Формирование познавательных интересов детей младшего школьного возраста (на примере Негосударственного частного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа «ГЕЛИОС»
статья

Марченко Ольга Леонидовна

Главной задачей современной школы является эффективность учебно-воспитательного процесса. Это отражено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.

В начальной школе выполнение данной задачи напрямую зависит от положительной мотивации к познавательной активности.

Несмотря на то, что тема познавательного интереса младших школьников достаточно рассмотрена в научной литературе, данная проблема по-прежнему остается актуальной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование познавательных интересов детей младшего школьного возраста (на примере Негосударственного частного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа «ГЕЛИОС»

Марченко Ольга Леонидовна, учитель начальных классов НЧОУ «ГЕЛИОС» 1 категории

Главной задачей современной школы является эффективность учебно-воспитательного процесса. Это отражено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.

В начальной школе выполнение данной задачи напрямую зависит от положительной мотивации к познавательной активности.

Несмотря на то, что тема познавательного интереса младших школьников достаточно рассмотрена в научной литературе, данная проблема по-прежнему остается актуальной. 

В своей статье  хочу представить программу развития формирования познавательных интересов детей младшего школьного возраста на примере НЧОУ «ГЕЛИОС».  

Я считаю, что программа, направленная на формирование познавательного интереса в учебной и внеучебной деятельности младших школьников, будет эффективна, если:

- она будет осуществляться на научно - педагогической основе;

- будут выявлены педагогические условия формирования познавательного интереса;

- будут выявлены особенности и уровни формирования познавательного интереса;

- используется комплекс творческих заданий по предметам;

- осуществляется мотивация младших школьников.

В первую очередь я исследовала само понятие «познавательный интерес».

В широком смысле слова интерес - это направленность личности на изучение всего нового, овладение умениями, приобретение разнообразных навыков.

Интерес к знаниям или познавательный интерес - это направленность личности ребёнка на овладение знаниями в различных предметных областях.

На развитие познавательного интереса младших школьников влияет и содержание материала, и методы обучения, и организационные формы, и постановка воспитательной работы, и материальная база школы, и, наконец, личность учителя.

Формирование познавательных интересов у школьников начинается с самого начала обучения в школе. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется у младших школьников интерес к содержанию учебной деятельности, потребность приобретать знания. 
 

Чтобы развить познавательные интересы и познавательную активность, я разработала программу развития формирования познавательных интересов детей младшего школьного возраста на примере Негосударственного частного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы «ГЕЛИОС».

Цель программы: включение детей младшего школьного возраста в игровые ситуации учебной деятельности, привлечение к творческой деятельности, стимулирование их интереса через творческую деятельность на уроке литературного чтения и поисково-исследовательскую деятельность на занятиях проектная деятельность.

Программа состоит из двух разделов.

Первый раздел включает в себя комплекс дидактических игр по развитию речи на уроках литературного чтения. В ходе работы над первым разделом программы происходит развитие познавательных интересов, познавательных процессов, интеллекта, творческих способностей детей младшего школьного возраста.  

Второй раздел включает в себя комплекс из 7 занятий проектной деятельности. В ходе работы над вторым разделом программы происходит развитие интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка с использованием новых образовательных педагогических и информационных технологий, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс.

     Раздел 1.

№ занятия

Дата проведения

Количество часов

Тема занятия

I четверть

1

1

Сочинение стихотворения, посвященного маме.

2

1

Лимерик. Сочиняем лимерик.

II четверть

3

        1        

Создание книги лимериков.

4

1

Сочинение сказки.

III четверть

5

1

Создание книги сказок.

6

1

Сочинение поучения учителям.

IV четверть

7

1

Сочинение на свободную тему.

Раздел 2.

№ занятия

Дата проведения

Количество часов

Тема занятия

1

1

Виды проектов. Выбор темы проекта, обозначить этапы проекта, определение целей, задач, гипотезы.

2

1

Программа Microsoft  Office Word. Формирование  навыков работы с текстом  и по настройке полей и абзацев.

3

1

Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом

4

1

Вид презентации проекта, в рамках научной конференции

5

1

Использование ресурсов Интернета при подготовке к презентации

6

1

Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления

7

1

Практическая работа. Защита проекта

В заключение следует сказать, что формирование познавательного интереса в учебной и внеучебной деятельности младших школьников будет эффективным при соблюдении условий формирования и развития познавательных интересов младших школьников (содержание материала, методы обучения, организационные формы, постановка воспитательной работы)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса в младшем школьном возрасте

В данной работе указаны определения всех познавательных процессов, зависимость  познавательного интереса  от развитости познавательных процессов, упражнения на развитие внимания, памяти, абс...

Творческий отчет «Начальное техническое моделирование как основа политехнического образования детей младшего школьного возраста на примере детского объединения «Самоделкины»

Мой опыт по организации системы работы в объединении по начальному техническому моделированию по теме  «Начальное техническое моделирование как основа политехнического образования детей...

Формирование познавательных интересов детей младшего школьного возраста

Развитие познавательных интересов ребенка в процессе его обучения в младших классах – один из важнейших факторов успешности учения, причем не только в начальной, но и в основной школе. Все усили...

Мнемотехника в помощь детям младшего школьного возраста с ОВЗ, обучающихся в специальных учреждениях VIII вида

Качество жизни детей с ОВЗ в первую очередь зависит от их поведенческих навыков, социальной включенности, коммуникативных способностей и меняется с возрастом. У детей с ограниченными возможностями здо...

Формирование познавательного интереса в младшем школьном возрасте.

 Познавательный интерес - это важнейшая область общего интереса. Его предметом является самое значимое свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социаль...

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕЙРОГИМНАСТИКИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Практическaя значимость: все эти нейропсихологические игры и упражнения могут быть использованы педагогом в коррекционно-развивaющей работе, напрaвленной на устранение трудностей в освоении обра...