Эффективные приемы постановки звуков (Дефектологический всеобуч)
консультация по логопедии на тему

Бондарева Ольга Леонидовна

Цель постановки звуков: добиться правильного произношения изолированного звука. Содержание работы: объединение отработанных на подготовительном этапе движений положений органов артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких), отработка произношения изолированного звука. Этот этап характеризуется широким использованием сохранных анализаторов, применением разнообразных методических приёмов, технических приспособлений. Переход к следующему этапу возможен тогда, когда ученик по просьбе взрослого может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                             АНЖЕРО-СУДЖЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

«Школа–интернат № 18»

МКОУ «Ш-И №18»

Россия, 652471, город Анжеро-Судженск, Кемеровская область, ул. Прокопьевская, 18А

тел. (8-384-53) 4-13-89; 4-14-57     Е-mail: Lidiyasergeevna-74@mail.ru

Эффективные приемы постановки звуков

(Дефектологический всеобуч)

(Слайд №1) Цель постановки звуков: добиться правильного произношения изолированного звука. Содержание работы: объединение отработанных на подготовительном этапе движений положений органов артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких), отработка произношения изолированного звука. Этот этап характеризуется широким использованием сохранных анализаторов, применением разнообразных методических приёмов, технических приспособлений. Переход к следующему этапу возможен тогда, когда ученик по просьбе взрослого может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук.

Постановку звуков начинают с наиболее доступных данному ребенку. При этом используются все анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный, вибрационный. Вызывая звуки, нужно стараться максимально использовать уже доступные ребенку артикуляционные движения и фонемы, а не создавать абсолютно новые модели. Детям со сниженными кинестезиями и расстройствами фонематического слуха приходится задерживаться на промежуточных артикуляциях.

(Слайд № 2) Концентрический метод разработан Ф.Ф. Рау и Н.Ф. Слезиной. В

Основу метода положена закономерность усвоения нормально развивающимся ребенком произносительной стороны речи, которая заключается в том, что недоступные ему для точного фонетического воспроизведения звуки ребенок в течение определенного периода времени произносит приближенно. Метод предполагает определенное расположение звукового материала: из всех звуков русского языка отбираются 17 основных, составляющих «сокращенную систему фонем» (I-й концентр звуков), которые должны быть усвоены ребенком в первую очередь. Звуки II концентра могут временно заменяться соответствующими основными звуками. Концентрический метод полностью реализуется при работе с глухими детьми.

(Слайд №3)Правила постановки:

Предварительно ребенку необходимо поставить нужный речевой выдох на основе близкого по артикуляции, правильно произносимого звука. Звук произносится ясно, четко, но без усилия. Произносить звук лучше негромко, чтобы не возникали посторонние шумы.

Постановка по подражанию. Суть способа заключается в том, что ребенок повторяет за дефектологом формируемый звук. Этот способ является самым легким, но не всегда приводит к успеху.

По показу  артикуляции. Сначала ребенку ставится речевой выдох на основе базового звука. Далее показывается правильное положение органов артикуляции. Делается это перед зеркалом.

С использованием базового звука. Широко используются опорные звуки. Например, ребенку предлагается произнести звук И (учитель – дефектолог контролирует вместе с ним артикуляцию перед зеркалом, нужно сблизить зубы и пустить по языку ветерок так, чтобы получился свист). В результате свистящий звук С.

С механической помощью. Он используется, когда ученику  недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение. Например, для удержания широкого языка к верхним зубам, для выработки вибрации кончика языка дефектолог  может использовать шпатель или специальный зонд. При этом способе также часто пользуются опорными звуками.

Смешанный способ, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели – постановки правильного произношения изолированного звука.

Таким образом, при постановке звука должны одновременно работать все анализаторы: зрительный (ребенок видит предмет и положения органов артикуляционного аппарата), слуховой (слышит звук), двигательный (ощущает движения губ, языка), тактильный (ощущает воздушную струю, вибрацию голосовых связок). Все это дает возможность осознанно усвоить данный звук и соответствующую ему букву.

(Слайд №4) Картинки-символы для каждого звука должны быть постоянными, чтобы не дезориентировать детей, каждая картинка создает образ того или иного  звука.

(Слайд №5) Логопедические зонды — инструменты для механического воздействия на язык и другие органы артикуляционного аппарата, применяемые при постановке и коррекции произношения звуков речи.

Логопедические инструменты применяются для логопедической коррекции таких речевых дефектов, как нарушения звукопроизношения: дислалия, ринолалия, дизартрия, при таком нарушении голоса как ринофония, а также при обучении звукопроизношению и устной речи глухих детей.

(Слайд №6) Можно использовать для постановки звуков всевозможные подсобные предметы – зубную щетку, чайную ложку, соску, спички, ватные палочки, пальчик и т. д.

(Слайд №7) используют и логопедические зонды для массажа. Логопедический массаж лица – это процедура, позволяющая скорректировать произношение, улучшить тонус мышц аппарата речи.

(Слайд №8) Очень удобно, для наглядности использовать резиновый муляж ротовой полости. Очень часто на логопедических занятиях требуется показать ребенку как правильно располагать язык, смыкать зубы, чтобы воспроизвести тот или иной звук. Объяснять приходится на "пальцах". Муляж изготовлен из резины и полностью воспроизводит артикуляционный аппарат человека. Приводится в действие надеванием на кисть руки логопеда.

( Слайд №9) Модели артикуляции звуков отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. Схематическое изображение звуков поможет ребенку в выборе нужной артикуляционной позиции, при выполнении артикуляционной гимнастики.

Хочу поделиться с вами сборником приемов постановки звуков.

Спасибо за внимание!

Приложение:

Постановка звука:

По подражанию, когда он отсутствует в речи ребенка.

По подражанию, когда он напоминает другой звук.

По показу артикуляции.

С механической помощью.

С использованием базового звука.

В слоге.

В положении между гласными звуками.

На вдохе.

С использованием промежуточного варианта его произношения.

Дополнительные приемы постановки звуков.

Сокращенная система фонем (Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина)

Основные звуки

а

о

у

э

и

п

т

к

ф

с

ш

х

в

л

р

м

н

(I концентр)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заменяемые звуки

 

 

 

 

ы

п\

т\

к\

Ф\

с\

ш

х\

в\

л\

р\

м\

н\

(II концентр)

 

 

 

 

и\

б

д

г

 

з

ж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б\

д\

г\

 

з\

ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф → С →Ш

↓       ↓

В      З → Ж

          Х

          ↑

Ф → С → С’ → Щ

 ↓       ↓

 ↓       Ш

В → З → Ж

В→ З → Ж                                М → Б                Н → Д

П → Б

↓       ↓

Т → Д

↓       ↓

К → Г

Отработка опорных звуков

Для звука  [С]   опорными будут являться звуки [Ф], [И]. Звуки [С], [Ф]-  одинаковые по способу образования (щелевые). Отрабатывая звук [Ф], мы добиваемся направленной воздушной струи. Отрабатывая звук [И], добиваемся положения широкого кончика языка за нижними резцами. Соедини е эти два отработанных элемента, мы добиваемся правильного произношения звука [С].

Для [Ш] – опорные [Т], [С].   Звук [Т] переднеязычный. Отрабатываем умение поднимать широкий кончик языка к альвеолам. Звук [С] – щелевой. Добиваемся направленной воздушной струи, идущей посередине языка. Соединив, получаем звук [Ш].

Для [Л] -  [Т] (подъем кончика языка к альвеолам),  [Ы] (подъем средне - задней части языка к нёбу).

Для [Р] -  [Д] ( подъем  напряженного кончика языка вверх) , [С] (направленную воздушную струю).

Приемы постановки некоторых звуков  (практический показ):

[П] –   похлопать губами во время дутья.

[Т] -  от поплевывания   (кладем крошку на язык).

[К] -   традиционным способом от звука  [Т] нижнего с механической помощью. : ребенок произносит  та-та-та, а логопед надавливает на язык, продвигая его назад.

[Ф] – предлагаем приблизить нижнюю губу  к верхним резцам и подуть на нее ( с механической помощью -  пальцем-  поднимаем нижнюю губу     к верхним резцам).

[С] – используем обходной путь: направленное дутье (на палец),  межзубное дутье на кончик языка (на ватку и т.п.) , зазубное дутье.

[Ц]-  слитное  произношение двух звуков   Т-С, можно от нижнего С, когда произносит его с придыханием.

[Ш]- либо от [Р] , если есть  шепотом (собачка потеряла голос). От  [С], подняв кончик языка с механической помощью. Либо обходной путь: 1. «Вкусное варенье»(держим 3-4 секунды)2. «Чашечка» - опустить с верхней губы, не меняя формы. 3. «Фокус».  4.Задвигаем чашечку за верхние  зубы и дуем на язык в зазубном положении.

[Щ – либо от [Ш], продвинув язык вглубь, либо от свистящих, подняв кончик языка с механической помощью.

[Ч]- либо от ТЬ (Т – верхнее), надавив продвинуть язык вглубь. Либо от сочетания ТЬ –Щ в убыстренном темпе.

[Х]-от  [К]. Произносим с придыханием (К------------Х). Удлиняем фрикативную часть и убираем смычку путем объяснения.

[Й] – от сочетания двух звуков  ИА  или  других,   ИО.

 [Л]-  традиционным способом от  И или  А. Один из звуков, который можно ставить по подражанию. Можно от Ы, У.

[Р]- от  [Д]    альвеолялярного, от  Ж, продвинутого вперед, от З и др.

[М]-  от  А -------------- М   (в конце произношения А, смыкаем губы).

[Н]- от  [М], произнести , зажав кончик языка между зубами и улыбнувшись.

[Б]- от А------Б  Тянет А----- ине прерывая произнесения хлопает губами (можно помочь пальцем).

[В]- от А. В  момент произнесения дотрагиваемся до губы

[Д]-  от А. В момент произнесения дотрагиваемся до верхних резцов кончиком  всего, широкого языка.

[Ж]- от А в  момент произнесения поднимаем язык чашечкой. От  Ш с голосом.

[Г]- от Д с механической помощью: да-да-да и нажи маем на переднюю часть спинки языка, продвигая его назад.

[З]- от Э в момент произнесения кончик языка просовываем между зубами. От С  с голосом.

  Звуки, которые нельзя ставить одновременно, если они произносятся похожим образом:

Губно-зубные ([ф —в]) со свистящими и шипящими звуками.

Шипящие и заднеязычные, когда они произносятся похожим образом ([ш] похож на [х])

Свистящие и [т' —д'], когда в произношении [с] похож на [т].

Заднеязычные и [т' —д'], когда [к] заменяется на [т].

Звук [л] и губно-зубные звуки, когда [л] напоминает [в].

Сонорные звуки ([л], [р], [й]) и заднеязычные.

Звук [х] и губно-зубные звуки, когда [х] похож на [ф].

Звуки [т' —д'] и [ч —щ], когда произношение [т'] похоже на [ч].

Звуки [ч —щ] и заднеязычные, если звук [ч] напоминает мягкий звук [к'].

Звуки, которые всегда можно ставить одновременно:

Свистящие и заднеязычные звуки.

Шипящие и сонорные звуки.

Свистящие и сонорные звуки.

Звуки [т' —д'] и сонорные звуки.

Губно-зубные и звуки [р] и [и].

Звуки [ш —ж] и [т' —д'].

Р – Р’

Сонорный, вибрант, переднеязычный

- губы в положении следующего гласного

- кончик языка в форме чашечки, поднят и вибрирует, [Р] – у альвеол, [Р’] – у шеек верхних резцов, [Р] – корневая часть опущена, [Р’] – слегка приподнята.

- голосовые связки вибрируют, сомкнуты

- небная занавеска поднята.

Подготовительные упражнения

Гимнастика языка, комплекс №4, М. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения.

Постановка.

1. По подражанию.

- остановить лошадку – тр, др;

Обратить внимание на то, чтобы рот был открыт.

При закрытом рте дрожит не кончик языка, а половина и в нижнем положении. Такой звук в речь не введется.

- завести моторчик;

- порычать как тигр, лев, собачка;

- строчит пулемет.

2. От опорных звуков.

- от [з] в верхней артикуляции

- от сочетания [дз] с шариковым зондом

- от сочетания [дзынь] пальчиком, играем на «балалайке»

- от [ц] (Ипполитова). Тренировка в прищелкивании и присасывании языка к небу. Затем, не отрывая язык от неба, отодвинуть его слегка внутрь по небу и быстро произнести звук [ц]. При правильном ротовом выдохе этот прием приводит к образованию глухого звука [р]

- от звука [ж] [дж] – проглаживание языком по твердому небу к резцам с правильным выдохом

- от ды-ды-ды – стучание по альвеолам

- от «за»(ззззза). После многократного повторения ребенок по инструкции логопеда перемещает переднюю верхнюю часть языка вверх и вперед к альвеолам до получения акустического эффекта фрикативного [р] в сочетании с [а]

- постановка в 2 этапа:

1 этап. Ставится фрикативный [р] без вибрации от звука [ж]. При его протяжном произнесении без округления губ, затем перемещаем передний край языка к альвеолам.

2 этап. Дальше с механической помощью, шариковым зондом проводим под языком из стороны в сторону, вызывая колебания в слогах жа, же, жу

- постановка в 4 этапа: 1) вибрация губ; 2) вибрация языка и губ;

3) вибрация между зубов; 4) вибрация за зубами.

- от правильной артикуляции.

Упражнение «грибок» выполняется правильно. Затем с силой подуть на «грибок». Получается шепотное произношение сочетания трррр

При горловом [р] постановка звука механическим путем,  от шепотного произношения д, ц. С упражнением «грибок».

Постановка от длительного произношения [ж], заменить [ж] на [р]. Полоска бумаги прикрепляется на альвеолы или на кончик языка, как бы продолжая язык. Произносится [ж] с движениями языка по альвеолам с небольшой амплитудой.

«Болтушка» - петелька.

«Звонок» - от тз, тж

Переход от мягкого к твердому по аналогии па-пя, тя-тя, ка-кя.

                                                                         Л - Л’

[Л] - Согласный, ротовой, сонорный, смычно-проходной, переднеязычной, твердый, [Л’] – мягкий.

- губы занимают положение следующего гласного;

- зубы разомкнуты;

- язык. Кончик языка поднят к шейкам верхних резцов, не напряжен, а при произнесении мягкого [Л’] напряжен. Между краями языка и коренными зубами образуется щель для прохода выдыхаемого воздуха.

Корень языка [Л] – поднят, [Л’] – опущен

- небная занавеска поднята?

- голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Подготовительные упражнения

Гимнастика языка, комплекс №3, М. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения».

Постановка

1. По подражанию

- песенка самолетика;

- как бормочет индюк;

- как гудит пароход

2. От правильной артикуляции

- отдергивание кончика языка от верхних резцов (язык обжегся)

- пососать конфетку

- прикусить кончик языка, а затем открывать и закрывать челюсть, не убирая языка с нижних резцов, при этом петь гласный звук [а]: ла-ла-ла

- «охотник идет по болоту» – произносить д-д-д и ударять по щекам, получается дл, дл.

3. От опорного звука

- от [у] – губы вытянуть вперед, длительно произносить [у], затем просунуть кончик языка между вытянутыми губами. В это время логопед пальцами раздвигает губы ребенка. Зубы обнажаются и произносится чистый звук [л]

- от [ы] – слегка прикусить кончик языка и длительно произносить звук [ы], слышится [л]. Постепенно от межзубного произношения перейти к зазубному.

- от [а]: 1) положить язык на нижние резцы и пропеть звук [а], затем одновременно поднимать и опускать нижнюю челюсть; 2) качать язычок между верхними и нижними резцами, длительно произнося звук [а]

При замене [л] на [в] пальцами держать нижнюю губу, затормаживая движение губы.

  1. Механическим путем.

При альвеолярном произношении звука корень языка опущен, тогда как в норме он поднят. Положить палочку( соломинку, карандаш) поперечно на спинку языка,  а кончиком языка достать резцы.

                                                                           С – З – Ц

[С]: согласный, ротовой, глухой, щелевой, переднеязычный, твердый;

[З]: согласный, ротовой, звонкий, щелевой, переднеязычный, твердый;

[С’], [З’]: мягкие;

[Ц]: согласный, ротовой, глухой, смычно-щелевой, переднеязычный, твердый.

- губы улыбаются;

- зубы сближены

- кончик языка упирается в нижние резцы, спинка умеренно выгнута, боковые края прижаты изнутри к верхним коренным зубам, посредине языка образуется желобок, через который проходит холодная струя выдыхаемого воздуха.

При [Ц] кончик языка за нижними резцами, а спинка смыкается с альвеолами и после взрыва воздуха опускается в положение звука [С]

- мягкое небо поднято

- голосовые связки при [c] и [ц] разомкнуты, а при [з] сомкнуты и вибрируют

Подготовительные упражнения

Гимнастика языка, комплекс №1, М. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения», а так же упражнения по развитию воздушной струи.

Устранение недостатков

1. По подражанию

[с]: - игра «Насос», песенка воды

- фырканье ежика – фффссс

- легкий ветер

[з] – звенит комарик,  муха, оса

[ц] – песенка синички, «Тихо, дети расшумелись»

2. От опорных звуков.

Звук [с]:

- от [и] – петь звук, а потом пустить холодный ветерок

- та-та-та, тя-тя-тя, ти-ти-ти – и пустить холодный ветерок

- от [ф] – при межзубном произношении

Звук [з] от звука [с], контроль голосовых связок

Звук [ц] аффрикат, состоит из 2-х звуков:

т – с

т – с

т-с

тс

ц

Сближаем произнесение двух звуков.

- При боковом произнесении звука [c] предлагаем ребенку длительно произносить звук [ф], просовывать широкий кончик языка между нижней губой и верхними резцами, затем при межзубном положении широкого кончика языка дуть на него со звуком [ф]. Постепенно убирать кончик языка за нижние резцы.

3. От правильной артикуляции.

Используется показ правильной артикуляции,  тактильные ощущения (струя воздуха), добиваются правильного звучания.

- упражнение «Катушечка». Сворачиваем широкий язык в «катушечку», пряча кончик языка за нижние зубы. Посвистеть на «катушечку». Помогает при боковом и межзубном произношении.

[з] – подключение голосовых связок

[ц] – логопед четко произносит сам звук [ц], а большие и указательные пальцы ребенка прикладывает к своим углам рта. Ребенок чувствует активное отведение губ.

Затем ребенок произносит звук [т], а логопед отводит механическим путем уголки рта ребенка.

4. Механическим путем с помощью зонда, шпателя.

При боковом сигматизме добиваются правильного звучания [с] при межзубном положении языка, затем переводят кончик языка за нижние резцы.

При межзубном сигматизме ребенку предлагается переводить широкий кончик языка за нижние резцы и «пускать» длинный легкий ветерок.

При губно-зубном сигматизме произносить звук [с] при раздвинутых губах и обнаженных краях резцов. Если ребенок не сможет воспроизвести это положение органов артикуляции сам, то логопед придерживает нижнюю губу ребенка.

Призубный сигматизм исправляется механическим путем. Легким нажимом шпателя (зонда) на кончик языка опустить его за нижние резцы.

Произношения мягких звуков характеризуется участием в артикуляции части спинки языка. Кроме того, твердые и мягкие звуки часто отличаются степенью напряженности губ. Так, при смягчении звуков нижней артикуляции активизируется (напрягается) нижняя губа, а для верхней – верхняя губа. Особое внимание обращается на отведение углов рта. Ребенку необходимо продемонстрировать произнесение мягких звуков с несколько утрированным отведением углов рта.

Мягкость достигается механическим путем, отодвигая кончик языка назад, вглубь рта. Поднимается спинка языка.

Ш – Ж

[Ш]: согласный, ротовой, глухой, щелевой, переднеязычный, твердый.

[Ж]: согласный, ротовой, звонкий, щелевой, переднеязычный, твердый.

- тубы – разомкнуты

- зубы сближены

- язык широкий находится в верхней части ротовой полости. Передняя часть загибается в виде «ковша»(чашечки) и находится в свободном положении. Кончик языка образует щель с твердым небом. Края языка прижимаются к верхним коренным зубам.

- воздушная струя теплая

- мягкое небо поднято

- голосовые связки разомкнуты и не вибрируют у [ш], сомкнуты, вибрируют у [ж].

Постановка

1. Подготовительные упражнения, комплекс №2 по Фомичевой.

2. По подражанию: ребенка учат шипеть как гусь, змея, масло, шуршать как камыш, лыжи по снегу, как выходит воздух из шины, погреть руки.

3. От правильной артикуляции.

- сделать язык широкий (пя-пя-пя), «лопаточкой». Из лопаточки сделать «чашечку». «Чашечку» внести в рот и пустить теплый ветерок (погреть руки).

4. От опорных звуков

- от [с] – произносить звук [с], а потом поднимать язык вверх - [ш], перед этим отработать упражнение «качели»

- от [р] – произносить этот звук громко, шепотом, снять вибрацию самостоятельно или шпателем.

- от [ч] – длительное произнесение тьшь -> тьшшшш

- от [ф] – организовать подъем кончика языка, показав это на себе, или с механической помощью.

5. Механически путем.

Поднять широкий кончик языка, используя зонды простые, зонд Новиковой, шпатель, ложку, пальцы.

Исправление межзубного сигматизма шипящих звуков.

- ребенку предлагается при открытом рте, в медленном темпе 4-5 раз произносить с придыханием звук [т], ударяя кончиком языка в бугорки за верхними зубами, постепенно удлинять выдыхаемую струю и не ударять в бугорки, а только поднимать к ним кончик языка.

- от правильной артикуляции

- от опорного звука [р]

- механическим путем зондом Новиковой

Исправление бокового произношения

Те же самые приемы.

Механическим путем использовать плоскую, узкую, слегка выгнутую ручку от чайной ложки. Поднимают широкий язык за верхние зубы, отодвигают его  назад – к бугоркам (края ручки ложки при этом находятся примерно на уровне четвертых резцов), просят ребенка слегка зажать зубами ложку и длительно произносить звук [с] (передние зубы все время видны.

Направленность воздушной струи улучшается при использовании звуков [ф], [в].

Исправление губно-зубного парасигматизма шипящих звуков

При этом виде нарушения в образовании звуков участвует не язык, а губы. Язык бездействует. Учить сопоставлять и различать на слух звуки [ф] - [ш].

- Необходимо затормаживать движение нижней губы, придерживая ее пальцем, поставленным в ямочку под губой. Использовать зрительный контроль. Одновременно упражнения на поднятие языка вверх чашечкой, направляя теплую струю воздуха.

- от звука [с] с механической помощью, обращая внимание ребенка на правильное положение органов артикуляционного аппарата.

- от звука [р] – шепотом, остановить вибрацию.

Исправление призубного парасигматизма.

 - вырабатываются умения сопоставлять и различать на слух звуки [ш] - [т], на основе тактильных ощущений, на воздушной струе(при [ш] – длинная, [т] – толчкообразная). Проводятся упражнения для выработки длительной, направленной воздушной струи.

- методика постановки та же, что и при исправлении губно-зубного сигматизма.

Исправление шипящего парасигматизма

Учат сопоставлять и различать на слух звуки [ш] - [щ].

Вырабатываются умения поднимать широкий передний край языка к бугоркам за верхними резцами.

Чередовать движения широкого кончика языка от основания верхних резцов к передней части твердого неба (вперед – назад). После выработки правильного положения языка вырабатывается четкая направленная воздушная струя.

- от звука [р]

- механическим путем (зонд Новиковой)

Свистящий парасигматизм

- учить сопоставлять и различать на слух «ш – с». Различать разницу в воздушной струе (теплая – холодная). Отрабатываются движения широкого языка за верхние и нижние зубы(используются опорные звуки «ль – и»), чередование движений губ (улыбка – рупор)

- от правильной артикуляции используя прием подражания

- от звука [р]

- механическим путем

Носовой сигматизм

- вырабатывать умение держать широкий распластанный язык на верхней губе.

Упражнения на поднятие небной занавески.

- в начале ставятся свистящие, затем от [c] механическим путем [ш]

- от [р]

Нужно помнить, что ставя любой звук не следует никогда называть его ребенку, что бы не вызывать у него привычное неправильное произношение.

После автоматизации звука [ш] можно ставить звук [ж]. Тыльную сторону ладони ребенка прикладывают к горлу логопеда. Ребенок ощущает вибрацию.

- как по  рельсам – боковые края.

Шуршит по мостикам «болтушка»

[ж] от [д] – потянуть.

«Вилочка» - язык между указательными пальцами или зонд «вилочка».

                                                                                        Ч

Согласный, ротовой, глухой, смычно-щелевой, переднеязычный, мягкий.

- губы – вытянуты вперед рупором

- зубы сближены

- язык находится в верхнем положении. Широкий кончик язык поднимается к твердому небу. Сначала образует смычку, затем отходит и образует щель с твердым небом. Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, губы выдвигаются вперед. Сильная, толчкообразная, теплая воздушная струя.

- мягкое небо поднято.

- голосовые связки разомкнуты.

Постановка звука

1. По подражанию, используя подготовительный этап. Обращать внимание ребенка на правильное положение органов артикуляционного аппарата.

- как пыхтит пароходик: чух-чух

- погрози пальчиком детям, которые шумят: тьш

- кузнечик стрекочет

2. От опорных звуков

ть – ш

ть-ш

тьш

ч

- от т’и или ат’ – с усилением выдоха на согласном элементе. В момент произнесения логопед зондом отодвигает кончик языка назад

- от ть – произносить звук [т’], сильно вытянуть губы вперед, а пальцами нажать на щеки. Если звук [т’] произносится межзубно или боковым способом, необходимо в начале поставить звук [т’].

- от ать – произнести слог, а шпателем поднять язык вверх при этом губы вытянуть вперед путем нажатия пальцами на щеки.

- при боковом произношении [ч] возможна постановка звука в нижнем положении языка.

Щ

Согласный, ротовой глухой, щелевой, переднеязычной, мягкий.

- губы выдвинуты вперед

- зубы сближены

- язык – кончик поднят как при [ш], но не к передней части твердого неба, а к альвеолам, образуя в этом месте сужение.

Боковые края языка примыкают к внутренней стороне коренных зубов, образуя посредине языка продольный канал, по которому проходит струя выдыхаемого воздуха. Вся масса языка напряжена, корневая часть приподнята. Напряжение выдыхаемого воздуха сильное.

- небная занавеска поднята

- голосовые связки разомкнуты, не вибрируют.

Звук [щ] часто появляется самостоятельно, но после того, как поставлены звуки ш, ж, ч.

Постановка.

1. От правильной артикуляции

- перед зеркалом объяснить правильную артикуляцию и ощутить теплую толчкообразную струю воздуха.

2. От опорных звуков

- от звука [ш], передвинув язык вперед, ближе к зубам.

- от длительного произнесения смягченного [ш](шьшь), а потом толчкообразно выдохнуть струю воздуха.

- от мягкого звука «сь». При его произнесении производится нажатие на углы рта и механическое выдвижение губ вперед, до тех пор, пока вместо звука [с’] не появится звук [щ]

- от сочетания «ась» - язык поднять вверх и пустить отрывистую сильную струю воздуха, нажимая на щеки.

- от слога «с’и» с протяжным свистящим элементом «с’и», «с’и».

Затем логопед вводит шпатель или зонд под язык и в момент произнесения слога слегка приподнимает его, немного отодвигая назад.

- от звука [ч], протянув завершающий звук [ч] фрикативный элемент. Слышится долгий звук [щ].

- при боковом устойчивом произношении возможна постановка звука [щ] в нижнем положении.

ГЛАСНЫЕ

При тщательном обследовании у многих логопатов нарушено произношение гласных е=и, о=у. Они произносятся нечетко. Наиболее правильно произносятся звуки «а», «э».

От звука «а» путем выдвигания губ вперед и отодвигания языка назад получается звук «о», еще более сильное выдвижение губ вперед и более глубокое положение языка позволяет организовать звук «у».

- от звука «э», сужая ротовую щель при оттягивании углов рта получается звук «и»

- от звук «и», отодвигая губы, получается звук «ы»

- от «пи-пи», отодвигаем губы – «ы»

- от j – а  получается «я», от j – о  получается «ё», от j – у получается «ю», от j – э получается «е».

Звук «й» как самостоятельный звук или в составе гласных.

- произносим звук «зь», а шпателем или зондом слегка нажимаем на передний край языка, вследствие чего получается звук «й».

- от «и» в слогах аи, ои, аиа – можно получить «й», произнося гласные короче.

«й» - от правильной артикуляции. Отрабатывается движение спинки языка (кошка выгибает спинку).

- от «хь» говорить с голосом громко и долго, проверяя пальцем напряжение поднятой спинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению 3 класс 2 отделение Тема: Постановка звука «Р»; автоматизация звука «Э» «Времена года. Зима», «В магазине».

выработка удлинённого выдоха;развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;развитие артикуляционной моторики;постановка звука «Р»;автоматизация звука «Э»...

Дефектологический всеобуч. Правила орфоэпии

В данной работе представлен материал для дефектологического всеобуча, для молодых специалистов, воспитателей   по теме " Правила орфоэпии" для обучения детей с нарушениями речи....

Эффективные приемы постановки звуков (Дефектологический всеобуч)

Основу метода положена закономерность усвоения нормально развивающимся ребенком произносительной стороны речи, которая заключается в том, что недоступные ему для точного фонетического воспроизведения ...

Постановка звуков по системе Архиповой Е.Ф. с использованием приемов нейростимуляции

Описана методика постановки и автоматизации звукоав по системе Архиповой Е.Ф....