Рабочая программа и тематическое планирование уроков культуры общения во 2 классе
рабочая программа (2 класс) по теме

Колыхалова Татьяна Васильевна

уроки культуры общения проводятся 1раз в две недели

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura_obshcheniya.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.

Вербальное и невербальное общение при привитии культуры поведения дают возможность адаптироваться и социализироваться учащимся не только в стенах школы, но и за её пределами. Введение курса «Культура общения» необходимо на первой ступени обучения и непрерывное его продолжение течение всего пребывания детей в образовательном учреждении.

Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными и данный курс дает возможность это осуществить.

Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом.

Этикет определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как принимать гостей, вести себя за столом, разговаривать по телефону и т.д.).

Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость, уважительное отношение к людям.

Подражая взрослым, ребёнок без труда усвоит все правила приличия. Самое важное, чтобы норма поведения взрослых во всех ситуациях была верной. В младшем школьном возрасте ребёнок сам готов постепенно учиться тому, что и как нужно делать, чтобы не попасть впросак. Следует показать пример нормальных человеческих отношений, дать ребёнку знания об основных принципах, на которых эти отношения строятся, и контролировать, как ведёт себя ребёнок. Самый лучший способ прививать детям хорошие манеры – постоянно показывать им пример. Прав был А.С. Макаренко, говоря: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни».

Цель: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.

Задачи:

познакомить учащихся с правилами, нормами поведения в общественных местах;

развивать коммуникативные способности школьников;

содействовать формированию адаптивного типа взаимодействия со сверстниками и взрослыми, уважительного и тактичного отношения к личности другого человека;

формировать устойчивую положительную самооценку школьников.

Основными методами и приемами по реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

Методы: словесный (беседа, рассказ, объяснение); практический; наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций).

Формы проведения занятий: беседа, диалог, речевая игра, ролевые игры, тестирование, инсценирование, практические занятия, конкурсы.

Мероприятия по подведению итогов реализации программы:

Театрализация  «Театр вежливых ребят»;

Устный журнал «О невежах и вежливости»;

Дискуссия «Семь наших «Я». Научись смотреть на себя со стороны»;

Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях».

Ожидаемые результаты:

обогащение личного опыта общения детей;

ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;

овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.

овладение учащимися культурой общения в системе «учитель ↔ ученик», «ученик ↔ ученик», «взрослый ↔ ребенок».

Программа рассчитана на обучающихся 1-4 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю.


Содержание программы

2 класс

32 часа (1 час в неделю)

Чистый ручеек нашей речи(5часов). Речь - как средство передачи мыслей и чувств. Формы речевого этикета. Язык мой - друг мой. Учимся строить предложения. Волшебница речь. Час – общения «В гостях у дедушки Этикета».

Скажи при встрече: «Здравствуй и прощай» (4часа). Чудесные превращения слов. Слова приветствия. Слова прощания. Слова выражения просьбы, благодарности.

Спеши делать добро (3часа). «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть». Улыбнись улыбкою своею. Правила общения. Красота внешняя и внутренняя. Занятие - практикум «Скажи улыбкой».

Азбука вежливости (3часа) Как учиться  вежеству. Слово- это тоже поступок. Слова извинения. Этикет - тренинг «Сосчитай вежливые слова».

Красота внешняя и внутренняя (2часа). Правила хорошего тона, дурной тон. Помощники устного слова.

Этикетные выражения при знакомстве (2часа).        Знакомство через посредника и без посредника. Сопутствующие этикетные выражения и знаки внимания (рукопожатие, вставание, поклон, улыбка). Соблюдение правил знакомства как условие хорошего впечатления о новом знакомом.

Умей понять другого (2часа). Уметь слушать собеседника. Слушали, услышали, прослушали. Тест – игра «Умеете ли вы слушать».

Ты идёшь в гости (3часа). У тебя в гостях. Правила гостеприимства. Как вести себя в гостях.  Игровая программа «Быть хорошим хозяином совсем не просто».

Пишите письма (2часа). Понятия «адресат-адресант». Обучение эпистолярному жанру. Как писать письма, поздравления.

 Слушаем – вдумываемся (3часа). Обучение слушанию. Говорящий взгляд.

Раздели печаль и радость другого (2часа). Общение с младшими, ровесниками и одноклассниками.

Итоговое занятие (1час). Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях».  


2 класс

(32 часа)


урока

Тема занятий

Количество часов

теоретических

практических

Речь - как средство передачи мыслей и чувств. Наука риторика

1

Волшебница речь

1

Язык мой - друг мой

Учимся строить предложения

1

Час – общения.

«В гостях у дедушки Этикета»

1

6.

Чудесные превращения слов

1

7.

Слова приветствия

1

8

Слова прощания

1

9.

Слова выражения просьбы, благодарности

1

10.

«Чтобы радость людям дарить,

Надо добрым и вежливым быть»

1

11.

Красота внешняя и внутренняя

1

12.

Улыбнись улыбкою своею.  Занятие практикум «Скажи улыбкой»

1

13.

Как учиться вежеству

1

14.

Слово-это тоже поступок

1

15.

Слова извинения.  Этикет – тренинг «Сосчитай вежливые слова»

1

16.

Правила хорошего тона, дурной тон

1

17.

Помощники устного слова

1

18.

Знакомство через посредника и без посредника

1

19.

Этикетные выражения и знаки внимания (рукопожатие, вставание, поклон, улыбка)

1

20.

Уметь слушать собеседника

1

21.

Слушали, услышали, прослушали

1

22.

Как вести себя в гостях

1

23.

Правила гостеприимства

1

24.

У тебя в гостях.

Игровая программа  «Быть хорошим хозяином совсем не просто»

1

25.

Понятия «адресат-адресант»

1

26.

Напиши мне письмо

1

27.

То же слово, да не так бы молвить        

1

28

Настроение, чувства, тон говорящего

1

29.

Говорящий взгляд

1

30

Общение с младшими

1

31.

Общение с одноклассниками и ровесниками

1

32.

 Итоговое занятие. Творческое занятие    «Я в различных жизненных ролях»  

1

Всего

27

5

Литература

Богуславская, Н.Е.  Веселый этикет [Текст]:  /методическое пособие/  

     Н.Е.  Богуславская, Н.А. Купина. – Екатеринбург: Арго,1997

Герасимова, В.А.   Классный час играючи   [Текст]:   /сборник  уроков выпуск №5/ В.А. Герасимова. – М.: Творческий центр, 2004.  

Богданова, О.С. Методика воспитательной работы в начальных классах [Текст]  /О.С.Богданова, В.И. Петрова. – М.: Просвещение, 1980.

Парусникова, И.В. Речь и культура общения [Текст] /И.В. Парусникова// Педсовет. – 1996.- №10.  

Баландина Е.В. Школа этикета, или Вы пришли в театр [Текст] / Е.В. Баландина // Педсовет.- 2007. - №11

Курьянова, Е.Н. Авторизированная программа кружка «Юный риторик» с элементами театральной культуры. (http://festival.1september.ru/)

Исрафилова, Г.Ю. Программа «Этикет» Обучение младших школьников правилам общения. (http://festival.1september.ru/)

Стихи  для детей с картинками о правилах этикета. (http://umm4.com/stories_tales_poems/pravila-etiketa-dlya-samyx-malenkix.htm)


Колыхалова Т.В. МБОУ СОШ № 92 Г. Воронеж


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа и тематическое планирование уроков литературного чтения для 4 класса

Рабочая программа и тематическое планирование для 4 класса  по литературному чтению составлено с учетом ФГОС по УМК "2100" из расчета 2 часа в неделю для школ Санкт-Петербурга....

Рабочая программа и тематическое планирование по музыке во 2 классе "Школа 2100"

Рабочая программа по музыке разработана на основе  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   (Стандарты второго  поколения. Москва «...

Рабочая программа и тематическое планирование уроков здоровья для 2 класса

Уроки здоровья проводятся в нашей школе во 2 классе согласно учебному плану школы 1 раз в две недели....

Рабочая программа и тематическое планирование уроков окружающего мира во 2 классе

Данный материал представляет собой разработку рабочей программы и тематического планирования уроков во 2 классе...

Рабочая программа + календарно-тематическое планирование уроков по ОПК

Программа рассчитана на учащихся 4 класса МОУ «СОШ с. НиколаевкаИвантеевского района Саратовской области». Программа рассчитана на 17 часа – 1 час в неделю первое полугодие.Суть программы. Учебный кур...

Рабочая программа и тематическое планирование Физическая Культура (плавание) 1 класс

Каждый урок физической культуры имеет ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, которые определяют содержание урока, выбор методов, средств обучения и воспитания, способ...