Рабочая программа по коррекции смешанной дисграфии у обучающихся начальных классов
рабочая программа по логопедии на тему

Шипелёва Оксана Николаевна

Рабочая  программа по коррекции смешанной дисграфии составлена   в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, инструктивно-методическим  письмом  о  работе  учителя-логопеда  при  общеобразовательной  школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по коррекции  смешанной дисграфии у обучающихся начальных классов

с использованием ИКТ «Компьютерный практикум для проведения логопедической работы  в начальной школе».

 

Пояснительная записка

Рабочая  программа по коррекции смешанной дисграфии составлена   в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, инструктивно-методическим  письмом  о  работе  учителя-логопеда  при  общеобразовательной  школе А.В.  Ястребова, Т.П.Бессонова.

             При составлении учебной программы использовала методические  системы коррекционной работы на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях И.Н.Садовниковой, Л.Н. Ефеменковой, А.В.Ястребовой, Л.Г. Парамоновой, Е.В.Мазановой Н.Г. Андреевой.

Рабочая программа направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся.

Важным условием для успешного обучения детей с  нарушением развития речи является организация коррекционно-педагогической работы.

Цель: предупреждение неуспеваемости учащихся начальных классов, обусловленной различными отклонениями в речевом развитии (первичного характера), коррекция нарушений письменной речи у обучающихся 2-4 классов     их социальную адаптацию.  

Задачи:

  • развивать слуховую дифференциацию фонем;
  • актуализировать связь звука и буквы;
  • развивать слогоритмическую структуру слов;
  • уточнять и развивать пространственно-временные представления;                                                                                                                
  • развивать функции фонематического анализа и синтеза; звукослоговой                                                                          структуры слова, языкового анализа и синтеза;
  • коррегировать нарушения лексико-грамматического строя речи;
  • формировать и развивать связную выразительную речь;    
  • закреплять полученные навыки в письменных упражнениях.
  • развивать навыки само-  и взаимоконтроля, умения работать в  коллективе;
  • развивать устойчивый интерес к урокам русского языка.

            Для достижения поставленной цели в качестве информационных ресурсов на  занятиях  используется «Компьютерный практикум для проведения логопедической работы  в начальной школе». Проводить занятие можно в двух режимах: «Пакет» или « Меню». Целесообразнее работать в режиме «Пакет», в котором игры последовательно выводятся на экран компьютера согласно программе занятия, а в режиме « Меню» можно выбрать нужный фрагмент из меню. Контроль за ходом выполнения игры сопровождается звуковыми сигналами.  Можно сохранять, передавать урок на другие компьютеры.

           Для подготовки к занятиям  используется учебное пособие «Сборник дидактических материалов», где тематическое планирование учебного материала не разбито по классам, что позволяет более эффективно подбирать упражнения в зависимости от особенностей развития учеников.

Для усвоения программы применяются основные методы обучения: наглядный, словесный, метод практических знаний, проблемно – поисковый.

Коррекционная работа включает также нетрадиционные методы: элементы аромотерапии, музыкотерапии, которые помогают более глубокой и качественной коррекции.

         Программа опирается на принципы: системности, комплексности, принцип учета симптоматики, опоры на сохранные анализаторы, последовательности и поэтапности в работе, доступности, сознательности, наглядности.

Краткая характеристика    

              При «смешанной» дисграфии наблюдается большое количество разных ошибок: пропуски или замены букв (как гласных, так и согласных) в словах, слогов; добавление лишних букв, слогов; недописывание слов или искажение их окончаний; слияние нескольких соседних слов (как правило, слитно записываются предлоги с последующими значимыми словами); разрывы слов (чаще всего на письме отделяются приставки от остальных морфем слов); пропуски слов, словосочетаний в предложениях; нарушения в обозначении на письме границ предложений (отсутствие заглавной буквы в начале предложения, точки в конце). У учащихся  в большинстве случаев выявляется недостаточная сформированность высших психических функций: внимания, памяти различной модальности, а также нарушения в эмоционально-волевой сфере.

         Общая характеристика учебного предмета

Содержание работы по данной программе тесно связанно с программой по русскому языку и чтению.  Программа рассчитана на 93 часа в течение одного учебного года, с периодичностью занятий 2-3 раза в неделю. Занятия проводятся с группами обучающихся с 15 сентября по 15 мая.

Выбор количества часов на каждую тему зависит от степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребенка, психофизиологических особенностей ребенка, состояния его интеллекта, регулярности посещения ребенком занятий, качества и скорости усвоения материала.

Содержание коррекционной работы   состоит из трех этапов коррекционно-развивающей работы: 

Развитие фонематических процессов (звукобуквенный анализ  и синтез,  фонематическое восприятие – слухопроизносительная дифференциация фонем).

Развитие лексико-грамматического компонента языковой системы. Слово (лексико-грамматическое значение). Морфемный состав.

Развитие связной речи. Работа над текстом. Проверка сформированности навыка письма и возможности его использования при выполнении разного уровня сложности продуктивных заданий.

          Первый   этап     

Задачи:

1.Развивать фонематическое восприятие;

2. Обучать простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов;

3. Уточнять произношение звуков с опорой на зрительное и слуховое восприятие, а также на тактильные и кинетические ощущения;

4. Учить выделять определенные звуки на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста;

5. Определять положение звука по отношению к другим звукам;

6. Учить сопоставлять звуки в произносительном и слуховом плане.

          Содержание коррекционной работы на первом этапе: работа на фонетическом уровне включает два основных направления: 

1. Развитие звукового анализа слов (от простых форм – к сложным);

2. Развитие фонематического восприятия, т.е. дифференциация фонем имеющих сходные характеристики.

Фонематические представления формируются у детей в результате наблюдения за различными вариантами фонем, их сопоставления и обобщения. Неоценимую роль в становлении фонематических представлений играют артикуляционные кинестезии. По этой причине с первых же занятий привлекается внимание детей к работе артикуляционного аппарата, чтобы сделать его в достаточной степени управляемым, приучать детей оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков, слов, связывая эти ощущения с акустическими раздражениями. С этой целью отрабатывается артикуляция гласных первого ряда, а также тех согласных, произношение которых обычно не страдает. Упражнения в узнавании и вычленении этих звуков в словах сначала проводятся с опорой на громкое проговаривание, в дальнейшем – на обычное произнесение слов (голосом разговорной громкости), а затем – на выполнение молча. Также раскрывается взаимосвязь между буквой и звуком.

Дальнейшая логопедическая работа направляется на развитие звукобуквенного анализа и синтеза. На этом этапе коррекционной работы большое значение отводится дифференциации букв, имеющих кинетическое сходство либо по количеству элементов (л-м, п-т, и-ш, ц-щ), либо по пространственному расположению элементов (б-д, в-д, у-ч, г-р), либо по наличию или отсутствию элементов данных букв (у-д-з, о-а, н-ю, л-я, а-д, и-у, х-ж, ш-щ). Коррекционная работа начинается с действий с картинками, геометрическими фигурами и предполагает оптико-пространственное дифференцирование; кроме того, полезны упражнения: в конструировании букв с помощью счётных палочек; отгадывание изографов и букв, кинетически смешиваемых по элементу данных букв; задание с «зашумленными» буквами. При этом главная задача логопеда – научить детей выделять «опорные» признаки, отличающие смешиваемые буквы. Эта работа проводится на каждом занятии в организационной его части (2-3 минуты), далее дети, смешивающие дети по кинетическому сходству, получают на дом индивидуальные задания на карточках. Кроме того, ведётся работа по дифференциации фонем, имеющих акустико- артикуляционные сходства, и в первую очередь эта дифференциация гласных I и II ряда. Опираясь на гласные II ряда, логопед подводит учеников к пониманию и практическому усвоению одного из способов слияния согласных. Работа на первом этапе завершается дифференциацией согласных звуков. Здесь логопед даёт понятия о звонких и глухих звуках, сравнивает их попарно, объясняет сходство и различие. Дальнейшая работа по отдельным парам звуков предлагается индивидуально по карточкам тем детям, которые смешивают буквы по акустико- артикуляционным признакам.

Планируемый уровень подготовки обучающихся при завершении 1-го этапа коррекционно-развивающего обучения:  

К концу обучения дети должны знать:

— термины, используемые для обозначения основных понятий (речь, звук, буква, артикуляция и т.д.);

— все буквы и звуки родного языка;

— отличительные признаки гласных и согласных звуков;

— гласные и согласные звуки;

— твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;

— пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости — мягкости, по звонкости — глухости;

К концу обучения дети должны уметь:

— узнавать и различать гласные и согласные звуки;

— обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;

— использовать гласные буквы И, Я, Е, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме;

— различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;

— производить фонетический разбор слова;

— производить звукобуквенный разбор слогов и слов;

— записывать слова с гласными буквами И, Я, Е, Ю, Е, а также буквами Ь и Ъ;

— подбирать слова на заданный звук;

— сравнивать слова со сходными звуками;

— строить звуковые схемы слогов и слов;

— составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;

— восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;

—самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, используя оппозиционные звуки.

Второй этап.

Задачи:

1. Установление логических и языковых связей между предложениями;

2. Уточнение морфологической структуры слова (приставка, суффикс, корень, окончание);

3. Развитие навыков словоизменения и словообразования (различные способы);

4. Развитие навыка правильного употребления предложно-падежных конструкций;

5. Развитие навыков использования в речи различных видов связи в словосочетаниях (управления и согласования);

6. Обучение синтаксически правильному оформлению предложения;

7. Обучение конструированию сложного предложения.

            Содержание коррекционной работы на лексическом уровне. Работа не лексическом уровне включает следующие направления:

 1. Количественный рост словаря (за счёт усвоения новых слов и их значений);

 2. Качественное обогащение словаря (путём усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний);

3. Очищение словаря от искажённых, просторечных и жаргонных слов.

На лексическом уровне проводится работа по уточнению и расширению словарного запаса учащегося. Логопед знакомит детей с явлениями синонимии и антонимии слов. Проводится знакомство с понятием «родственное слово». Отрабатывается умение подбирать родственные слова. Знакомство с однокоренными словами. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Пополнение словаря и развитие навыков словообразования. Также на этом уровне проводится знакомство с морфемным составом слова: корень, приставка, суффикс, окончание; сложные слова.

Ученики обучаются образовывать новые слова при помощи приставок, суффиксов, сложении двух корней. Так же уточняются представления детей о том, что слово состоит из звуков, звуки сливаются в слоги. Затем ученики усваивают слоговую структуру слова сначала с опорой на ритмический рисунок слова и графическое изображение, потом на слогообразующую роль гласных.

На данном этапе основное внимание логопед уделяет выделению гласных звуков из слова (ударных и безударных). Содержание коррекционной работы на синтаксическом уровне. При обследовании всех компонентов речевой системы детей с дисграфией (звукопроизношения, фонематических процессов, грамматического строя и связной речи), обнаруживается большое отставание в развитии словаря. В устной и письменной речи младших школьников рассматриваемой группы встречается много ошибок связанных со словоизменением основных частей речи (аграмматизмы); обнаруживается недостаточная сформированость практических умений и навыков в области словообразования (у части детей не угасает словотворчество – неадекватное использование тех или иных морфем при образовании слов, приводящее к детским неологизмам). Связанная речь у детей с дисграфией страдает не в меньшей степени, чем словарь и грамматический строй. Наибольшие затруднения вызывает составление самостоятельного рассказа, а также рассказа по картинке или серии картин.

Планируемый уровень подготовки обучающихся при завершении 2-го этапа коррекционно – развивающего обучения:

К концу обучения дети должны знать:

— признаки родственных слов (близость значения, наличие общей части — корня);

— состав слова: корень, суффикс, приставка, окончание, основа;

— правописание суффиксов и приставок;

— части речи;

— как согласуется существительное с прилагательным, глаголом и числительным;

— главные и второстепенные члены предложения;

— сложное предложение и его состав; виды связи в сложном предложении;

— виды связи в словосочетании (смысловые и логические).

К концу обучения дети должны уметь;

— распознавать части речи и их основные признаки;

— изменять слова по числам, родам и падежам;

— определять род, число и падеж существительных и прилагательных;

— производить разбор слова по составу;

— различать понятия словоизменение и словообразование;

— выделять из текста слова, словосочетания и предложения;

— устанавливать связи между словами в словосочетании, предложении и между предложениями в тексте;

— устанавливать связи между частями сложного предложения;

— составлять и анализировать сложное предложение.

Третий этап  

Задачи:

  1. Формировать у обучающихся представления о связном тексте как едином семантическом целом;
  2. Определение типа текста (повествование, описание, рассуждение);
  3. Уточнение структуры текста;
  4. Установление логических и языковых связей между частями текста;
  5. Обучение синтаксически правильному оформлению текста;

          Логопедическая работа на синтаксическом уровне включает в себя следующие направления:

1. Преодоление и предупреждение ошибочных словосочетаний в речи учащихся, усвоение ими сочетаемости слов, осознанное построение предложений.

2. Обогащение фразовой речи учеников путем ознакомления их с явлением многозначности, синонимии, антонимии, омонимии синтаксических конструкций.

На данном уровне проводится работа по знакомству учеников со словами-предметами, обозначение изучаемых слов при помощи схем. Проводится знакомство с понятием числа. Словоизменение существительных. Формирование навыка образования форм ед. и мн. числа имён существительных. Проводится работа по практическому употреблению существительных разного рода. Знакомство с падежными формами имён существительных. Знакомство со словами-признаками. Обозначение изучаемых слов при помощи схем. Проводится работа по развитию навыка словоизменения и согласования имён- прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже. Знакомство со словами-действиями. Обозначение изучаемых слов при помощи схем. Проводится работа по развитию навыка словоизменения и согласования глаголов с существительными в числе, роде. Проводится коррекционная работа и на уровне предложений. Ученики учатся соотносить предложения с графической схемой. Проводится работа по построению предложений различного типа. Установление в сложных предложений причинно- следственной связи. Проводится дифференциация понятий: словосочетание-предложение- текст. Ведётся работа с деформированными предложениями, текстами.

           По истечении 3-го этапа обучающиеся  должны уметь:

-Самостоятельно составлять краткий и подробный рассказ;

- Определять тему текста;

- Определять основную мысль текста;

- Составлять план;

-Устанавливать смысловую зависимость  между частями текста;

-Пользоваться различными синтаксическими конструкциями;

- Отбирать лексический и грамматический материал с учетом тематического принципа.

Характеристика базовых учебный  действий

          В ходе коррекционно-развивающей работы обеспечиваются условия для достижения обучающимися  личностных,  метапредметных и предметных результатов.  

         Личностные результаты:

  • Формирование  ответственного  отношения  к  учению,  готовности  и  способности  обучающихся  к  саморазвитию  и  самообразованию  на  основе мотивации к обучению и  познанию;
  • Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его культуре, языку; готовности и способности  вести диалог с  другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • Формирование  коммуникативной  компетентности  в  общении  и  сотрудничестве  со  сверстниками,  детьми  старшего  и  младшего  возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и  других видов деятельности;
  • Развитие познавательного интереса к родному языку;
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире;
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
  • Развитие  этических  чувств,  доброжелательности  и  эмоционально-нравственнойотзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • Развитие  навыков  сотрудничества  со  взрослыми  и  сверстниками  в  разных  социальных  ситуациях,  умения  не  создавать  конфликтов  и  находить   выходы  из  спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

  • Умение  оценивать  свою  работу  по  критериям,  предложенным  учителем  или составленным  в  совместной  работе;  
  • Принимать  оценку  учителем  и  одноклассниками  результата  своей  работы,  начать  формирование  действий  контроля и оценки: самоконтроль и самооценка, взаимоконтроль и взаимооценка;
  • Сопоставление своей оценки с оценкой учителя;
  •  Активное  использование  речевых  средств  и  средств  информационных  и  коммуникационных  технологий  (далее  –  ИКТ)  для  решения коммуникативных и  познавательных задач;
  • Освоение различных форм учебного сотрудничества;
  • Умение  сравнивать  результат  своей  работы  с  предложенным  образцом,  а  также  с  результатом работ своих одноклассников (в паре, в группе);
  •  Умение пользоваться различными знаками и символами для составления моделей и  схем изученных объектов.

Предметные результаты:

  • Систематизация понятий слово-предложение-текст;
  • Обучение работе с основными элементами графической системы и отработка их

начертаний;

  • Формирование умений планирований действий;
  • Обучение работе с моделью как средством организации действия со словом;
  • Систематизация собственного словарного запаса и получение новых слов с помощь  образования и изменения имеющихся.
  • Формирования правильного построения предложений, текста;
  • Обучение  составлению  описательно-повествовательного  текста  по  картинкам  на  основе  имеющегося  опыта,  по  опорным  словам,  по  заданной  теме,  по  началу  и  концу,  описание  наблюдаемого  объекта  и  явления  по  плану,  а  также  составление  рассказа об увиденном и услышанном.
  • Формирование действий контроля и оценки; освоение разных форм взаимодействия учащихся.

Программно-методическое обеспечение

  1. Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999. 
  2. Ефименкова Л.К, Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. - М, 1991
  3. Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991.
  4.  Е.В.Мазанова. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
  5.  Е.В.Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
  6.  Е.В.Мазанова. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
  7. Е.В.Мазанова. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
  8.  О.А. Ишимова, С.Н. Шаховская, А.А. Алмазова. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. М.: Просвещение 2014
  9. Ильина М.Н. Подготовка к школе. - СПб, 1995.
  10. Каше Г.А. Подготовка детей к школе с недостатками речи. -р., 1985.
  11. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. - СПб, 1995.
  12. Милоствиненко Л.Т. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. - СПб, 1995.
  13. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфий у детей. - СПб, 1994.
  14. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М, 1995.
  15. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: методическое пособие. - М, 2007.
  16. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. - М, 1997

Учебные средства:

Тетрадь-помощница «Письмо. Различаю гласные звуки. Правильно пишу» О.А. Ишимова, Е.В. Дерябина. М.: Просвещение 2014.

Тетрадь-помощница «Письмо. Различаю твердые и мягкие согласные  звуки. Обозначаю мягкость согласных» О.А. Ишимова, Н.Н. Алипченкова М.: Просвещение 2014.

Тетрадь-помощница «Письмо. Различаю твердые и мягкие согласные  звуки. Правильно пишу» О.А. Ишимова, В.Д. Подотыкина. М.: Просвещение 2014

Тетрадь-помощница «Письмо. Различаю звонкие и глухие  согласные  звуки. Правильно пишу» О.А. Ишимова, Е.Х. Забарова. М.: Просвещение 2014

Тетрадь-помощница «Понимаю и различаю текст ,предложение, слово» О.А. Ишимова, И.Е. Юсов. М.: Просвещение 2014

Альбом упражнений «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова. М: Гном-пресс 2011.

Альбом упражнений «Учусь работать со словом» Е.В. Мазанова. М: Гном-пресс 2011.

Альбом упражнений «Учусь работать с текстом» Е.В. Мазанова. М: Гном-пресс 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 1- класса

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 1- класса  составлена в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования....

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 1- класса

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 1- класса  составлена в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования....

Рабочая программа по английскому языку для обучающихся 3 класса (ФГОС)

Рабочая программа по английскому языку для обучающихся 3 класса (ФГОС) общеобразовательных школ по УМК "Rainbow English" под редакцией О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой, Н. В. Языковой, Е....

Доклад по теме самообразования«Предупреждение дисграфии у обучающихся начальных классов»

Проблема нарушения письменной речи у школьников — одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшег...

Рабочая программа по обучению Ручному труду обучающихся 6 класса по программе 8.2

Представленная методическая разработка может быть полезна педагогам, обучающим детей с умеренной умственной отсталостью...

Сценарий концертной программы ко Дню Матери для обучающихся начальных классов

Сценарий концертной программы ко Дню Матери для обучающихся начальных классов...

Рабочая программа "Коррекция смешанной дисграфии" у ученицы 2 класса

Рабочая программа направлена на коррекцию смешанной дисграфии у 2 класса...