Технологическая карта урока речевой практики "Готовимся к Новому году"
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Евсеенко Юлия Анатольевна

Конспект урока предназначен для обучающихся 8 вида (класс разноуровневый). Учащиеся научатся строить простые предложения и короткие рассказы, отвечать на вопросы в беседе и инициировать общение, образовывать прилагательные от существительных. Учащиеся расширят словарный запас по лексической теме «Зима», «Одежда».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока речевая практика

Тема: 1-2 кл. Готовимся к новому году.

            3-4 кл. Одежда. Сезонные изменения в природе: декабрь.

Класс разноуровневый (1-4)

Цель: 1. Познакомить обучающихся с традициями празднования нового года.

           2. Систематизировать и расширить знания учащихся по лексической теме «Зима»

Задачи.

Обучающие: совершенствовать у учащихся умение строить простые предложения и короткие рассказы; продолжать учить отвечать на вопросы в беседе и инициировать общение; упражнять в образовании прилагательных от существительных; активизировать и расширить словарный запас учащихся по лексической теме «Зима», «Одежда».

Коррекционно-развивающие: развивать артикуляционную и ручную моторику; коррекция устной связной речи через коммуникативные речевые задания; коррекция мышления на основе установления причинно-следственных связей; развитие концентрации внимания, слухового внимания, памяти.

Воспитывающие: воспитывать интерес к предмету; воспитывать культуру поведения; прививать любовь к природе; воспитание бережного отношения к одежде.

Оборудование. Компьютер, мультимедийный проектор; разрезанная картинка «Ёлочка» (два набора); карточки с заданием «Закончи предложение» на каждого ученика (7 штук); цветные карандаши каждому на парту; чистые листы (3 штуки); клей, карточки для дидактической игры «Оденем на прогулку».

Этапы урока

Описание действий участников образовательного процесса

I.Мотивация к деятельности

II. Подведение к цели урока

  1. Приветствие, создание положительного настроения учащихся.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Повторение сегодняшней даты.

- Какой сегодня день недели?

- Какое сегодня число?

- Какой сейчас месяц?

- Этот месяц, к какому времени года относим?

- Какое время года было перед зимой?

- А после зимы, какое время года будет?

- А после весны, какое время года будет?

Обобщ.: сегодня … декабря, вторник.

Слайд 1. Речевая гимнастика. 

На уроке развития речи вы учитесь красиво и правильно говорить. Давайте потренируемся в правильности произношения. Прочитаем чистоговорки с разной интонацией (с радостью, с грустью)

  1. Прочитайте про себя
  2. Чтение хором (веду указкой и громко читаю сама)
  3. Чтение 2 учениками.

Ок-ок-ок – выпал снежок.

Оз-оз-оз – пришёл мороз.

Ма-ма-ма – наступила зима.

  1. Попробуем сказать с радостью. Вася скажет. Марина попробует.
  2. Попробуем сказать с грустью. Саша скажет. Кирилл.

   

Молодцы. Все старались передать интонацию. У Васи получилось передать интонацию радости, а Кириллу интонацию грусти.

- Послушайте загадку и отгадайте ее:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила (зима).  Слайд 2

-Догадались? Правильно, зима.

- Какие слова вам помогли отгадать загадку?  

Посмотрите на слайд. Рассмотрите картинку. Как прекрасна зимняя природа!

- Вам понравилась эта картинка? Чем?

Все деревья стоят в инее, словно хрустальные. Зима самое красивое и загадочное время года.

Зиму обожают все и взрослые и дети.

А вы любите зиму?

А за что вы любите зиму?

- Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке?

Значит, сегодня на уроке мы будем говорить с вами ребята 3-4 класса о сезонных изменениях, происходящих с приходом зимы в природе, поговорим, как изменилась одежда у людей, а с вами ребята (1-2) о главном празднике. зимы.

III. Изучение нового материала

1-2 класс

Дидактическая игра «Собери картинку»

- У вас на столах лежит разрезанная картинка, которую нужно собрать и приклеить.

  • У.        3-4 класс

(Слайд 3 схемы зима и осень)

Ознакомьтесь со слайдом и подумайте.

-Какая схема относится к зиме? (схема справа обозначает зиму)

С.

У.

-Какая схема относится к зиме? Первая или вторая.

- Почему так решили?

- Первая схема, что обозначает?

Посмотрите ребята на солнышко.

- Как светит солнце осенью?  (Солнце осенью светит ярче и греет теплее)

- А как светит зимой? (Зимой солнце светит слабо)

 - Почему осенью выпадают осадки в виде дождя, а зимой в виде снега?

Посмотрите на деревья. Что происходит с листвой осенью?

А зимой?

Итак, зимой солнце светит мало. Дни становятся короткими, а ночи – длинными. Вся земля покрыта снегом. Часто бывает снегопад (слайд 4) – это сильный снег.  

- Кто знает, что такое снегопад? (молодцы)

Снегопад может сопровождаться сильным ветром называется метелью (вьюга).  Реки замерзают, покрываются толстым льдом. Становится холодно, бывают сильные морозы.

Физкультминутка «Зима»

Мы погреемся немножко,

Мы похлопаем в ладошки,

Ножками потопаем

И себя похлопаем.

Прикрепите свои картинки на доску. Полюбуйтесь своими елочками.

С.

Работа в тетрадях по карточкам   

Теперь по работаем в тетрадях. У вас на столах лежат карточки. Возьмите их. Вы должны выполнить задание. Даны незаконченные предложения. Закончите их и запишите готовые в тетрадь.

Если днем холод, то день (какой?) холодный.

Если днем мороз, то день (какой?) …

Если днем вьюга, то день (какой?) …

Если днем снег, то день (какой?) …

Если днем ненастье, то день (какой?) …

Если днем ветер, то день (какой?) …

Если днем солнце, то день (какой?) …

- Поднимите руку кто не понял задание?

Проверим, какие предложения у вас получились. Кто не закончил задание, допишите до точки.

- Поднимите руку у кого другое слово получилось?

Молодцы. продолжаем работать дальше.

III. Закрепление нового материала

Вот какие елочки-красавицы у вас получились.

Итак, скоро будем встречать Новый год.

Главной традицией празднования Нового года является, что? (Главная традиция украшение елки)

- Чем украшают елку? (шарами, гирляндами, дождем, мишурой)

Значит, главной традицией Нового года является украшение ёлки. Эту зелёную красавицу наряжают шарами, гирляндами, светящимися фонариками, шишками, игрушками. Ещё одна традиция – пускать салют в 12 часов ночи, именно в это время все желают друг другу счастья в наступившем новом году. Это праздник принято отмечать в кругу своей семьи. Взрослые и дети одевают красивую одежду, карнавальные маски и веселятся возле нарядной ёлки. Они поют песни, танцуют, играют в игры.

Сейчас поработаете самостоятельно. Вы раскрасите гирлянду. Постарайтесь раскрасить, так чтобы гирлянды у всех были разных цветов.

С.

Поменяйтесь гирляндами и посмотрите. Похожи ваши гирлянды?

У. Слайд 5

С приходом зимы происходят изменения не только в природе, но и в одежде людей.

Посмотрите на слайд.

- Как стали одеваться люди с наступлением зимы?

(Дети отвечают полными ответами)

- Для чего нам нужна теплая одежда?

Правильно.  Одежда выполняет защитную функцию. Защищает от ветра, холода, летом защищает от солнца, осенью от дождя.

               

  • С.      

Игра «Оденем на прогулку»

Кукла Аня собирается на прогулку, а на улице у нас зима. Помогите ей выбрать нужную одежду. Вы должны выбрать одежду, головные уборы, обувь, которую носят зимой. Подпишите название одежды и раскрасьте цветными карандашами.

 

Слайд 6

Приступим к новому заданию. - А кто самый главный на новогоднем празднике?

Почему он главный?

Обратите внимание на слайд.

- Кого вы узнали на картинке?

- Как вы догадались, что это Д.М?

-А кто эта девочка?

- Как вы догадались?

- Что лежит в мешке Д.М?

- Как вы думаете, кто написал Д.М. столько писем?

- Чье письмо читает Д.М?

- Как вы догадались?

- Что нарисовал Вова в письме?

- Что хотел сказать Вова Д.М?

- А вы хотели бы познакомиться с Д. М?

Сейчас мы с вами обыграем ситуацию знакомства с Д. М. Представьте, что к вам на урок пришел Д. М., что бы вы ему рассказали (ставлю на стол фигурку Д. М.) 

- С чего вы должны начать разговор?

Вы должны поздороваться,

Р. Здравствуй Д. М.

Д.М. Как тебя зовут мальчик?

Р. Меня зовут …

Д.М. Сколько тебе лет?

Р.

Д. М. В каком классе ты учишься?

Р.

Д.М. Тебе нравиться учиться в школе?  Какой предмет больше всего тебе нравиться?

Р.

Д.М.  Хорошо. Мы встретимся с тобой на празднике. До свидания.

Р. До свидания.

Вот мы и научились знакомиться с Д. М.

- Какой подарок вы бы хотели попросить у Д. М?

Подумайте, какой бы подарок вы хотели получить от Д.М.?

Расскажите ребятам 3-4 класса какие подарки вы бы хотели получить на Новый год.

У.

Итак, какую одежду вы выбрали?

Поменяйтесь работами.

Кто неправильно выбрал одежду?

Физкультминутка «Мороз»

Ручки вверх, ручки вниз.

На носочках подтянись.

Ручки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем поприседаем,

Никогда не замерзаем.

Сегодня мы говорили о сезонных изменениях зимой, об изменении одежды у людей, а также о праздновании Нового года.

- Как вы думаете, Дед Мороз любит подарки?

Д.М. тоже любит подарки. Он с удовольствием слушает песни, стихи, которые вы читаете на празднике.

(Слайд стихотворение и елка)

- Сейчас мы свами разучим стихотворение, послушайте его внимательно.

Праздник мы встречаем,

Елку наряжаем,

Вешаем игрушки,

Шарики, хлопушки.

Повторяйте за мной (стих. читается несколько раз)

(Слайд елка)

(по желанию дети рассказывают стихотворение)

IV. Подведение итога урока

Так ребята, мы подведем итоги урока.

О традициях какого праздника мы говорили?  

Зимой солнце греет …?

Зимой осадки в виде… ?  

Реки покрыты толстым …?

Деревья стоят ….?    

Первый месяц зимы …?

Словесная оценка работы каждого.

Рефлексия

У вас на столах лежат смайлики: веселый и грустный. Если вы довольны своей работой на уроке, возьмите веселый смайлик, если не довольны работой на уроке, то грустный смайлик. Прикрепите свои смайлики на доску.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

технологическая карта урока Речевой этикет

Урок для овладения нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения...

Технологическая карта урока Речевая практика.

Урок. Речевая практика. " Телефонный разговор". 3 класс...

Технологическая карта урока математики «Единицы длины. Новые единицы длины: миллиметр, километр», (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование представления о новой единице длины – миллиметре, километре, способность к измерению длин отрезков в миллиметрах.Задачи урокаДидактические:Научить измерят...

Технологическая карта урока русский язык «Изучение нового. Местоимения как часть речи» ( к УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: создание условий для формирования у учащихся о местоимение как части речи Задачи урока: Дидактические: 1. Узнать, что обозначает местоимение как часть речи, на какие вопросы отвечает; 2. У...

Технологическая карта урока ИЗО «Волшебные палитры. Времена года», 2 класс, УМК "Школа России"

Цель урока: ознакомление обучающихся с цветом как средством художественного выражения, с характерными цветами времён года Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Формировать навыки раб...

Технологическая карта урока речевой практики в 1 классе "День Победы"

  Данный урок направлен на реализацию требований АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету «Речевая практика»....