Играйка 7
картотека по логопедии на тему

Тимошенко Оксана Александровна

игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrayka-sobirayka_7.doc363 КБ

Предварительный просмотр:

Н.В. Нищева

ИГРАЙКА 7

СОБИРАЙКА

Игры и упражнения

для развития речи,

мышления, тонкой моторики

детей среднего и старшего

дошкольного возраста

Художник О.Н. Капустина

Санкт-Петербург

«ДЕТСТВО-ПРЕСС»

2007


Нищева Н.В.

Играйка 7. Собирайка: Игры и упражнения для развития речи, мышления, тонкой моторики детей среднего и старшего дошкольного возраста / Худ. О.Н. Капустина. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 8 с.: цв.вкл.

Настольно-печатные дидактические игры серии «Играйка» положительно влияют на все компоненты речевой системы дошкольника, способствуют развитию интеллектуального мышления, вырабатывают умение сосредотачиваться на решении определенной задачи. В некоторых играх присутствует элемент соревнования.

Игры настоящего пособия предполагают составление целого изображения из частей по образцу. Они могут использоваться как на логопедических занятиях, так и на комплексных занятиях в средней или старшей группах детского сада.

Комплект включает 6 игр.

Игра занимает в жизни дошкольника одно из ведущих мест и оказывает огромное влияние на его интеллектуальное, физическое и эмоциональное развитие. В игре формируются и развиваются коммуникативные навыки, приобретается социальный опыт, совершенствуются мыслительные операции. Игра развивает подражательность, творческие способности, артистизм, позволяет решать самые сложные воспитательные задачи, стимулирует развитие психических функций. В игре успешнее происходит усвоение новых знаний.

Настолько-печатные дидактические игры серии «Играй-ка» положительно влияют на все компоненты речевой системы дошкольника, способствуют развитию интеллектуального мышления, умения сосредотачиваться на решении определенной задачи. В некоторых играх присутствует элемент соревнования.

Игры настоящего пособия предполагают составление целого изображения из частей по образцу, что способствует развитию таких мыслительных операций, как анализ и синтез.

Все детали плоскостных изображений педагогу следует вырезать по контуру и снабдить «липучками» (для работы на коврографе) или магнитами (для работы на магнитной доске). Детали плоскостных изображений предметов и объектов помещаются на коврограф или магнитную доску в групповом помещении или в кабинете логопеда и служат материалом для свободной самостоятельной деятельности детей. Они могут использоваться как на логопедических занятиях, так и на комплексных занятиях в средней или старшей группах детского сада.

Игра «Озорная кошка»

Цели: обогащение словаря, активизация в речи слов — названий частей мебели (сиденье, спинка, ножки); совершенствование грамматического строя речи (употребление предложно-падежных конструкций); развитие диалогической речи, мышления (анализ и синтез); закрепление навыков ориентировки на плоскости.

Ход игры. Педагог демонстрирует детям картинку с изображением кошки, сидящей под стулом, и выразительно читает стихотворение. Затем дети получают задание собрать стул из предложенных деталей и украсить его спинку картинками. Во время выполнения задания в речи детей актуализируются слова — названия частей мебели (сиденье, спинка, ножки). Дети комментируют свои действия или отвечают на вопросы педагога:

— Что ты возьмешь сначала?

Я возьму сиденье.

Что ты прикрепляешь к сиденью?

Я прикрепляю спинку.

Что теперь нужно взять?

Теперь нужно взять ножки.

Сколько у стула ножек?

У стула четыре ножки.

Чем ты украсишь спинку стула?

Я украшу ее картинками.

Педагог достает плоскостное изображение кошки и предлагает детям поиграть с кошкой. По предложению педагога дети помещают кошку под стул, достают ее из-под стула, сажают на стул, снимают со стула, прячут за стул, достают из-за стула, сажают перед стулом, справа от стула, слева от стула и комментируют свои действия, составляя предложения:

Озорная кошка запрыгнула на спинку стула.

— Кошка спрыгнула со спинки стула.

— Озорная кошка прячется за стулом.

Я достал кошку из-за стула.

— Озорная кошка сидит слева от стула. И т.п.

В завершение с детьми проводится пальчиковая гимнастика «Стул».

СТУЛ

Это стул: сиденье, спинка,

К прямой правой ладони прислоняем согнутую левую, чтобы получился «стульчик».

А на спинке две картинки,

Показываем два пальчика на правой руке.

А еще четыре ножки,

Показываем четыре пальчика на левой руке.

Чтоб сидеть под стулом

кошке.

Приседаем, делаем из ладоней «ушки».

Игра «Платье для Наташки»

Цели: обогащение словаря, активизация в речи слов — названий деталей одежды (воротничок, рукава, кармашки, поясок, пуговицы, петли); развитие связной речи (составление описательного рассказа), мышления (анализ, синтез); закрепление навыков ориентировки на плоскости.

Ход работы. Педагог демонстрирует картинку с изображением девочки в нарядном платье и выразительно читает стихотворение. Дети получают задание помочь девочке надеть платье и собирают платье из предложенных деталей. Дети комментируют свои действия и актуализируют в речи слова — названия деталей одежды: воротничок, рукава, поясок, кармашки, пуговицы, петли для пуговиц. Затем педагог предлагает детям рассказать о том, какое платье у Наташи, составить описательный рассказ по плану:

— Что есть у Наташи?

— Какое платье по цвету и материалу?

— Какие детали украшают платье?

— Куда Наташа ходит в этом платье? Дети составляют рассказ:

• У Наташи нарядное желтое шелковое платье в красный горошек. У платья красный воротничок, поясок и пуговицы. Воротничок, рукава и кармашки украшены кружевом. В платье Наташа ходит гулять.

В завершение дети выполняют подвижное упражнение «Платье для Наташки».

ПЛАТЬЕ ДЛЯ НАТАШКИ

Это платье для Наташки —

Четыре ритмичных поворота влево-вправо, руки на поясе.

Красные горошки.

Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах.

А на платье два кармашка,

«Рисуем» на животике два кружка.

Спрячем в них ладошки.

Прикладываем ладошки к животу.

Игра «Слон и бабочка»

Цели: обогащение словаря, активизация в речи слов — названий частей тела животного (туловище, голова, ноги, хвост, уши, хобот); совершенствование грамматического строя речи (употребление предложно-падежных конструкций); развитие связной речи (составление описательного рассказа), мышления (анализ и синтез); совершенствование навыка ориентировки на плоскости.

Ход игры. Педагог помещает на мольберт маленькую картинку и выразительно читает стихотворение:

У слона длиннющий хобот,

Доставать бананы чтобы,

Чтоб к ручью не наклоняться,

Чтоб водою обливаться.

Педагог предлагает детям показать на картинке и назвать части тела слона. Дети получают задание собрать плоскостное изображение слона из деталей. Они собирают изображение и комментируют свои действия, актуализируя при этом новые слова. Когда плоскостное изображение слона собрано, педагог достает плоскостное изображение бабочки и предлагает детям рассказать о том, как бабочка играет со слоном. Педагог выполняет действия, а дети их комментируют:

Бабочка летает над слоном.

— Бабочка села на хобот слона,

Бабочка летает слева от слона. И т.п.

Можно предложить детям составить описательный рассказ о слоне по плану:

— Кто это?

— Где он живет?

— Какой он по размеру, цвету?

— Какие части тела есть у него?

— Как называются его детеныши?

— Чем он питается?

— Служит ли он человеку?

Дети составляют рассказ:

• Это слон. Он живет в Африке, в Индии. Он большой, серый. У него мощное туловище, крупная голова, огромные уши, длинный хобот и небольшой хвост. Его детеныши называются слонята. Слон питается листьями и плодами, любит бананы. Он помогает человеку перевозить и поднимать грузы.

Игра «Дом для вороны»

Цели: обогащение словаря, активизация в речи слов — названий частей дерева (ствол, крона, ветки, листья); развитие грамматического строя речи (употребление предложно-падежных конструкций); развитие мышления (анализ и синтез), элементарных математических представлений (составление и решение задач, приобретение навыков счета); совершенствование навыков ориентировки на плоскости.

Ход игры. Педагог помещает на мольберт маленькую картинку с изображением дуба и выразительно читает стихотворение:

Есть у дуба толстый ствол,

Ветки, листья — крона.

В кроне спрятано гнездо.

Там сидит ворона.

Педагог выясняет, названия каких частей дерева дети запомнили, и предлагает собрать дуб из плоскостных деталей. Дети собирают дуб и комментируют свои действия, актуализируя новые слова (ствол, ветки, крона). В зависимости от того, в какое время года проводится работа, можно выбрать для игры желтые или зеленые листья, использовать плоскостные изображения желудей. Кстати, изображения листьев и желудей можно использовать также для составления и решения задач. Если педагог проводит комплексное занятие, можно тут же и составить задачу. Педагог обращает внимание детей на две ветки дуба: «На одной ветке два желтых листика, а на другой — три. Сколько всего листиков на двух ветках?»

Педагог может предложить детям самим составить задачу про желуди: «Сосчитайте, сколько желудей на ветке. Теперь уберите два желудя — они упали. Составьте и решите задачу про желуди». Дети составляют задачу:

• На ветке дуба было четыре желудя. Два желудя упали. Сколько желудей осталось на ветке? От четырех надо отнять два, получится два. На ветке дуба осталось два желудя.

Педагог помещает в крону дуба плоскостные изображения гнезда и вороны и предлагает детям прокомментировать действия вороны. Он сажает ворону в гнездо, достает ее из гнезда, сажает на ветку, под дерево и т.п., а дети составляют предложения с предлогами:

Ворона сидит в гнезде.

— Ворона вылетела из гнезда.

Ворона сидит под дубом. И т.п.

Плоскостное изображение дуба, прикрепленное на коврограф или магнитную доску, может стать многоцелевым пособием. Дуб можно «одевать» в соответствии со временем года, на его ветках можно вывешивать поздравления именинникам, слоги для составления слов, цифры для составления задач и т.п.

Игра «Ботинки для Маринки»

Цели: обогащение словаря, активизация в речи слов — названий деталей обуви (задник, язычок, каблук, шнурок); развитие связной речи (составление описательного рассказа), мышления (анализ, синтез), тонкой моторики; закрепление навыков ориентировки на плоскости.

Ход игры. Педагог демонстрирует картинку, изображающую высокие нарядные ботинки с меховой опушкой (для девочки), и читает стихотворение:

Вот ботинки для Маринки,

Не ботинки, а картинки,

Чтобы в них гулять ходить,

Бегать, прыгать и шалить.

Педагог предлагает детям показать на картинке и назвать детали обуви: задник, язычок, каблук, шнурки, опушку. Дети выполняют задание. Педагог достает плоскостные детали и предлагает собрать изображение ботинок. Дети выполняют действия с комментированием, актуализируя при этом слова: задник, язычок, каблук, шнурки, опушка. Педагог оценивает работу детей и предлагает им продолжить игру. Он достает целые плоскостные изображения ботинок с отверстиями для шнуровки и два шнурка (изображение ботинок предварительно вырезано по контуру и наклеено на толстый картон). Организуется игра-соревнование «Кто самый ловкий?»: дети по очереди на скорость зашнуровывают ботинки и завязывают шнурки бантиком. В заключение детям предлагается выполнить упражнение «Ботинки для Маринки».

БОТИНКИ ДЛЯ МАРИНКИ

Вот ботинки для Маринки,

Ритмично топаем каждой ногой по два раза.

Не ботинки, а картинки,

Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах.

Чтобы в них гулять ходить,

Ходьба по кругу друг за другом.

Бегать, прыгать и шалить.

Бежим, делаем два прыжка, топаем обеими ногами.

Игра «Рыбка»

Цели: обогащение словаря, активизация в речи слов — названий частей тела рыбы (туловище, голова, хвост, плавники, чешуя); развитие мышления (анализ, синтез); совершенствование навыка ориентировки на плоскости.

Ход игры. Педагог помещает на мольберт маленькую картинку и выразительно читает стихотворение:

Рыбка, словно мотылек,

Над водой взлетела.

Глазик — черный уголек

И как льдинка тело.

Плавники дрожат, трепещут,

Спинка выгнулась дугой,

Чешуинки ярко блещут

У красавицы такой.

Я собрался на рыбалку.

Только вот рыбешку жалко.

Педагог объясняет детям, что эта рыбка называется форель, она живет в быстрых чистых речках и питается другой рыбой. Детям предлагается показать на картинке и назвать части тела рыбы, а потом собрать ее изображение из плоскостных деталей. Дети собирают изображение рыбы и комментируют свои действия, актуализируя при этом новые слова.

Можно предложить детям составить описательный рассказ о форели по плану:

— Кто это?

— Где она живет?

— Какая она по размеру, цвету?

— Какие части тела есть у нее?

— Чем она питается? Дети составляют рассказ:

• Это форель. Она живет в неглубоких быстрых реках с чистой водой. Она не очень большая, разноцветная. У нее гибкое туловище, красивые хвост и плавники, мелкая чешуя, острые зубы. Она питается другой рыбой.

Перечень игр

Игра «Озорная кошка»

Игра «Платье для Наташки»

Игра «Слон и бабочка»

Игра «Дом для вороны»

Игра «Ботинки для Маринки»

Игра «Рыбка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Играйка 2

игры Нищева...

Играйка 4

Игры Нищева...

Играйка 9

игры...

Рабочая программа и КТП курса внеурочной деятельности "Играйка"

Рабочая программа и КТП курса внеурочной деятельности "Играйка"...