Главные вкладки

    Мнемотехника в помощь детям младшего школьного возраста с ОВЗ, обучающихся в специальных учреждениях VIII вида
    консультация по логопедии на тему

    Пачгина Наталья Владимировна

    Качество жизни детей с ОВЗ в первую очередь зависит от их поведенческих навыков, социальной включенности, коммуникативных способностей и меняется с возрастом. У детей с ограниченными возможностями здоровья очень часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл mnemotehnika.docx774.7 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОГБОУ «Елатомская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

    http://www.elatma2008.narod.ru/E19_files/image006.jpgКонсультация для педагогов:

    «Мнемотехника  в помощь детям младшего школьного возраста с ОВЗ,

    обучающихся в специальных учреждениях VIII вида»

                                                             

                                                     Учитель-логопед:

    Пачгина Н.В.  

                                                                         

    Елатьма 2018г.

    Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений.

    Качество жизни детей с ОВЗ в первую очередь зависит от их поведенческих навыков, социальной включенности, коммуникативных способностей и меняется с возрастом. У детей с ограниченными возможностями здоровья очень часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.

    Нарушения когнитивных процессов  у ребенка непосредственно сказываются на овладении речью. Необходимо, используя все возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, ориентироваться в окружающем мире.

    Коррекционное воздействие при развитии речи детей с ОВЗ – очень сложное дело. Речь характеризуется системным недоразвитием речи (СНР), т.е. нарушены все компоненты речи:  

    • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
    • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
    • Употребление нелитературных слов и выражений.
    • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
    • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
    • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
    • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

    Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи детей  с СНР служат приемы мнемотехники в связи с тем, что обучение носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события близкие их жизненному опыту.

    К. Д. Ушинский говорил:  «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам - он будет долго и напрасно будет мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Примером   может служить всем знакомая фраза, которая помогает запомнить цвета радуги: Каждый  Охотник  Желает  Знать Где Сидит  Фазан.

    Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

    Как любая работа строится от простого,  к сложному. Начиная работу с простейших мнемоквадратов,    последовательно переходим к    мнемодорожкам и позже к мнемотаблицам.  

    Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблица.                     

    Мнемотаблица - это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию.

    Мнемотехника помогает развивать:

    • Ассоциативное мышление;
    • Зрительную и слуховую память;
    • Зрительное и слуховое внимание;
    • Воображение;
    • Связную речь;
    • Мелкую моторику рук.

    В работе с мнемотаблицами вводятся символы и картинки.

    Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

    Работа на занятиях по мнемотаблицам  состоит из трех этапов.

    1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

    2 этап: осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

    3 этап: после перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме, разучивание стихотворения.

            

    Требования к работе с мнемотаблицей:

    • знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям;
    • знаки и символы должны отображать обобщенный образ предмета;
    • знаки и символы должны быть предварительно оговорены с детьми и   принимаются как ведущие;
    • замысел графической схемы знаком и понятен ребенку.

     

       На первом этапе следует подбирать опорные картинки к стихотворению на каждую строчку. Картинки должны быть яркими и узнаваемые. После прочтения дети воспроизводят стихотворение по опорным картинкам.

    Карточки - схемы можно использовать:

    • для обогащения словарного запаса,
    • при обучении составлению рассказов,
    • при пересказах художественной литературы,
    • при отгадывании и загадывании загадок,
    • при заучивании стихов. 

     

    Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

    Этапы работы над стихотворением:

    1. Педагог выразительно читает стихотворение.
    2. Сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть.  
    3. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
    4. Педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
    5. Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
    6. Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
    7. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

    (Примеры мнемотаблиц: заучивание   стихотворений,  пересказ    сказки  «Колобок», составление рассказа о весне, мнемо-загадки).

     

    Мнемотаблицы и модели служат дидактическим материалом и в моей работе.

    Коррекционная работа по совершенствованию и коррекции произносительной стороны речи начинается с уточнения артикуляции сохранных звуков. При этом произношение каждого звука анализируется с точки зрения его слухового, зрительного и кинестетического образа и, следовательно, коррекция звукопроизношения протекает при активном участии всех анализаторов - зрительного, слухового и речедвигательного.

    Для формирования точных движений органов артикуляционного аппарата используется артикуляционная гимнастика. На занятиях по постановке и автоматизации звуков я разработала и использую мнемотаблицы для проведения артикуляционной гимнастики, схемы артикуляции и характеристики звуков, а на этапах автоматизации и дифференциации звуков применяю мнемодорожки и мнемотаблицы для точного произношения стихотворного текста, рассказа, чистоговорок, разгадывания загадок.

    Детям с ОВЗ требуется специальное обучение, а затем длительные тренировочные упражнения по усвоению навыков словоизменения и словообразования, формирования связей согласования, управления и примыкания в словосочетаниях.

    Учитывая особенности обучающихся с ОВЗ, необходимо: предлагать небольшое количество материала, неоднократно повторять показ действий с тем или иным материалом, заканчивать упражнение при достижении первого результата, так как ребёнок быстро истощается, не может долго работать.

    В работе с детьми с ОВЗ по адаптированным программам  VIII вида в школе-интернате формирование речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и становится главной целью всего коррекционного процесса.

    Залогом успешной работы является тесное сотрудничество с учителями. Учителю начальных классов необходимо учитывать влияние недостатков речи ребенка на успешное овладение грамотой.

    Совместная работа логопеда и учителя требует постоянного контакта, координации, взаимных консультаций, корректировки методов и приемов работы с детьми.

    Выводы:

    С помощью мнемотаблиц, схем - моделей удаётся достичь следующих результатов:
    - у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
    - появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
    - появляется интерес к заучиванию стихотворений и потешек;
    - словарный запас пополняется;
    - дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться при общении.

    Список использованной литературы:

    1. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М., 2008.
    2. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед, 2008. №4.
    3.  Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи.  Журнал Логопед, 2008. №4.
    4. Смышляева Т.Н., Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции ОНР. Журнал Логопед, 2007. №1.
    5. Ткаченко Т.А. Наглядно-дидактическое пособие «Использование схем в составлении описательных рассказов», метод. руководство, картинный комплект . М.: Книголюб, 2005
    6. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. Москва «ВАКО», 2009.
    7. http://kladraz.ru
    8. https://www.prodlenka.org
    9. https://infourok.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Влияние сказкотерапии на развитие детей младшего школьного возраста с ОВЗ

    На сегодняшний момент сказки, равно как и другие художественные произведения, не в полной мере используются в семье. Некоторые семьи считают, что чтение сказок – пустое времяпрепровождения. Но это не ...

    «КОРРЕКЦИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

    Актуальность темы исследования подтверждена тем, что, обучение письму вызывает значительные затруднения у младших школьников с интеллектуальными нарушениями. В специальной педагогике и психологии отме...

    свидетельство о публикации. «КОРРЕКЦИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

    Свидетельство о публикации.«КОРРЕКЦИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙМЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМИНТЕЛЛЕКТА В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ)ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»...

    Ознакомление с музеями Санкт-Петербурга детей младшего школьного возраста с ОВЗ.

    Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка эффективно и достигала поставленной...

    Культурно-гигиенические основы воспитания детей младшего школьного возраста с ОВЗ (ТНР) в условиях ГКОУ ЛО «Павловский центр «Логос».

    В данной статье представлен опыт работы по формированию культурно-гигиенических основ. Методика работы позволяет воспитателю доступно и увлекательно в совместной деятельности с детьми младшего школьно...

    Мнемотехника в помощь детям младшего школьного возраста с ОВЗ, обучающихся в специальных учреждениях VIII вида

    Качество жизни детей с ОВЗ в первую очередь зависит от их поведенческих навыков, социальной включенности, коммуникативных способностей и меняется с возрастом....

    «Современные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями, имеющими детей младшего школьного возраста с ОВЗ»

    Представленная статья о взаимодействии родителей и учителя-логопеда в работе с детьми имеющими нарушение речи...