Главные вкладки

    Мастер-класс "Приемы рефлексии на уроках в начальной школе"
    методическая разработка по теме

    Макарова Елена Валерьевна

    Мастер-класс "Приемы рефлексии на уроках в начальной школе" знакомит с видами, классификацией рефлексии учащихся в начальной школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master-klass_priemy_refleksii.docx240.08 КБ

    Предварительный просмотр:

           

    МКОУ «Частоозерская средняя общеобразовательная школа»

    Мастер-класс

    «Приёмы рефлексии на уроках в начальной школе»

    Районный конкурс педагогического мастерства «Учитель-мастер» -  2012

    Макарова Елена Валерьевна, учитель начальных классов

    Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

    Задачи:

    1. Познакомить коллег с понятием “рефлексия”
    2. Дать представление о классификации рефлексии
    3. Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках
    4. Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса.

    Подготовка к мастер-классу. 1. Раздать участникам  карточки веселого, грустного человечка. 2.Раздать таблицы, карточки зеленого, желтого цвета.

    3.Раздать листочки, карандаши для составления синквейна.

    -Уважаемые коллеги, здравствуйте! Я рада приветствовать вас на своём мастер – классе.

    -Покажите свое настроение  соответствующей карточкой. (Я тоже показываю)

                 Тема моего Мастер-класса «Приемы рефлексии  учащихся на уроке в начальной школе».

    Перед вами лежит таблица-фиксация знаний, заполните, пожалуйста, вторую графу «Знаю» по данной теме  и отложите.

    Моя цель:  Слайд 2

       Повысить мотивацию учителей  к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

    А Ваша цель?  (ответы)

              Слайд 3. В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё.

    Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”. В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым  Слайд 4

     нужным Слайд 5

     а главное, успешным. Слайд 6

    Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.

                  А что же такое рефлексия?

              Слайд 7. Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой». Слово рефлексия происходит от латинского reflexio обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

                Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана  с формированием  личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.  

    При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной  рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:   Слайд 8.

    1) физическую (успел – не успел);

    2) сенсорную  (самочувствие: комфортно - дискомфортно);

    3) интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

    4) духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

    Рефлексия бывает: Слайд 9

    а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу,  беседа с ребенком по результатам самооценки –почему выбран тот или иной уровень)

    б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»)

    Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:

    1.  Слайд 10 Коммуникативная - ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.
    2. Слайд 11. Личностная - объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.
    3. Слайд 12. Интеллектуальная - проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.

    Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими.

    Слайд 13. Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация.

    1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния
    2. Рефлексия деятельности
    3. Рефлексия содержания учебного материала

    Приемы рефлексии эмоционального состояния.

    1.  Слайд 14   Карточки с изображением лица (грустного, веселого);   показ большого пальца вверх или вниз.

    2.  Слайд 14  «Солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось.

    3.  Слайд 15  «Радостный гномик» - всё хорошо, «грустный гномик» - грустно.

    Рефлексия деятельности. Этот  вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов,  а применение в конце урока покажет активность каждого ученика.

    1. Слайд 16  «Лесенка успеха» - нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось.

    2. «Наряди ёлку» - успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки.

    3.  Слайд 17   «Дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.

    4. Слайд  18  «Поезд»  На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось  неинтересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика

    5. .  Слайд 19   «Поляна».  На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком - бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

               Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

    Обычно в конце урока подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:  .  Слайд  20

    1.     сегодня я узнал…

    2.     было интересно…

    3.     было трудно…

    4.     я выполнял задания…

    5.     я понял, что…

    6.     теперь я могу…

    7.     я почувствовал, что…

    8.     я приобрел…

    9.     я научился…

    10.    у меня получилось …

    11.     я смог…

    12.   я попробую…

    13.    меня удивило…

    14.   урок дал мне для жизни…

    15.  мне захотелось…

      Слайд 21«Плюс-минус-интересно». (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления)

    Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).

     Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

    В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

     В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

    В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

       Слайд 22  Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.

    - первая строка – название темы (одно существительное);

    - вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;

    - третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;

    - четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

    - последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

    В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

    Пометки на полях  (инсерт, маркировка) – обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:

    «+» - знал,         «!» - новый материал (узнал),        «?» - хочу узнать

             Шпаргалка – информация, формулировка, правило и т. д. в сжатом виде. Составление памяток, схем или текстов для справочников.

             Ранжирование, расположение в нужном порядке понятий.

    Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами (например, когда каждое третье или пятое слово пропущены).

      Слайд 23  Табличка - фиксация знания и незнания о каком-либо понятии

    Понятие

    Знал

    Узнал

    Хочу узнать

    Слайд  24  Кластер (гроздь) – фиксация системного понятия с взаимосвязями.

     

    Процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

    Слайд  25.  РЕФЛЕКСИЯ  МАСТЕР – КЛАССА.

    У вас две   карточки: зелёная и жёлтая. Если вам понравился мой мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – покажите мне зелёную карточку. Ну а если это всё вас совсем не тронуло – покажите жёлтую карточку.

    Возьмите карточку с таблицей-фиксацией, если есть, чем дополнить, впишите в третий столбик. Кто  может зачитать данные своей таблицы? (Ответы участников)

    Работа в группах. Составьте синквейн по теме Мастер-класса. Слайд 22.

    Зачитывают синквейны.

    Всем большое спасибо!

    Источники:

    1. images.yandex.ru/?lr=53 Картинки
    2. it-n.ru ›attachment.aspx?id=105334
    3. А.В.Хуторской. Анализ, самоанализ и рефлексия урока khutorskoy.ru/be/2008/0312/index.htm
    4. Головкина Екатерина Вячеславовна. Подведение итогов уроков. Рефлексия. ezhva-licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka/
    5. Гукалова Ирина Викторовна. Роль и место содержательной рефлексии на уроке. kollegi.kz/publ/21-1-0-93
    6. Фотографии из личного архива слайды 5, 6, 10-12


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рефлексия на уроках в начальной школы.

    Представлены виды рефлексии, различные технологии, используемые в начальной школе....

    Рефлексия на уроках в начальной школе "Гномики"

    Один из приёмов рефлексии на уроках в начальной школе "Гномики" вызывает интерес и радостное настроение у детей....

    Рефлексия на уроке в начальной школе

    Типы рефлексии и приемы рефлексии на уроке в начальной школе...

    Приемы рефлексии на уроках в начальной школе. Фоторефлексия

    Рассматриваюразличные рефлексивные методики поклассификации исходя из целей. Описываю свою педагогическую находку - фоторефлексию. Мастер-класс проводился на областном уровне....

    Из опыта работы учителей МБОУ СОШ №40 по теме «Виды рефлексии. Использование рефлексии на уроках в начальной школе»

    Из опыта работы учителей МБОУ СОШ №40 по теме «Виды рефлексии. Использование рефлексии на уроках в начальной школе» ...

    Виды и приемы рефлексии на уроках в начальной школе

    Материал содержит теоретическое обоснование использования различных приемов рефлексии на уроках в начальной школе, Также описаны приемы рефлексии настроения и эмоционального состояния, рефлексии деяте...

    Рефлексия на уроках в начальной школе

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6391619","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"92","width":"105"}}]]...