Играйка 9
картотека по логопедии на тему

Тимошенко Оксана Александровна

игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrayka_9_razlichayka_metodich_rekomend.doc209.5 КБ

Предварительный просмотр:

ББК 74.100.58

Н71

Нищева Н. В.

Н71        Играйка 9. Различайка: Игры для развития фонетико-фонемати-ческой стороны речи у старших дошкольников / Худ. О. Н. Капустина.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.- 24 с. ISBN 978-5-89814-476-0

Настольно-печатные дидактические игры серии «Играйка» положительно влияют на все компоненты речевой системы дошкольника, способствуют развитию интеллектуального мышления, вырабатывают умение сосредоточиваться на решении определенной задачи.

Игры настоящего пособия способствуют развитию фонетико-фо-нематической стороны речи дошкольников. Они могут использоваться как на логопедических занятиях, так и на комплексных занятиях в старшей или подготовительной к школе группах детского сада.

Комплект включает 12 игр.

ББК 74.100.58

978-5-89814-476-0    

© Нищева Н. В., 2009

© ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО „ДЕТСТВО-ПРЕСС"», 2009

***

Работая с детьми дошкольного возраста, педагог должен уточнить и закрепить у детей произношение сохранных звуков, сформировать правильные артикуляционные уклады звуков, произношение которых нарушено; автоматизировать эти звуки в речи, развить фонематический слух и фонематическое восприятие и на основе этого осуществить дифференциацию поставленных звуков в речи, сформировать и развить навыки звуко-буквенного анализа и синтеза, подготовив тем самым детей к обучению грамоте.

Работа начинается с преодоления фонематических нарушений у дошкольников. У детей с общим недоразвитием речи она должна строиться с учетом «современных представлений о многоуровневой структуре процесса восприятия речи, с учетом соотношения элементарных и высших психических функций в процессе развития речи ребенка и научных данных об этапах развития фонематических функций в онтогенезе» (Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова). С первых дней пребывания ребенка в группе педагог ведет работу по развитию у него фонематического слуха, фонематического восприятия.

Под фонематическим слухом принято понимать «тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка» (Т. Б. Филичева). Фонематический слух отличается от физиологического слуха и является его составной частью.

Фонематическое восприятие же представляет собой «способность различать фонемы и определять звуковой состав слова» (Т. Б. Филичева).

В работе по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия дошкольников принято выделять следующие этапы:

- упражнения в различении неречевых звуков;

- упражнения в различении одинаковых звуков, слогов, слов, предложений, произносимых разным по высоте, силе и тембру голосом;

- упражнения в различении похожих звуков; слогов, слов, различающихся одним звуком;

- упражнения, направленные на формирование и развитие

навыков звукового анализа и синтеза.

На первом этапе педагог учит детей слушать, слышать и различать неречевые звуки, например: гул машин, шум ветра, дождя, моря, журчание ручья, шелест листьев, щебетание птиц, лай собак. На занятиях используются аудиокассеты с записью неречевых звуков, различные предметы, с помощью которых можно производить звуки. Педагог демонстрирует детям, как гремит металлический шарик в стеклянной банке, металлической кружке, картонной коробке, и предлагает им самим произвести действия с шариком и послушать звуки, производимые им. Затем педагог прячет все предметы за ширму и там производит действия с ними. Дети отгадывают, в какой емкости гремит шарик. С аналогичной целью можно использовать запаянные пластиковые бутылки или контейнеры с различными наполнителями: горохом, мелкими камушками, сухим песком, желудями, фасолью, пуговицами и т. п.

Педагог демонстрирует детям, с каким звуком рвется ткань, а с каким — бумага. Дети сами рвут бумагу и ткань, а потом отгадывают, что рвет педагог за ширмой.

Потом педагог должен научить дошкольников различать звучащие игрушки: бубен и барабан, гармошку и дудочку, погремушку и колокольчик, потренировать их в различении звучания разных погремушек, игрушек-пищалок, свистков и т. п. Детям предлагается рассмотреть две-три звучащие игрушки, поиграть на них, запомнить, как они звучат. Педагог закрывает игрушки ширмой и просит детей угадать, на чем он играет. Педагоги должны помнить, что даже для старших дошкольников не следует брать для подобных упражнений более пяти игрушек.

На этом этапе детей тренируют в определении направления звука. Проводятся упражнения «Где звенит колокольчик?», «Где пищит цыпленок?», «Где гремит погремушка?» Эти упражнения можно проводить даже с неговорящими детьми. Они показывают, откуда раздавался звук.

Затем детей упражняют в различении тихих и громких, высоких и низких звуков. Например, громко и тихо стучащего молотка, барабана. Педагог раздает детям картинки, на которых изображены медведь и зайка с молотками, и объясняет, что сильный мишка стучит громко, а слабый зайка стучит тихо. Педагог начинает за ширмой стучать то громко, то тихо, а дети поднимают соответствующие картинки.

При различении низких и высоких звуков обычно используют большую и маленькую игрушки. На этом этапе широко используются звукоподражания. Детям объясняют, что большой мишка рычит грубым голосом, а маленький мишка — тонким, что большой кот мяукает низко, а маленький котенок высоко и т.п. Педагог экранирует рот и произносит звуки, слоги или звукоподражания то высоким, то низким голосом, а дети должны указать на соответствующую игрушку.

Для различения слов и предложений, произносимых разным по высоте голосом, можно использовать большую и маленькую кукол, картинки с изображениями папы и сына и т. п. На этом этапе активно ведется работа по привлечению внимания детей к обращенной речи.

Следующий этап начинается с различения детьми правильно и не правильно произносимых педагогом слов. Это постепенно формирует у детей умение слышать ошибки сначала в чужой, а потом и в своей речи, осуществлять наиболее простые формы фонематического восприятия.

Например, педагог показывает и называет картинку с изображением панамы, а потом объясняет детям, что сейчас будет называть картинку правильно и неправильно, а они должны будут поднять «сигнал», если слово будет произнесено неправильно. Для подобных игр в качестве «сигнала» можно использовать семафоры, флажки, шарики и т. п. Педагог произносит:

— Натама, манапа, памана, панама.

Дети поднимают «сигналы», когда слово произнесено неправильно.

В логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи фонетические нарушения часто являются ведущими в структуре речевого дефекта (Л.В.Лопатина), так как большой процент детей имеет диагноз «стертая дизартрия», и именно нечеткие артикуляторные образы становятся причиной нечеткой слуховой дифференциации звуков. Поэтому работа над фонетической стороной речи (звукопроизноше-нием и просодикой) требует от педагога определенных усилий и ведется на протяжении всего учебного года.

На том этапе работы, о котором идет речь, важно не только научить детей различать звуки на слух, но и запоминать и воспроизводить ряды звуков и слогов.

Следует отметить, что в упражнениях можно использовать только те звуки, которые правильно произносятся ребенком. Дети с удовольствием повторяют за педагогом цепочки слогов: па-по-пу-пи, ка-та-ма, но-по-то и т. п. Можно привнести игровой элемент в эти упражнения, используя на занятии игровые персонажи (телепузиков, эльфов, гномиков, инопланетян), которые якобы говорят на своем волшебном языке и учат этому детей.

В это время активно ведется работа по уточнению произношения сохранных звуков и закреплению их в речи, затем начинается работа по постановке и первоначальной автоматизации отсутствующих или искаженно произносимых звуков. При этом последовательность и сроки работы над звуками варьируются в зависимости от индивидуальных проявлений дефекта.

Отсутствующие или дефектные звуки нуждаются сначала в отработке артикуляции, автоматизации в различных пози циях, а затем в уточнении восприятия на слух и в речи. Педагог ведет детей от восприятия правильно произносимых фонем к различению звуков, сначала резко отличающихся артикуляционным укладом, а потом — близких по акусти-ко-артикуляционным признакам. В работе над уточнением восприятия звука на слух или различением звуков выделяют определенные этапы:

дифференциация в ряду звуков; - дифференциация в ряду слогов;

дифференциация в ряду слов;

дифференциация в предложениях.

Например, педагог проводит работу по уточнению восприятия детьми звука [р]. Работа проводится в игровой форме с использованием разных приемов. Можно пригласить детей на ковер и провести подвижную игру. Дети должны будут поднимать руки только тогда, когда услышат звук [р]. Педагог сначала произносит ряд звуков, потом ряд слогов, затем ряд слов и, наконец, предложения: [р], [л], [м], [р], [н], [д], [р], [в], [л'], [р]; ур, ал, ин, ро, лу, ды, ру, ны, ли, во; рот, лук, нос, дом, полка, дырка, красный, сидел, помидоры, голубой; Рома играет на барабанах; Клава полола лук.

Работая над дифференциацией звуков в словах и предложениях, можно использовать различные настольно-печатные игры. В данном пособии первой приведена игра по различению согласных звуков [т] и [п], артикуляторно далеких, но акустически близких. Вторая — для различения артикуляторно близких, но акустически далеких звуков [с] и [ш]. Третья — для различения артикуляторно и акустически близких звуков [р] и [л].

«Мы едем, едем, едем...»

Цели. Развитие фонетической стороны речи (уточнение произношения звуков [т] и [п] в словах). Развитие фонематических представлений (упражнения в различении звуков [т] — [п] в словах).

Оборудование. Плоскостные изображения поезда и самолета, предметные картинки со звуками [т], [п] в названиях.

Описание игры. Педагог и подгруппа детей сидят за общим столом. Педагог раскладывает на столе предметные картинки (кот, утка, кит, бегемот, пума, панда, попугай, мотылек) и предлагает детям рассмотреть и назвать их. Затем дети «рассаживают» животных, птиц, насекомых в поезд и самолет. Причем в поезд можно «посадить» только тех представителей животного мира, в названиях которых есть звук [п], а в самолет — только тех, в названиях которых есть звук [т]. Поскольку целью игры является развитие фонематических представлений, дети выполняют задание молча. Педагог останавливает игру только в том случае, если кто-то из детей допустил ошибку. Он предлагает детям объяснить, в чем заключается ошибка. Допустивший ошибку сам исправляет ее.

Веселые путешественники

Цели. Уточнение и активизация словаря по теме «Животные». Развитие фонетической стороны речи (автоматизация правильного произношения звуков [с] и [ш] в словах (разные позиции) и предложениях). Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [с] — [ш] в словах и предложениях).

Оборудование. Плоскостные изображения грузовика и автобуса, предметные картинки, содержащие звуки [с] и [ш] в названиях.

Описание игры. Педагог и дети сидят по-турецки на ковре. Педагог раскладывает на ковре картинки, содержащие в названиях звуки [с] и [ш]: собака, кошка, мышка, лиса, слон, петушок, лягушка, барсук. Он предлагает детям рассмотреть и назвать картинки. Затем педагог ставит на наборное полотно плоскостные изображения грузовика и автобуса и предлагает детям поместить в кузов грузовика только тех животных, в названиях которых есть звук [с], а в автобус только тех животных, в названиях которых есть звук [ш]. Дети выбирают картинки и с помощью «липучек» или магнитов закрепляют их на грузовике и автобусе. Затем педагог просит их рассказать, какие животные едут в машине, а какие в автобусе. Дети составляют предложения: «В машине едут собака, лиса, слон, барсук. В автобусе едут кошка, мышка, петушок, лягушка».

Буратино и Мальвина

Цели. Уточнение и активизация словаря по теме «Школьные принадлежности». Развитие фонетической стороны речи (автоматизация правильного произношения звуков [р] и [л] в словах

(разные позиции). Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [р] — [л] в словах и предложениях).

Оборудование. Плоскостные изображения Буратино и Мальвины, предметные картинки, содержащие звуки [р] и [л] в названиях.

Описание игры. Педагог и дети сидят за общим столом. Педагог раскладывает на столе предметные картинки с изображениями (ручка, картон, карандаш, тетрадь, пенал, закладка, обложка, мел, краски, фломастеры), предлагает детям рассмотреть и назвать их. Затем на наборное полотно помещаются плоскостные изображения Буратино и Мальвины. Педагог объясняет детям, что Буратино и кукла Мальвина собираются играть в школу. Нужно дать Буратино школьные принадлежности, в названиях которых есть звук [л], а Мальвине — в названиях которых есть звук [р]. Если дети не обратят внимания на то, что в слове «фломастеры» есть и звук [р] и звук [л], следует спросить у них, почему картинку с изображением фломастеров можно дать и тому и другому герою.

Дети раскладывают картинки. Педагог предлагает рассказать, что есть у Буратино, а что есть у Мальвины. Дети составляют предложения: «У Буратино есть пенал, закладка, обложки, мел, фломастеры. У Мальвины есть ручка, портфель, тетрадь, карандаш».

Углубляя работу по развитию фонематического восприятия, педагог учит детей сначала различать звуки по глухости — звонкости, а потом — по твердости — мягкости.

Знакомя детей со звонкими и глухими согласными звуками, можно объяснить им, что при произнесении звонких согласных звуков «горлышко дрожит», и предложить, положив руку на переднюю поверхность шеи, произнести звонкий звук; а при произнесении глухих согласных звуков «в горлышке тихо», что тоже можно проверить, положив руку на шею и произнеся глухой звук.

Можно рассмотреть этапы работы по различению согласных звуков [б] и [п]. Сначала педагог объясняет детям, что они будут учиться различать два согласных звука [б] и [п]. Один из этих звуков звонкий, а другой глухой. Дети должны определить, положив руку на переднюю поверхность шеи, какой из звуков звонкий, а какой — глухой. После того как дети определят, что звук [б] звонкий, а звук [п] глухой, и объяснят, почему они так решили, педагог раздает им семафоры и дает задание поднимать белый семафор, если они услышат звук [б], и оранжевый семафор — если они услышат звук [п]. Педагог произносит ряд из восьми-десяти звуков, дети поднимают семафоры, услышав звуки [б] и [п]. Аналогично можно поупражнять детей в различении этих звуков в ряду слогов.

При работе над слухо-произносительной дифференциацией данных звуков в слогах можно использовать следующее упражнение. Педагог объясняет детям, что он будет начинать слова, а они будут их заканчивать, произнося слоги ба или па. Педагог произносит слоги: гу, ли, ры, шу, ла, Лю, тру, шля, а дети добавляют слог ба или слог па.

Переходя к дифференциации звуков [б] и [п] в словах, можно вновь использовать семафоры или провести игру с использованием предметных картинок и картинок с изображениями мальчика и девочки, предложив отдавать картинки со звуком [б] в названиях мальчику Боре, а картинки со звуком [п] девочке Поле или раскладывать картинки, содержащие звонкий и глухой согласные звуки, в разные стопки, папки, корзинки, машинки и т. п. Можно ввести картинки-символы для обозначения глухих и звонких согласных. Например, колокольчика — для обозначения звонких согласных — и меховых наушников — для обозначения глухих согласных (рис.1). Их можно использовать в качестве сигналов при дифференциации звонких и глухих согласных в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях. Тогда педагог произносит звуки, слоги, слова, предложения, а ребенок поднимает соответствующие символы.

Рис. 1

Работая над дифференциацией звонкого и глухого согласных звуков, можно провести игру с мячом. Педагог бросает ребенку мяч и произносит слово, содержащее звонкий согласный, ребенок ловит мяч, возвращает его педагогу и произносит слово, содержащее парный глухой согласный, или наоборот.

Аналогично строится работа по дифференциации твердых и мягких согласных звуков. Как правило, для того чтобы сформировать у детей понятие о твердых и мягких согласных звуках, педагоги используют различные игровые персонажи (большого и маленького гномиков, большого и маленького мишек и т.п.), один из них «произносит» звук твердо, а другой мягко. Например, игровые персонажи используются в игре «Помоги гномикам». Педагог показывает детям кукол-гномов и объясняет, что гном Паша будет произносить слоги со звуком [п], а гном Петя — со звуком [п']. За гнома Пашу говорит педагог, а за гнома Петю говорят дети. Таким образом, отрабатывается дифференциация звуков в слогах: па-пя, по-пё, пу-пю, пы-пи, пэ-пе. Для обозначения твердых и мягких согласных тоже можно ввести картинки-символы. Например, подушку для мягких согласных и кирпичик для твердых согласных (рис. 2).

Рис. 2

Для дифференциации твердых и мягких согласных широко используются настольно-печатные дидактические игры.

Разноцветная мозаика

Цели. Развитие фонетической стороны речи (уточнение произношения звуков [в] и [в'] в словах), Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [в] — [в'] в словах).

Оборудование. Игровое поле с нарисованными на нем предметными картинками (вата, вилка, волк, ветка, ванна, вишня, буквы, киви, квадрат, цветок, венок, хвост), фишки синего и зеленого цветов.

Описание игры. Педагог и дети сидят вокруг стола. Педагог помещает на стол перед детьми игровое поле, предлагает детям рассмотреть и назвать картинки, затем ставит на стол контейнер с фишками и объясняет, что картинки с твердым звуком [в] в названиях нужно закрыть синими фишками, а картинки с мягким звуком [в'] в названиях — зелеными фишками. Дети молча выполняют задание. Педагог останавливает игру только в том случае, если допущена ошибка, и предоставляет детям возможность разобраться, в чем заключается ошибка и как ее исправить.

Поможем кукле Кате

Цели. Развитие фонетической стороны речи (уточнение произношения звуков [к] и [к'] в словах). Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [к] — [к'] в словах).

Оборудование. Плоскостные изображения куклы, корзинок синего и зеленого цветов, предметные картинки (кот, кит, конфета, кисточка, мак, эскимо, тапки, букет).

Описание игры. Педагог и дети сидят за общим столом. Педагог раскладывает на столе предметные картинки и предлагает детям рассмотреть и назвать их. Затем он ставит на наборное полотно плоскостные изображения куклы и двух корзинок и предлагает помочь кукле Кате разложить картинки: положить в синюю корзинку картинки со звуком [к] в названиях, а в зеленую — со звуком [к']. Дети молча выполняют задание. Педагог останавливает игру только в том случае, если допущена ошибка, и предоставляет детям возможность разобраться, в чем заключается ошибка и как ее исправить.

Широкие возможности для внесения в занятие игровых моментов предоставляет использование магнитной доски. Например, при работе над дифференциацией мягкого и твердого согласных в словах можно разместить на доске 8—10 картинок, содержащих в названиях эти звуки, и предложить детям обвести синим фломастером картинки с твердым звуком в названиях и зеленым — с мягким.

Не следует спешить с переходом к такому серьезному этапу работы, как формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Работа над слоговой структурой слова готовит почву для этой работы.

Сначала нужно поупражнять дошкольников в различении на слух длинных и коротких слов. Педагог раздает детям семафоры, флажки или шарики и предлагает поднимать их только тогда, когда они услышат длинное слово.

Далее педагог произносит ряд слов, включающий длинные трех-, четырехсложные слова и короткие односложные слова (кот, погремушка, Чебурашка, нос, колобок), а дети поднимают сигналы, услышав длинные слова. Можно проводить подвижные игры, целью которых будет различение на слух длинных и коротких слов. Дети должны будут приседать, услышав короткое слово, и подниматься на носочках, услышав длинное слово, или прыгать на носочках, услышав длинное слово, и кружиться на месте, услышав короткое слово и т. п.

Затем следует научить детей передавать (отстукивать, прохлопывать, про-топывать) ритмический рисунок слова, так как именно отсутствие восприятия ритмичности построения речи приводит к тому, что слова у детей с общим недоразвитием речи долго не находят своего послогового выражения.

Педагог учит детей выполнять эту работу по подражанию. Он отстукивает ритмический рисунок двусложных слов из открытых слогов (ма-ма, па-па, ноги, ва-та). Дети слушают и отстукивают ритмический рисунок этих же слов. Затем педагог и дети одновременно отстукивают ритмический рисунок новых слов (бо-бы, ко-ты, ды-ня). Далее можно предложить детям самостоятельно попробовать выполнить аналогичное упражнение с новыми словами. После двусложных слов можно предложить детям трехсложные слова, состоящие из открытых слогов, и только тогда научить их передавать ритмический рисунок односложных слов типа «кот», «дом», «бак». Важно научить детей правильно сочетать односложные слова с одним хлопком, стуком, ударом.

Усложняя работу над слоговой структурой слов, следует поупражнять в делении на слоги слов со стечением согласных (бан-ка, ман-ка), помня при этом, что деление на слоги всегда происходит на стыке морфем (тап-ки, а не та-пки). Одновременно можно упражнять детей в проговаривании стечений согласных, опять же включая в них только те звуки, которые ребенок может правильно произносить (мна-мно-мну, нка-нко-нку, тва-тво-тву, вта-вто-вту). Звуки [п], [т], [к], [в], [ф], [м|, [н], как правило, не вызывают трудностей в произношении и могут широко использоваться в качестве опоры при развитии фонематического восприятия и в работе над слоговой структурой слов. Очень полезна работа по составлению слов из данных слогов. Педагог предлагает детям задания:

— Какое слово получится из слогов ва и та? Какое слово получится, если сначала сказать ки, а потом — но? Составь слово из слогов ва, ны, го.

Работа по формированию навыков звукового анализа и синтеза включает следующие этапы:

анализ и синтез слияний гласных звуков ау, уа, иа;

- выделение начальных ударных гласных звуков из слов типа «утка», «аист», «ослик», «иглы»;

- выделение начальных безударных гласных из слов типа «утка», «арбуз», «индюк»;

- выделение конечных согласных из слов типа «мак», «кот», «дом»; анализ и синтез закрытых (обратных) слогов ак, уп, он, им; анализ и синтез открытых (прямых) слогов типа: па, му, ко;

- выделение начальных согласных из слов типа «нос», «мак», «дым»; определение места любого заданного звука в слове (начало, середина, конец слова);

полный звуковой анализ слов (сколько звуков в слове, какова их последовательность, характеристика каждого звука) типа «осы», «кот», «мама», «вагоны», «бант», «стук», «кит», «бинт», «крик», «маска», «киска», «малина». Следует рассмотреть методы и приемы работы на каждом из этих этапов, отметив, что формирование навыков звукового анализа и синтеза проводится только в игровой форме. Широко используется наглядность. Не менее важен положительный эмоциональный фон занятия.

На первом этапе работы педагог знакомит детей с гласными звуками, вводит понятие «гласный звук», объясняет, что гласные звуки можно петь, открыв рот, что во рту при этом нет преграды, и воздух выходит легко и свободно. Вводится обозначение гласного звука: красный кружок. На занятиях используется раздаточный материал: пластиковые, деревянные или картонные кружки красного цвета. Для фронтальной работы — красные магниты для магнитной доски. Педагог поет гласный звук, дети кладут перед собой красный кружок. Педагог выясняет, какой звук услышали дети, почему они положили красный кружок. Далее педагог поет слияние гласных звуков, например ау, и задает детям вопросы: «Что я спела? Где так кричат люди? Сколько звуков я спела? Какой звук я пела первым, а какой вторым? Сколько кружков вы положили перед собой?»

На этом этапе детям предлагают первые задания по звуковому синтезу: «Если спеть звук [у], а потом звук [а], что получится? Кто так плачет? Выложите схему из кружков. Что обозначает первый кружок? Что обозначает второй кружок?»

На втором этапе работы при выделении начальных ударных гласных из слов педагог закрепляет у детей представления о гласных звуках. Детям предлагаются задания: «Какой звук слышится в начале слов „аист", „астра", „арка", „арфа"? С какого гласного звука начинаются имена Алик, Алла, Ася, Анна? Какие имена, начинающиеся со звука [а], вы помните?»

Аналогично проводится работа по выделению начальных безударных звуков [а], [у], [и] из слов.

На четвертом этапе работы вводится понятие «согласный звук». Педагог объясняет детям, что при произнесении согласных звуков во рту всегда есть преграда, воздух не выходит изо рта так свободно, как при произнесении гласных звуков. Некоторые согласные звуки можно тянуть, а вот петь их, открыв рот, нельзя. Сразу же вводится обозначение согласного звука — синий кружок — и на занятиях используется наглядность, раздаточный материал. На этом этапе для анализа берутся только слова с твердыми согласными звуками. Детям предлагаются задания: «Какой звук слышится последним в словах „мак", „лук", „сок", „урок", „потолок"? Какой звук заканчивает слова „дом", „сом", „гном"? Закончи слова, добавив один согласный звук, и выбери соответствующую картинку (ко.., ро.., бегемо...)».

В работе по анализу и синтезу обратных, а потом и прямых слогов используются те же приемы, которые использовались при анализе и синтезе слияний гласных.

На этом этапе можно использовать игру «Живые звуки». Педагог объясняет, что девочки будут гласными звуками, а мальчики — согласными. Девочки получают красные кружки, а мальчики синие. Педагог произносит закрытые слоги, а дети выстраиваются перед ним и объясняют, какой звук обозначает каждый из них. Например, педагог произносит слог ук. Пара детей встает перед педагогом: девочка стоит слева, а мальчик справа. Девочка объясняет, что первым был произнесен звук [у], поэтому она встала первой. Мальчик объясняет, что звук [к] был произнесен вторым, поэтому он встал за девочкой.

Переходя к выделению начальных согласных из слов, педагог применяет уже известные приемы и широко использует настольно-печатные игры.

Кто полетит на Луну?

Цели. Развитие фонематических представлений. Формирование навыков звукового анализа и синтеза слов.

Оборудование. Плоскостное изображение космического корабля, предметные картинки (кот, корова, крокодил, коза, канарейка, курица, мышка, носорог, павлин, тапир).

Описание игры. Педагог и дети сидят за общим столом. Педагог раскладывает на столе картинки с изображениями зверей и птиц и предлагает детям рассмотреть и назвать их. Затем на магнитную доску помещается изображение космического корабля. Педагог сообщает детям, что они должны отправить на Луну только тех животных, названия которых начинаются со звука [к]. Дети выбирают картинки и закрепляют их с помощью магнитов на космическом корабле.

На этом этапе для закрепления сформированных навыков звукового анализа и синтеза можно использовать игры «Парочки», «Составь цепочку», «Замкни кольцо».

Парочки

Цели. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Выделение начальных и конечных звуков из слов.

Оборудование. Предметные картинки (1 — мак, дом, аист, суп, диван; 2 — кот, мука, тапки, папка, носки).

Описание игры. Педагог и дети сидят за общим столом. Педагог раздает детям по одной картинке из первого комплекта (мак, дом, аист, суп), предлагает рассмотреть, назвать их, выделить последний согласный звук из каждого названия. Затем на столе раскладываются картинки из второго комплекта (кот, мука, тапки папка). Дети рассматривают и называют их. Педагог предлагает детям выбрать по одной картинке, название которой начинается с того звука, которым заканчивается название первой картинки. Составляются пары: мак — кот, дом — мука, аист — тапки, суп — папка.

Эту игру можно провести, закрепив все картинки на магнитной доске и предложив детям фломастерами соединить пары картинок. Тогда картинки первого комплекта будут крепиться, например, синими магнитами, а картинки второго комплекта — желтыми.

Игры «Составь цепочку» и «Замкни кольцо» преследуют ту же цель: закрепление умения выделять начальный и конечный звуки из слов. Слова следует подобрать таким образом, чтобы из них можно составить последовательную цепь. Например, гном — мост — танк — кот; кот — танк — ком — мука; астра — аист — танк — караван — носок.

Именно в этот период целесообразно сформировать у детей понятие «мягкий согласный звук» и провести работу по различению мягких и твердых согласных звуков.

Как правило, пройдя с детьми все описанные этапы работы, педагог не испытывает затруднений при формировании у детей навыка определения места заданного звука в слове. В этой работе тоже используется наглядность. Например, светофоры. Это могут быть картонные или пластиковые полоски, на которые наклеена самоклеящаяся пленка: красная, желтая, зеленая. Педагог объясняет детям, что красный цвет — начало слова, желтый — середина слова, зеленый — конец слова. Для того чтобы отмечать место заданного звука в слове, можно использовать машинку, которая будет ездить по «дороге»-сло-ву, мышку, которая будет гулять по «полянке»-слову и т. д. Можно использовать картинки, содержащие в названиях нужный звук. Дети раскладывают картинки на светофоре в зависимости от положения звука в слове. Для совершенствования уже сформированного навыка используются настольно-печатные игры.

Разноцветные круги

Цели. Совершенствование навыков звукового анализа слов, упражнения в определении места звука в слове.

Оборудование. Пластиковые или картонные круги красного, желтого и зеленого цветов, предметные картинки, содержащие в названиях звук [м] (муха, молоток, майка, мартышка, лама, панама, сумка, самокат, сом, дом, альбом, гном), контейнер для картинок.

Описание игры. Педагог и дети сидят за общим столом. Педагог кладет на стол круги, ставит контейнер с картинками. Если педагог не уверен, что дети узнают и назовут все картинки, имеет смысл достать их, рассмотреть, назвать и сложить обратно в контейнер. Педагог предлагает детям по очереди доставать по одной картинке и раскладывать их на круги в зависимости от того, в какой части слова находится звук [м]. Если звук стоит в начале слова, картинку нужно положить на красный круг. Если звук стоит в середине слова, картинка должна оказаться на желтом круге. И наконец, если звук в конце слова, картинку следует положить на зеленый круг. Игрока, начинающего игру, можно определить с помощью любой считалки.

Кто скорее?

Цели. Совершенствование навыков звукового анализа слов, упражнения в определении места звука в слове.

Оборудование. Игровое поле, на котором нарисованы картинки, содержащие в названиях звук [ш]: шуба, шар, шапка, шмель, кошка, лягушка, рубашка, парашют, камыш, мышь, ландыш, малыш. Контейнер с фишками красного, желтого и зеленого цветов.

Описание игры. Педагог и дети сидят за общим столом. Педагог раскладывает на столе игровое поле, предлагает детям рассмотреть и назвать картинки. Затем он раздает каждому ребенку по одной красной, желтой и зеленой фишке и предлагает закрыть ими картинки на игровом поле. Если название картинки начинается со звука [ш], ее следует закрыть красной фишкой. Если звук [ш] находится в середине слова, картинку нужно закрыть желтой фишкой. Если звук [ш] находится в конце слова, картинка должна быть закрыта зеленой фишкой.

Самой сложной считается работа по анализу и синтезу слов. Педагог должен помнить, что для анализа и синтеза детям предлагают только те слова, написание которых не расходится с произношением. Проводя эту работу, педагог предлагает детям задания типа: «Сколько звуков в слове „усы"? Назови их по порядку. Расскажи, какой из звуков гласный, а какой согласный. Обозначь звуки кружками. Сколько в слове гласных звуков? Сколько в слове согласных звуков? Назови второй по счету звук этого слова. Вспомни слова, в которых гласные и согласные звуки расположены в таком же порядке».

Детей можно упражнять в соотнесении готовых схем слов с предметными картинками. Педагог предлагает детям рассмотреть картинки, назвать их, подумать, сколько звуков в словах — названиях картинок, в каком порядке они расположены, а затем положить под картинками готовые схемы Можно использовать разнообразные настольно-печатные игры.

В подготовительной к школе группе дети могут проводить полный слоговой и звуковой анализы слов. Дети делят слово на слоги, определяют количество звуков, их очередность, дают характеристику каждому звуку, Полезны упражнения по подбору слов с заданным количеством слогов, звуков, с заданной последовательностью звуков. Дети подбирают слова к данным слоговым и звуковым схемам или готовые схемы к словам. Все это готовит дошкольников к обучению грамоте, помогает провести профилактику нарушений письменной речи.

Фонетическая сторона речи представляет собой взаимодействие основных ее компонентов: звукопроизношения и просодики (темпа, ритма, ударения, интонационной выразительности речи). У ребенка сначала формируется фонематический слух, то есть различение звуков речи, а их произношением он овладевает позднее.

У детей с диагнозом «общее недоразвитие речи» отмечается полиморфное нарушение звукопроизношения. Нарушенными оказываются как правило, свистящие, шипящие, сонорные звуки, аффрикаты, часто — переднеязычные, заднеязычные, звук [j]. Звуки указанных групп могут произноситься искаженно, заменяться другими звуками или опускаться Одновременно имеются нарушения интонационной выразительности, темпа, а часто и ритма речи, ударения; дикция, как правило, нечеткая, смазанная.

Работа над фонетической стороной речи осуществляется параллельно с работой по развитию фонематического восприятия по следующим направлениям:

- формирование точных движений органов артикуляционного аппарата;

- выработка направленной воздушной струи; развитие тонкой (пальцевой) моторики;

- уточнение произношения сохранных звуков;

- формирование правильных артикуляционных укладов тех звуков, которые отсутствуют, заменяются другими звуками или произносятся искаженно;

-  автоматизация поставленных звуков;

дифференциация в речи поставленных звуков от звуков, артикуляцион-но и акустически схожих с ними.

При работе над фонетической стороной речи могут использоваться и репродуктивные, и практические методы.

Репродуктивные методы крайне эффективны в развитии имитационной способности детей. Эффективность методов увеличивается, если их использовать в контексте интересных ребенку видов деятельности, прежде всего в игре.

Практические методы используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений.

От правильного соотношения применяемых методов во многом зависит эффективность логопедического воздействия.

Формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, улучшение их подвижности и переключаемости осуществляются в процессе выполнения артикуляционной гимнастики. Таким образом, целью проведения артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений, необходимых для правильного произношения звуков. Общая артикуляционная гимнастика включает упражнения, необходимые для подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков всех групп. С ее помощью происходит объединение простых движений в сложные, в артикуляционные уклады различных фонем. В специальную артикуляционную гимнастику включаются упражнения, необходимые для правильного произношения звуков одной группы, исходя из их правильной артикуляции. Необходимым условием для проведения артикуляционной гимнастики являются тесный контакт педагога с ребенком на фоне положительного эмоционального настроя, его желания подражать педагогу. Педагог должен помнить, что важно не количество упражнений артикуляционной гимнастики, а качество их выполнения.

При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определенные методические требования.

Во-первых, должно быть правильно оборудовано место для проведения артикуляционной гимнастики. Большое зеркало вешают на стену в хорошо освещенной части помещения. Перед зеркалом должны свободно размещаться дети одной подгруппы (три-четыре человека). Над зеркалом закрепляется дополнительный источник освещения — лампа дневного света. Дети садятся на стульчики перед зеркалом так, чтобы каждому ребенку хорошо были видны свое лицо и лицо взрослого, сидящего у него за спиной. Зрительный контроль обязателен на начальном этапе выполнения артикуляционной гимнастики, для того чтобы ребенок мог контролировать и запоминать свои действия, положение и движения органов артикуляционного аппарата. Такое размещение детей перед зеркалом позволяет и взрослому осуществлять контроль действий каждого ребенка. Взрослый обязательно показывает упражнение детям, объясняет, как следует правильно выполнять его, делает гимнастику вместе с детьми. Упражнение может выполняться без зеркала только тогда, когда каждый ребенок научится делать его самостоятельно, станет контролировать действия своего артикуляционного аппарата.

Во-вторых, важно научить детей сидеть правильно во время выполнения артикуляционной гимнастики. Спина должна быть прямой, прижатой к спинке стульчика, но не напряженной. Руки должны свободно лежать на коленях, а ноги — стоять на полу. Педагог должен следить за тем, чтобы в мышцах тела ребенка не возникало напряжение.

В-третьих, после выполнения каждого движения необходимо предоставлять детям возможность для отдыха, расслабления. Учитывая то, что у детей отмечается гиперсаливация, педагог регулярно напоминает им о необходимости проглотить слюну.

В-четвертых, каждое новое упражнение вводится на фоне упражнений, хорошо выполняемых.

Обычно педагог проводит артикуляционную гимнастику в игровой форме, придумывает название каждому упражнению, использует в качестве зрительной опоры предметные картинки или игрушки, сочиняет сказки о язычке. Это позволяет заинтересовать дошкольников работой, которой им придется заниматься длительный период времени, внести в нее игровой момент. Особенно воспитанники младшей и средней групп нуждаются в использовании игровых персонажей Они с удовольствием учатся распластывать язычок, как это делает меховая собачка, или показывают зубы, как это делает игрушечный динозавр и т.п. Использование игровых персонажей позволяет детям запомнить упражнение и как они должны его выполнять.

Работа по формированию правильных артикуляционных укладов отсутствующих или неправильно произносимых звуков проводится педагогом индивидуально с каждым ребенком. В случае необходимости используется механическая помощь, применяются зонды и шпадели. Эффективно использование логопедического массажа1. А вот автоматизацию поставленных звуков в словах, предложениях, контекстной речи, когда дети обходятся уже без зеркала и могут контролировать движения артикуляционного аппарата, можно проводить на подгрупповых занятиях, используя для этого настольно-печатные и подвижные игры.

Помоги Мишке

Цели. Автоматизация звука [ш] в словах (разные позиции), дифференциация звуков [ш] — [с] в словах.

Оборудование. Магнитная доска, игровое поле с изображением мишки и разбросанных вокруг него предметов (чашка, шапка, клюшка, машина, каштан, пушка, мышь, шорты, самокат, самосвал, сапоги, носки), контейнеры с фишками и магнитами.

Описание игры. Педагог и дети сидят за общим столом. Педагог помещает на магнитную доску игровое поле с изображением плюшевого мишки и разбросанных вокруг него вещей, а на стол помещает стопку фишек (картонных или пластмассовых фигур одного цвета) и контейнер с магнитами. Он объясняет детям, что нужно помочь мишке собрать предметы, в названиях которых есть звук [ш]. А поэтому сначала стоит «убрать» все предметы, в названиях которых есть звук [с]. Дети молча подходят к доске и закрывают фишками с помощью магнитов изображения самолетика, самосвала, сапог и носков. Затем педагог объясняет, что мишка примет помощь, если дети правильно будут произносить звук [ш]. Дети по очереди называют по одной картинке, четко произнося звук

Закрой картинку

Цели. Автоматизация произношения звука [р] в словах (разные позиции). Определение места звука [р] в словах.

Оборудование. Игровое поле с нарисованными на нем предметными картинками, содержащими в названиях звук [р], пластиковые или картонные фишки красного, желтого и зеленого цветов.

Описание игры. Педагог и дети сидят за общим столом. Педагог раскладывает на столе игровое поле с изображениями рака, рыбы, розы, барабана, пирамидки, арбуза, топора, забора, помидора, коровы, радуги, светофора, куртки, персика, свитера, ставит контейнер с фишками и предлагает детям по очереди брать фишки, называть и закрывать по одной картинке.

Картинку можно закрыть, только произнеся звук [р] правильно. Кроме того, нужно правильно выбрать цвет фишки. Если звук [р] находится в начале слова, картинку следует закрывать красной фишкой, если в середине слова — желтой, если в конце — зеленой. Игрока, начинающего игру, можно определить с помощью любой считалки. Дети по очереди называют по одной картинке и закрывают их фишками.

Украшаем шапки

Цели. Автоматизация звука [ш] в предложении.

Оборудование. Плоскостные изображения вязаных шапочек по числу детей, контейнер с предметными картинками, содержащими в названиях звук [ш] (разные позиции).

Описание игры. Педагог и дети сидят за общим столом. Педагог раздает детям плоскостные изображения шапок, ставит на стол контейнер с предметными картинками (шишка, лошадка, хлопушка, кукушка, вишенки, груша, ромашка, погремушка, солнышко, мишка, машинка, Чебурашка, неваляшка, гармошка, шахматы). Объясняет детям, что они будут украшать шапки вышивкой. Нужно выбрать картинку, положить ее на шапку и сказать: «Я вышью на шапке вишенки» или «У меня на шапке лошадка» и т. п.

Дети по очереди выбирают картинки, накладывают их на плоскостные изображения шапок, составляют предложения, правильно произнося при этом звук [ш].

Если ко всем вышеперечисленным настольно-печатным играм подобрать дополнительные комплекты картинок, то они станут многоцелевыми. Например, в игре «Буратино и Мальвина» можно поупражнять детей в дифференциации звуков [л] — [л'] (клей, линейка, закладка, обложка, мел, пенал, альбом, фломастер), в делении слов на слоги (бук-варь, днев-ник, порт-фель, пе-нал, ка-ран-даш, ре-зин-ка, фло-мас-тер, об-лож-ка), в различении школьных принадлежностей и игрушек (кукла, машинка, трансформер, конструктор, букварь, тетрадь, пенал, ранец). В игре «Украшаем шапки» можно поработать над дифференциацией звуков [с] — [ш] в предложении, подобрав картинки со звуком [с] (слон, сова, собачка, снеговик, лиса, киска, самолет, листок). Можно использовать плоскостные изображения шапок и для упражнений в определении места звука в слове. Для этого перед детьми нужно положить красную, желтую и зеленую шапки и объяснить, что на красную шапку нужно класть картинку с нужным звуком в начале слова, на желтую — с этим же звуком в середине слова, на зеленую — в конце слова. Варианты игр многочисленны и разнообразны. Желаем вам творческих успехов!

Наталия Валентиновна Нищева

Играйка 9. Различайка

Главный редактор С. Д. Ермолаев Редактор Ю. В. Маркова Корректор А. В. Соколова Дизайнер С. А. Козубченко Верстка А. Л. Сергеенок

ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО „ДЕТСТВО-ПРЕСС"», 197348 СПб., а/я 45. Тел.: (812) 303-89-58, 294-70-52 E-mail: detstbopress@mail.ru www.detstvo-press.ru

Представительство в Москве: МОО «Разум», 127434 Москва, Ивановская ул., д. 34. Тел.: (495) 976-65-33

Служба «Книга — почтой»: ООО «Фоликом», 199053 Санкт-Петербург, В. О., 4-я линия, д. 13. Тел.: (812) 323-70-04. E-mail: folipost@yandex.ru

Подписано в печать 11.03.2009. Формат 60x90 1/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Гарнитура Таймс. Усл. печ.л. 1,5. Тираж 2000 экз. Заказ №223.

Отпечатано в ООО «Профпринт», 194362 Санкт-Петербург, пос. Парголово, ул. Ломоносова, д. 113. Тел.: (812) 513-85-44 www.profprint.net