Рефлексия на уроках в начальной школы.
статья на тему

Васина Татьяна Петровна

Представлены виды рефлексии, различные технологии, используемые в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл refleksiya.docx57.69 КБ
Файл buklet.docx502.41 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 22»

г. Балаково Саратовской области

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии в начальных классах

Работа учителя начальных классов

МБОУ СОШ №22

г. Балаково Саратовской области

Васиной Татьяны Петровны

2012 г.

Слайд 1.Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии в начальных классах.                                                               Слайд 2.  «Тот, кто сумел отрефлексировать действительность,  тот и получает преимущества в движении вперёд»   Евгений Доманский

В настоящее время стремительно возрастает объём информации. В этих условиях человеку необходимо обладать не только некоторой фиксированной суммой знаний, умений и навыков, но, главное, уметь ориентироваться в информационном пространстве, быть способным ставить перед собой цель, достигать её, уметь адекватно себя оценить и прогнозировать развитие дальнейших событий.                                

Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В связи с этим одной из задач образования является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.

 Слайд 3. «Метапредметные  результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: … освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии»   (из требований ФГОС)

Особенностью новых государственных стандартов общего образования является их ориентация на универсальные учебные действия, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения. Обучающиеся овладевают ключевыми компетентностями, составляющими основу умения учиться. Важное требование - формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

      Концептуальной идеей построения технологии обучения по федеральным стандартам второго поколения в системе непрерывного образования явилась идея включения ученика в активную познавательную деятельность. Ещё Сократ говорил о том, что научить человека играть на флейте можно только в том случае, когда он сам будет на ней играть.

Слайд 4.  Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. (В  словаре С. И Ожегова указано, что в слове рефлексия  ударение нужно ставить на слог  ле). В  современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ учащимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. Это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: Что я думал? Что чувствовал? Что приобрёл? Что меня удивило? Что я понял и как строил поведение? и т.п. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой».

Слайд 5. Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.

Слайд 6. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности, а также формированию самоменджмента. Начальная школа может научить ребёнка азам критического мышления, т.е. умению оценить, осмыслить. Рефлексия в  учебной деятельности – это осознанное получение новых знаний, когда ученик: 1) анализирует и актуализирует имеющиеся знания и    умения;        2) пополняет их, вдумчиво выполняя задание;3) критически оценивает сделанное;4) проверяет и анализирует результат своей деятельности.

Слайд 7.  Классификация рефлексии. 

По содержанию рефлексия может быть устной и письменной.

По цели выделяют 3 группы рефлексии.

 • Рефлексии настроения и эмоционального состояния позволяет установить эмоциональный контакт в начале урока и в конце. Отражает внутреннее состояние ученика; самочувствие (комфортно – дискомфортно); Является средством самопознания.

 • Рефлексия деятельности – это осмысление  способов   и приёмов работы с учебным материалом, поиск более рациональных приёмов. Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания,  защите проектных работ, в конце урока, чтобы  оценить активность каждого ученика на разных этапах урока.

 • Рефлексия содержания позволяет выявить уровень осознания содержания пройденного.

 Слайд 8. Рефлексия связана  с формированием  личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.  При  взаимодействии с обучающимся учитель использует (в зависимости от обстоятельств) один из видов личностной рефлексии:  физическую (успел – не успел, легко – тяжело), сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно, интересно – скучно), духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других). Объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим. Такая рефлексия отражает человеческую сущность.

Интеллектуальная рефлексия (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал),  проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи. Даёт возможность ученику понять, осмыслить, зафиксировать сильные стороны своей деятельности и выявить «западающие» компоненты (самоконтроль и самооценка).  

Рефлексия различна в зависимости от типа урока (после усвоения ЗУН, промежуточная рефлексия,  контрольная и итоговая рефлексия).

 Слайд 9. В зависимости от способов её проведения это может быть  анкета, вопрос, символ, таблица, ситуация, рисунок.

По форме деятельности классифицируется как:

• Фронтальная (выборочная)

• Индивидуальная (предполагает самоанализ урока, событий дня).

 • Групповая (акцентирование ценности  деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи).

 • Коллективная.

Слайд 10.  Основные и необходимые требования к процессу формирования  рефлексивных умений.

Развитие рефлексивных умений не происходит автоматически. Необходима специальная организация учебного процесса, совместной учебной деятельности, учебного материала и учебной среды. Для создания условий рефлексивного развития школьников учитель должен помнить основные и необходимые требования к процессу формирования рефлексивных умений:

  1. рефлексия индивидуальна, поэтому необходим индивидуальный подход к каждому;
  2. рефлексия диалогична по своей природе, поэтому необходима организация учебного диалога в процессе обучения;
  3. рефлексия деятельностна по сути, поэтому предполагает субъектность, т.е. активность, ответственность;
  4. рефлексия разномасштабна, поэтому необходима смена позиций и разный взгляд на свою деятельность. Нужно дать возможность ребенку не только учиться и быть в позиции ученика, но и возможность учить другого - быть в позиции учителя.

Слайд 11. В начальной школе формируются следующие рефлексивные умения:

  1. адекватно воспринимать себя;
  2. ставить цель деятельности;
  3. определять результаты деятельности;
  4. соотносить результаты с целью деятельности;
  5. определять наличие ошибок в собственном поведении;
  6. описывать прожитую ситуацию.

Слайд 12.  Рефлексивные технологии в начальной школе.  Рефлексия настроения и эмоционального состояния. 

Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и выдвигает в качестве приоритетной  проблему использования новых технологий обучения и воспитания. В настоящее время у учителя есть возможность выбирать методы и технологии обучения, которые наиболее оптимальны для построения учебного процесса.

Приёмы, выработанные рефлексивными технологиями обучения, могут быть использованы в обучении младших школьников. Это сделает учебный процесс более осмысленным для ребенка и приблизит его к реальной жизни. Перечислю некоторые из них. 

Эмоционально – художественная рефлексия. Обучающимся предлагается две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, весёлым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.                      

Эмоционально – музыкальная рефлексия. Обучающиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.

На уроках в 1-2классах уместно использование  карточек с изображением лица, различных картинок  («солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось; «радостный гномик» - всё хорошо, «грустный гномик» - плоховато). Символы,  цветовые сигналы  могут быть использованы в различных учебных ситуациях.

Удачно закончить урок на положительной ноте помогает: комплимент-похвала; комплимент в деловых качествах;                                                                                                                                         комплимент в чувствах.

Слайд 13.  Рефлексия деятельности   приемлема на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; этот вид даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.  А применение его в конце урока покажет активность каждого ученика.

Слайд 14.  Назову некоторые приёмы данной рефлексии. Анализируя деятельность на уроке в целом или на его отдельных этапах, обучающиеся либо  «наряжают» ёлку, либо создают «дерево успеха», либо отправляются на «поляну» цветов, отмечая  успешно или неуспешно выполненное задание.

Слайд 15.  Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей. Здесь уместен приём «Лесенка успеха». 

Слайд 16.  Свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы  ребята оценивают при подведении итогов работы. Они  по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из «Рефлексивного экрана»  на доске:  1) сегодня я узнал…,  2) было интересно…,  3)было трудно…,  4)я выполнял задания…,  5) я понял, что…, 6) теперь я могу…,  7) я почувствовал, что… ,  8) я приобрел…,  9) я научился…,  10) у меня получилось …, 11) я смог… , 12) я попробую…,     13) меня удивило…,  14) урок дал мне для жизни…, 15) мне захотелось…

               Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание. Но ведь ребёнок должен иметь продвижение в своём развитии. И в рефлексивной деятельности есть такое продвижение.

Слайд 17. Это - рефлексия содержания учебного материала. Её цель: выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного.

  1. Рефлексия достижения цели (цель урока записывается на доске и в конце урока проводится  обсуждение ее достижения).
  2. Рефлексия отношения к проблеме (теме), взгляд на проблему раньше и сейчас (Мое мнение: до /после изучения темы)

    Слайд 18. Прием «Плюс – минус - интересно» позволит учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Автор приема Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.  В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. Или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.  В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке,  и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Слайд 19. Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года.  Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

- первая строка – название темы (одно существительное);

- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;

- третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;

- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

Слайд 20. С этой таблички можно начать актуализацию знаний по определенной теме.

Табличка - фиксация знания и незнания о каком-либо понятии.

Понятие

Знал

Узнал

Хочу узнать

Слайд 21. Прием «Знание о незнании» не только учит школьников размышлять на заданную тему, но и активизировать собственный жизненный опыт, анализировать его на этапе изучения нового, когда известно лишь направление или общая тема ypока. Следует  попросить учащихся сформулировать  незнание с помощью семи основных вопросов: «что?», «как?», «где?», «когда?», «почему?», «если?», «какие?»

Слайд 22. Приём «Шкала » позволит рассмотреть и оценить по 10- бальной шкале работу на уроке с разных позиций:

 „Я“         0________10

 „Мы“     0________10

 „Дело“   0________10

Слайд 23.  Другие приёмы данного вида рефлексии. 

В 3 – 4 классах при изучении теоретического материала уместно использовать  на полях возле текста или в самом тексте обозначения с помощью знаков: «+» - знал, «!» - новый материал (узнал), «?» - хочу узнать (прием «Пометки на полях»).  

     При составлении памяток, схем или текстов для справочников уместен прием «Шпаргалка»  ( информация, формулировка, правило в сжатом виде).     А расположение понятий в нужном порядке – это прием «Ранжирование».

Прием «Затруднение»  способствует развитию самоконтроля, определению границ своего знания и незнания. Иначе этот приём можно назвать « Могу – не могу». Так, на уроке математики ученикам предлагаются разные примеры. Им нужно распределить их на два столбика: 1 -  Я знаю (могу решить); 2 -  Я не знаю (не могу решить).                    Применяя этот приём, можно научить школьников изменять привычный способ действия. Например, при изучении темы «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных» на этапе изучения нового материла при самостоятельной записи слов с пропущенными буквами (е или и) ученики обнаруживают, что среди слов л…сной, гр…бник и  других есть слово на ветк... и букву в окончании проверить привычным cпocoбом нельзя.                                                                                                                       Связь между отдельными понятиями поможет установить приём «Таблица». Например, на уроке обобщения знаний о самостоятельных частях речи будет полезнее предложить учащимся самостоятельно составить таблицу «Части речи», а не использовать готовую, предложенную в учебнике. В процессе работы над таблицей учащиеся наглядно могут проследить и общее значение частей речи, и их морфологические признаки, и синтаксическую роль.

Прием «Отсроченный контроль» учит школьников анализировать собственные действия. Самостоятельная работа ученика проверяется без выставления оценок, но с пометками на полях ошибок, которые он ищет и исправляет сам. Уметь проверить собственную работу так важно для будущей учебной деятельности, что должно быть сформировано именно в начальных классах. Кроме того, применение этого приема способствует развитию усидчивости и концентрации внимания.

Прием «Знаки» включает младшего школьника в контрольно-оценочную деятельность. И неважно, какие знаки при этом используются: человек на лесенке, который показывает, как ребенок оценивает собственный вклад в общее дело (чем выше находится человечек, тем вклад больше), или просто зеленый карандаш, который помогает сравнивать написание собственной буквы с образцом (по типу «подчеркни самую красивую букву»). Этот приём учит осмысливать собственный ход рассуждений, а это уже элемент рефлексивного управления.

Слайд 24. Важно научить младших школьников самостоятельно заполнять «Карту  личного  роста».  Пусть они сами отслеживают результаты и динамику роста своих достижений. Такая работа повышает уровень компетентности младшего школьника в области учебной самостоятельности.  В пособиях «Комплексные тесты» для 3 и 4 классов есть возможность вести такой «Дневник достижений» по каждому предмету.  

Слайд 25. На отдельном уроке может быть создана «Карта самоконтроля» своей деятельности и результатов по изучаемой теме.  

Карта самоконтроля

                                  Моё настроение в начале урока

Вставил окончания существительных в родительном падеже множественного числа

                     Применение правила на письме (упр. 151)

                   

                     Применение правила на письме (закрепление)

   

                                 Моё настроение в конце урока                  

 Слайд 26. Рабочие тетради «Портфолио учащегося» способствуют формированию умения производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку на уроках русского языка. Слайд 27. Работа с тетрадью позволит обучающемуся в течение года видеть разрыв между «знанием и незнанием»; планировать свою деятельность и анализировать достигнутый результат. Вырабатываются критерии оценивания своих достижений. Дети учатся оценивать работу по заданным критериям, по образцу.

Слайд 28. Диагностику становления рефлексии в учебной деятельности младших школьников можно провести по следующим критериям:

1) умение обнаруживать знание о своем незнании, отличать известное от неизвестного;

2) умение учащихся указать в недоопределённой ситуации, каких знаний и умений не хватает для успешного действия;

3) умение учащихся начальной школы рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны»;

4) умение учащихся начальных классов критично, но не категорично анализировать мысли и действия других учащихся.

Слайд 29. "Обучение должно приносить радость познания, радость общения. Любой ребёнок - личность, каждому есть, чем гордиться, каждому нужно почувствовать радость успеха. А радость обязательно вызовет интерес к учению"

Краткое описание некоторых приемов, развивающих рефлексию, показывает, что применение их в начальной школе помогает не только активизировать познавательную деятельность младших школьников, развивать их мышление, но и вносит разнообразие в урок, учит детей принимать решения, отказаться от стереотипов, приучает к убедительной аргументации. Все это закладывает основу критического мышления, т.е. умения осмыслить и оценить собственные действия. Кроме того, приемы рефлексивных технологий актуализируют творческий потенциал ребенка. 

Именно рефлексия помогает ученику формировать желание и умение учиться, обнаруживать незнание в своих знаниях. Рефлексия является своеобразным показателем активности ученика как субъекта учебной деятельности.  Рефлексия и  умение учиться, сформированные в начальной школе, являются основой для становления зоны ближайшего саморазвития ученика в подростковом возрасте и ранней юности.

Слайд 30. Рефлексия как обязательное  условие саморазвития  учителя.  «Если ты умеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр» Антуан де Сент-Экзюпери.

Всем известно, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче. В нашей профессии нет предела совершенству. То, что еще вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим. Появляются новые идеи и желания что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске.                Все, что мы делаем сейчас, - это не самоцель, серьезная подготовка к постоянной внутренней рефлексии. Давайте вернемся к рефлексивным вопросам и зададим их себе:  Что я делаю?  С какой целью?  Каковы результаты моей деятельности?  Как я этого достиг?  Можно ли сделать лучше?  Что я буду делать дальше?                                                                          Пока учитель задает себе эти вопросы – он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым - прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития учителя.         

Список использованной литературы:

  1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока». Практическое пособие.- Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2003 г.
  2.  Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. Научно-практическое пособие. - Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2004 г.
  3. «Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения. Рекомендации для опытно-экспериментальной работы школы./под ред. А. Г. Каспржак и др. – Национальный фонд подготовки кадров. Институт новых технологий образования. – М.: Просвещение, 2004г
  4.  Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе -  М.: «Сентябрь», 1996
  5. « Младший школьник: развитие познавательных способностей»

Пос. для учителя / И.В.Дубровина, А.Д.Андреева, Е.Е.Данилова и др.; Под. ред. И.В.Дубровиной. М., 2011.



Предварительный просмотр:

Способы проведения рефлексии

  1. Анкета

  1. Вопрос

  1. Символ

  1. Таблица

  1. Ситуация

  1. Рисунок

  1. Схема

  1. Шкала

               Рефлексия

Я

Мы                                    Дело

     

   

Познавательная и личностная рефлексия

в начальной школе

«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность,

тот и получает преимущества

в движении вперед »

Евгений Доманский

  1. адекватно воспринимать себя;

  1. ставить цель деятельности;

  1. определять результаты деятельности;

  1. соотносить результаты с целью деятельности;
  2. определять наличие ошибок в собственном поведении;

  1. описывать прожитую ситуацию. 

   

Классификация  рефлексии

Рекомендации

  1. Проведение рефлексии настроения   и эмоционального состояния

 целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.

  1. Рефлексия деятельности даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных приёмов. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.
  2. Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала. Эффективен приём незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, оценки «приращения» знаний и достижения целей.

                         

 

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Приемы рефлексии на уроках в начальной школе"

Мастер-класс "Приемы рефлексии на уроках в начальной школе" знакомит с видами, классификацией рефлексии учащихся в начальной школе....

Рефлексия на уроках в начальной школе "Гномики"

Один из приёмов рефлексии на уроках в начальной школе "Гномики" вызывает интерес и радостное настроение у детей....

Рефлексия на уроке в начальной школе

Типы рефлексии и приемы рефлексии на уроке в начальной школе...

Приемы рефлексии на уроках в начальной школе. Фоторефлексия

Рассматриваюразличные рефлексивные методики поклассификации исходя из целей. Описываю свою педагогическую находку - фоторефлексию. Мастер-класс проводился на областном уровне....

Из опыта работы учителей МБОУ СОШ №40 по теме «Виды рефлексии. Использование рефлексии на уроках в начальной школе»

Из опыта работы учителей МБОУ СОШ №40 по теме «Виды рефлексии. Использование рефлексии на уроках в начальной школе» ...

Виды и приемы рефлексии на уроках в начальной школе

Материал содержит теоретическое обоснование использования различных приемов рефлексии на уроках в начальной школе, Также описаны приемы рефлексии настроения и эмоционального состояния, рефлексии деяте...