ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ
статья (2 класс)

Втюрина В.А.

Одна из важных задач воспитания детей младшего школьного возраста с ОВЗ– создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Ни для кого не секрет, что у детей младшего школьного возраста с ОВЗ важное значение имеет развитие познавательных процессов,таких как: память, внимание, мышление, речь. Развитие ощущений и восприятия (сенсорное развитие) создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

Поэтому в основе общей системе работы в познавательном развитии детей младшего школьного возраста с ОВЗ занимает сенсорное развитие.

Сенсорное развитие ребёнка это развитие его восприятия,формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

В статье представлены общие проблемы развития сенсорного опыта детей с ОВЗ младшего школьного возраста, принципы, на основе которых с помощью воспитателей дети могут развивать и обогащать свой сенсорный опыт, т.е. развивать все познавательные процессы.

Также подробно представлены дидактические игры на развитие динамического компонента слухового восприятия и игры и дидактические упражнения на развитие зрительно- моторной координации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Втюрина В.А.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ

Одна из важных задач воспитания детей младшего школьного возраста с ОВЗ– создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Ни для кого не секрет, что у детей младшего школьного возраста с ОВЗ важное значение имеет развитие познавательных процессов,таких как: память, внимание, мышление, речь.

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности - один из основных принципов образования, утвержденных ФГОС. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения в школе. Интерес детей к окружающему миру, желание познать и освоить все новое – основа формирования этого качества. На сегодняшний день  развитие познавательных способностей, активности детей младшего школьного возраста с ОВЗ – одна из актуальных проблем современности. 

Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию.

Одно из важных мест в общей системе работы в познавательном развитии детей младшего школьного возраста с ОВЗ занимает сенсорное развитие.

Сенсорное развитие ребёнка это развитие его восприятия,формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного воспитания высоко оценивали такие педагоги и психологи , как Люблинская А.А. , Д.Б. Эльконин,  Ульенкова У. В. , Гуткина Н.И. , Кравцова Е.Е., Зарин А.

Актуальность проблемы сенсорного развития заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания":

Развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека.

В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья вопрос познавательного сенсорного развития встает особенно актуально. Работа с детьми ОВЗ содержит следующие трудности:

• не сформированы или сформированы недостаточно навыки самообслуживания и т. д.

• низкая работоспособность, астения, повышенная утомляемость;

• трудности установления контакта;

• проблемы в познавательной сфере: неустойчивое внимание, быстро переключаемое или застреваемое на определенных действиях или предметах; непринятие и непонимание простых словесных инструкций; сниженный уровень всех видов памяти; нарушены фонематический слух и грамматический строй речи и т. д. ;

•эмоционально-поведенческие расстройства: аффективные вспышки, стереотипные реакции, заторможенность, неэмоциональность, негативизм;

Исследования психологов выявили у детей с ОВЗ неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия, пространственных и временных нарушений, недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ. Таким детям нужно больше времени для приёма и переработки зрительного, слухового и прочих впечатлений. Особенно ярко это проявляется в сложных условиях.

 Одной из особенностей детей является то, что сходные качества предметов воспринимается ими как одинаковые (овал, к примеру, воспринимается как круг).

Для детей младшего школьного возраста с ОВЗ важны игры и упражнения, направленные на коррекцию и развитие слухового и зрительного восприятия.

Чтобы сформировать у детей определенную систему знаний по данной теме необходимо использование следующих принципов:

Принцип доступности и индивидуальности.

Подбираемые технологии должны быть понятны и доступны каждому ребенку. Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и первоначальный сенсорный опыт.

Принцип последовательности и систематичности.

Совместная деятельность осуществляется согласно планированию, с обязательным закреплением в индивидуальной и самостоятельной деятельности.

Принцип связи с жизненным опытом.

Существенным фактором в работе с детьми с ОВЗ является взаимосвязь обучения с закреплением знаний и умений в повседневной жизни. В разнообразных играх, в самостоятельной деятельности дети закрепляют полученные знания о цвете, форме предметов. От правильной реализации этого принципа зависит качество развития восприятия.

Принцип повторяемости.

Учитывая особенности развития восприятия у детей с ОВЗ, для прочного усвоения программных требований необходима неоднократная повторность одних и тех же занятий.

Повторение без всяких изменений может привести к снижению заинтересованности детей. Поэтому при повторении занятий сохраняя программное содержание, следует привлекать новый материал с усложнением заданий, это позволяет детям хорошо все усваивать, пополнять багаж знаний, а главное – обобщать свой опыт.

Принцип наглядности.

Дидактические игры и упражнения являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, вызывают у ребенка живой интерес, что способствует хорошей результативности.

Задачи сенсорного развития детей с ОВЗ:

Образовательные:

развивать умение различать цвет, форму, величину предметов, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;формировать у детей зрительные способы обследования предметов;соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб);развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;обогащать активный и пассивный словарь детей

Воспитательные:

воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;формировать умение слушать и понимать инструкции педагога.

Развивающие:

развивать познавательные процессы; развивать мелкую моторику.

Правильно организованная предметная среда обеспечивает всестороннее развитие ребенка. Предметно-развивающая среда должна быть насыщена игровым и дидактическим материалом. Поэтому педагогическая работа по развитию сенсомоторных навыков у детейорганизуется нами в нескольких направлениях:

организация сенсорно-дидактического уголка в группе;

качественная подборка дидактических игр и пособий;

разработка дидактических игр и упражнений.

  • Дидактические игры на развитие динамического компонента слухового восприятия

“Слушай и хлопай”

Игровой материал: Музыкальный центр, кассеты, диски с музыкальными произведениями.

Ход игры: Дети стоят на ковре, повернувшись лицом к воспитателю. Под громкую музыку дети хлопают ладонями по ковру. На тихую музыку делают лёгкие хлопки в ладоши перед собой или по коленкам.

Примечание: Усложнением в данной игре будет изменение музыкального сопровождения. На начальном этапе игра проводится под музыку «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского. На втором этапе используется «Венгерский танец» Брамса. В нём изменяется не только сила звука, но и темп. Усложнение вводится для детей старшей возрастной группы.

Рекомендуемый музыкальный материал: П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков», Брамс «Венгерский танец»

  • Дидактические игры на развитие ритмического компонента слухового восприятия «Ритм по кругу».

Дети садятся в круг на колени и на пятки. Число участников в кругу не должно быть кратно трем. Первый ребенок хлопает в ладоши один раз, следующий - два раза, следующий - три раза, следующий опять один раз и т. д. Ведущий задает различный темп игры, меняет направление игры (то по часовой стрелке, то против).

Далее упражнение усложняется. Дети садятся полукругом. Педагог отстукивает какой-то ритм. Дети по команде его повторяют (по отдельности или все вместе). Когда ритм освоен, дети получают команду: "Давайте прохлопаем этот ритм следующим образом. Каждый по очереди отбивает по одному хлопку заданного ритма. Слева направо. Когда ритм закончится, следующий по кругу выжидает короткую паузу и начинает сначала. И так до команды "Стоп". Опоздавший со своим хлопком, не выдержавший паузу, сделавший лишний хлопок получает штрафное очко".

Дидактическая игра «Хлопки»

Дети свободно двигаются по комнате. На один хлопок ведущего они должны подпрыгнуть, на два - присесть, на три - встать с поднятыми вверх руками (или любые другие варианты движений).

  • Игры на развитие фонематического компонента слухового восприятия

«Услышишь — хлопни».

Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов, ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.

«Кто больше?»

Ход игры-соревнования. Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.)

«Звуковая зарядка»

Вариант 1: взрослый (ведущий) произносит звук, выполняя соответствующее движение, а дети повторяют.

Вариант 2: взрослый (ведущий) произносит звук, а дети выполняют движения по памяти.

Вариант 3: «Путаница» — взрослый (ведущий) произносит звук и выполняет движение ему несоответствующее, а дети — соответствующее.

Звук А — руки поднять в стороны на уровень плеч.

Звук У — руки вытянуть вперед.

Звук О —руки поставить на пояс.

Звук И —руки поднять вверх.

Звук Э — опущенные руки отвести немного в стороны.

Звук Ы — отвести руки назад (или за спину).

«Зоркий глаз»

Ход игры. Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.

  • Игры и дидактические упражнения на развитие зрительно- моторной координации:

«Слушай и рисуй» Цель: развивать умение ориентироваться на листе бумаги. Оборудование: лист бумаги, простой карандаш.

Ход игры: педагог просит нарисовать ребенка геометрические фигуры по инструкции: нарисуй квадрат в левом верхнем углу и т.д.

Дидактическая игра «Пройди по дорожке»

Материал: 1 вариант: бланки с дорожками (дорожки имеют различную фактуру, шарик. 2 вариант: дорожка из ленточек на ковролине, каталочка. 3 вариант: дорожка из проволоки, шарик с дырочкой. 4 вариант: бланк с дорожками, металлический шарик, магнит. 5 вариант: дорожка на полу, шарик.

Ход работы:

1 вариант: ребенок прокатывает шарик по дорожкам (или проводит пальцем по дорожкам, прослеживает движение глазами.

2 вариант: ребенок прокатывает каталочку по дорожке, движение прослеживает глазами.

3 вариант: 1. шарик надет на дорожку из проволоки; ребенок прокатывает шарик по дорожке, движение прослеживает глазами.

2. держит дорожку с шариком вертикально; шарик скатывается по дорожке, ребенок прослеживает движение шарика глазами.

4 вариант: ребенок перемещает шарик с помощью магнита по дорожке; прослеживает движение глазами.

5 вариант: ребенок прокатывает шарик рукой (ногой) по напольной дорожке.

Игры на развитие фигуро-фонового различения:

«Какая фигура лишняя?»

Цель: учить ребенка находить и выделять лишнюю фигуру из предложенного ряда. Оборудование: геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, круг – по 3 шт. Ход игры: Педагог составляет ряд из 3 одинаковых фигур и одной фигуры, не относящейся к данному ряду. Просит ребенка сначала найти фигуру, которая является лишней в ряду, затем объяснить, почему он сделал такой выбор.

«Определи правильно». Цель: закреплять представления ребенка о геометрических фигурах. Оборудование: карточки с изображением предметов, состоящих из геометрических фигур (см. Приложение 6). Ход игры: Педагог дает ребенку поочередно карточки. Сначала просит назвать предмет в целом. Затем спрашивает, из каких геометрических фигур состоит этот предмет.

«Найди фигуры» Цель: закреплять представления ребенка о геометрических фигурах, развивать зрительно внимание. Оборудование: сюжетные картинки, в которых присутствуют предметы геометрической формы (см. Приложение 6). Ход игры: педагог дает ребенку сюжетную картинку, просит найти, показать и назвать все предметы квадратной (круглой, прямоугольной и т.д.) формы.

Игры на оценивание постоянства очертаний:

«Зашумленные предметы»

Детям предается стать внимательными охотниками и найти на изображении (зашумленном рисунке) всех животных. А также попробовать создать собственное подобное изображение.

Игра на формирование восприятия пространственных отношений:

“Кто внимательный” Оборудование. Наборы строителя по количеству детей. Ход игры (проводится индивидуально или подгруппами). Педагог сажает перед собой (напротив) ребенка и выкладывает 4-6 элементов строителя. Предлагает ребенку делать так, как он, выполняя любую произвольную конструкцию. В процессе работы педагог сопоставляет жестом положение одинаковых элементов, уточняет их пространственное расположение. Затем строит другую конструкцию из тех же элементов, меняя лишь их положение. Ребенок повторяет действия. Педагог дает оценку выполнения ребенком задания: «Молодец, ты внимательный, все построил правильно».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей младшего школьного возраста в адаптационный период

Сенсорное развитие детей младшего школьного возраста в адаптационный период...

Изучение познавательной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Психическое развитие детей с ЗПР отличается неравномерностью развития психических функций. Для детей этой категории характерна низкая познавательная активность, что проявляется в недостаточном функцио...

Изучение познавательной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Целью нашего исследования явилось изучение некоторых особенностей познавательной сферы младших школьников  с задержкой психического развития. В исследовании приняли участие две группы детей по 10...

"Особенности сенсорного развития обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ (умеренная умственная отсталость)

Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Методика проведения диаг...