Рабочая программа и тематическое планирование уроков окружающего мира во 2 классе
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Данный материал представляет собой разработку рабочей программы и тематического планирования уроков во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon okruzhayushchiy_mir_2_klass.zip180.04 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

На 2014-2015 учебный год 2 класс автор А.А.Плешаков

Учитель начальных классов Головкина Т.В.

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Окружающий мир» для второго класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального общего образования и авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1 -4 классы» (УМК «Школа России»).

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

  • формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
  • осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Общая характеристика курса

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

  • идея многообразия мира;
  • идея целостности мира;
  • идея уважения к миру.
  • Курс «Окружающий мир» для второго класса в равной мере интегрирует природоведческие, обществоведческие, исторические знания, представляет младшим школьникам естественно-научный и социально-гуманитарный материал, необходимый для формирования целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. В рамках предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно- поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с ведущими идеями, особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

  1. распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
  2. моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
  3. эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом.

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1. - М.: Просвещение, 2010.
  2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях. Часть 2. - М.: Просвещение, 2010.
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 2 класса начальной школы. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.
  4. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. - М.: Просвещение, 2010.
  5. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2. - М.: Просвещение, 2010.
  6. Плешаков А.А. Зеленые страницы. КДЧ. - М.: Просвещение, 2010.
  7. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. - М.: Просвещение, 2010.
  8. Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс. - М.: Просвещение, 2011.

Место курса в учебном плане

Согласно базисному плану на изучение окружающего мира во 2 классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 68ч (34 учебные недели).

1 триместр- 20 часов

2 триместр – 22 часа

3 триместр – 24 часа

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Где мы живём?

4

2

Природа

20

  3

Жизнь города и села

10

4

Здоровье и безопасность

9

5

Общение

7

6

Путешествия

18

Итого

68

График проведения экскурсий, практических и проверочных работ

Период обучения

Количество

Диагностический и практический материал

часов

1 четверть

18 часов

практическая работа

4

экскурсия

1

тест

1

2 четверть                    

14 часов

практическая работа

2

экскурсия

1

тест

1

3 четверть

20 часов

практическая работа

3

тест

3

4 четверть

16 часов

практическая работа

1

экскурсия

2

тест

1

Итого:                       68 часов

практическая работа

10

экскурсия

4

тест

6

Содержание программы

2 класс (68 ч)

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Раздел «Где мы живём?» (4 ч)

Родная страна

Знакомство с целями и задачами раздела и урока. Имя родной страны — Россия, или Российская Федерация. Государственные символы Российской Федерации: герб, флаг, гимн. Россия — многонациональная страна. Государственный язык

  • Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;
  • различать государственные символы России (герб, флаг, гимн), отличать герб и флаг России от гербов и флагов других стран; исполнять гимн Российской Федерации;
  • анализировать информацию учебника о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны; приводить примеры народов России; различать национальные языки и государственный язык России; обсуждать, почему народы России называют братскими;
  • работать со взрослыми: извлекать из различных источников (энциклопедии, краеведческая литература, интервью с родителями, работниками музеев) сведения о гербе своего региона и города, национальном составе населения региона, гербах других государств, представленных в рабочей тетради и сборнике тестов;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Город и село

Характерные особенности городских и сельских поселений. Преимущественные занятия жителей города и села. Типы жилых построек в городе и селе. Наш город (наше село). Проект «Родной город (село)». Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село;
  • работать в паре: находить изображения города и села, обозначать их цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; рассказывать о своём городе (селе) по плану;
  • работать в паре: сравнивать городской и сельский дома; описывать интерьер городской квартиры и сельского дома; оценивать преимущества и недостатки городских и сельских жилищ;
  • рассказывать о своём доме по плану;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

  • распределять обязанности по выполнению проекта;
  • подбирать фотографии (открытки, слайды) или фотографировать достопримечательности своей малой родины;
  • собирать информацию о выдающихся земляках по краеведческой литературе или с помощью интервьюирования;
  • оформлять стенд, мультимедийную презентацию;
  • проводить презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов;
  • ухаживать за памятниками;
  • помогать взрослым в благоустройстве;
  • проводить экскурсию в краеведческий (городской, сельский, школьный) музей;
  • оценить свои достижения в реализации проекта

Природа и рукотворный мир

Объекты природы и предметы рукотворного мира. Наше отношение к миру

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
  • работать в паре: классифицировать объекты окружающего мира, обозначать их цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию;
  • приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира, заполнять таблицу в рабочей тетради;
  • работать в группе: обсуждать и оценивать отношение людей к окружающему миру, отбирать из списка необходимые слова для характеристики отношения к миру, рассказывать о своём отношении к окружающему;
  • обсуждать название книги «Великан на поляне» и предисловие к ней;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём»

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

  • Выполнять тестовые задания учебника;
  • оценивать свои достижения и достижения других учащихся

Раздел «Природа» (20 ч)

Неживая и живая природа

Знакомство с целями и задачами раздела. Неживая и живая природа. Признаки живых существ в отличие от неживой природы. Связи между неживой и живой природой

  • Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить;
  • классифицировать объекты природы по существенным признакам;
  • различать объекты неживой и живой природы; обозначать объекты природы цветными фишками; осуществлять контроль и коррекцию:
  • приводить примеры объектов живой и неживой природы; заполнять таблицу в рабочих тетрадях;
  • работать в паре: анализировать существенные признаки живых существ, обсуждать свои выводы, осуществлять самопроверку;
  • устанавливать связи между живой и неживой природой;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Явления природы

Что такое явления природы. Явления неживой и живой природы. Сезонные явления. Измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Термометр — прибор для измерения температуры. Виды термометров

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • работать в паре: различать объекты и явления природы, рассказывать об изменениях, происходящих с природными объектами, как о природных явлениях;
  • приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений;
  • анализировать иллюстрации учебника, определять сезон по характерным природным явлениям;
  • рассказывать (по своим наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева;
  • практическая работа: знакомиться с устройством термометра, проводить опыты с термометром, измерять температуру воздуха, воды, тела человека и фиксировать результаты измерений;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Что такое погода

Погода и погодные явления. Условные метеорологические знаки для обозначения погодных явлений. Народные и научные предсказания погоды

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса;
  • характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра;
  • Приводить примеры погодных явлений (дождь, гроза, метель и др.);
  • работать в паре; составлять план рассказа о погодных явлениях и рассказывать по этому плану;
  • сопоставлять научные и народные предсказания погоды;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;
  • работать со взрослыми: вести наблюдения за погодой, фиксировать результаты в «Научном дневнике»; использовать для фиксации наблюдений метеорологические знаки; составить сборник народных примет своего народа (своего региона) о погоде, используя дополнительную литературу и интервьюируя взрослых членов семьи

В гости к осени (экскурсия)

Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе

  • Понимать учебные задачи экскурсии и стремиться их выполнить;
  • наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимозависимость между ними;
  • определять природные объекты с помощью атласа-определителя «От земли до неба» (например, какому растению принадлежат опавшие листья, какие цветы цветут осенью, каких птиц ещё можно наблюдать в природе);
  • оценивать результаты своих достижений на экскурсии

В гости к осени (урок)

Осенние явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь

  • Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
  • работать в группе: знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе, выступать с сообщениями по изученному материалу;
  • рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений);
  • сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии; прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе; дополнять сведения учебника и экскурсии своими наблюдениями над осенним трудом человека

Дикорастущие и культурные растения

Дикорастущие и культурные растения, их различие. Разнообразие культурных растений. Легенды о растениях

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, обозначать соответствующие рисунки цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию;
  • работать в группе: приводить примеры дикорастущих и культурных растений; классифицировать культурные растения по определённым признакам;
  • находить новую информацию в текстах о растениях, обсуждать материалы книги «Великан на поляне»;
  • сочинять и рассказывать сказочную историю о дикорастущем или культурном растении (по своему выбору);
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Дикие и домашние животные

Дикие и домашние животные, их сходство и различие. Значение для человека диких и домашних животных. Разнообразие домашних животных

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • сравнивать и различать диких и домашних животных, обозначать соответствующие рисунки цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию:
  • работать в группе: приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека, рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними;
  • находить в тексте нужную информацию, обсуждать материалы книги «Зелёные страницы»;
  • сочинять и рассказывать сказочную историю о диком или домашнем животном (по своему выбору);
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Комнатные растения

Комнатные растения, их роль в жизни человека. Происхождение наиболее часто разводимых комнатных растений. Уход за комнатными растениями

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку:
  • работать в паре: определять с помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса, находить в атласе-определителе информацию о них;
  • оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека;
  • практическая работа в группе: осваивать приёмы ухода за комнатными растениями в соответствии с инструкцией;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Загрязнение воды. Охрана чистоты воды. Эстетическое воздействие водных просторов на человека

  • работать со взрослыми: находить информацию об охране воздуха и воды в родном крае; наблюдать небо, водные пейзажи, описать свои впечатления; готовить фоторассказы о красоте неба и воды;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Какие бывают растения

Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Эстетическое воздействие растений на человека

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • устанавливать по схеме различия между группами растений;
  • работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку;
  • приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края;
  • определять растения с помощью атласа-определителя;
  • оценивать эстетическое воздействие растений на человека;
  • работать со взрослыми: наблюдать и готовить рассказ (фоторассказ) о красоте растений;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Какие бывают животные

Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся. Зависимость строения животных от их образа жизни

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки;
  • работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщениями;
  • сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книги «Зелёные страницы», выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Невидимые нити

Связи в природе, между природой и человеком. Необходимость сохранения «невидимых» нитей

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • устанавливать взаимосвязи в природе: между неживой и живой природой, растениями и животными, различными животными;
  • работать в паре: моделировать изучаемые взаимосвязи; выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей;
  • читать и обсуждать стихотворение Б. Заходера «Про всех на свете», делать вывод о необходимости бережного отношения к природе и сохранения природных связей;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Животные живого уголка

Животные живого уголка: аквариумные рыбки, морская свинка, хомячок, канарейка, попугай. Особенности ухода за животными живого уголка. Роль содержания животных в живом уголке для физического и психического здоровья человека

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними;
  • работать в паре: определять животных живого уголка с помощью атласа- определителя и учебника; использовать информацию из атласа-определителя для подготовки сообщения;
  • рассказывать о своем отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы;
  • практическая работа в группе: осваивать приёмы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями; характеризовать предметы ухода за животными в зависимости от их назначения;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во- просы и оценивать свои достижения на уроке

Про кошек и собак

Кошки и собаки в доме человека. Породы кошек и собак. Роль кошек и собак в жизни человека. Уход за домашними животными. Ответственное отношение к содержанию домашних питомцев

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • определять породы кошек и собак, пользуясь иллюстрациями учебника, ат- ласом-определителем;
  • приводить примеры пород собак с помощью атласа-определителя;
  • обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме, объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу;
  • работать в группе: использовать тексты учебника как образец для выполнения заданий (составлять словесный портрет своего питомца, извлекать из дополнительной литературы нужную информацию, составлять общий план рассказа о домашнем питомце);
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во- просы и оценивать свои достижения на урок

Красная книга

Необходимость создания Красной книги. Красная книга России и региональные Красные книги. Сведения о некоторых растениях и животных, внесённых в Красную книгу России (венерин башмачок, лотос, женьшень, дровосек реликтовый, белый журавль, зубр). Меры по сохранению и увеличению численности этих растений и животных

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • работать в паре: выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; предлагать и обсуждать меры по их охране;
  • работать в группе: читать тексты учебника и использовать полученную информацию для подготовки собственного рассказа о Красной книге; составлять общий план рассказа о редком растении и животном; рассказывать о редких растениях и животных по составленному плану;
  • работать со взрослыми: узнать, какие растения и животные родного края внесены в Красную книгу; подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору);
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во- просы и оценивать свои достижения на уроке

Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту»

Что угрожает природе. Правила друзей природы. Экологические знаки. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • работать в паре: по схеме в учебнике анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них;
  • знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками, договариваться о соблюдении этих правил; предлагать аналогичные правила, рисовать условные знаки к ним;
  • читать и обсуждать рассказ Ю. Аракчеева «Сидел в траве кузнечик»;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

  • распределять обязанности по выполнению проекта;
  • извлекать информацию из различных источников;
  • готовить рисунки и фотографии (слайды мультимедийной презентации);
  • составлять собственную Красную книгу;
  • презентовать Красную книгу с использованием подготовленных наглядных материалов;
  • оценивать свои достижения в выполнении проекта

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

  • Выполнять тестовые задания учебника;
  • оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;
  • оценивать бережное или потребительское отношение к природе;
  • формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

Раздел «Жизнь города и села» (10 ч)

Что такое экономика

Экономика и её составные части: сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля. Связи между составными частями экономики. Экономика родного края. Деньги

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану;
  • работать в паре: анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов; моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом; извлекать из различных источников сведения об экономике и важнейших предприятиях региона и своего города (села) и готовить сообщения;
  • читать предложенный текст, находить в нём ответы на поставленные вопросы, формулировать собственные вопросы к тексту, оценивать ответы одноклассников;
  • определять по фотографии деньги разных стран;
  • работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе информацию о деньгах разных стран, готовить сообщение;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Из чего что сделано

Использование природных материалов для изготовления предметов. Простейшие производственные цепочки: во что превращается глина, как рождается книга, как делают шерстяные вещи. Уважение к труду людей

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • классифицировать предметы по характеру материала, обозначать соответствующие иллюстрации цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию:
  • работать в группе: по рисункам учебника прослеживать производственные цепочки, моделировать их, составлять рассказ, приводить другие примеры использования природных материалов для производства изделий;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Как построить дом

Представление о технологии строительства городского и сельского домов. Строительные машины и материалы. Виды строительной техники в зависимости от назначения

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • рассказывать (по своим наблюдениям) о строительстве городского и сельского домов;
  • работать в паре: сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского; узнавать на иллюстрациях учебника строительные машины и строительные материалы, объяснять их назначение, проводить самопроверку, рассказывать о строительных объектах в своём городе (селе);
  • читать текст учебника, находить названные в нём машины на рисунке, рассказывать о строительных машинах, пользуясь информацией учебника, предлагать вопросы к тексту, оценивать ответы одноклассников;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Какой бывает транспорт

Виды транспорта. Первоначальные представления об история развития транспорта

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • работать в паре: классифицировать средства транспорта (предлагать варианты классификации, анализировать схемы и выделять основания для классификации, приводить примеры транспортных средств каждого вида);
  • узнавать по фотографиям транспорт служб экстренного вызова, соотносить его с номерами телефонов экстренного вызова, обозначать соответствие стрелками из цветной бумаги, осуществлять контроль и коррекцию; запомнить номера телефонов экстренного вызова 01, 02, 03;
  • работать в группе: рассказывать об истории водного и воздушного транспорта, используя информацию из учебника и дополнительных источников, составлять общий план рассказа об истории различных видов транспорта;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Культура и образование

Учреждения культуры (музей, театр, цирк, выставочный зал, концертный зал, библиотека) и образования (школа, лицей, гимназия, колледж, университет, консерватория), их роль в жизни человека и общества. Разнообразие музеев. Первый музей России — Кунсткамер

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • различать учреждения культуры и образования, узнавать их по фотографиям, приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе;
  • извлекать из текста учебника нужную информацию, предлагать вопросы к тексту, отвечать на вопросы одноклассников;
  • обсуждать роль учреждений культуры и образования в нашей жизни;
  • работать со взрослыми: посещать музеи и рассказывать о них; с помощью Интернета совершать виртуальную экскурсию в любой музей (по своему выбору);
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Все профессии важны. Проект «Профессии»

Разнообразие профессий, их роль в экономике и в жизни людей. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи, о том, кем бы детям хотелось стать;
  • работать в паре: определять названия профессий по характеру деятельности и находить их представителей на фотографиях;
  • обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни;
  • читать и обсуждать рассказ «Кто сделал хлеб», устанавливать взаимосвязь труда людей разных профессий;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

  • распределять обязанности по подготовке проекта (кто о какой профессии будет собирать материал);
  • интервьюировать респондентов об особенностях их профессий;
  • подбирать фотографии их семейных архивов;
  • составлять рассказы о профессиях родных и знакомых;
  • собирать материал в «Большую книгу профессий»;
  • презентовать работы;
  • оценивать результаты выполнения проекта

В гости к зиме (экскурсия)

Наблюдения над зимними явлениями в неживой и живой природе

  • Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться её выполнить;
  • наблюдать над зимними погодными явлениями;
  • обсуждать зимние явления в неживой природе в прошедшие дни;
  • исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов;
  • определять деревья по их силуэтам и описаниям в атласе-определителе «От земли до неба»;
  • распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений и следы животных;
  • наблюдать поведение зимующих птиц;
  • формулировать выводы по материалу экскурсии;
  • оценивать свои достижения и поведение во время экскурсии

В гости к зиме (урок)

Зимние явления в неживой и живой природе

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий и в предшествующие дни зимы;
  • работать в группе: знакомиться по материалам учебника с изменениями в неживой и живой природе зимой, готовить сообщения и выступать с ними;
  • формулировать правила безопасного поведения на улице зимой;
  • обсуждать правила охраны природы зимой по материалам книги «Великан на поляне»;
  • работать со взрослыми: вести наблюдения в природе, фиксировать их
  • в «Научном дневнике», готовить фоторассказ или серию рисунков на тему «Красота зимы»; подкармливать зимующих птиц;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села»

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

  • Выполнять тестовые задания учебника;
  • оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;
  • формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии»

Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

  • обсуждать выступления учащихся;
  • оценивать свои достижения и достижения других учащихся

Раздел «Здоровье и безопасность» (9 ч)

Строение тела человека

Знакомство с целями и задачами раздела. Внешнее и внутреннее строение тела человека. Местоположение важнейших органов и их работа

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • работать в группе: называть и показывать внешние части тела человека; определять на рисунке учебника или на муляже положение внутренних органов человека; моделировать внутреннее строение тела человека;
  • работа в паре: извлекать из текста учебника информацию о строении и работе внутренних органов человека, предлагать вопросы по содержанию текста, оценивать ответы одноклассников;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Если хочешь быть здоров

Режим дня второклассника. Правила личной гигиены. Режим питания и разнообразие пищи. Уход за зубами

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • рассказывать о своём режиме дня; составлять рациональный режим дня школьника;
  • обсуждать сбалансированное питание школьника;
  • работать в паре: различать продукты растительного и животного происхождения, осуществлять самопроверку;
  • формулировать правила личной гигиены; характеризовать назначение предметов гигиены, выделять среди них те, которые у каждого человека должны быть собственными;
  • демонстрировать умения чистить зубы, полученные в 1 классе, на основе текста учебника дополнять правила ухода за зубами;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Берегись автомобиля!

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах (сигналы светофора, дорожные знаки перехода улицы).

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • моделировать сигналы светофоров; характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах;
  • работа в паре: соотносить изображения и названия дорожных знаков, обозначать соответствие стрелками из цветной бумаги, осуществлять контроль и коррекцию;
  • выбирать и отмечать фишками дорожные знаки, встречающиеся на пути в школу;
  • формулировать, пользуясь рисунком учебника, правила движения по загородной дороге, осуществлять самопроверку;
  • оценивать свои достижения на уроке

Школа пешехода

Освоение правил безопасности пешехода. Практическая работа на пришкольном участке или на полигоне ГИБДД (ДПС)

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • работа в группе: формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов;
  • практическая работа: учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Домашние опасности

Правила безопасного поведения в быту

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • объяснять с опорой на иллюстрации учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций;
  • работать в группе: на основе текста учебника формулировать правила безопасного поведения в быту, моделировать их с помощью условных знаков, узнавать («расшифровывать») правила по предложенным в учебнике знакам, сравнивать свои знаки с представленными в учебнике;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Пожар

Правила противопожарной безопасности. Вызов пожарных по телефону

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • характеризовать пожароопасные предметы (раскалённые предметы, воспламеняющиеся вещества, открытый огонь);
  • запомнить правила предупреждения пожара;
  • моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону, по номеру МЧС;
  • работать в паре: рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности; читать и обсуждать рассказ «Горит костёр» в книге «Великан на поляне»;
  • работать со взрослыми: находить в Интернете информацию о работе пожарных, готовить сообщение;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
  • работать в паре: различать съедобные и ядовитые грибы, обозначать их на рисунке фишками разного цвета, осуществлять контроль и коррекцию;
  • находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы» (рассказ «Коварные двойники»);
  • определять с помощью атласа-определителя жалящих насекомых, осуществлять самопроверку;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Опасные незнакомцы

Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми. Вызов милиции по телефону. Действия в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга» и аналогичных

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми (с опорой на иллюстрации учебника); предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях, запомнить правила поведения при контактах с незнакомцами;
  • моделировать звонок по телефону (обычному и мобильному) в милицию и МЧС;
  • работать в группе: по материалам учебника осваивать правила поведения в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга» и аналогичных, моделировать их в ходе ролевых игр;
  • работать со взрослыми: обсуждать другие опасные ситуации, связанные с незнакомыми людьми, сочинять об этом рассказ по аналогии с рассказами в учебнике;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

  • Выполнять тестовые задания учебника;
  • оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;
  • формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

Раздел «Общение» (7 ч)

Наша дружная семья

Знакомство с целями и задачами раздела. Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. Нравственные аспекты взаимоотношений в семье

  •  Понимать учебные задачи при изучении материала раздела «Общение» и данного урока и стремиться её выполнить;
  • рассказывать по рисунку и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях;
  • формулировать понятие «культура общения»;
  • обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи;
  • моделировать ситуации семейного чтения и семейных обедов;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Проект «Родословная»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

В ходе выполнения проекта дети учатся:

  • интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях;
  • отбирать фотографии из семейного архива (желательно отсканировать в едином формате);
  • составлять родословное древо семьи;
  • презентовать свой проект с демонстрацией родословного древа;
  • оценивать свои достижения

В школе

Классный и школьный коллектив. Совместная учеба, игры, отдых. Этика общения с одноклассниками, учителями и руководством школы

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе;
  • обсуждать вопрос о культуре общения в школе;
  • формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её;
  • оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах;
  • моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Правила вежливости

Правила этикета в общении. Формулы приветствия и прощания. Этикет общения по телефону. Правила поведения в общественном транспорте

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения;
  • формулировать правила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной;
  • моделировать ситуации общения в различных ситуациях;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Ты и твои друзья

Правила поведения в гостях

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России;
  • обсуждать проблему подарка в день рождения друга;
  • обсуждать правила поведения за столом;
  • моделировать правила поведения за столом (практическая работа);
  • формулировать правила этикета в гостях;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Мы — зрители и пассажиры

Правила поведения в общественных местах (в театре, кинотеатре, консерватории, в общественном транспорте)

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре, консерватории) и формулировать их, возражая Советам Попугая;
  • обсуждать правила поведения в общественном транспорте (автобусе, троллейбусе, трамвае, метро) и формулировать их на основе иллюстраций учебника;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

  • Выполнять тестовые задания учебника;
  • оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;
  • формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

Раздел «Путешествия» (18 ч)

Посмотри вокруг

Знакомство с целями и задачами раздела. Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Форма Земли

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта;
  • различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
  • работать в паре: находить на схеме и называть указанные стороны горизонта, моделировать стороны горизонта;
  • анализировать текст учебника, на его основе объяснять различия внешнего вида нашей планеты, сопоставлять вид Земли с самолёта (аэрофотосъёмка) с видом Земли из космоса, формулировать вывод о форме Земли;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Ориентирование на местности (2 ч)

Что такое ориентирование на местности. Ориентиры. Ориентирование по компасу, солнцу, местным природным признакам. Компас — прибор для определения сторон горизонта. Как пользоваться компасом

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • работать в паре: находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём городе (селе);
  • практическая работа в паре: знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним, осваивать приёмы ориентирования по компасу;
  • знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Формы земной поверхности

Равнины и горы. Холмы и овраги. Красота гор

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности; анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе;
  • работать в паре: сравнивать по схеме холм и гору, осуществлять самопроверку с помощью текста учебника; характеризовать (на основе наблюдений) поверхность своего края;
  • описывать красоту гор (на основе фотографий в учебнике, рассказа Н. И. Сладкова, личных впечатлений);
  • работать со взрослыми: составлять фоторассказ на тему «Красота гор»;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Водные богатства

Водные богатства нашей планеты: океаны, моря, озёра, реки, каналы, пруды, водохранилища. Части реки. Водные богатства родного края. Красота моря

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию;
  • работать в паре: анализировать схему частей реки, рассказывать о частях реки по схеме, осуществлять самопроверку; на основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края;
  • обсуждать эстетическое воздействие моря на человека (по рассказу К. Д. Ушинского, фотографиям в учебнике, личным впечатлениям);
  • работать со взрослыми: составлять фоторассказ на тему «Красота моря»;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

В гости к весне (экскурсия)

Наблюдения над весенними явлениями природы

  • Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться её выполнить;
  • наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д., используя при этом атлас-определитель
    «От земли до неба»;
  • формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека;
  • оценивать свои достижения на экскурсии

В гости к весне (урок)

Весенние явления в неживой и живой природе

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края;
  • работать в группе: знакомиться по учебнику с изменениями в неживой и живой природе весной; находить в книге «Зелёные страницы» информацию на заданную тему, различать известную и новую для себя информацию; узнавать перелётных птиц на рисунке, осуществлять самопроверку; выступать с сообщениями в классе;
  • моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе;
  • работать со взрослыми: наблюдать весенние явления в природе, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради («Мой научный дневник»), составлять фоторассказ или выполнять серию рисунков на тему «Красота весны»;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Россия на карте

Что такое карта. Изображение территории России на карте. Как читать карту. Правила показа объектов на настенной карте

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • сравнивать изображение России на глобусе и карте;
  • работать в паре: соотносить пейзажи России на фотографиях учебника с местоположением их на физической карте России, обозначать их фишками с соответствующими номерами; осваивать приемы чтения карты (определение сторон горизонта, форм земной поверхности, других объектов с помощью условных знаков);
  • учиться правильно показывать объекты на настенной карте (по инструкции учебника);
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Проект «Города России»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

В ходе работы над проектом дети учатся:

  • распределять обязанности по выполнению проекта;
  • в дополнительной литературе и Интернете находить сведения об истории и достопримечательностях избранного для исследования города;
  • составлять презентацию своего исследования, снабдив её фотографиями (открытками, слайдами);
  • презентовать свои проекты (проекты, выполненные в паре, группе);
  • оценивать достижения свои и товарищей;
  • оформлять стенд «Города России»

Путешествие по Москве

Москва — столица нашей Родины. Первоначальные сведения об истории основания города. План Москвы. Герб Москвы. Основные достопримечательности столицы

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • находить Москву на карте России; знакомиться с планом Москвы, находить на нём достопримечательности столицы;
  • работать в паре: соотносить фотографии достопримечательностей Москвы с собственными наблюдениями, отмечать фишками знакомые объекты, описывать достопримечательности по фотографиям и своим впечатлениям;
  • отличать герб Москвы от гербов других городов;
  • работать со взрослыми: совершить виртуальную экскурсию по Москве с помощью Интернета;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Московский Кремль

Московский Кремль — символ нашей Родины. Достопримечательности Кремля и Красной площади

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России;
  • работать в паре: находить на фотографии в учебнике достопримечательности Кремля, рассказывать о них по фотографии; извлекать из дополнительной литературы информацию о достопримечательностях Кремля и готовить сообщения по предложенному плану;
  • читать текст учебника, находить в нём сведения из истории Кремля в соответствии с предложенными вопросами; сопоставлять современный облик Кремля с видами Кремля в прошлом на картинах А. Васнецова;
  • рассказывать о Красной площади по фотографиям в учебнике и своим впечатлениям, описывать достопримечательности Красной площади по фотографиям;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Город на Неве

Санкт-Петербург — северная столица России. Герб и план города, архитектурные памятники. Памятник Петру I, история его создания

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • находить Санкт-Петербург на карте России; знакомиться с планом Санкт- Петербурга, находить на нём достопримечательности города;
  • работать в паре: соотносить фотографии достопримечательностей Санкт-Петербурга с собственными наблюдениями, отмечать фишками знакомые объекты, описывать достопримечательности по фотографиям и своим впечатлениям; рассказывать по приведённому образцу об одной из достопримечательностей Санкт-Петербурга с использованием (при необходимости) дополнительной литературы;
  • отличать герб Санкт-Петербурга от гербов других городов;
  • работать со взрослыми: совершить виртуальную экскурсию по Санкт- Петербургу с помощью Интернета;
  • читать рассказ об истории создания памятника Петру Первому, предлагать вопросы к рассказу, оценивать ответы одноклассников;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Путешествие по Оке

Старинные русские города, расположенные на реке Оке: Орёл, Калуга, Таруса, Серпухов, Пущино, Коломна, Рязань, Муром, Нижний Новгород. Приокско-Террасный заповедник

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • прослеживать по схеме, какие старинные города расположены на Оке, перечислять их в направлении от истока реки к устью;
  • рассказывать по фотографиям в учебнике о достопримечательностях городов на Оке; рассказывать по личным впечатлениям о городах России, в которых удалось побывать;
  • работать в группе: готовить сообщение об одном или двух городах на Оке, пользуясь учебником и другими источниками информации;
  • моделировать в виде схемы, чем знаменит каждый из городов на Оке;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Путешествие по планете

Карта мира. Океаны и материки (континенты), их изображение на карте

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • сравнивать глобус и карту мира; находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки;
  • работать в паре: соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира, обозначать их фишками с соответствующими номерами;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Путешествие по материкам

Особенности природы и жизни людей на разных материках. Части света: Европа и Азия

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • находить материки на карте мира;
  • работать в группе: знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации; готовить сообщения и выступать с ними перед классом;
  • предлагать вопросы по содержанию сообщений, оценивать ответы одноклассников;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Страны мира. Проект «Страны мира»

Физические и политические карты. Политическая карта мира. Знакомство с некоторыми странами. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • сравнивать физическую и политическую карты мира;
  • находить и показывать на политической карте мира территорию России, других стран;
  • работать в паре: соотносить фотографии достопримечательностей отдельных стран с местоположением этих стран на политической карте, обозначать эти страны соответствующими фишками; рассказывать по фотографиям о том, что можно увидеть в разных странах; с помощью карты приводить примеры стран, расположенных на разных материках;
  • пользуясь дополнительной литературой, определять, каким странам принадлежат представленные флаги;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

  • распределять обязанности по выполнению проекта;
  • готовить сообщения (индивидуальные, в парах, в группах) о выбранных странах;
  • подбирать фотографии достопримечательностей (открытки, слайды);
  • презентовать свои исследования с демонстрацией иллюстраций;
  • оценивать свои достижения в выполнении проект

Впереди лето

Летние явления в неживой и живой природе. Разнообразие растений и животных, доступных для наблюдений в летнее время. Красота животны

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа-определителя «От земли до неба», осуществлять самопроверку;
  • читать и обсуждать рассказ «Разговор в лесу» в книге «Великан на поляне», разыгрывать сценку по этому рассказу;
  • приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе;
  • рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям;
  • работать со взрослыми: за лето подготовить фоторассказы или выполнить рисунки по темам «Красота лета», «Красота животных»;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия»

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

  • Выполнять тестовые задания учебника;
  • оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;
  • формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира»

Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений

  • Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
  • обсуждать выступления учащихся;
  • оценивать свои достижения и достижения других учащихся  

Планируемые результаты освоения предмета

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования.

У второклассника продолжается:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  4. формирование процесса овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  5. формирование процессов принятия и освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  6. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
  1. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  2. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  3. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования.

У второклассника продолжается:

  1. процесс овладения способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  2. процесс освоения способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  5. процесс освоения начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  6. формирование умения использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  7. формирование умения активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  8. формирование умения использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
  9. процесс овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  10. формирование умения слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  11. формирование умения определять общую цель и пути её достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  12. процесс овладения начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
  13. процесс овладения базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  14. формирование умения работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются предметные результаты. Второклассник учится:

  1. понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  2. уважительно относится к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  3. осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  4. осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  5. устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения окружающего мира второклассники научатся.

  • распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
  • правилам поведения в природе;
  • называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте;
  • называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии;
  • распознавать и называть строение тела человека; правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
  • называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах;
  • называть основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; понятия «холм», «овраг», «гора»; разнообразие водоёмов; части реки; названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира.

Второклассники получат возможность научиться

  • различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в природе;
  • различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД;
  • выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
  • использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
  • определять основные стороны горизонта с помощью компаса.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.

Критерии оценивания

Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность второклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предмету. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

Итоговая оценка выводится на основе результатов итоговых комплексных работ - системы заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.

В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения итоговой работы по окружающему миру и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы, которая:

  • является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
  • реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения - формирование универсальных учебных действий;
  • позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
  • предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

Критериями оценивания являются:

  • соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
  • динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.

Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование стремления второклассника к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.

Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме тестов и практических работ. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

Тематический контроль по окружающему миру проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.

Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, тестовых и практических работ, итоговой диагностической работы.

Виды контрольно-измерительных материалов

№ урока

Вид работы

Тема

4

Тест №1

Входная

6

Практическая работа № 1

Измерение температуры

8

Экскурсия № 1

В гости к осени

11

Практическая работа № 2

Знакомство с горными породами и минералами

14

Практическая работа № 3

Распознавание деревьев, кустарников и трав

17

Практическая работа № 4

Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений

19

Практическая работа № 5

Отработка приёмов ухода за комнатными растениями

20

Практическая № 6

Отработка приёмов ухода за животными живого уголка

24

Тест № 2

Природа

31

Экскурсия № 2

В гости к зиме. Сезонные изменения в природе

33

Тест № 3

Жизнь города и села

37

Практическая работа № 7

Отработка правил перехода улиц

43

Тест № 4

Здоровье и безопасность

48

Практическая работа № 8

Отработка основных правил этикета

50

Тест № 4

Общение

53

Практическая работа № 9

Определение сторон горизонта по компасу

56

Экскурсия № 3

В гости к весне

58

Практическая работа № 10

Освоение основных приёмов чтения карты

67

Тест № 6

Путешествия

65

Экскурсия № 4

Впереди лето

График проведения экскурсий, практических и проверочных работ

Период обучения

Количество часов

Диагностический и практический материал

1 четверть

18 часов

практическая работа

4

экскурсия

1

тест

1

2 четверть                    

14 часов

практическая работа

2

экскурсия

1

тест

1

3 четверть

20 часов

практическая работа

3

тест

3

4 четверть

16 часов

практическая работа

1

экскурсия

2

тест

1

Итого:                      

68 часов

практическая работа

10

экскурсия

4

тест

6

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Печатные пособия.

 Плешаков, А. А. Окружающий мир. 2класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков. - М. : Просвещение, 2011.

     Плешаков, А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. - М. : Просвещение, 2011.

Плешаков, А. А. От земли до неба : атлас-определитель : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. - М. : Просвещение, 2010.

Плешаков, А. А. Зелёные страницы : кн. для учащихся нач. кл. / А. А. Плешаков. - М. : Просвещение, 2010.

Плешаков, А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. - М. : Просвещение, 2010.

  1. Яценко И.Ф.  Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир: 2 класс -М: ВАКО, 2012.
  2. Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс. - М.: Просвещение, 2011.

2.Информационно-коммуникативные средства.

Окружающий мир : электронное приложение к учебнику А. А. Плешакова (CD).

  1. Наглядные пособия.

Комплект демонстрационных таблиц к учебнику «Окружающий мир» А. А. Плешакова

4.Интернет-ресурсы.

http://festival.1september.ru/articles/513030/

https://my.1september.ru/

http://www.home-edu.ru/user/uatml/00000538/voda2-1/voda.html

http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,26779/Itemid,118/

5.Материально-технические средства.

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.

Мультимедийный проектор

Интерактивная доска

Компьютер

Сканер

Принтер лазерный

Документ-камера