Мастерская "Речевой ручеёк"
статья по логопедии на тему

Рассматривается развитие речи школьников через приобщение к традициям, обычаям и языку русского народа в условиях мастерской "Речевой ручеёк" истокоориентированного лагеря "Родничок".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalyuzhnaya_s.v._masterskaya_rechevoy_rucheyok.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Калюжная Светлана Валерьевна,

учитель-логопед

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 8",

г. Ханты-Мансийск

Мастерская "Речевой ручеёк"

        Аннотация. Рассматривается развитие речи школьников через приобщение к традициям, обычаям и языку русского народа в условиях мастерской "Речевой ручеёк" истокоориентированного лагеря "Родничок".

Ключевые слова. Народное творчество, духовное и культурное наследие русского народа, развитие речи школьников, социокультурные истоки.

Огромный пласт духовных ценностей отражён в традициях и обычаях русского народа. Всё это трепетно передаётся из поколения в поколение. В рамках реализации программы "Социокультурные истоки" происходит приобщение к этому богатству. В нашем учреждении большое внимание уделяется познавательно-речевому развитию школьников, поэтому во время каникул, в рамках истокоориентированного лагеря "Родничок", работает мастерская "Речевой ручеёк " (далее – Ручеёк).

Основная цель "Ручейка" – приобщение к духовному и культурному наследию русского народа через знакомство с народным творчеством. Знакомство с фольклором обогащает чувства и речь обучающихся, формирует положительное отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии детей.

В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к народному творчеству, его истокам. Всё это было задействовано на занятиях в "Речевом ручейке".

При первой встрече, "чтобы снова в добрый путь стих потек как речка..."  (Е. Серова), дети помогли "Ручейку", подсказали словечки, продолжили и проговорили скороговорки и чистоговорки. Используя в своей речи пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно излагать свои мысли и чувства, интонационно окрашивать свою речь. Многие ученики сами попробовали придумать чистоговорки и скороговорки, что способствует развитию умения творчески использовать слово, делает нашу речь богатой, точной и выразительной. Важно научить детей не только понимать художественное слово, но и самим участвовать в творческом процессе.

Очень увлекла детей взаимодействием друг с другом игра "живые буквы", вызвала у них положительные эмоции, помогла понять значение устаревших слов. Народное творчество – одно из действенных и ярких средств, таящее огромные дидактические возможности. После объяснения слов и подбора к ним картинок, можно и сказки послушать.

Сказка устно создавалась и устно передавалась из поколения в поколение. Известно, что сказочники не только рассказывали сказки, но и одновременно с этим творили их. Сказка зарождалась на основе непосредственной импровизации, создатели и хранители сказок были самобытными народными златоустами. Они увлекали слушателей не только волшебной фабулой сказки, но и своим краснословием. За многовековое существование сказок, в них утвердилась особая произносительная культура устной речи с ее ритмическими, рифмованными благозвучными выражениями, проявляющимися в присказках, присловьях, прибаутках, уподоблениях, крылатых выражениях и поучительных речениях.

Эта школа народного красноречия захватывает, погружает в волшебство, дает много идей для творчества. Можно составить узор по мотивам русского фольклора, можно сделать иллюстрацию к понравившимся произведениям, а можно все это отобразить в закладках для книг. Всё это направлено на развитие способности эмоционально откликаться на прочитанное, на пробуждение воображения и фантазии школьников, на детализацию и конкретизацию представлений об образных средствах языка, на выражение личностного отношения к прочитанному.

У "Ручейка" уже есть, хоть и короткая, но своя история. Он функционирует с весны 2017 года. Мастерская открывает свои двери в каникулярный период и не только. Занятия мастерской настолько интересны детям атмосферой волшебства, гармонии и новых открытий, что она с радостью принимала учеников в День Искусств 2016 и 2017. Индивидуальная и групповая работа, творчество в парах и обособлено, направлены на приобщение к духовным и нравственным ценностям русского народа, на пробуждение в молодом поколении доброты и света их души. Равнодушных нет.

Таким образом, использование богатейшего материала русского народного творчества способствует всестороннему интеллектуальному, речевому и духовному развитию ребенка, эмоциональному раскрепощению, обогащению новыми знаниями и умениями.

Работа учителя-логопеда в школе отличается специфичностью и очерченностью используемого материала, но, как показывает опыт, использование слов, сопровождающих курс истоков, делает занятия более оригинальными, интересными и яркими. Данный подход обеспечивает определенную долю преемственности, помогает детям формировать навыки классификации, используя слова и иллюстрации, а также создает условия для поисковой и исследовательской работы.

        Список литературы

1. Бабичева Н.В. "Сказка-школа народного красноречия, её роль в развитии речи ребёнка" – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2012/05/09/skazka-shkola-narodnogo-krasnorechiya-ee-rol-v-razvitii-rechi

2. Кошелева Т.А. Логопедический  проект "Старинная пословица

не мимо молвится" – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2015/11/18/logopedicheskiy-proekt-na-temu-narodnyy-folklor-neprevzoydyonnyy

3. Мелешкина О.Н. Роль образных средств в развитии речи младших школьников– URL: http://avtoreferat.seluk.ru/at-pedagogika/100670-1-rol-obraznih-sredstv-razvitii-rechi-mladshih-shkolnikov.php

4. Яковлева, Н.Н. Использование Фольклора в развитии дошкольника / Н.Н. Яковлева – С.-П., "Детство-Пресс". – 2011. – 127 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по речевому этикету "Чистый ручеёк нашей речи"

Материал содержит презентацию и конспект занятия. Может быть использовано как в рамках внеурочной деятельности (риторика), а также для проведения Недели русского языка....

Презентация "Чистый ручеёк нашей речи"

Презентация "Чистый ручеёк нашей речи"...

Внеклассное занятие по литературному чтению "Чистый ручеёк нашей речи" 1-4 классы

Цели занятия:- повторить известные и усвоить новые сведения о культуре речи;- дать сведения, расширяющие кругозор, развивать коммуникативные навыки; - совершенствовать навыки вежливого пове...

"Жил на свете ручеёк"

Конспект экологической игры для учащихся начальных классов....

"Жил на свете ручеёк"

Конспект экологической игры для учащихся начальных классов....

"Жил на свете ручеёк"

Конспект экологической игры. Водосбережение....

Чистый ручеёк

материал по речевому этикету...