Главные вкладки

    Мастер - класс "Этап рефлексии на уроке в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО"
    материал (1, 2, 3, 4 класс)

    Веревкина Юлия Александровна

    ЦЕЛЬ моего мастер-класса: помочь Вам снять проблемы в подготовке этапа рефлексии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master_klass.docx26.7 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс «Мозговой штурм» Тема: «Современные подходы в повышении мотивации младших школьников к обучению при формировании и совершенствовании коммуникативной компетенции» Исаева Ирина Владимировна

    автор: Исаева Ирина Владимировна

    учитель-логопед МБОУ СОШ № 21 им.С.Стальского г.Дербент

    Мастер-класс «Мозговой штурм» Тема: «Современные подходы в повышении мотивации младших школьников к обучению при формировании и совершенствовании коммуникативной компетенции»

    Мастер-класс «Мозговой штурм»

    Тема: « Современные подходы в повышении мотивации младших школьников к обучению при формировании и совершенствовании коммуникативной компетенции»

     

    Цель: познакомить с приёмами, которые повышают учебную мотивацию и способствуют успеху в формировании коммуникативных навыков у младших школьников.

    Задачи:

    1. Передача своего опыта, форм, методов, приёмов педагогической деятельности.
    2. Развитие коммуникативной компетентности педагогов.
    3. Создание  условий  для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой.

     

    Прогнозируемые результаты:

    1. Расширение знаний о возможностях использования различных методов мотивации в образовательном процессе.
    2. Получение участниками мастер-класса практических навыков использования перечисленных методов в образовательном процессе.

     

    Пусть не в цветном, пусть в черно-белом;

    Пусть ты открыт ветрам и стрелам-

    Сними замок, сорви печать!

    Не запрещай себе творить, 

    Пусть иногда выходит криво-

    Твои нелепые мотивы

    Никто не в силах повторить……

    (М.Цветаева) 

     

    -Действительно, каждый ребенок неповторим, индивидуален, но при всем при этом детям необходимо быть коммуникативными, уметь общаться со сверстниками, взрослыми, учителями…

    Ведь соц. заказ нашего общества предполагает ученика-     

    • Грамотного
    • Воспитанного
    • Толерантного
    • Умеющего договориться 

    и при всем этом имеющего свою точку зрения.

    Это и стало приоритетным направлением для ФГОС.

     

    Давайте окунемся в историю первобытного общества. Что использовал первобытный человек для общения? (жесты). Речь как форма общения появилась гораздо позже. Люди изъяснялись с помощью жестов, движений головы, ног, тела. Затем в речи появились отдельные звуки, возгласы, крики, т.е. первичная речь. Прошло много лет, пока человек овладел речью в том виде, в котором она существует сейчас. Поначалу движения пальцев, кистей были неуклюжими, но постепенно с появлением промыслов люди научились выполнять более тонкую, сложную работу. Речь становилась более четкой, образной. Потребность в общении вместе с развитием моторики стали факторами формирования речи.

    НО

    Компьютеризация общества (это мир, наполненный обилием компьютеров, различных гаджетов, способствует снижению двигательной активности человека. Как это отражается на физическом и психическом здоровье ребенка? Так же, как и на здоровье взрослого человека. Современный мир не требует от детей ручных усилий и, поэтому, моторные навыки ослабляются: дети плохо держат карандаш, кисточку, ножницы, отчего и происходят постоянные зажимы кисти, что ведет к нарушению даже эмоционального состояния. А все это в дальнейшем сказывается на восприятии и усвоении любого обучающего материала и на здоровье. Отсутствие физической нагрузки тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационные способности, выносливость, возникают проблемы с речевым развитием, а значит плохо формируются коммуникативные навыки.

    Первоочередным условием формирования коммуникативной компетенции и повышения интереса к обучению является формирование коммуникативной мотивации. 

    Обычно в школу ребенок приходит положительно мотивированным. Чтобы у него не угасло положительное отношение к школе, усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны, и развитие учебных интересов с другой. 

    Для формирования коммуникативных компетенций я провожу уроки с использованием разных форм сотрудничества. Самыми активными считаю работу в парах, группах. То, что ученику не удается выполнить самостоятельно, он делает это охотно с помощью своего соседа по парте или в условиях групповой работы. 

    Объединение в группы способствует не только сплочению коллектива, но и формированию таких умений коммуникативного сотрудничества, как:

    • умение не только слушать, но и слышать партнёра по общению; уважать чужие ошибки, вежливо объясняя свое мнение; не бояться переспрашивать и уточнять, чтобы быть уверенным, что его поняли правильно;
    • умение вести беседу в паре, группе, играх.

    Каждый учитель знает, что заинтересовать маленького школьника учебной деятельностью трудно, но если интерес есть, то результат будет обязательно.

    Учитель должен создать такие условия, в которых ребёнок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. Поэтому особенно в младших классах учитель должен сделать всё возможное, чтобы труд детей был радостным, а уроки интересными. Для этого нужно знать и использовать в работе наиболее эффективные формы и средства мотивации школьников.

    Как же можно мотивировать детей, чтобы сформировать у них коммуникативные навыки?

    Какие современные  технологии я, как логопед, использую на своих занятиях и могла бы порекомендовать для использования учителям начальной школы?

    Существует множество различных технологий, которыми пользуюсь я и мои коллеги.

    Некоторые из них я хочу вам сегодня продемонстрировать.

    — Итак, мы можем начать работу нашего мастер –класса. Но так как мы с вами собрались в преддверие Нового года, то и мастер-класс наш будет необычный. Я надеюсь, что вы все примите активное участие.

    Практическая часть 

     

    Для начала мы проведем общую разминку.

    Разминка

    Одним из методов создания ситуации успеха младших школьников является коммуникативная деятельность «разминка». Она внедряется для того, чтобы физически объединить учащихся; поощрить их общаться друг с другом; установить доверительные отношения между детьми, включить всех к совместной работе, дать возможность познать радость от проделанной работы и полученных знаний.

    Главная функция разминки — создание благоприятного психологического климата на уроке. «Разминка» может заменять организационные моменты классического урока, а также использоваться как связная звено между различными этапами урока. 

    «Разминка» может быть использована:

    — Для знакомства участников обучения друг с другом;

    — Для объединения учащихся вместе;

    — Для активизации эмоциональной, умственной деятельности, сосредоточение на конкретном учебном предмете в начале каждого занятия;

    — Для отдыха, изменения вида деятельности в течение занятия.

    Наша разминка называется «Знакомство». А чтобы мы познакомились

    друг с другом, давайте поиграем. Тот, у кого в руках снежок, называет свое имя и прилагательное на первую букву своего имени, которое бы его характеризовало во взаимодействии с другими людьми. Например, Ирина –интересная, Марина — МИРОЛЮБИВАЯ и т.д.

    Большинство детей любит сказки, мультфильмы. Наверно и многие взрослые их любят? Ну а разве сюжеты знакомых сказок не заинтересовывают детей? Итак.

    Скажите, вы  смотрели мультфильм «Холодное сердце»? Знаете, что там произошло с  героями сказки? Назовите мне героев сказки. Сейчас я вам расскажу, что же еще произошло с героями. Олаф и Анна стали спорить, что красивее и лучше: льдинки или снежинки? Эльзе надоело слушать их спор, она рассердилась, махнула рукой и, у Анны из глаз покатились ледяные слезы, а у Олафа стали холодными снежными объятия. И Эльза сказала: «Пусть наши гости  посоревнуются между собой, выполнят все задания и мы посмотрим, что лучше: льдинки или снежинки. И тогда я верну вам ваши чувства.»

    Выполним задания? А конкурс наш будет посвящен времени года, о котором я вам загадаю загадку.

    Я тепла не потерплю:

    Закручу метели,

    Все поляны побелю,

    Разукрашу ели,

    Замету снежком дома.

    Потому что я —. (Зи-ма)

    Сколько букв в слове зима? Сколько слогов?

    -правильно, два. Вот сколько слогов в слове Зима, так и мы с вами разделились на две команды: «Льдинки» и «Снежинки».  Выберите себе капитана. Наденьте шапочки. Давайте представим свои команды. 

    Надевают маски. 

    «Снежинки» представляют свою команду стихотворением:

    Мы снежинки,

    мы пушинки,

    Покружиться

    мы не прочь.

    Мы снежинки-балеринки,

    Мы танцуем

    день и ночь.

    «Льдинки» представляют свою команду стихотворением:

    Мы льдинки-колокольчики

    Весело звеним.

    И танцуя вместе,

    Всех повеселим!

    Обращаю внимание на «елки-копилки», (нарисованные на ватмане, соответствующие каждой команде, объясняю, что «на» свою копилку будут приклеивать снежинки-награды или льдинки-награды.

    Наше первое задание.

    • Артикуляционная гимнастика (с пробкой) (конкурс)

    Обязательно в начале каждого урока я провожу артикуляционную гимнастику. Но традиционная она быстро надоедает детям, и тогда переходим к гимнастике по логокубикам или с пробкой.

    Итак, для начала мы потренируемся.

    Ти-ди, си-зи.

    Туки-таки, бяки-буки, чуки-чаки.

    Са-ка, за- га,

    Па-ша, ба-жа, ва-ча.

    От топота копыт пыль по полю летит.

     А теперь  попробуем произнести те скороговорки, которые лежат у вас на стола, а другая команда должна понять, что это за скороговорка.

    Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

     Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено граблями, краб, грабь!

    Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон!

    Все бобры для своих бобрят добры. Бобры берут для бобрят бобы. Бобры, бывает, будоражат бобрят, давая им бобы.

    1. Большие пальцы вверх, шепчем, все вместе (конкурс)

    Цели: Нередко бывает, что все дети одновременно хотят выкрикнуть ответ на вопрос. Предлагаемая игра побуждает их останавливаться и делать паузу, прежде чем сказать ответ. Они учатся сосредоточению, а более медлительные дети получают больше времени для размышлений.

    Инструкция: Я хочу задать вам сейчас несколько вопросов. Каждый, кто знает ответ, должен поднять руку, сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх. Когда все получат достаточно времени для размышлений, и я увижу много поднятых вверх пальцев, я начну считать: «Раз, два, три…» На счет «три» вы все вместе должны будете прошептать мне ответ. Потренируемся?

    — Можете ли вы мне сказать, какой сегодня день недели? 

    Ну а теперь обеим командам одновременно задаю вопрос, когда я увижу большинство поднятых вверх пальцев, прошепчите ответ.

    • Куда традиционно ходили друзья 31 декабря в известном новогоднем кино-шлягере? (В баню).
    • Какое блюдо на новогоднем столе «надевает» шубу? (Селедка).
    • Кто первым поздравляет народ? (Президент страны).
    • Как называют в России второй Новый год? (Старым).

     

    Для того чтобы побудить детей к сотрудничеству, Вы можете в заключение дать им возможность поработать в парах. Задайте вопрос, и пусть пары ищут ответ. Затем Вы можете по очереди подходить к каждой паре и спрашивать партнеров: «Вы можете одновременно ответить на мой вопрос? Раз, два, три!»

    3.Большую роль в  мотивации играет речь учителя. То, какие он говорит слова, как строит фразы, с какой интонацией их произносит.

     

    Ученые установили, что слово здравствуйте может быть произнесено 40 способами, и помогает в этом разнообразная интонация. Попробуйте произнести это слово по-разному. Пусть ваши товарищи определят, какой смысловой оттенок (подтекст) вы вкладываете в это приветствие в каждом случае.

     

    Повторите фразу с интонацией, которая вам задана: (конкурс)

    1.Здравствуйте, я ваша тетя! С горечью

    2.Эх, жизнь моя жестянка… С радостью

    3.Ваня, я ваша навеки! Печально

    4.А теперь покатай меня большая черепаха.  Гневно

    5.Отдай колбасу, я все прощу! Нежно

    6.Товарищи, в зоопарке тигру мяса не докладывают. С радостью

     

    4.Игра «Доска объявлений»(Развитие связной речи) (конкурс)

    Для понимания игровой задачи и развития самоконтроля подойдет словесная игра с предложениями. Упражнять первоклашек в построении предложений полезно для подготовки их к учебному процессу.

    Из мешочка достать любой предмет и разрекламировать его. ( в мешочке собраны различные игрушки от киндер-сюрпризов)

    5.Игра с фонариком Составь рассказ о зиме. (конкурс)

     

    Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. И, конечно же, любой ребенок любит сюрпризы и волшебство.

    Игры со светом – самый доступный и самый зрелищный вид занятий с детьми. Это настоящая магия и волшебство!

    Представляемые мной игры можно использовать: на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях: при изучении лексического материала; знакомством окружающего мира; при решении математических задач; при работе над грамматическими категориями и в других образовательных областях.  На снежных шарах, которые лежат на ваших столах написаны различные слова. Подсветите их фонариком, прочитайте слова и составьте небольшой рассказ о зиме.

    Итог нашего конкурса мы подведем чуть позже, а сейчас мы с вами немного помечтаем.

    6.Коллаж  «Елочка желаний»

    Новый год — самый волшебный праздник! И конечно, самое время заняться планированием на следующий год. Но 75  лет назад, когда наступал победный 45 год,  жители нашей страны могли загадать только одно желание:  чтобы быстрее закончилась война и наступил мир. А сейчас, благодаря нашим дедам и прадедам, которые все-таки пришли к своей заветной мечте таким тяжелым путем, вам предоставляется большой выбор для загадывания своих желаний.Создание Коллажа — увлекательный способ поведать Вселенной о своих мечтах и желаниях! Такой творческий приём помогает запустить важный внутренний механизм, благодаря которому желания переходят в разряд целей. Мои детки выполняли коллаж  «Елочка желаний» группой.  Они записали свои пожелания родителям, себе. Каждое пожелание мы обсуждали. Ну а вы сделаете елочку желаний каждый для себя. Перед вами шаблон елочки, шары, картинки. Выберите из 9 позиций 6, которые как вы считаете будут для вас главными в наступающем году. Подберите к ним подходящие картинки, приклейте их на шары, а шары повесьте на елочку по приоритету.

    Богатство, дети, семья, здоровье, карьера, слава, друзья, любовь, мудрость.

    К счастью, мечты имеют свойство сбываться! 


    Ну что ж, друзья,вы справились со всеми заданиями. И сейчас мы узнаем, кто же набрал больше наград? Поровну. Победила Дружба! Я надеюсь мы растопили холодное сердце Эльзы.И теперь она возвращает чувства нашим героям и хорошее настроение всем вам.

     

    А сейчас наш снеговик станцует веселый танец. Давайте поддержим  его.  Сюрприз от снеговика.

     

    Ну что ж, подведем итог нашей сегодняшней встречи.

    1. Игра «Телеграмма»

    Назовите мне, пожалуйста 11 прилагательных, характеризующих наш сегодняшний мастер-класс и какие-то качества личности. 

    Примерный текст телеграммы: «Сегодня мы собрались на наш … мастер-класс. Выглядим мы … и … Но если бы погода была сегодня … то мы были бы … а может, даже … Но мы не будем унывать. Дела у нас на работе … Пожелаем же всем всего … а именно … здоровья … успехов … учеников.

    Данная тема : « Современные подходы повышения мотивации младших школьников к обучению через формирование и совершенствование коммуникативной компетенции»  очень обширна. В ходе мастер-класса я попыталась сделать акцент лишь на некоторые из них.    

        Уважаемые коллеги! Поздравляю вас с наступающим Новым годом. Желаю вам успехов в работе по развитию мотивационной сферы учащихся и пусть вам не изменяет ваша мотивация

    Слайд 21.
    IV. Притча «Лотерейный билет»
    Жил на свете человек, ничем особенным от других не отличался. Но вот только была у него идея фикс: очень ему хотелось в лотерею выиграть. С этой целью он чуть ли не каждый день ходил в церковь, ставил свечку и просил Бога: «Господи, помоги мне, пошли выигрыш в лотерею».
    И так он истово молился сотни раз, что уже не могли на это равнодушно смотреть даже архангелы.
    - Господи, да помоги Ты ему, - обратились они к Богу, - что Тебе стоит? А он ещё больше в вере укрепиться.
    - Да помог бы я ему уже давно, сам смотреть не могу, как он убивается, - ответил Всевышний. – Да только он хоть бы один лотерейный билет купил
    Мораль: сделайте шаг в нужном направлении! Помогите себе!

    Уважаемые коллеги! Желаю вам успехов в работе по развитию мотивационной сферы учащихся. Пусть вам не изменяет ваша мотивация!

    Слайд 22. Спасибо за внимание!


    Пока идёшь за кем-то вслед,
    Дорога не запомнится.
    Зато, куда б ты не попал,
    И по какой распутице
    Дорога та, что сам искал
    Вовек не позабудется.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс "Рефлексия на уроках в начальных классах"

    Методы и приемы рефлексии на уроках в начальных класса....

    Мастер-класс "Приемы рефлексии на уроках в начальной школе"

    Мастер-класс "Приемы рефлексии на уроках в начальной школе" знакомит с видами, классификацией рефлексии учащихся в начальной школе....

    Из опыта работы учителей МБОУ СОШ №40 по теме «Виды рефлексии. Использование рефлексии на уроках в начальной школе»

    Из опыта работы учителей МБОУ СОШ №40 по теме «Виды рефлексии. Использование рефлексии на уроках в начальной школе» ...

    Мастер-класс " Рефлексия на уроках в начальных классах"

    Мастер -класс " Рефлексия на уроках в начальных классах "  проводился на районном  методобъединении учителей начальных классов.Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлекси...

    Мастер-класс « Рефлексия на уроках в начальных классах»

    За окном весенняя слякоть, а так хочется лета. Пусть эти маленькие бабочки напоминают вам о лете. Возьмите бабочку  и посадите ее на свою ладонь, а я вам в это время расскажу одну легенду:Жи...