Рабочая программа + календарно-тематическое планирование уроков по ОПК
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Рощупкина Татьяна Александровна

Программа рассчитана на учащихся 4 класса МОУ «СОШ с. НиколаевкаИвантеевского района Саратовской области». Программа рассчитана на 17 часа – 1 час в неделю первое полугодие.

Суть программы. Учебный курс  является культурологическим и направлен на развитие у школьников  10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах православной культуры призвано сыграть важную роль не только в  расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями  православных  духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Библиографические источники, используемыепри составлении программы

  1. Кураев А. В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. 4-5 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений –  Москва: «Просвещение», 2012.
  2. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. А.Я. Данилюк. Программы  общеобразовательных учреждений 4-5 классы. Просвещение 2012 год.

Составитель:

Рощупкина  Татьяна  Александровна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории.

Образование: средне специальное Чапаевское педагогическое училище

Год окончания: 1994год

Начало педагогической деятельности: 1994год

Аннотация

Рабочая программа по «Основы православной культуры» для 4 класса составлена на основе рекомендаций методического центра СарИПКРО и состоит из семи структурных элементов: введение, концепция ОУ, миссия ОУ, пояснительная записка, программа, перечень учебно-методического обеспечения для учителя, основные информационные источники для обучающихся.

Рабочая  программа по Основам  религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы православной культуры») для 4 класса (далее - Рабочая программа) разработана на основе Программы  по Основам  религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы православной культуры») для 4 класса автора А.Я. Данилюк. «Просвещение», 2012.

Программа рассчитана на учащихся 4 класса МОУ «СОШ с. НиколаевкаИвантеевского района Саратовской области». Программа рассчитана на 17 часа – 1 час в неделю первое полугодие.

Суть программы. Учебный курс  является культурологическим и направлен на развитие у школьников  10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах православной культуры призвано сыграть важную роль не только в  расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями  православных  духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

  1. Введение.

Главная суть содержания предмета.

 Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

      Цель курса «Основы православной культуры» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.Помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений. 

Задачи учебного курса:

  1. знакомство обучающихся с основами православной культуры;
  2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  4. развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Результаты освоения учебного курса.

Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права  иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение
    договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
  • адекватно оценивать поведение свое  и  окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

  1. Концепция ОУ

Основная цель работы школы в 2012-2013 учебном году:

        Внедрение в образовательное пространство школы современных программ, методик и форм работы как условие успешного освоения федеральных государственных образовательных стандартов.Основные задачи на 2012-2013  учебный год:1. Обеспечить реализацию права каждого учащегося на получение образования в соответствии с его потребностями и возможностями.                                                                          2. Обеспечить условия для укрепления физического, психологического и нравственного здоровья детей.                                                                                                                                           3. Обеспечить  введение  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 1, 2-ом классах.                                                                                     4. Включить каждого ученика в работу в качестве активного участника и организатора образовательного процесса.                                                                                                                           5. Повысить качество обучения школьников за счет освоения учителями современных образовательных технологий.                                                                                                                     6. Повысить качество применения  информационных технологий  в преподавание всех предметов учебного плана.                                                                                                                           7. Развивать  устойчивую  мотивацию  к учению и самообразованию.                                               8. Формировать  у обучающихся целостную картину мира на основе глубоких и всесторонних знаний основ наук.                                                                                                          9. Обновить содержание образования на старшей ступени обучения, используя разнообразные формы профильного обучения.                                                                                   10. Обеспечить  преемственность 1 и 2 ступеней, 2 и 3 ступеней обучения.                                   11. Усовершенствовать модель  методической службы, обеспечивающей развитие педагогического мастерства учителя, повышение его мотивации самосовершенствования.   12. Продолжить систематическую целенаправленную работу с одарёнными детьми.             13. Организация, совершенствование, поддержка исследовательской  работы педагогов и учащихся.                                                                                                                                                  14. Организация, совершенствование работы по самообразованию педагогов, их  роста.                                                                                                                                                          15. Активизировать работу по обобщению педагогического опыта через издание методических материалов, размещения в сети Интернет.                                                                  16. Продолжить изучение и внедрение современных воспитательных технологий в работе с классными коллективами. (ШМО классных руководителей 1-11 классов).                                   17. Продолжить развитие и внедрение здоровьесберегающих технологий.  

  1. Миссия ОУ.

Адаптивная школа - это школа со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, а также дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Исходя из этого, структура образовательного учреждения функционирует в рамках трех ступеней:

I        ступень - начальные классы;

II        ступень - основная школа;

III        ступень - средняя школа.

Личностно-ориентированное образование - это образование учащихся в школе, направленное на воспитание каждого ученика развитой самостоятельной личностью. При этом воспитание личности есть сверхзадача, по отношению к которой обучение знаниям

Знания и умения:

1.Достаточный уровень базовых знаний,
необходимый для продолжения обучения.

2.Умение передавать содержание учебного
материала в графической форме и других   формах свертывания информации.

3.Владение  умением   ориентироваться   в  учебной, социальной ситуации на основе    лично освоенных предметных знаний,     культурного наследия, норм социального поведения и межличностного общения.

4.Умение систематизировать материал  в  пределах учебной темы.

Здоровье:

1.Самоопределение            в способах достижения здоровья

2.Самоорганизация           на уровне здорового    образа жизни.

3. Соответствие физического        состояния выпускника      нормативам физического развития.

Творчески развитая личность

Познавательная деятельность:

1.Способность рассуждать.

2.Самосознание и
адекватная самооценка,
потребность в самопознании.

Культура личности, жизненная и нравственная позиция:

1.Социальная взрослость,

ответственность за свои действия.

2.Осознание собственной индивидуальности.

3.Потребность в общественном признании.

4.Достаточный уровень воспитанности.

Личностная модель выпускника первой ступени обучения

  1. Пояснительная записка

Концепция программы.

Курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеет комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Обоснованность актуальность программы.

В современном мире материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через так называемое «половое просвещение» у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности. Особенно остро данные реалии отражаются на неокрепшем мировоззрении подростков с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в особом отношении взрослых и педагогов.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций, благотворно влияют на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально.

Основные идеи и педагогические принципы,

проложенные в основу программы

Основные идеи, нашедшие отражение в программе, можно сформулировать следующим образом:

  • воспитание личности детей должно опираться на высшие достижения мировой и русской культуры, поднимающей вопросы нравственности;
  • содержание программы должно соответствовать интересам и потребностям воспитанников.

В основу программы были положены следующие принципы и подходы:

  • Принцип природосообразности.
  • Принцип целостности учебно-воспитательного протеса
  • Принцип сотрудничества.
  • Деятельный подход
  • Личностно-ориентированный подход

Программа предусматривает комплекс мероприятий, направленных на формирование духовно-нравственной личности воспитанников.

Данный модуль комплексного курса ОРКСЭ - «Основы православной культуры» - изучается обучающимся 4 классов с их согласия и  по выбору родителей.    Преподавание   осуществляется в 4 класса ,34 ч. 1 час в неделю.

Учебный курс  является культурологическим и направлен на развитие у школьников  представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах православной культуры призвано сыграть важную роль не только в  расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями  православных  духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего

Для реализации программы предлагаются следующие методы: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод используется во время чтения педагогом рассказов, показа духовно-просветительских фильмов, рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов, экскурсий по городу.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе духовных бесед с воспитанниками, ответов на вопросы педагога, воспитанников, беседы со священнослужителями православной церкви, разбора житейских ситуаций.

Практический метод используется во время посещения храмов и участия в богослужении, краеведческих походов по области, поездок по святым местам.

Формы работы:

  • Дискуссии, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
  • Просмотр слайд-фильмов, фильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
  • Экскурсии, встречи, целевые прогулки.
  • Тематические вечера духовно-нравственной направленности.
  • Творческие вечера.

Используются сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями:

  • составление словаря терминов и понятий,
  • составление галереи образов,
  • использование информационных технологий.  

        Задания на дом в процессе изучения курса должны имеют творческий, поисковый или проблемный характер. Предусмотрена подготовка и презентация итоговых творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме.

Данная программа реализуется за период 2014 – 2015 учебного года.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Безотметочная система.

  1. Программа

Тема урока

Количество часов

Теория

Практика

Россия - наша Родина.

1

1

Культура и религия.

1

1

Человек и бог в православии.

1

1

Православная молитва

1

1

Библия и Евангелие.

2

1

1

Проповедь Христа.

1

1

Христос и его крест

1

1

Пасха

2

1

1

Православное учение о человеке

2

1

1

Совесть и раскаяние

1

1

Заповеди

1

1

Милосердие и сострадание

1

1

Золотое правило этики

1

1

Храм

1

1

Икона

1

1

Как христианство пришло на Русь

1

1

Подвиг

1

1

Заповеди блаженств

1

1

Зачем творить добро?

1

1

Чудо в жизни христианина

1

1

Православие о Божием суде

1

1

Таинство Причастия

1

1

Монастырь

1

1

Отношение христианина к природе

1

1

1

Христианская семья

1

1

1

Защита Отечества

1

1

Христианин в труде

1

1

Любовь и уважение к Отечеству

1

1

Итоговая презентация творческих проектов обучающихся.

6

1

Итого

34

29

5

Содержание

Россия – наша родина (1 час) Богатство России. Малая Родина. Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции.

Православие и культура (1 час). Что такое духовный мир человека? Что такое культурные традиции и для чего они существуют? Знать: Как человек создает культуру. О чем говорит религия. Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры. Родина. Христианство. Православие. Культура. Религия.

Человек и Бог в православии (1 час). Знать: Какие дары бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей. Знакомятся с основами духовной традиции православия. Бог. Творец. Мир. Культура. Православная культура. Любовь.

Православная молитва (1 час). Знать: Что такое православие? Что значит слово «благодать»? Кто такие святые? О молитве «Отче наш». Священное писание. Священное предание. Православие. Молитва. Молитва- славословие. Благодать.

Библия и Евангелие (1часа). Знать: Кто такие христиане? Что такое Библия?  Что такое Евангелие, Священное Писание? Знакомятся с определениями основных понятий православной культуры. Библия. Евангелие. Ветхий Завет. Новый Завет. Христианин. Откровение.

Проповедь Христа (1 час). Знать: Чему учил Христос? Что такое Нагорная проповедь? Какое сокровище нельзя украсть? Вера. Нагорная проповедь. Православие. Христиане. Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей

Христос и Его Крест (1 час) Знать: Как Бог стал человеком? Почему Христос не уклонился от казни? Символику креста? Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Православная культура. Воплощение.  Рождество Христово. Боговоплощение. Жертва Христа. Голгофа. Распятие. Символика креста.

Пасха (1часа) Знать: Что воскресенье не только день недели? Что такое Пасха? Как празднуют Пасху? Русская пасха. Пасха Христова. Пасхальная полночь. Пасхальный гимн. Пасхальное яйцо.

Православное учение в человеке (1 часа). Знать: Чем бог одарил человека? Когда болит душа? Что такое «образ Божий»? Душа. Тело.

Совесть и раскаяние (1 час) Знать: О подсказках совести. Как исправлять ошибки? Раскаяние. Совесть.

Заповеди (1 час). Знать: Что общего у убийства и воровства? Как зависть гасит радость? Заповеди. Моисей.

Милосердие и сострадание (1 час). Знать: Чем милосердие отличается от дружбы? Кого называют «ближним»? Как христианин должен относиться к людям? Самарянин. Милосердие. Сострадание. Милостыня.

Золотое правило этики (1 час). Знать: Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение? Грех. Неосуждение

Храм (1 час). Знать: Что люди делают в храмах? Как устроен православный? Почему икона так необычна? Почему изображают невидимое? Икона. Благословение. Иконостас. Алтарь. Знакомятся с устройством храмов

Икона (1 час). Знать: Почему икона так необычна? Почему изображают невидимое? Икона. Святые. Лик. Нимб. Молитва. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры.

Как христианство пришло на Русь (1 час). Знать: Когда состоялось крещение Руси? Кто крестил Русь? Какие преобразования произошли на Руси с крещением Руси? Таинство крещения,  иордань. Знакомство с основными вехами крещения Руси.

Подвиг (1 час). Знать: Кто такие подвижники? Кого мы называем героями? Подвиг, смелость, героический поступок, добрый и злой поступок, поступок по справедливости. Привести примеры хороших поступков (подвига) из жизни.

Заповеди блаженств (1 час). Знать: Что такое заповеди? Как православные христиане понимают слово «блаженство»? Заповеди, миротворчество, терпение, смирение, любовь к ближнему.

Зачем творить добро? (1 час) Знать: Что такое добро и зло? Какие поступки добрые? Как можно помочь ближнему? Добро и зло, взаимопомощь. Составить рассказ о добре.

Чудо в жизни христианина (1 час). Знать: Что такое чудо? Какие чудеса бывают? Отличать чудо в Священном Писании от чуда в сказке. Какие чудеса совершал Иисус Христос?

Православие о Божием суде (1час). Знать: Что такое суд? Какой суд называется Божиим? Божии суд, страшный суд, совесть, раскаяние.

Таинство Причастия (1 час). Знать: Таинства. Как православные готовятся к таинству Причастия? Причастие, евхаристия, исповедь, очищение, «приобщение тела и крови Христовых».

Монастырь (1 час). Знать: Какие архитектурные сооружения свойственны для православной культуры? Каков уклад жизни в монастыре?  

Отношение христианина к природе (2 часа) Знать: Как необходимо относится к природе? Как следует защищать природу?

Христианская семья (2 часа). Знать: Каков семейный уклад жизни у православных христиан? Как нужно относится к старшим, к родителям?  

Защита Отечества (1 час). О патриотах-полководцах. Какие великие сражения были в истории России?

Христианин в труде (1 час). Знать: Почему человек должен трудиться? Как бороться с ленью.

Любовь  и уважение к Отечеству (1 час). Знать: Что такое патриотизм? Что значит любить и уважать Отечество?

Примерные темы творческих работ:

  1. Темы сочинений:

«Как я понимаю православие»

«Что такое этика?»

«Значение религии в жизни человека и общества»

«Православный храм как произведение архитектуры»

«Экскурсия в православный храм»

«Православные святыни»

«Шедевры православной культуры»

«Православные праздники»

«Крещение Руси как начало великой русской культуры»

«Может ли христианское отношение к природе помочь решению экологической проблемы?»

«Какие особые убеждения христиан укрепляют их в делании добра?»

«Возможен ли подвиг в мирное время?»

 «Мое отношение к людям»

«Мое отношение к России»

«С чего начинается Родина»

 «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества»

«Мой дедушка – защитник Родины»

«Мои друзья – люди разных национальностей и вероисповеданий»

  1. Темы исследовательских работ:

Как христианство пришло на Русь

Христианское отношение к природе.

Святые в отношении к животным.

Русские святые-воины. (На примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Донского или других)

6. Перечень учебно-методического обеспечения учителя.

  1. Основы православной культуры (4-5 класс). - М.: Просвещение, 2012. – 95 с. А.В. Кураев.
  2. Книга для учителя. 4-5 классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012. – 239 с. Б.Х. Бгажноков, О.В. Воскресенский, А.В. Глоцер и др. под ред. В.А. Тишкова, Т.А. Шапошниковой
  3. Книга для родителей. - М.: Просвещение, 2012. – 32 с. А.Я. Данилюк

Дополнительная литература.

  1. Библия. Синодальный перевод
  2. Бородина А. В. Основы православной культуры. М., 2003.
  3. Вертунов А. П., Горохов В. А. Монастыри земли русской. М., 2009.
  4. Горохов В. А. Из века в век звонят колокола. М., 2009.
  5. Дементьев В. В. Монастыри и храмы России. От Москвы доСоловков. М., 2006.
  6. Житие и чудеса святого Николая Чудотворца (Репринтное издание). М., 1999.
  7. Житие старца Серафима (Репринтное издание). Саранск, 1995.
  8. История христианства. Духовные традиции и культура: Учебное пособие для учащихся 10—11 классов общеобразовательных учреждений / под ред. А. Н. Сахарова. М., 2008,
  9. Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. В 2 т. М., 1993.
  10. Колесникова В. С. Русь православная. Праздники и обряды. М., 2005
  11. Колесникова В. С. Православный храм. Символика и традиции. М., 2006
  12. Митрополит Филарет (Дроздов) Пространный христианский катехизис. М., 2006.
  13. Низовский А. Ю. Самые знаменитые монастыри и храмы России. М., 2004.
  14. Водою и кровию и духом: Толкование на Евангелие от Иоанна (Репринтное изд.) Медон, 2001.
  15. Прот. Ростислав Снигирев. Библейская археология. Учебное пособие для духовных школ. М., 2007.
  16. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза — ChristlicheVerlagsbuchhandlungPaderborn, 2002
  17. Романенко Е. Повседневная жизнь русского средневекового монастыря. М., 2002,
  18. Сахаров А. Н., Буганов В. И. История России. С древнейших времен до конца XVII века. М., 2009.
  19. Священник Тимофей, Берсенева Т. А. Жизнь по совести: Пособие для учителей и учащихся. М., 2001.

7.Основные информационные источники для обучающихся.

1. Библия    в    гравюрах    Гюстава    Доре.   Российское    Библейское общество. Москва, 1996.

2. Библия для детей. Сост. Полянская И.Н. - М.: ООО «Изд. АСТ»: ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «ТРАНЗИТКНИГА», 2004.

3. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. По тексту протоиерея Александра Соколова. Издательство Белорусского Экзархата, ХАРВЕСТ. Минск, 2005.

4. Библейская азбука.  Отв. за выпуск Авадяева Е. Москва, ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2003.

5. Библейская энциклопедия с иллюстрациями Г.Доре и цветными вкладышами. - М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2002.-

6. Великие православные праздники. Авт.-сост. Глаголева О. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.

7. В.А. Никифоров - Волгин. Сборник рассказов.

8. Владимир святой. Алексей Карпов. – М., изд. Молодая гвардия - ЖЗЛ», 1997.

9. Волшебные картинки. Пять Библейских сюжетов. Российское Библейское общество. 2006.

10. Деревянное зодчество Руси. Лариса Александрова. М., изд. «Белый город», 2004.

11. Детская Библия. Православные праздники. Сост. Горбачева Н.Б. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «Изд. АСТ», 2003.

12. Детям о православной вере. Сост. Зинченко З. – С.-Петербург, изд. «Шпиль», 2003.

13. Дмитрий Донской. Из серии «Жизнь великих людей». Изд. «Граница», Москва, 1993.

14. Евангелие для самых маленьких. По Горбовой С.Н. Изд. Белорусского Экзархата, при участии ОО «ХАРВЕСТ», Минск, 2005.

15. Жития святых: Святителя Димитрия Ростовского: в 13-ти томах. Москва: ТЕРРА – Книжный клуб, 1998.

16. Избранные жития для детей: В 2 т. Составитель Балакшин Е.А. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008.

17. Иконопись. Энциклопедия живописи для детей. Сост. Нина Орлова. Изд. «Белый город», М., 2004.

18. История Церкви для детей. Рассказы из истории Христианской Церкви 1 – 11 веков. Бахметева А.Н. Изд. Белорусского Экзархата, Минск, 2006.

19. Колесникова В.С. Православный храм. Символика и традиции. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006

20. Учебник «Основы православной культуры». А Кураев. Просвещение 2012г.




Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование уроков модуля  «Основы православной культуры» курса ОРКСЭ

№ урока

Тема урока

Тип урока

Планируемые результаты обучения

Задания для совместной работы с родителями

Дата

план

факт

1.

Россия – наша Родина. Культура и религия.

Урок открытия новых знаний

Знать:

- что такое духовный мир человека

- что такое культурные традиции

 и для чего они существуют

Культура, религия, христианство, православие

Формировать чувство гордости за свою Родину, общие представление об отечествен

ной религиозно

-культурной традиции (многонациональная, многоконфессиональная) РОССИЯ; Развивать умение эстетического восприятия: видеть и слышать красивое.

Проведи интервью с членами семьи по вопросам: Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед отечеством? Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты? Какие книги о России они посоветовали бы тебе прочитать? Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для родины? Кто это, в чем их заслуги.

2.

Человек и Бог в православии. Православная молитва.

Урок открытия новых знаний

Знакомятся с основами  духовной традиции православия

Священное писание, Священное предание.

Объяснить взаимосвязь эстетических и нравственных понятий «любовь – доброта – красота».

Знать:

- что такое православие;

- что значит слово благодать

- кто такие святые

- о молитве «Отче  наш»

Вместе с родителями подумайте « Что значит быть православным человеком?»

3.

Библия и Евангелие. Проповедь Христа.

Урок открытия новых знаний

З Библия , Еванглие, Ветхий Завет, Новый Завет, Христианин, Откровение, Притча

знакомятся  с определениями основных понятий православной культуры Учатся устанавливать взаимо связь между религиозной (православной) культурной и поведением людей

Спросить у своих родителей знают ли они какие- нибудь притчи

4.

Христос и Его крест. Пасха.

Урок открытия новых знаний

Знать:

- как Бог стал человеком;

- почему Христос не уклонился от от казни;

- Символику креста Знать основные термины и понятия: Воскресение Христово.

Познакомить с рассказами о предательстве Иуды, о суде и распятии Христа. Дать представление о Великом Посте

Обсудите с родителями вопрос «Почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям»

5.

Совесть и раскаяние. Заповеди.

Урок открытия новых знаний

Раскаяние

Совесть

Добро, грех, зло, покаяние

Знать:

-о подсказках совести

- как исправлять ошибки

Познакомить с историями о помощи святых.

Знать:

- что общего у убийства и воровства

- как зависть гасит радость

Выяснить:

- как Библия рассказывает о происхождении души;

- есть ли в нашем мире такое, чего нельзя потрогать и увидеть.

6.

Милосердие и сострадание. Золотое правило этики.

Урок открытия новых знаний

Самарянин

Милосердие

Сострадание

Милостыня

Знать:

-чем милосердие отличается от дружбы

-кого называют «ближним»

- как христианин должен относиться к людям

подберите синонимы к  словосочетанию «Добросердечный человек.

-зачем нужно преодолевать зависть

Приготовить книжку- малышку «Заповеди»

7.

Храм. Икона.

Урок открытия новых знаний

Икона, благословление, иконостас, алтарь, Фреска. Чудотворная икона. Святые угодники божьи .Иконостас. Иконописец. Мозаика. Молитва. Нимб.

Знакомятся с устройством храмов

Знать:

- что люди делают в храмах

- почему изображают невидимое

По желанию можно посетить храм.расскажи членам семьи и друзьям о православном храме. Подберите вместе изображения храма. Нарисуйте храм.

8.

Творческие работы учащихся. Подведение итогов.

Урок рефлексии

Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала к творческим работам

9.

Как христианство пришло на Русь. Подвиги.

Урок открытия новых знаний

Знать основные термины и понятия: Православие. Церковь. Крещение. Святая Русь. Святые Подвижники. Почитание. Подвиг. Жертва.

Уметь: излагать свое мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества

Выяснить, как изменилась жизнь киевлян после их крещения.

10.

Заповеди блаженств.

Урок открытия новых знаний

Знать основные термины и понятия: Этика. Христианская этика. Заповедь. Блаженство. Душевная нищета. Царство Небесное. Миротворец.

Уметь: работать с текстом учебника,объяснить, что такое христианская этика, заповеди блаженства, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культур

Выяснить вместе с родителями, когда христиане бывают счастливы.  Подготовить ответ на тему «Как я понимаю выражение «мир в душе».

11.

Зачем творить добро? Чудо в жизни христианина.

Урок открытия новых знаний

Знать основные термины и понятия: Добро. Зло. Традиция. Заповедь Знать основные термины и понятия: Чудо, Святая Троица, христианские добродетели. Три главные христианские добродетели: вера, надежда, любовь.

Уметь: работать с текстом учебника, подготовить ответ на вопрос «Как я понимаю выражение «мир в душе», вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права  иметь свою собственную

Познакомьте своих родителей с духовно- нравственными понятиями и вместе  объясните  слова Христа «Даром приняли – даром давайте».

12.

Православие о Божием суде. Таинство Причастия.

Урок открытия новых знаний

Божий Суд. Грех. Спасение. Совесть. Быть в ладу со своей душой Православные таинства. Крещение. Миропомазание,  исповедь (покаяние). Причастие (евхаристия)

Учатся объяснять основные термины и понятия, работать с текстом учебника, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры

Вместе с родителями перечислите мотивы, поощряющие христиан к творению добра

13.

Монастырь. Отношение христианина к природе.

Урок открытия новых знаний

Знать основные термины и понятия: Святыня. Монастырь. Монах. Призвание. Послушание.

Знать основные термины и понятия: Символ. Любовь к природе. Экология. Ковчег.

Уметь: объяснять основные термины и понятия, работать с текстом учебника, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, подготовить рассказ об одном из монастырей

расскажи членам семьи и друзьям о православном монастыре. Подберите вместе изображения монастыря и приготовьте о нём рассказ  

14.

Христианская семья.

Урок открытия новых знаний

Знать основные термины и понятия: Семья. Ценности. Любовь. Венчание. Семейные традиции.

Уметь: работать с текстом учебника, объяснять основные термины и понятия, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, вести диалог, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, рассказать о православных семейных ценностях, подготовить рассуждение на одну из тем: «Семья – это маленький ковчег», «Детей любить тоже непросто»

Рассказать членам семьи и друзьям о православных семейных ценностях, спросить, какие семейные ценности они считают главными в своей жизни.

15.

Защита Отечества. Христианин в труде.

Урок открытия новых знаний

Знать основные термины и понятия: Защита и защитники Отечества. Справедливая война. Русские святые-воины.

Знать основные термины и понятия: Добродетели. Страсти. Отношение. Труд.

Уметь: работать с текстом учебника, рассказать о членах семьи, проходивших военную службу, осуществлять поиск информации для выполнения заданий,  подготовить сообщения об Александре Невском, Дмитрии Донском, Федоре Ушакове

Нарисовать эпизод из жизни защитника нашей Родины

16.

Любовь и уважение к Отечеству.

Урок открытия новых знаний

Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм. Многонациональный и многоконфессиональный состав. Великая сила нравственности.

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права  иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

17

Выступление учащихся с творческими работами

«Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг»

Урок рефлексии.

Знать: правила составления презентации, требования к ее оформлению и защите.

Уметь: подготовить презентацию в соответствии с требованиями, комментировать ее, отвечать на вопросы по содержанию презентации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа, календарно - тематическое планирование 1 класс музыка по ФГОС

Рабочая программа по учебному курсу «Музыка» для 1-4 классов разработана на основе:- примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образовани...

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...

Основы религиозных культур народов России 4 класс. Рабочая программа, календарно-тематическое планирование

Размещен материал: рабочая программа "Основы религиозных культур народов России 4 класс", календарно-тематическое планирование. ОРКСЭ 4 класс....

Внеурочная деятельность. Рабочая программа, календарно-тематическое планирование кружка "Юный эколог."

Рабочая программавнеурочная деятельность (социальное направление)кружок «Юный эколог» Срок реализации программы: 4 года.Возраст обучающихся  7-11 летКоличество часов: 270Составитель:  П...