласковый. Изображение речи других людей, персонажей сказок.
- Тон речи. Понятие тона речи. Тон как оттенок звучащей речи. Тон вежливый, доброжелательный и тон грубый. Тон просительный, извиняющийся, возмущенный, огорченный, одобрительный, восторженный, радостный, нежный и др. Тон и ситуация речи. Тон речи и вежливость.
- Несловесное общение. Понятие несловесного общения. «Помощники» устной речи, их функции. Понятие жеста, мимики. Взгляд, поза. Громкость речи, темп речи как средства несловесного общения. Паузы. Интонация (повествовательная, вопросительная, восклицательная).
- Скороговорки как средство улучшения дикции и чистоты речи.
3. Речевой этикет
- Приветствие. Функции приветствия. Кого, как и когда надо приветствовать. Формулы приветствия. Приветствие краткое и развернутое. Различия в приветствии родных, знакомых и незнакомых, сверстников и взрослых. Формулы ответа на приветствие.
- Прощание. Функция прощания. Формулы прощания. Формулы ответа на прощание. Прощание краткое и развернутое. Прощание и пожелание. Различия в прощании с родными, знакомыми и незнакомыми, сверстниками и взрослыми. С кем надо прощаться. Формулы ответа на прощание.
- Благодарность. Функции благодарности. За что надо благодарить. Формулы благодарности. Формулы ответа на благодарность. Благодарность краткая и развернутая.
- Обращение, вступление в контакт. Функции обращения: привлечение внимания, характеристика собеседника. Формулы обращения. Обращение вежливое, уважительное и грубое. Обращение на ты и вы, их различие и функции. Зависимость обращения от того, к кому обращаются: к ровеснику или старшему, к родным, знакомым или незнакомым.
- Имя человека. Различные формы личных имен. Имена полные, краткие, ласкательные. Обращение по имени, имени и отчеству, фамилии.
4. Общение в стандартных коммуникативных ситуациях
- Особенности общения в семье. Обращение членов семьи друг к другу. Приветствие, прощание, благодарность в семье. Ласковые слова в семейном общении. Семейный разговор.
- Правила общения в школе. Приветствие и прощание с учителями и ребятами. Вежливость на уроке. Вежливая просьба. Извинение. Поведение на перемене. Вежливость в общении мальчиков и девочек.
- Разговор на улице со знакомыми и незнакомыми. Как разговаривать со своими друзьями в общественном месте. Громкость разговора на улице. Как задавать вопросы незнакомым взрослым.
- Как вести себя, когда разговор ведут взрослые.
- Как вести себя в магазине. Как разговаривать с продавцом, кассиром (приветствие, просьба, вопросы, благодарность).
- По окончании первого класса учащиеся должны знать:
- виды речи;
- функции речи в жизни человека;
- цели речи;
- понятие этикета и вежливости;
- основные правила вежливого общения в семье, в школе, со знакомыми и незнакомыми, с мальчиками и девочками, в магазине.
Второй класс.
По программе: 34 часа
По учебному плану: 1 час в неделю
Основы этикета поведения и общения
1. Культура речи
- Язык как средство общения народа. Речь как индивидуальное использование языка людьми. Единство языка народа и различие речи людей. Правила языка. Речь правильная и неправильная. Необходимость следить за своей речью.
- Что украшает нашу речь и что портит ее.
- Многообразие языков. Русский язык и другие языки. Красота русского языка.
- Практикум по культуре речи.
- Правильное дыхание и голос. Отработка правильного дыхания. Высота голоса: высокий, средний, низкий голос. Изменение высоты голоса в зависимости от ситуации. Сила голоса: громкий, умеренный, тихий голос. Тренировка управления голосом (изменение его силы и громкости в зависимости от ситуации).
- Работа над дикцией. Отчетливое и правильное выговаривание звуков и слов. Умение произносить скороговорки.
- Работа над интонацией. Выделение важных слов. Зависимость тона, скорости чтения от содержания стихотворения и нашего отношения к содержанию Зависимость скорости чтения от содержания текста и правил чтения стихотворных текстов.
- Отработка элементарных навыков выразительного чтения на материале стихотворений и считалок.
2. Общение в стандартных коммуникативных ситуациях
- Вопросы и ответы. Цели вопросов. Темы, на которые можно и нельзя задавать вопросы. Как обращаться с вопросами к старшим, незнакомым. Громкость, тон вопроса, скорость речи, взгляд, культура речи при задавании вопроса. Громкость речи, культура речи, тон, взгляд, выражение лица при ответе на вопрос.
- Как слушать собеседника. Правила вежливого слушания. Слушание и понимание.
- Правила активного слушания.
- Поздравления и пожелания. Функции поздравления. Этикетные формулы поздравления. Поводы для поздравления (праздники, события). Кого принято поздравлять и с чем. Обращение при поздравлении. Пожелание при поздравлении. Поздравление и подарок. Выражение благодарности за поздравление. Разговор по телефону.
- Правила ведения телефонного разговора. Этикетные формулы телефонного разговора (приветствие, извинение, просьба позвать определенное лицо, благодарность, прощание). Длительность телефонного разговора. Темы телефонных разговоров. Временные рамки звонка.
- Правила поведения и общения в театре, кино, цирке. Как покупать билеты. Как надо одеваться, как разговаривать друг с другом. Как надо выражать одобрение, благодарить актеров.
- В музее, на экскурсии. Правила поведения и общения в музее. Поведение на экскурсии. Громкость речи. Разговоры в музее. Общение с экскурсоводом. Выражение благодарности после экскурсии.
- В транспорте. Правила поведения и общения в городском транспорте. О чем и как можно разговаривать в транспорте. Громкость речи, активность движений, общение со сверстниками. Как заходить и выходить. Просьбы, извинения в транспорте.
- Поведение в поезде дальнего следования. Речевой этикет в общении с попутчиками. Разговор с попутчиками, проводником.
- В детской библиотеке. Правила поведения в библиотеке.
- В поликлинике. Общение с врачом. Как вести себя на приеме. Как отвечать на вопросы врача. Как разговаривать с другими пациентами, ожидающими приема. Выражение благодарности. Прощание.
- В кафе. Правила поведения в кафе. Как сделать заказ. Разговор с официантом. Как общаться за столом. Выражение благодарности. Уход из кафе.
- В парикмахерской. Роль прически в жизни человека. Поведение в парикмахерской. Разговор с парикмахером. Как объяснить, какую стрижку сделать. Поведение во время стрижки. Выражение благодарности.
- На школьном празднике. Правила поведения на школьном празднике. Правила поведения для артистов. Как надо готовиться к выступлению. Реакция на свое неудачное выступление.
- Поведение в игре. Поведение во время игры. Умение уступать друг другу. Соблюдение очередности в игре. Уважение партнера. Выражение эмоций. Громкость речи. Реакция на победу и поражение в игре. Отношение к обидам в игре.
- Как вести себя с домашними животными. Как надо относиться к домашним животным. Поведение животных в зависимости от того, как с ними разговаривают. Тон разговора с домашними животными, громкость речи, ласковые слова.
- Поведение на природе. Правила безопасного и культурного поведения на природе. Что можно, что нельзя делать в лесу, в парке. Отношение к природе вокруг нас. Громкость речи, шум, игры на природе.
Третий класс.
По программе: 34 часа
По учебному плану: 1 час в неделю
1. Культура диалога
- Понятие правильной речи. Культура устной и письменной речи.
- Понятие литературной и нелитературной речи. Понятие культурной речи. Понятие разговорной речи.
- Понятие об основных правилах речи. Правила произношения, ударения, выбора слов, изменения слов, сочетания слов между собой, построения предложений.
- Диалог и монолог. Понятие диалога и монолога. Понятие реплики. Основные правила ведения диалога. Вежливость, чередование ролей говорящего и слушающего, умение слушать, не перебивая, ответы на вопросы, краткость, учет возраста, положения, степени знакомства с собеседником, тон речи.
2. Общение в стандартных коммуникативных ситуациях
- Знакомство. Для чего люди знакомятся. Знакомство и представление. Способы знакомства. Знакомство через посредника, представление и самопредставление. Зависимость способа знакомства от ситуации, возраста, степени знакомства с собеседником. Правила поведения при знакомстве. Рукопожатие при знакомстве. Жесты и мимика в ситуации знакомства. Речевые формулы знакомства, представления, ответа на представление.
- Вежливая просьба. Понятие просьбы. Виды просьб. Просьбы вежливые и невежливые. «Просить» и «клянчить». Просьба – совет. Просьба и требование. Речевые формулы просьбы.
- Согласие, несогласие, вежливый отказ. Как вежливо отвечать на просьбу. Формулы вежливого согласия. Можно ли отказать в просьбе. Виды отказа в просьбе. Вежливый и грубый отказ. Правила вежливого отказа. Формулы вежливого отказа. Формулы смягчения отказа. Как вести себя, если вам отказали в просьбе.
- Понятие извинения. За что надо извиняться. Что такое вежливое извинение. Правила вежливого извинения. Формулы вежливого извинения. Способы расширения извинения. Ответ на извинение.
- Утешение и сочувствие. Понятие утешения. Кого и когда надо утешить. Правила вежливого утешения. Формулы выражения утешения. Формулы предложения помощи.
- Понятие комплимента. Комплимент, похвала и лесть. Виды комплиментов. Комплименты стандартные и нестандартные, краткие и развернутые. Когда делают комплименты. Правила произнесения комплиментов. Темы комплиментов. Как надо отвечать на комплимент.
- Правила поведения зрителей на школьном празднике. Как одеваться на праздник. Как вести себя в зале. Как разговаривать во время праздника. Как слушать выступления. Как приветствовать и благодарить выступающих. Как поддерживать «своих». Как реагировать на выступления «чужих».
- Правила поведения в гостях. Подарки, их выбор и преподнесение. Как написать поздравление. Правила поведения гостя за столом. Формулы благодарности за проведенное в гостях время.
- Правила приглашения гостей. Правила приема гостей. Обязанности хозяина. Общение хозяина с гостями.
- Посещение больного. Почему надо посещать больного. Правила посещения больного. Темы разговора с больным.
- Правила общения с друзьями. Умение поддержать, уступить друг другу. Умение хранить секреты. Что можно, что нельзя говорить о своем друге.
- Правила поведения зрителей на стадионе. Как поддерживать свою команду. Как реагировать на неудачи своей команды, на успехи команды соперника.
- Понятие спора. Различие между спором и ссорой. Почему возникают споры и ссоры. Можно ли обойтись без споров. Спор по серьезным вопросам и спор по мелочам. Спор вежливый и грубый. Правила вступления в спор. Понятие аргумента. Формулы выражения уступки. Правила ведения спора. Формулы вежливого выражения несогласия.
- Разговор во взрослой компании. Правила общения среди взрослых. Как отвечать на вопросы. Громкость, темп, тон речи. Обсуждение личных вопросов. Тематика разговора. Объем общения.
- Доверительный разговор. Понятие доверительного разговора. Цель доверительного общения. Особенности доверительного разговора. Правила ведения доверительного разговора. Формулы утешения собеседника в доверительном общении.
- Общение между мальчиками и девочками. Почему надо общаться мальчикам и девочкам. Какие качества ценят мальчики и девочки друг у друга. Правила общения мальчиков и девочек.
- Общение с малышами. Почему надо общаться с малышами. Что ждут малыши от старших ребят. Понятие снисходительности. Необходимость быть терпеливым, снисходительным в общении с малышами. Правила общения с малышами.
Четвертый класс.
По программе: 34 часа
По учебному плану: 1 час в неделю
Культура монологической речи
1. Понятие эффективной речи
- Понятие эффективной речи. Достижение цели и сохранение добрых отношений с собеседником в общении. Уместность, подготовленность, вежливость речи.
- Конкретные цели, которые человек ставит в общении: сообщить, объяснить, получить информацию, поделиться чувствами, убедить, повлиять, установить контакт.
- Улыбка в общении. Улыбка и смех. Виды и функции улыбки в общении. Уместность и неуместность улыбки.
- Речевые роли. Понятие речевой роли. Речевая роль как особенности речи человека в конкретной ситуации.
- Роли постоянные и временные. Почему в разных ситуациях речевое поведение человека должно быть разным. Правила общения для разных речевых ролей.
2. Выразительное чтение
- Выразительное чтение текста. Понятие выразительного чтения. Основные требования к выразительному чтению.
- Темп. Ритм. Паузы. Психологическая пауза. Изобразительность речи. Высота голоса. Громкость голоса. Тембр голоса. Логическое ударение. Передача эмоциональных состояний. Смысловая интонация.
- Правила выразительного чтения стихотворений. Стили чтения стихотворений.
3. Пересказ текста
- Понятие пересказа. Виды пересказов. Подробный, краткий, выборочный пересказ. Аннотация. Понятие цитаты. Средства связи при пересказе.
- Правила пересказа письменного текста. Понятие абзаца. Выделение главной мысли. Как озаглавить текст. Понятие опорных слов. Составление плана пересказа. Правила чтения и пересказа учебных текстов.
- Правила пересказа устного текста. Запись ключевых слов, имен и цифр. Определение основной мысли текста. Выделение частей текста. Составление плана.
4. Самостоятельный монолог
- Самостоятельный рассказ – монолог. Правила подготовки устного монолога. Выбор темы. Формулирование главной мысли. Составление плана. Выделение ключевых слов монолога. Подготовка начальной и конечной фраз. Репетиция монолога.
- Монолог-поздравление. Правила подготовки поздравления. Формулы выражения поздравления.
- Похвальное слово. Представление гостя. Понятие похвального слова. Правила подготовки похвального слова. Правила представления гостя.
- Монолог-информация. Понятие информационного сообщения. Правила подготовки информационного сообщения.
- Монолог-рассуждение. Понятие рассуждения. Тезис, аргументы. Правила подготовки монолога-рассуждения.
- Монолог-оправдание. Понятие оправдания. Извинение и оправдание. Правила подготовки монолога-оправдания.
- Монолог-объяснение. Понятие объяснения. Правила подготовки монолога-объяснения.
- Реклама. Понятие рекламы. Реклама и информация. Правила подготовки рекламного выступления.
Учебно-тематический план
1 класс
№ урока | № урока в теме | Тема | Кол-во часов | |
Что такое речь? | 3 | |||
1. | 1. | Для чего нужна речь? | 1 | |
2. | 2. | Слово сообщает, веселит, утешает. | 1 | |
3. | 3. | Какой бывает речь? | 1 | |
Что такое вежливость? | 2 | |||
4. | 1. | Вежливость- уважение другого человека. | 1 | |
5. | 2. | Понятие об этикете. | 1 | |
Роли, которые мы играем в жизни | 2 | |||
6. | 1. | Семь наших «я» | 1 | |
7. | 2. | Постоянные и временные роли | 1 | |
Кто – кому – что – зачем говорит. | 2 | |||
8. | 1. | Что? Кто? Кому? Как? | 1 | |
9. | 2. | Почему? Зачем? | 1 | |
Громкость речи | 1 | |||
10. | 1. | Громко или тихо? | 1 | |
Темп речи | 2 | |||
11. | 1. | Быстро или медленно | 1 | |
12. | 2. | Повторим без запинки | 1 | |
Тембр речи | 1 | |||
13. | 1. | Индивидуальная окраска голоса | 1 | |
Несловесное общение | 3 | |||
14. | 1. | Общение с помощью жестов | 1 | |
15. | 2. | Помощники устной речи | 1 | |
16. | 3. | Помощники устной речи | 1 | |
Тон речи | 2 | |||
17. | 1. | Различаем тон человека | 1 | |
18. | 2. | Какой тон лучше? | 1 | |
Приветствие | 2 | |||
19. | 1. | Вы сказали «здравствуйте» | 1 | |
20. | 2. | Приветствие родных и знакомых | 1 | |
Прощание | 1 | |||
21. | 1. | Как люди прощаются? | 1 | |
Благодарность | 1 | |||
22. | 1. | Я «спасибо говорю», если вас благодарю | 1 | |
Обращение, вступление в контакт | 2 | |||
23. | 1. | Хочу пообщаться! | 1 | |
24. | 2. | Человек и его имя. | 1 | |
Поведение в семье | 1 | |||
25. | 1. | Я и моя семья | 1 | |
Поведение в школе | 2 | |||
26-27 | 1-2 | Я – ученик | 2 | |
На улице | 1 | |||
28. | 1. | Как говорить со знакомыми, незнакомыми взрослыми. | 1 | |
В магазине | 1 | |||
29. | 1. | Я- покупатель | 1 | |
Ежели вы вежливы… | 4 | |||
30. | 1. | Ролевая игра «Вежливый слон» | 1 | |
31. | 2 | Ролевая игра «Мы в гостях» | 1 | |
32. | 3 | Театральное представление «Театр вежливых ребят» | 1 | |
33. | 4 | Обобщающее занятие | 1 |
2 класс
№ урока | № урока в теме | Тема | Кол-во часов | |
Язык и речь. | 2 | |||
1 | 1. | Чем отличаются язык и речь. | 1 | |
2. | 2. | Речь бывает разная. | 1 | |
Культура речи. Практикум. | 6 | |||
3. | 1. | Дыхание и голос. | 1 | |
4. | 2. | Дикция. | 1 | |
5-6. | 3-4 | Интонация. | 2 | |
7-8. | 5-6. | «Раз, два, три, четыре, пять- учись считалки сочинять» | 2 | |
Вопросы и ответы | 3 | |||
9-10. | 1-2. | Спрашиваем-отвечаем | 2 | |
11. | 3. | Культура устного диалога | 1 | |
Как слушать собеседника | 2 | |||
12-13. | 1-2. | Учимся слушать | 2 | |
Поздравления и пожелания | 3 | |||
14. | 1. | Для чего поздравляют людей. | 1 | |
15-16 | 2-3. | Этикетные формы поздравления | 2 | |
Разговор по телефону | 2 | |||
17. | 1. | Этикет телефонного общения | 1 | |
18. | 2. | Правила ведения телефонного разговора | 1 | |
В театре, в кино, в цирке | 2 | |||
19. | 1. | Мы в театре, в кино. | 1 | |
20. | 2. | Цирк приехал! | 1 | |
В музее, на экскурсии. | 2 | |||
21-22. | 1-2. | Мы в музее, на экскурсии. | 1 | |
В транспорте. | 2 | |||
23. | 1. | В городском транспорте. | 1 | |
24. | 2. | В поезде дальнего следования. | 1 | |
В детской библиотеке | 1 | |||
25. | 1. | Я – читатель. | 1 | |
В поликлинике | 1 | |||
26. | 1. | Как вести себя на приёме у врача | 1 | |
В кафе. | 1 | |||
27. | 1. | Учимся вести себя в кафе. | 1 | |
В парикмахерской. | 1 | |||
28. | 1. | Идём стричься! | 1 | |
На школьном празднике. | 1 | |||
29. | 1. | Я на школьном празднике. | 1 | |
Поведение в игре. | 1 | |||
30. | 1. | Умей уступать. | 1 | |
Как вести себя с животными. | 2 | |||
31-32. | 1-2. | Мой любимый друг. | 2 | |
Поведение на природе | 1 | |||
33. | 1. | Мы пришли отдыхать | 1 | |
«Я среди людей» | 1 | |||
34. | 1. | Обобщающее занятие. Конкурс рассказов «Случай из моей жизни» | 1 |
3 класс
№ урока | № урока в теме | Тема | Кол-во часов | |
Правильность речи. | 8 | |||
1 | 1 | Что такое правильная речь. | 1 | |
2 | 2 | Речь литературная и разговорная. | 1 | |
3 | 3 | Культура речи (Практикум). | 1 | |
4 | 4 | Культура речи (Практикум). | 1 | |
5 | 5 | Культура речи (Практикум). | 1 | |
6 | 6 | Понятие диалога и монолога. Правила ведения диалога. | 1 | |
7 | 7 | Ведение диалога (Практикум). | 1 | |
8 | 8 | Ведение диалога (Практикум). | 1 | |
Знакомство. | 2 | |||
9 | 1 | Давай знакомиться! | 1 | |
10 | 2 | Давай знакомиться! | 1 | |
Вежливая просьба. | 2 | |||
11 | 1 | Будьте добры! | 1 | |
12 | 2 | Будьте добры! | 1 | |
Согласие, несогласие, вежливый отказ. | 4 | |||
11 | 1 | Будьте добры! | 1 | |
12 | 2 | Будьте добры! | 1 | |
13 | 1 | Спрос не грех, отказ не беда. | 1 | |
14 | 2 | Спрос не грех, отказ не беда. | 1 | |
Извинение. | 2 | |||
15 | 1 | Извините, пожалуйста. | 1 | |
16 | 2 | Извините, пожалуйста. | 1 | |
Утешение и сочувствие. | 2 | |||
17 | 1 | Хорошее слово всегда к месту. | 1 | |
18 | 2 | Хорошее слово всегда к месту. | 1 | |
Комплимент. | 1 | |||
19 | 1 | Доброе слово и кошке приятно. | 1 | |
На школьном празднике. | 1 | |||
20 | 1 | Мы – зрители. | 1 | |
Ты в гостях. | 2 | |||
21 | 1 | Идём в гости. | 1 | |
22 | 2 | Идём в гости. | 1 | |
У тебя гости. | 2 | |||
23 | 1 | Милости просим! | 1 | |
24 | 2 | Милости просим! | 1 | |
Посещение больного. | 2 | |||
25 | 1 | Поправляйся скорее! | 1 | |
Разговор с друзьями. | 1 | |||
26 | 1 | Не имей сто рублей, а имей сто друзей. | 1 | |
На стадионе. | 1 | |||
27 | 1 | Мы – болельщики. | 1 | |
Если возник спор. | 2 | |||
28 | 1 | Спорить спорь, а браниться – грех. | 1 | |
29 | 2 | Спорить спорь, а браниться – грех. | 1 | |
Разговор во взрослой компании. | 1 | |||
30 | 1 | Я и взрослые. | 1 | |
Доверительный разговор. | 1 | |||
31 | 1 | Разговор по душам. | 1 | |
Общение между мальчиками и девочками. | 1 | |||
32 | 1 | Как общаться мальчикам и девочкам. Круглый стол «Правила общения» | 1 | |
Общение с малышами. | 1 | |||
33 | 1 | Я и малыш. | 1 | |
Обобщение изученного | 1 | |||
34 | 1 | Праздничное мероприятие «Поделись улыбкой» | 1 |
4класс
№ урока | № урока в теме | Тема | Кол-во часов | |
Понятие эффективной речи | 3 | |||
1- 2 | 1- 2 | Что такое эффективная речь. | 2 | |
3 | 3 | Улыбка в общении. | 1 | |
Речевые роли | 2 | |||
4- 5 | 1-2 | Речевые роли человека. | 2 | |
Выразительное чтение текста | 11 | |||
6 | 1 | Выразительное чтение. Основные правила выразительного чтения. | 1 | |
7- 8 | 2-3 | Дыхание, темп и ритм. Изобразительность речи. | 2 | |
9 | 4 | Высота, сила и тембр голоса. | 1 | |
10 | 5 | Логическое ударение. | 1 | |
11-12 | 6 | Передача эмоциональных состояний. | 2 | |
13 | 7 | Смысловая интонация. | 1 | |
14-15 | 8-9 | Правила и стили чтения поэтических произведений. | 2 | |
16 | 10 | Конкурс чтецов. | 1 | |
Понятие пересказа. Виды пересказов. | 2 | |||
17-18 | 1- 2 | Пересказ и его виды. | 2 | |
Пересказ письменного текста | 3 | |||
19 | 1 | Подготовка пересказа письменного текста. | 1 | |
20-21 | 3-4 | Пересказ письменного текста. | 2 | |
Пересказ устного текста | 3 | |||
22 | 1 | Подготовка к пересказу устного текста. | 1 | |
23-24 | 3-4 | Пересказ устного текста. | 2 | |
Самостоятельный рассказ – монолог. | 8 | |||
25-26 | 1- 2 | Как подготовить монолог. | 2 | |
27 | 3 | Монолог – поздравление. | 1 | |
28 | 4 | Похвальное слово. Представление гостя. | 1 | |
29 | 5 | Монолог - информация. | 1 | |
30 | 6 | Монолог – рассуждение. Сочинение – рассуждение «Легко ли это – не ругать» | 1 | |
31 | 7 | Монолог – оправдание. Монолог – объяснение. | 1 | |
32 | 8 | Реклама. Телевизионный выпуск новостей. | 1 | |
Обобщение | 2 | |||
33 | 1 | Конкурс ораторов. | 1 | |
34 | 2 | Обобщение изученного материала. (Стенгазета «Прощай, начальная школа!») | 1 |
Материально-техническое обеспечение учебного предмета.
Для реализации программного содержания используется:
- Культура общения. Книга для учащихся. 1 кл. Сост.: Н. А. Лемяскина, И. А. Стернин. Под общ. Ред. Д. ф. н. проф. И. А. Стернина. – Воронеж. «Родная речь». 2002.
- Культура общения. Книга для учащихся. 2 кл. Сост.: Н. А. Лемяскина, И. А. Стернин. Под общ. Ред. Д. ф. н. проф. И. А. Стернина. – Воронеж. «Родная речь». 2002.
- Культура общения. Книга для учащихся. 3 кл. Сост.: Н. А. Лемяскина, И. А. Стернин, при участии Мс. Е. Тихонова. Под общ. Ред. Д. ф. н. проф. И. А. Стернина. – Воронеж. «Родная речь». 2003.
- Культура общения. Книга для учащихся. 4 кл. Сост.: Н. А. Лемяскина, И. А. Стернин, при участии М. Е. Новичихиной, Н. М. Вахтель, З. Д. Поповой. Под общ. Ред. Д. ф. н. проф. И. А. Стернина. – Воронеж. «Родная речь». 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Культура общения" Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному напрвлению
Предлагаемая рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Культура общения» – это практический педагогический курс для развития навыков межличностного взаимоде...
Программа внеурочной деятельности "Культура общения"
Программа разработана для учителей начальной школы, рассчитана на 1-4 классы. Учтены аудиторные и внеаудиторные занятия. Программа поможет учителю расширить кругозор детей, приобщить к культре....
Рабочая программа и тематическое планирование уроков культуры общения во 2 классе
уроки культуры общения проводятся 1раз в две недели...
Рабочая программа кружка "Речь и культура общения. Художественное чтение" (для детей 3-4 класса)
Работа кружка предполагает организацию активной речевой деятельности учащихся, используя различные методы: ролевые игры, театрализацию, анализ ситуаций взаимодействий, решение проблемных ситуаций, а т...
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Речь и культура общения"
Предлагаемая программа разработана в соответствии с требованиями современных традиционных программ начальной школы, главной задачей которых является формирование у младших школьников коммуникативной к...
программа внеклассных мероприятий по формированию культуры общения и профилактике конфликтов "Общение"
По мнению В.В. Давыдова: «Общение – взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эффективно-оценочного характера. Общение удовлетворяет особую потре...
Классный час на тему "Общение как средство формирования и развития культуры общения младших школьников.»
Классный час на тему "Общение как средство формирования и развития культуры общения младших школьников.»...