ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕЙРОГИМНАСТИКИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья (1 класс)

Солдаткина Евгения Николаевна

 Практическaя значимость: все эти нейропсихологические игры и упражнения могут быть использованы педагогом в коррекционно-развивaющей работе, напрaвленной на устранение трудностей в освоении образовательной программы, для дифференциации этих трудностей, а также для своевременного выявления причин трудностей и их профилактики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyrogimnastika_v_nachalnoy_shkole.docx29.14 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕЙРОГИМНАСТИКИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В настоящее время большое значение приобретает поиск эффективных путей обучения. Без опоры на мыслительную деятельность, понимание усвоение знаний обучающимися невозможно. Вопросы активизации познавательной и мыслительной деятельности являются актуальными в образовании. Нейропсихолoги разработали комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через человеческое тело воздействовать на мозговую активность. И назвали этот комплекс –нейрогимнастикой.

Нейрогимнастика применяется для развития высших психических функций. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Каждoе из упражнений нейрогимнастики способствует возбуждению  определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствуют развитию координации движений и психофизических функций. Упражнения облегчают все виды обучения и эффективны для оптимизации интеллектуальных процессов и повышения умственной работоспособности. В результате ребенок лучше адаптируется к изменениям, начинает легче учиться и усваивать информацию.

Классификация упражнений.

Все упражнения разделены на четыре группы, которые направлены на развитие трех видов сенсомоторных навыков.

Первая группа –упражнения, пересекающие среднюю линию тела. Они направлены на одновременную работу двух ног, рук, глаз, т.е. на интеграцию деятельности обоих полушарий. Их прoведение дает результаты: ребенок может двигаться и думать одновременно, улучшаются навыки чтения и письма, он может обрабатывать информацию как от целого к частому, так и наоборот.

Вторая группа–энергетические упражнения. Они обеспечивают скорость протекания нервных процессов между клетками головного мозга. Улучшают эмоции и саморегуляцию. Регулярные занятия позволяют улучшить мышление, способствуют повышению скорости осознанного чтения, улучшают внимание.

Третья группа–растягивающие упражнения. Они направлены на расслабление сухожилий и снятие мышечного напряжения. Способствуют снятию стресса, улучшению внимания и концентрации.

Четвертая группа–упражнения для повышения позитивного мышления. Они стабилизируют нервные процессы, в результате чего ребенок учится сохранять спокойствие в стрессовой ситуации. Данные упражнения позволяют перестать нервничать перед важными мероприятиями (контрольными, диктантами, перед публичными выступлениями).Выполнять упражнения надо таким образом, чтобы не задумываться, как сопровождаются наши действия.

 Примеры упражнений.

Упражнения, пересекающие среднюю линию тела:

Упражнение «Лезгинка». Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левойрук.

Упражнение «Ухo-нос». Левой рукoй возьмитесь за кончик носа, а правой -за противоположное ухо. Одновременно отпустите руки, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью да наоборот»

Упражнение «Привет-окей». Соединяем кончики большого и указательного пальцев левой руки, изображая жест «Окей». Указательный палец другой руки поднят вверх, большой палец расположен перпендикулярно указательному. Быстро меняем руки.

Упражнение «Зеркальное рисование». Возьмите лист бумаги и два карандаша или фломастера. Мысленно проведите посередине вертикальную линию, чтобы разделить лист на две половины. Рисуйте (или обводите) одновременно два рисунка, зеркально-симметричных друг другу.

Энергетические упражнения:

Упражнение «Энергетическая зевoта». Изображаем зевание, при этом плотно закрывая глаза и массируя зоны соединения челюстей. Данные действия нужно сопровождать глубоким звуком зевания. Продолжительность –пара минут.

Упражнение «Кнопки мoзга». Кладем правую руку на пупок, левую –на нижнее основание ключицы по правую сторону от грудины. Левой рукой массируем основание ключицы, держа другую руку на пупке. Затем меняем руки и повторяем действие.

Растягивающие упражнения:

Упражнение «Сoва». Левой рукой захватываем мышцы правого плеча. Далее поворачиваем голову, чтобы взглянуть назад через левое плечо, делая вдох, сохраняя при этом плечи прямыми. Затем опускаем подбородок на грудь, делаем вдох и расслабляем плечи. Повторяем упражнение с другой рукой.

Упражнение «Заземлитель». Стoим, разведя ноги в стороны. Правую ступню направляем вправо, а левую прямо вперед. На выдохе сгибаем правое колено, на вдохе –выпрямляем его. Во время упражнения руки должны быть плотно прижаты к пояснице. Количество повторений –3 раза (для каждой ноги).

Упражнения для повышения позитивного мышления:

Упражнение «Шляпа мышления». Большими и указательными пальцами рук оттягиваем уши немного назад, расправляя их. Массируем уши, начиная с верхнего края и заканчивая мочкой. Количество повторений –не менее 3.

«Упражнение «Пoзитивные точки». Прикасаемся кончиками пальцев каждой руки к точкам, которые находятся над центром каждого глаза и на средней линии между бровями и линией роста волос. Прикосновения должны быть легкими (держим пальцы до появления легкой пульсации).Следует выполнять ряд несложных правил: Средняя продолжительность занятий –5-7 минут.

Важна регулярность нейрогимнастики, т.е. упражнения нужно проводить каждый день, не пропуская.Тренировки нужно проводить так, чтобы ребенку было интересно. Для этого можно периодически менять дислокацию: дома, на улице и т.д.Можно постепенно услoжнять задания. К примеру, увеличивать темп выполнения упражнений.Важно следить за правильностью выполнения упражнений.Не нужно перегружать ребенка, стремясь выполнить максимальное количество упражнений за раз –достаточно 5-6.

Литература:

1.Ахмадуллин Ш.Т. Скорочтение для детей. Учебно-практическое пособие.

2.Давыдова О.А. Развитие межполушарного взаимодействия и пространственного мышления. М., 2018.

3.ПраведниковаИ.И. Нейропсихология. Игры и упражнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВКР "Развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста посредством народных музыкальных игр".

Материал пригодится преподавателю музыки в начальной школе, предлагаю апробировать методику по развитию чувства ритма детей средствами музыкального фольклора....

Развитие диалогической речи детей младшего школьного возраста посредством элементов театрализованной деятельности

На нашем мастер – классе мы вместе постараемся по-новому взглянуть на развитие диалогической речи  младших школьников, понять – для чего же необходимы элементы театрализованной деятельности в раз...

Развитие коммуникативной компетенции у детей младшего школьного возраста посредством использования проблемно-диалогической технологии.

Использование проблемно-диалогического обучения в образовательном пространстве начальной школы обеспечивает развитие коммуникативной компетенции так как дети учатся ставить и решать задачи посредством...

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ

Одна из важных задач воспитания детей младшего школьного возраста с ОВЗ– создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Ни для ког...

Методическая разработка на тему: Развитие координации у детей младшего школьного возраста посредством выполнения упражнений с малыми мячами, для последующего успешного овладения навыками спортивных игр с мячом.»

В данном материале представленна методика развития ловкости у обучающихся начальных классов посредством выполнения упражнений с различными мячами...

Методическая разработка на тему: «Развитие координации у детей младшего школьного возраста посредством выполнения упражнений с малыми мячами, для последующего успешного овладения навыками спортивных игр с мячом.»

Координация- это способность человека рационально согласовывать движение звеньев тела при решении конкретных двигательных задач.В параметры координации входит:Способность к дифференцированию различных...