«Дифференциация предлогов и приставок» 4 класс
план-конспект урока по логопедии (4 класс) на тему

Совершенствование умения выделять приставку из слова, предлог из предложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differ_predlogov_i_pristavok.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по теме: «Дифференциация предлогов и приставок» 4 класс.

Задачи:

Образовательные.

  1. Закрепить знания, умения, навыки о приставке и предлоге.
  2. Совершенствовать умение выделять приставку из слова, а предлог из предложения.

Развивающие.

  1. Пополнять и активизировать словарный запас через подбор прилагательных, овладение учебной терминологией по теме занятия.
  2. Развивать умение сравнивать на основе самостоятельного выделения существенных признаков для сравнения.
  3. Коррегировать и совершенствовать навык чтения и письма путем тренировочных упражнений.
  4. Совершенствовать понимание прочитанного на материале деформированного текста.

Воспитательные.

  1. Воспитывать интерес к слову через использование занимательного материала.
  2. Совершенствовать навык самоконтроля на основе сравнения с образцом.
  3. Воспитывать культуру общения через умение слушать друг друга.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

(У учащихся на партах - карточки с записанными на них словами)

Учитель: Прочитайте и назовите предлоги.

Учащиеся: через лес – предлог через, с братом – предлог с, у школы – предлог у, перед окном – предлог перед, из коробки – из, в машине – в, за братом – за, поливает – в этом слове нет предлога.

Учитель: Нет предлога?! Что тогда в нем есть?

Учащиеся: приставка

Учитель: Назовите приставку.

Учащиеся: по.

2. Сообщение темы занятия. 

Учитель: Сделайте вывод, какая тема сегодняшнего занятия?

Учащиеся: приставки и предлоги.

Учитель: Верно. Сегодня на занятии мы будем учиться отличать предлог от приставки, тренировать внимание и память, но необычным образом. Мы отправимся в царство Грамматики.

Учитель: Для чего нужно уметь различать предлоги и приставки?

Учащиеся: чтобы правильно и без ошибок писать.

3. Повторение ранее полученных знаний.

Учитель: Что такое предлог?

Учащиеся: это слово.

Учитель: Для чего нужен предлог?

Учащиеся: для связи слов в предложении.

Учитель: Как пишется предлог с другими словами?

Учащиеся: раздельно. 

Учитель: Что такое приставка?

Учащиеся: приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Учитель: Как пишется приставка со словами?

Учащиеся: слитно.

Учитель: Итак, отправляемся в царство Грамматики.

4. Тренировочные упражнения на различение предлога и приставки.

Учитель: Царица Грамматики прислала нам письмо с заданиями.

1. Работа со словом.

Учитель: Прочитайте слова. 

Определите, где слова с приставками, а где с предлогами?

(за)горой, (за)бежать, (с)вернуть, (с)крыши, (на)конверте, (на)резать, (в)летел, (в)дом

Учитель: Как это можно сделать?

Учащиеся: между предлогом и словом можно вставить слово-признак, а между приставкой и корнем ничего вставить нельзя.

Учитель: Проверим: (за)горой, попробуем вставить слово-признак (за большой горой).

Сделайте вывод, что такое за – приставка или предлог?

Учащиеся: за – это предлог, потому что можно вставить слово: за большой горой, пишется отдельно.

Учитель: Следующее слово: (за)бежать, попробуем вставить слово.

Учащиеся: ничего не получается, значит за – приставка, пишется слитно.

(далее аналогично со всеми словами).

Учитель: Назовите из этого упражнения слова с приставками.

Учащиеся: забежать, свернула, нарезать, влетел.

Учитель: Назовите слова с предлогами.

Учащиеся: за горой, с крыши, на конверте, в дом.

Учитель: Первая парта будет запоминать и записывать слова с приставками, а вторая парта с предлогами. Даю вам время на запоминание, по моей команде в тетради записываем. Не забудьте выделить приставки и подчеркнуть предлоги. Время пошло…

Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильно ли записали слова.

Молодцы, вы все справились с заданием Царицы Грамматики.

Повторим еще раз, как отличить приставки и предлоги?

2. Упражнение на логическое мышление.

Учитель: Чем отличаются фигуры справа от фигур слева? 

3. Работа со словосочетанием.

Учитель: Раскройте скобки, запишите правильно слова с приставками и предлогами. 

(с)катился (с)горы

(по)бежали (по)дорожкам

(про)читал (про)машины

Учитель: Проверим, как вы выполнили это задание.

Назовите слова с приставками.

Учащиеся: скатился, побежали, прочитали.

Учитель: Как записали приставки?

Учащиеся: слитно.

Учитель: Назовите слова с предлогами.

Учащиеся: с горы, по дорожкам, про машины.

Учитель: Как записали предлоги со словами?

Учащиеся: отдельно.

Учитель: Каким правилом пользовались при выполнении этого упражнения? Учащиеся: между предлогом и словом можно вставить другое слово, а между приставкой и корнем – нельзя.

3. Составление предложения с одним из словосочетаний (из упр. 2) – устно.

Физкультминутка. 

4. Работа с предложением (текстом).

Учитель: Прочитайте предложения.

(На)дворе была гора.

(В)зале стоит душистая ёлка.

Весь день (на)горе много детей.

(На)ветках игрушки.

(К)пушистой красавице (при)бежали дети.

Митя (на)санках (с)катился (с)горы.

Сколько рассказов можно составить из этих предложений?

Учащиеся: 2.

Учитель: О чем будет первый рассказ?

Учащиеся: о горке.

Учитель: Прочитайте предложения, которые относятся к этому рассказу.Учащиеся: (На)дворе была гора. Весь день (на)горе много детей. Митя (на)санках (с)катился (с)горы.

Учитель: Как можно озаглавить рассказ?

Учащиеся: Горка.

Учитель: О чем второй рассказ?

Учащиеся: о елке.

Учитель: Прочитайте его.

Учащиеся: (В)зале стоит душистая ёлка. (На)ветках игрушки. (К)пушистой красавице (при)бежали дети..

Учитель: Как назовем этот рассказ?

Учащиеся: Ёлка.

Учитель: Запишите, раскрывая скобки первый рассказ и второй рассказ. Выделите приставки и подчеркните предлоги.

(взаимная проверка).

5. Подбор предлогов и приставок.

Учитель: Спишите, вставляя по смыслу приставки и предлоги.

…брёл я …сарай и …снул глубоко … копной сена.

Все ребята …бежали …льду …коньках.

Широкая дверь …перлась, …скрипела …удара …стену.

5. Подведение итогов.

Учитель: Чему учились на занятии?

Еще раз вспомним что такое приставка и предлог.

Молодцы! Вы успешно справились с заданиями Царицы Грамматики.

Кому было трудно?

Спасибо за работу, до встречи на следующем занятии.

Упражнения.

Вставьте вместо точек подходящие по смыслу предлоги и приставки.

…брёл я …сарай и …снул глубоко … копной сена.

Все ребята …бежали …льду …коньках.

Широкая дверь …перлась, …скрипела …удара …стену.

Спишите текст, раскрывая скобки. Подчеркните предлоги и выделите приставки.

Нина (от)бежала (от)дерева и (по)бежала (по) аллее. Она (до)бежала (до)поаорота. Потом (вз)бежала (на)холмик, (с)бежала (с)него и (по)бежала (к)беседке.

Спишите, раскрывая скобки. Объясните написание приставок и предлогов.

На стройке.

Нашему классу(об)ъявили (об)экскурсии (на)стройку. Мы стояли (у)(под)ъезда жилого дома и смотрели, кака идёт строительство нового (об)ъекта. (К)дому всё время (под)ъезжали грузовики. Они (при)возили готовые детали: стены, потолки. (На)площадке стояли (под)ъёмные краны. (На)наших глазах (вы)рос целый этаж.

Вставьте вместо точек подходящие по смыслу предлоги и приставки.

Набросился на врага. …кинула …плечи. …вёл …дело …конца. Ставил ведро …кран. …резал замок …дверь. …читал рассказ …конца. …гулял …парку. …ехал …станции. …рисовал …листке бумаги. …плела ленту …косу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. "Дифференциация предлогов и приставок"

Тема: «Дифференциация предлогов и приставок» Цель:    Обучающая - формирование у детей четкого представления о роли приставок в  слове и предлогов в речи человека, умение отличать...

Дифференциация предлогов и приставок и адекватное их употребление

Данный конспект урока может заинтересовать учителей-логопедов , работающих на логопедическом пункте общеобразовательной школы....

"Дифференциация предлогов и приставок"

Занятие способствует закреплению навыка дифференциации предлогов и приставок, развитию способности словообразования, расширению словарного запаса, развитию связной речи уч-ся; а также, совершенствован...

Метадическая разработка - конспект логопедического занятия для учащихся 2-3-ых классов с ОВЗ по коррекции дисграфии с применением, здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме «Дифференциация предлогов и приставок»

Сегодня как никогда важно активно внедрять в процесс обучения детей с ОВЗ здоровье сберегающие технологии. Медики отмечают, что состояние здоровья младших школьников вызывает тревогу. Грамотно, интере...

Презентация к логопедическому занятию по теме: «Дифференциация предлогов и приставок». (2 класс)

Данная презентация рекомендована к использованию на занятиях логопедии. Определяет следующие цели:Образовательные.Научить различать практически приставки и предлоги.Закрепить умение различать и выделя...

Дифференциация предлогов и приставок (3 класса)

В данной презентации в наглядной форме представлен материал для закрепления темы "Дифференциация предлогов и приставок" и лексической темы "Зимующие птицы" в 3 классе. Может быть и...

Логопедическое занятие для обучающихся с ЗПР (4 класс) Тема: Дифференциация предлогов и приставок.

Цель: совершенствование умений   различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в устной и письменной речи....