Рабочая программа «Диагностика устной и письменной речи»
учебно-методический материал по логопедии по теме

Зубцова Тамара Николаевна

В данной работе представлена методический материал для диагностики устной и письменной речи учащихся 1-9 классов ОУ, осуществляющего образовательную деятельность по образовательным программам начального общего и основного общего образования, адаптированным для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_-diagnostika_ustnoy_i_pismennoy_rechi.docx47.27 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Диагностика устной и письменной речи»

для учащихся 1-9 классов МБОУ «СОШ № 23» п.Айхал, Мирнинского р-на , РС(Я), осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего и основного общего образования, адаптированным для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья .

Содержание программы.

1. Пояснительная записка.................................................................................................

2. Учебно-методические материалы...............................................................................  

3. Литература.....................................................................................................................

Программа по диагностике учащихся с 1-9 классы

  1. Пояснительная записка.

Программа по диагностике учащихся осуществляется на основе:

ФГОС общего образования:

• Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО), утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357, от 18 декабря 2012г №1060, от 29 декабря 2014г №1643, от 18 мая 2015г «507, от 31 декабря 2015г №1576)

• Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС ООО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897; в ред.приказов от 17 декабря 2010г № 1897, от 29 декабря 2014г №1644, от 31 декабря 2015г №1577

 • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития ( вариант 7.2). Одобрено решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г №4/15)

Проблема нарушения устной и письменной речи у детей - одна из самых актуальных. Письмо и чтение на начальных этапах обучения являются целью, а в дальнейшем средством получения знаний учащихся. Несмотря на многообразие методик диагностики речи детей, актуальность проблемы очевидна. Этой проблеме посвящены многие современные исследования. Целью логопедического обследования является составление максимально объективной подробной картины развития речи ребенка.

Диагностика устной и письменной речи проводится в два этапа:

1 этап - первичная диагностика в первые две недели учебного года ( с 1 по 15 сентября).

2 этап - итоговая диагностика проводится последние две недели учебного года.

Временной регламент обследования составляет две недели. Диагностика в начале года позволяет выявить исходный уровень ребенка, свидетельствующий о степени влияния нарушений развития на учебно-познавательную деятельность и повседневную жизнь. Целью итоговой диагностики выступает оценка достижений речевого развития обучающегося в соответствии с планируемыми результатами освоения обучающимися программы логопедической работы. Система обследования речи учащихся нашей школы разработана с учетом основных принципов диагностики. За основу методики обследования детей взяты речевые пробы экспресс-диагностики Т.А.Фотековой. Предусмотрено проведение углубленного исследования всех компонентов устной речи: фонетики, лексики, грамматики; а также всех видов письменной речи: списывания, самостоятельного письма. Так как высшие психические процессы и речь взаимосвязаны, обследованию подлежат зрительно-моторные координации и пространственно-временные представления. Использование экспресс-диагностики позволяет судить об успешности (наличии положительной динамики) или неуспешности (отсутствие даже незначительной положительной динамики) обучающихся в освоении планируемых результатов в овладении программы логопедической работы.

Данные экспресс-диагностики выступают в качестве ориентира основы для определения дальнейшей стратегии: продолжения реализации разработанной логопедической программы. Для учета возрастной спецификации методика разработана в трех вариантах. Первый предназначен для детей младшего школьного возраста, второй для учащихся старших классов. Структура методики, типы заданий, а также целый ряд проб и порядок оценки в обоих вариантах одинаковы.

Логопедическое обследование состоит из трех этапов:

- Подготовительный

-Основной (диагностика)

-Заключительный

1 этап. Подготовительный. Состоит из ознакомления с документами (педагогические, медицинские), беседы с родителями. Целью данного этапа является выяснение моторного, речевого, психического анамнеза ребенка.

2 этап. Обследование детей проводится на основе общих принципов и методов: оно должно быть комплексным, целостным и динамическим.

В содержании логопедического обследования входит обследование артикуляционного аппарата, в процессе выявление интересов ребенка, его любимых занятий, игр, особенностей представления об окружающем; фонетической стороны речи, слоговой структуры слова, фонематических процессов, грамматического строя речи, состояние связной речи, состояние навыков письма и чтения.

В период начальной и итоговой диагностики (в первых классах только в период итоговой диагностики) во всех классах проводятся диктанты с целью выявления логопедических ошибок с последующими рекомендациями учителям - предметникам для осуществления коррекционной работы по развитию письменной речи.

Условия обследования ребенка состоят в следующем:

- установление эмоционального контакта с ребенком, создание адекватного отношения к обследованию;

-тактика общения с ребенком - сотрудничество, доброжелательное отношение.

- учет сформированности психических процессов: памяти, внимания, мышления.

3 этап. Заключительный. На данном этапе проходит обработка полученных результатов обследования. Данные заносятся в речевые карты, пишется логопедическое заключение, составляется речевой профиль. На основе итоговой диагностики разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут ребенка на следующий учебный год. Диагностическая работа обеспечивает проведение комплексного обследования обучающихся и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.

Приложение 1

Принята на заседании ПМПк

                                                                                                               «____ » __________20____г.

РЕЧЕВАЯ КАРТА (1 КЛАСС)

1. ФИО уч-ся_____________________________________________________________________

2. Дата рождения__________________________________________________________________

3. Домашний адрес:________________________________________________________________

4. Дата обследования: 1)______________________________ 2)____________________________

5. Исследование неречевых психических функций:

- общая моторика__________________________________________________________________

- координация мелких движений рук__________________________________________________

Состояние

-слуха____________________________________________________________________________

-зрения___________________________________________________________________________

6.Зрительно-пространственные функции______________________________________________

I. СОСТОЯНИЕ СЛОВАРЯ

1.Словарь (название предметов и их частей по картинкам)

Человек

Птица

Название детенышей животных

Голова

Клюв

У козы

Волосы

Крыло

У кошки

Лицо

Перья

У лисы

Глаза

Когти

У волка

Нос

Лапы

У медведя

Брови

Хвост

У курицы

Ресницы

У собаки

Уши

У коровы

Рот

У лошади

Шея

У зайца

Ладонь

Пальцы

Локоть

Плечо

Колено

Щеки

Лоб

2.Употребление обобщающих понятий (назови одним словом)

Пальто, рубашка, платье, брюки, шуба - ___________________

Яблоко, апельсин, банан, груша, лимон - ___________________

Шкаф, стул, диван, стол, кресло - _________________________

Чашка, блюдце, сахарница, чайник – это____________________

Автобус, троллейбус, самосвал – это_________________________

Назови мебель -_____________________________________________

Назови домашних животных -___________________________________

3.Название форм                                                           цвет

Круглый-_________________________

Квадратный -______________________

Треугольный-______________________

Овальный-________________________

Прямоугольный-___________________

4.Глаголы

Кто как передвигается?

Кто что делает?

Рыба

Продавец

Конь

Парикмахер

Собака

Повар

Бабочка

Художник

Змея

Швея

5.Антонимы (скажи наоборот)

Добро - _______________                         Высокий - _________________

Легкий -_______________                        Хороший -_________________

Большой -______________                        Широкий-__________________

Длинный-______________                        Здоровый-__________________

6.Употребление предлогов

Над__________________________                в_______________________

Под__________________________                из______________________

За____________________________                около___________________

II.ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ.

1.Образование существительных множественного числа Им. и Род. падежей.

   И.П. мн.ч.

   Р.П.  мн.ч.

    И.П. мн.ч.

     Р.П.   мн.ч.

Стол

Ухо

Глаз

Рот

Дерево

Стул

Ведро

Лев

Окно

Перо

2.Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом

(Как назвать маленький предмет?)

Гриб_______________________________                Дерево________________________

Лиса_______________________________                Нос___________________________

Лист_______________________________                Воробей_______________________

Ложка_____________________________                Стул__________________________

Дом_______________________________

3.Образование относительных прилагательных (Из чего?)

Дерево____________________________                Бумага________________________

Резина____________________________                Кирпич________________________

Солома___________________________                Мех___________________________

Пух______________________________                Суп из грибов__________________

Суп из рыбы_______________________                Варенье из сливы_______________

4.Притяжательные прилагательные (Чей?)

Хвост лисы_______________________                Хвост белки____________________

Хвост волка______________________                Лапа медведя___________________

5.Образование глаголов при помощи приставки

Ходит_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Употребление глаголов совершенного вида

Строил_________________________                Чинит_________________________

Догоняет_______________________                Рисует________________________

Пишет__________________________                Делал_________________________

7.Согласование

Карандаш, ключ, лев, озеро, дверь

Два__________________________________________________________________________

Пять_________________________________________________________________________

III. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗВУКОСЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ.

Часы (  ), собака (  ), утюг (  ), цыпленок (  ), телевизор (  ), сковородка (  ), клубника (  )

Дети слепили снеговика___________________________________________________________

Повар печет блины на сковороде_____________________________________________________

Водопроводчик чинит кран__________________________________________________________

В аквариуме плавают золотые рыбки_________________________________________________

IV. ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ.

1.Выделение первого ударного гласного: АНЯ__________ОЛЯ_________УТКА_________

2.Выделение последнего согласного: СУП_____________ТАНК____________СОМ____________

3.Отбор картинок со звуком "М"

4.Слова-паронимы:

 Трава-дрова______________________________________________________________________

 бочка-почка______________________________________________________________________

 крыша-крыса_____________________________________________________________________

5.Составь слово из звуков: л.у,к____________ м,а.к _________________ к,а,ш,а __________

6.Количество звуков: дом__________________рак_________________    луна____________

V.ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.

Свистящие: С____________СЬ____________З________________ЗЬ______________

Шипящие: Ш____________Ж_____________Ч________________Щ______________

Соноры:     Р_____________РЬ____________Л________________ЛЬ______________

Заднеязычные:К__________КЬ____________Г__________ГЬ___________Х________

Взрывные: Т___________ТЬ_____________Д___________ДЬ____________

VI. ЧТЕНИЕ.

  1. Знание букв: знает все, некоторые, не знает.
  2. Техника чтение: а) темп: медленно, быстро;

      б) уровень овладения: по буквам, по слогам, словами.

  1. Понимание прочитанного: понимает, нет, с трудом.
  2. Ошибки при чтении__________________________________________________

VI. ПИСЬМО.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VII. СВЯЗНАЯ РЕЧЬ.

1._ Рассказ по серии сюжетных картинок

2.Рассказ со скрытым смыслом.

Маленький Саша утром проснулся невеселый.  Мама дала ему лекарство, взяла зонтик и ушла.

Запомни и повтори рассказ._________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему Саша проснулся невеселый? _________________________________________________                        

Какая погода была на улице? _______________________________________________________

Краткая характеристика ребенка по данным педагогических наблюдений.

Устойчивость внимания____________________________________________________________

Работоспособность_________________________________________________________________

Наблюдательность_________________________________________________________________

Отношение к дефекту______________________________________________________________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата обследования____________________________

Учитель-логопед  _____________________________    

РЕЧЕВАЯ КАРТА (2-4 КЛАССОВ)

1. Фамилия, имя, отчество ребенка__________________________________________

2. Дата рождения ребенка__________________________________________________

3. Домашний адрес________________________________________________________

4. Дата обследования______________________________________________________

СЕРИЯ I . ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОГО УРОВНЯ РЕЧИ

1.Проверка состояния фонематического восприятия

Повторение цепочек слогов:

  • Би-ба-бо —бо-ба-би____________________________________________________
  • Ма-на-ма-на-ма-на_____________________________________________________
  • Да-та-да  та-да-та______________________________________________________
  • Жа-ша-жа  ша-жа-ша___________________________________________________
  • Са-ша-са    са-ша-са____________________________________________________
  • Ца-са-ца     са-ца-са____________________________________________________
  • Ча-тя-ча     тя-ча-тя____________________________________________________
  • Ра-ла-ра     ла-ра-ла____________________________________________________

Выделение гласного из потоков звуков: ы а и о а и э и е а и а

Повторение слов, близких по звучанию:

  • том- дом- ком__________________________   кот- кит- ток________________________  мак- рак- пак___________________________бак- бык- бук_________________________
  • ток- тук- так___________________________

Различение слов, близких по звучанию (хлопни, когда услышишь другое слово):

  • тень, тень, Пень, тень, День, тень_________________________________________________
  • коробок, коробок, коЛобок, коробок_______________________________________________
  • Кора, кора, Пора, кора, Нора, Гора, кора___________________________________________
  • жук, жук, СуП, жук, Лук, жук____________________________________________________

2. Исследование артикуляционной моторики

  • губы в улыбке;________________________________________________________
  • губы «трубочкой»;_____________________________________________________
  • язык «лопаткой»;______________________________________________________
  • язык «иголочкой»;_____________________________________________________
  • язык «чашечкой»;_____________________________________________________
  • щелканье языком;_____________________________________________________
  • «вкусное варенье»;____________________________________________________
  • «качели»;____________________________________________________________
  • «маятник»;___________________________________________________________

3. Исследование звукопроизношения

  • Собака-маска-нос_____________________________________________________
  • Сено-василек-высь____________________________________________________
  • Замок-коза___________________________________________________________
  • Зима-магазин_________________________________________________________
  • Цапля-овца-палец_____________________________________________________
  • Шуба-кошка-камыш___________________________________________________
  • Жук-ножи____________________________________________________________
  • Щука-вещи-лещ_______________________________________________________
  • Чайка-очки-ночь______________________________________________________
  • Рыба-корова-топор____________________________________________________
  • Река-варенье-дверь____________________________________________________
  • Лампа-молоко-пол_____________________________________________________
  • Лето-колесо-соль______________________________________________________

4.Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова                                      

  • Скакалка_______________________________кинотеатр_____________________
  • Танкист________________________________перепорхнуть__________________
  • Космонавт______________________________кораблекрушение______________
  • Милиционер____________________________аквалангист___________________
  • Сковорода______________________________термометр____________________

II. ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА

1.Сколько слов в предложении?

  • День был теплый.______________________________________________________
  • Около дома росла высокая береза.________________________________________
  • Какое второе слово в этом предложении?__________________________________

2. Сколько слогов в слове?

  • Дом_________________________________________________________________
  • Карандаш____________________________________________________________
  • Какой третий слог в слове «машина»?____________________________________

3. Определи место звука в слове;

  • Первый звук в слове крыша;____________________________________________
  • Третий звук в слове школа;_____________________________________________
  • Последний звук в слове стакан;_________________________________________

4. Сколько звуков в слове?

  • Рак__________________________________________________________________
  • Сумка_______________________________________________________________
  • Диктант______________________________________________________________

III. ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

  1. Повторение предложений:
  • В саду было много красных яблок.______________________________________________
  • Дети катали из снега комки и делали снежную бабу._______________________________
  • Медведь нашел под большим деревом глубокую яму и сделал себе берлогу.___________
  • Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.__________________________
  • На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.___________________________
  1. Исправь ошибки в предложениях:
  • Дом нарисовала мальчик.______________________________________________________
  • Мальчик умывается лицо.______________________________________________________
  • Собака вышла в будку._________________________________________________________
  • Солнце освещается землей._____________________________________________________
  • По морю плывут корабль._______________________________________________________

  1. Составление предложений из слов в начальной форме
  • Доктор, лечить, дети_____________________________________________________________
  • Рисовать, карандаш, девочка______________________________________________________
  • Груша, бабушка, внучка, давать___________________________________________________
  • Витя, косить, трава, кролики, для__________________________________________________
  • Миша, дать, собака, большая, кость________________________________________________
  • Петя, купить, шар, красный, мама__________________________________________________

  1. Добавление предлогов в предложение
  • Лена наливает чай  … чашки._____________________________________________________
  • Чайка летит … водой.___________________________________________________________
  • Птенец выпал … гнезда._________________________________________________________
  • Щенок спрятался … крыльцом.___________________________________________________
  • Пес сидит … конуры.____________________________________________________________

  1. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падеже

 

                   Мн. Ч.   И. П.                              

                 Мн. Ч.   Р. П.

Стол

Стол

Стул

Стул

Окно

Окно

Звезда

Звезда

Ухо

Ухо

IY ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

                                      1. Название детенышей животных

У козы

У собаки

У волка

У курицы

У утки

У свиньи

У лисы

У коровы

У льва

У овцы

2. Образование существительных в уменьшительной форме

Стол

Снег

Стул

Дерево

Дом

Воробей

              3 а) Образование относительных прилагательных от существительных

Шляпка из соломы

Варенье из яблок

Кисель из клюквы

Варенье из сливы

Горка изо льда

Варенье из клубники

Салат из моркови

Варенье из черники

Варенье из вишни

Лист дуба

Суп из грибов

Шишка ели

     б) Образование качественных прилагательных

(лису за хитрость называют хитрой, а…)

  • Волка за жадность-___________________________________________________
  • Зайца за трусость-____________________________________________________
  • Медведя за силу-_____________________________________________________
  • Льва за смелость-_____________________________________________________

 (если днем жара, то день - жаркий, а если…)

Мороз

Дождь

Солнце

Ветер

Снег

Холод

 в) Образование притяжательных прилагательных (у собаки лапа собачья, а у…)

  • У кошки_____________________________у белки__________________________
  • У медведя___________________________у лисы___________________________
  • У волка_____________________________гнездо орла_______________________
  • У льва______________________________клюв птицы_______________________
  • У зайца______________________________ружье охотника___________________

V ИССЛЕДОВАНИЕ  ПОНИМАНИЯ ЛОГИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ       ОТНОШЕНИЙ

1. а) Нарисуй круг под крестом___________________

    б) Крест – под кругом_________________________

2. Скажи, что верно: весна бывает пред летом или лето - перед весной?___________

3. Ваня выше Пети. Кто меньше ростом?_____________________________________

  1. Сашу ударил Коля. Кто драчун?_________________________________________
  2. Охотник бежит за собакой. Кто впереди?__________________________________
  3. Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал вначале?________________

VI ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

  1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Пересказ прослушанного текста.

Галка и голуби.

Галка услыхала, что голубей хорошо кормят. Побелилась она в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее не узнали и приняли. Но галка не выдержала и закричала по – галочьи. Голуби все поняли и выгнали ее. Тогда она вернулась к своим, но те ее также не признали и выгнали.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обследование навыков письма

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обследование навыков чтения

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Краткая характеристика ребенка по данным педагогических наблюдений

Устойчивость внимания_____________________________________________________________

Работоспособность__________________________________________________________________

Наблюдательность__________________________________________________________________

Отношение к дефекту_______________________________________________________________

Заключение:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата обследования_______________________

Учитель-логопед/________/________________

Приложение 2

Контрольные диктанты рекомендованы для использования Министерством образования и науки РФ

Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников

/ Под общей редакцией Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. – М.: В. Секачев, 2012.)

1 класс, конец обучения – 2 класс, начало обучения

Диктант

Гроза

Стоит тёплый летний день. По небу плывёт большая белая туча. Вот ударил сильный гром. На землю упали первые капли. Полил дождик. Куда бежать? Вася и Юля укрылись под навесом.

2 класс, конец обучения – 3 класс, начало обучения

Диктант

Кувшинки

На далёком лесном озере расцвели чудесные кувшинки. Их стебелёк был высоко поднят над водой. На стебельке виднелся большой круглый цветок. Он был очень красив на фоне тёмной воды. Как золотой шарик рядом с большими зелёными тарелками листьев. Высокие сосны любовались красивыми цветами. Словно золотые кораблики плывут по гладкой воде озера.

3 класс, конец обучения – 4 класс, начало обучения

Диктант

Лето

Короткая летняя ночь. Заиграл первый луч солнца. Подул ветерок. Зашелестели листики. Всюду проснулась жизнь. На зелёный лужок прилетели пчёлы. Жужжат, торопятся к цветам мохнатые шмели.

К лесной опушке слетаются птицы. Звенят в воздухе их радостные песенки. Прибегают на полянку лесные зверьки. Слышны разные звуки, шорохи, голоса. Вот белочка в белой шубке сделала лёгкий прыжок и оказалась на вершине сосенки. Ёжик пробежал в своё жилище. Хлопочут усердные воробьи.

4 класс, в конец года

Диктант

Бабочка на дорожке

Кусты и травы сгибаются от воды, а узкую тропинку солнце уже высушило.  Идёшь – и только разноцветные камушки под ногами звенят. На тёплую дорожку вылетели белые, жёлтые, голубые бабочки. Крылья у бабочек в горошек, в крапинку, в полоску.

Я иду, а они порхают над головой. Живая пёстрая лента кружится волной и опускается на тропу. И только четыре бабочки взлетают вверх.

Обратно я иду после обеда. Трава просохла, раскрылись цветы. И бабочки прочь с нагретой солнцем тропинки.

Слова для справок: вверх, обратно.

5 класс, в начале года

Диктант

Поздней осенью выпадает первый снег. Он преображает все вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли. И она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых прибрежных зарослей.

Как прекрасна белоствольная березовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что их не узнаешь. Елочка становится похожей на причудливую снежную бабу. Всюду виднеются следы лесных зверюшек. По шелухе шишек можно отыскать белку. (107 слов) 

5 класс, в конце года

Диктант

         Русская зима.

Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки, припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу. Наполняется жизнью зимний лес. Вот постучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетел рябчик, поднимается из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрый бельчонок. Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе. (по И. Соколову-Микитову)

6 класс, в начале года

Диктант

Я возвращался домой и забрел в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых, очень высоких елей стояли, как две сплошные стены. Я легко перелез через изгородь и пошел по этой аллее. Еловые иглы на вершок покрывали землю.

Было тихо, темно, и только высоко на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливал радугой в сетях паука. Сильно, до духоты, пахло хвоей. Потом я повернул на длинную липовую аллею. И тут запустение и старость; прошлогодняя листва печально шелестела под ногами, и в сумерках между деревьями прятались тени. (По А. П. Чехову.)

6 класс, в конце года

Диктант

Мы стали подплывать к другому, отлогому берегу. Белые, чистые пески с грядами цветной гальки широко расстилались перед нами. Один из гребцов соскочил в воду и крепко привязал лодку к причалу. Тут мой язык уже развязался, и я с большим любопытством стал расспрашивать обо всем.

С нами в лодке был ковер и подушки, мы положили их на сухом песке. Мать боялась сырости и прилегла на них. Меня отец повел набирать камешков, от которых я пришел в восхищение. В карете нашей было много дорожных ящиков, один из них мать опростала и отдала в мое распоряжение, и я с большим старанием уложил свои сокровища. (По С. Т. Аксакову.)

7 класс, в начале года

Диктант 

Летом.

Самая большая радость- наши четыре прогулки в заливные приокские луга, к небольшим озёрам, которые поросли травой в человеческий рост. Ходили мы судочками в руках, у Константина Георгиевича через плечо всегда висела самодельная холщовая сумка. Мы шли обычно по узкой тропинке в сторону далёкой Оки, через раскинувшиеся на километры луга. Все цвело, издавало неизвестные мне звуки. Было видно, что Константин Георгиевич чувствовал себя среди этого как дома. Я тогда была обычной невеждой и часто не знала названий многих растений. Я напоминала иностранца, жалко бредущего по чужой стране. Но отчаиваться не приходилось: рядом был терпеливый, всезнающий и неназидательный учитель.(100 слов).

7 класс, в конце года

Диктант 

На корабле

 Офицеры и команда занимали свои места согласно боевому расписанию. В боевой рубке, в отличие от кубрика, было тесно от людей. Здесь, кроме командира, находились его помощники: штурман, артиллерист, минер, рулевой, рассыльные. Люди на «Ушакове» самоотверженно исполняли свои обязанности. Никогда корабль не жил такой напряжённой жизнью, как в эти часы. Грозно вращались броневые башни, задирая вверх свои десятидюймовые орудия, искавшие живую цель на горизонте. Выстрелы их были размеренны, сильны и оглушительны. Все были в движении, все действия людей и машин были согласованы между собой, точно корабль представлял собой единый организм .Сражение разыгралось.(92 слова)

8 класс, в начале года

Диктант 

До соприкосновения с неприятелем было вёрст восемьдесят от станции железной дороги, и я не успел вдоволь налюбоваться Южной Польшей. Гор, утехи туристов, там нет, но на что равнинному жителю горы? Леса сосновые, и, проезжая по ним, вдруг видишь узкие, прямые, как стрелы, аллеи. Они полны зеленым сумраком, там с куриной повадкой пробегают фазаны, в тихие ночи слышно как чавкает и ломает кусты кабан.

Среди широких отмелей размытых берегов лениво извиваются реки; озера блестят и отражают небо, как зеркала из полированного металла. У старых мельниц тихие запруды с журчащими струйками воды и каким-то розово-красным кустарником, странно напоминающим человеку его детство. (97 слов)

8 класс, в конце года 

Диктант 

В Мещорском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Что можно увидеть в Мещорском крае? Цветущие или скошенные луга, сосновые боры, лесные озера, заросшие чёрной кугой, стога .пахнущие сухим и теплым сеном. Сено в стогах держит тепло всю зиму. В Мещорском крае можно увидеть обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей. Что можно услышать в Мещорском крае, кроме гула сосновых лесов? Крики перепелов, и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам- разноголосое пение петухов да колотушку деревенского сторожа. (109 слов)

Приложение 3

Степень выраженности дисграфии 1-4 класс.

Класс

Норма

(кол-во ошибок)

Степень выраженности дисграфии

(кол-во ошибок)

легкая

средняя

тяжелая

1 кл.конец

0-3

4-6

8-10

11+

2 кл.начало

0-3

4-6

9

10+

2 кл. конец

0-3

4-7

8-10

11+

3 кл.начало

0-3

4-7

8-9

10+

3кл. конец

0-3

4-8

9-11

12+

4 кл.начало

0-3

4-7

8-10

11+

4 кл.конец

0-3

4-8

9-11

12+

Приложение 4                          

Оценивание техники чтения  по нормативам ФГОС

класс

«2»

«3»

«4»

«5»

1

I

II

I

II

I

II

I

II

менее 10

менее 25

10-15

25-30

16-20

31-40

более 20

более 40

2

менее

25

менее

40

25-39

40-54

40-55

55-70

более55

более70

3

менее

45

менее

60

45-59

60-74

60-75

75-90

более75

более90

4

менее

70

менее

90

70-84

90-104

85-100

105-120

более 100

более120

5

90-110

110-120

больше 120

6

110-120

120-130

больше130

7

120-130

130-140

больше 140

В 8 классе технику чтения не проверяют

Список используемой литературы

1. Волкова Г.А. Методика психолого — педагогического обследования детей с нарушений речи. Вопросы дифференциальной диагностики. Спб, 2006

2. Методы обследования детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ.ред.проф. Г.В. Чиркиной. - М., 2003

3. Трубникова Н.М. Практическая логопедия, Екатеринбург, 2004

4. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов / Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина, М., 2007

5. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: методическое пособие. М.: 2007

6. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.1997

7. Яковлева Н.Н. Коррекция нарушений письменной речи. «Каро» СПб 200

8.Методические рекомендации учителей -логопедов г.Санкт-Петербург.

9. Методические рекомендации Мазиной В.Д. (учитель-логопед, детский нейропсихолог)

10. Д. Зуев «Времена года» (диктанты на основе книги)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте 1 класс тема: Устная и письменная речь. Предложение.Речь устная и письменная. Предложение. Выявление уровня развития лексики.

Способность формированию начальных представлений о понятиях «речь письменная и устная», развитию внимания, фонематического слуха; создавать условия для выявления уровня развития лексики....

Рабочая программа групповой коррекции устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста

Программа составлена в соответствии с государственными стандартами обучения чтению и русскому языку в начальной школе. Она учитывает особенности  и структуру речевого дефекта и отражает современн...

Адаптированная рабочая программа "Коррекция устной и письменной речи у детей 1 класса с ОВЗ"

Адаптированная рабочая программа "Коррекция устной и письменной речи у детей 1 класса с ОВЗ"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППОВОЙ КОРРЕКЦИИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (1-4 КЛАССЫ)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА групповой коррекции устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста (1-4 классы)...

Рабочая программа по курсу: "Коррекция устной и письменной речи обучающихся с тяжелыми нарушениями речи", вариант 5.2. 1 класс

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекция устной и письменной речи обучающихся с задержкой психического развития» 1 класса разработана в соответствии с требованиями федерального го...

Рабочая программа "Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи"

Реализация идей нового проекта современной модели образования невозможна без устранения причин затруднений, возникающих у определенной части детей в процессе усвоения школьной программы, поэтому в усл...

Виды речи. Устная и письменная речь.Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Тема Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Педагогические цели сформировать способности

Виды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)ТемаВиды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)Педагогические целисформироват...