Мастерская педагогических идей " Приёмы рефлексии в начальной школе в соответствии с ФГОС"
презентация к уроку по логопедии (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Бондарева Ольга Леонидовна

Сегодня, чтобы быть успешным, ребёнок, кроме определённой суммы знаний, умений, навыков, должен овладеть умением самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельность, самостоятельно ставить перед собой новые учебные задачи и решать их. В структуре урока (индивидуально- коррекционного занятия), соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом.С целью формирования рефлексивных умений и общеучебной компетентности представлено  красочное дидактическое пособие  по видам рефлексии, которое  позволяет учащимся, воспитанникам  расширить положительное представление о себе и своих возможностях, обогатить опыт самоконтроля, самоанализа и анализа деятельности других, повысить уровень готовности к обратной связи  в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик».  Предложенные материалы носят рекомендательный характер и могут быть переработаны, дополнены педагогом в зависимости от содержания учебного занятия, особенностей учащихся, воспитанников и степени творческого отношения учителя (учителя – дефектолога) к организации обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое  образовательное учреждение

Анжеро – Судженского городского округа

«Школа-интернат № 18 »

МКОУ «Ш-И № 18 »

ПРИЕМЫ РЕФЛЕКСИИ

В  НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

(Ярмарка педагогических идей)

Составитель:

 учитель -дефектолог

Бондарева О.Л.

2017

( Слайд №1) ПРИЕМЫ   РЕФЛЕКСИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Уважаемые коллеги!

В моем плетеном туесочке,

Так много мыслей и идей,

Для педагогов, тот, кто хочет,

Взрастить из учеников людей!

Сегодня, чтобы быть успешным, ребёнок, кроме определённой суммы знаний, умений, навыков, должен овладеть умением самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельность, самостоятельно ставить перед собой новые учебные задачи и решать их. В структуре урока (занятия), соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом.

( Слайд №2) Что такое рефлексия? Какова ее цель?

Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой». В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Современная психологическая литература, как научного, так и прикладного характера, можно сказать, насыщена понятием рефлексии: рефлексивный подход, рефлексивное управление, рефлексивные игры и т.п.

( Слайд №3)  Цель рефлексии:  вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т.п. 

Рефлексия бывает:

а) индивидуальная – формирование реальной самооценки.

б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи.

 ( Слайд № 4)  Изучив научно-методическую  литературу по обсуждаемой теме, пришла к выводу, что  рефлексию можно проводить на любом этапе урока (занятия), а также по итогам изучения темы, целого раздела программы. 

 В методических рекомендациях, предложенных сегодня на  педагогической ярмарке идей, рассматривается сущность профессиональной педагогической рефлексии как необходимого компонента профессионально-педагогической деятельности. Предлагаемый материал  предназначен для  использования в практической деятельности  по вопросам организации и проведения рефлексии на уроках и занятиях.

( Слайд № 5)  

   Среди   специфических  особенностей   формирования   личности моих воспитанников, отмечается  наличие  комплекса  негативных  состояний – неуверенность в себе, страх,  чаще всего завышенная самооценка,  трудности взаимодействия в ученическом коллективе. С целью формирования рефлексивных умений и общеучебной компетентности представлено  красочное дидактическое пособие  по видам рефлексии, которое  позволяет учащимся, воспитанникам  расширить положительное представление о себе и своих возможностях, обогатить опыт самоконтроля, самоанализа и анализа деятельности других, повысить уровень готовности к обратной связи  в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик».  Предложенные материалы носят рекомендательный характер и могут быть переработаны, дополнены педагогом в зависимости от содержания учебного занятия, особенностей учащихся, воспитанников и степени творческого отношения учителя (учителя – дефектолога) к организации обучения.

 ( Слайд № 6,7,8) Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Приведу примеры:

  Успешно вовлечь учащихся, воспитанников начальной школы в учебный процесс помогают следующие личностно - ориентированные ситуации: ситуации вхождения в урок (занятие), ситуации интриги и сюрприза. Для создания психо-эмоциональной комфортности учащихся, воспитанников на уроке (занятии) начинать с вхождения в урок, то есть с рефлексии настроения и эмоционального состояния с целью установления контакта с детьми. Результаты настроения фиксируются на экране рефлексии.

( Слайд № 9, 10,11) В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. Младших школьников целесообразно обучать рефлексивной деятельности на уроке с первых дней учебы. Рефлексия деятельности даёт  возможность оценить активность каждого участника на разных этапах деятельности.

          ( Слайд № 12) Рефлексию содержания учебного материала используют для выявления уровня осознания содержания пройденного.  В конце урока(занятия) подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. ученик оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

          Таким образом, рефлексия на разных этапах  урока (занятия) – это совместная деятельность учащихся, воспитанников  и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не  только ученика, но и учителя (учителя – дефектолога).

( Слайд №13)

Уважаемые коллеги! Возьмите ту бабочку, цвет которой Вам наиболее импонирует и положите ее на ладонь, послушайте притчу.

“Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.

Так все в наших руках. Именно мы можем сделать так,  чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным.

        ( Слайд №14)

Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его.

Вокруг себя я повернусь,

В продавца я превращусь.

Налетай! Разбирай!

Мой товар - это  опыт работы

Не зевай! Выбирай! Забирай!

Спасибо за внимание!        

Список использованной литературы:

  • Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока». Практическое пособие.- Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2003 г.
  •  Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. Научно-практическое пособие. - Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2004 г.
  • «Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения. Рекомендации для опытно-экспериментальной работы школы./под ред. А. Г. Каспржак и др. – Национальный фонд подготовки кадров. Институт новых технологий образования. – М.: Просвещение, 2004г
  •  Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе -  М.: «Сентябрь», 1996
  • « Младший школьник: развитие познавательных способностей»

Пос. для учителя / И.В.Дубровина, А.Д.Андреева, Е.Е.Данилова и др.; Под. ред. И.В.Дубровиной. М., 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных педагогических технологий в начальной школе в соответствии с ФГОС.

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Необходимо сформировать не только предметные результаты, но и метапредметные, и личностные. Поэтому актуальным...

Использование инновационных педагогических технологий в начальной школе в соответствии с ФГОС. Программа здоровьесбережения «В здоровом теле –здоровый дух» (из опыта работы)

Целью  настоящей программы является создание условий образовательной деятельности, соответствующих требованиям сохранения здоровья учащихся и обеспечения психологического комфорта для всех участн...

Использование инновационных педагогических технологий в начальной школе в соответствии с ФГОС

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Необходимо сформировать не только предметные результаты, но и метапредметные, и личностные. Поэтому актуальным...

Мастер - класс "Этап рефлексии на уроке в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО"

ЦЕЛЬ моего мастер-класса: помочь Вам снять проблемы в подготовке этапа рефлексии....

Статья «Использование инновационных педагогических технологий на уроках в начальной школе в соответствии с ФГОС»

Конечно, невозможно ребёнка обучить всему, дать ему готовые представления и знания буквально обо всем. Но его можно научить получать знания самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы, наход...

Использование инновационных педагогических технологий на уроках в начальной школе в соответствии с ФГОС

Данные технологии, которые я эффективно использую, позволили мне, как учителю, спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развитие личн...