Главные вкладки

    Доклад по теме самообразования«Предупреждение дисграфии у обучающихся начальных классов»
    статья по логопедии на тему

      Проблема нарушения письменной речи у школьников — одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащихся. Как показывают многолетние исследования, одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальной школы, являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение чтением и грамотным письмом. Нередки случаи, когда по причине речевых нарушений ребенок практически не усваивает программу начальной школы. Это, прежде всего, дети, у которых недостатки произношения сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad_tema_samoobrazovaniya.doc77.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ               ШКОЛА № 9»  с.ВОЗДВИЖЕНСКОЕ

    Доклад                                              по теме самообразования:

    «Предупреждение                       дисграфии  у  обучающихся начальных  классов»

                                                                                    Подготовила:                                    

                                                                                     учитель-логопед

                                                                                    Фисенко  Ирина

                                                                                    Владимировна.

                                                                                   

     

      Проблема нарушения письменной речи у школьников — одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащихся. Как показывают многолетние исследования, одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальной школы, являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение чтением и грамотным письмом. Нередки случаи, когда по причине речевых нарушений ребенок практически не усваивает программу начальной школы. Это, прежде всего, дети, у которых недостатки произношения сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования. Отставание в фонетическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму, так как у него оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.  Еще большие затруднения при обучении испытывают дети с ОНР, которое проявляется в нарушениях не только произносительных, но и лексико-грамматической стороны речи. Попадая в массовую школу, такие дети становятся неуспевающими учениками.                                

        Основная задача учителя-логопеда — предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной различной тяжестью недоразвития устной речи, что повышает качество учебно-воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС.              Именно поэтому основное внимание логопед должен уделять учащимся 1-2-х классов с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи. Чем раньше будет начато коррекционно-развивающее обучение, тем выше будет его результат.

    Работая над данной темой, были поставлены следующие задачи :

    • проведение логопедического обследования учащихся 1 -2 х классов;
    • преодоление нарушений звукопроизношения;
    • развитие фонематического восприятия, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза;
    • развитие лексико-грамматического строя речи;
    • обогащение словарного запаса;
    • развитие связной речи.

    Для оказания коррекционной помощи учащимся были выделены основные направления логопедической работы:

    1.  Работа над звукопроизношением.                                                                                         Развитие звукопроизношения – это воспитание внимания к звуковой стороне речи. Необходимо научить детей вслушиваться в речь, различать и воспроизводить отдельные элементы речи, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, слышать звучание собственной речи и уметь исправлять свои ошибки. При нарушениях звукопроизношения больше внимание уделяется развитию подвижности артикуляционного аппарата.

    Работая над звукопроизношением, свои занятия, всегда начинаю:

    1. С развития мелкой моторики пальцев  рук (пальчиковая гимнастика) например:

     

    У Лариски — две редиски.

    У Алешки — две картошки.

    У Сережки сорванца — два зеленых огурца.

    А у Вовки — две морковки.

    Да еще у Петьки — две хвостатых редьки.  

    2. Массаж лица 

    Поглаживание,   постукивание,   кругообразные движения, поглаживание.

    3. Мимические упражнения:

    Выполнение действий по тексту.

    Как хорошо, когда ты улыбаешься,

    Как хорошо, когда ты удивляешься,

    Но как же нам невесело,

    Когда ты сердишься и огорчаешься.

     Затем провожу артикуляционную гимнастику.

    В своей работе, использую артикуляционные профили, модели артикуляции  звуков. Модели отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука и соответствуют его характеристике. При работе с моделями у ребенка создается правильный образ артикуляционного уклада в момент произнесения звука.

    Все отработанные звуки автоматизируются: в слогах, в словах, в  словосочетаниях, в предложениях, чистоговорках, в текстах, в самостоятельной речи.

    2. Развитие фонематического восприятия, фонематического слуха.                                                                         Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Детям даётся задание определить наличие или отсутствие заданного звука в слове. Например: Есть ли звук «Р» в слове рак или покажи  все картинки, в названии которых есть звук «Л».                                                           На  фронтальных и индивидуальных занятиях использую игровые приёмы. Например: Игра «Поймай звук»                                                                                                                                           а) Хлопни в ладоши, если услышишь звук [м].                                                                             Материал: ряд звуков: м, ы, м, и, х, м, к, т, м, с, ч, м, ц, м, ф, г, м, в, д, м, р, л, м, н, п, м, б, мь, м, бь, мь, мь, м.                                                                                                                                           б) Хлопни в ладоши, если услышишь слог со звуком «м».                                                                     Материал: ряд слогов: ам, ах, от, ом, ус, ум, уф, ам, ал, ан, ум, уп, мо, хо, но, пы, мы, бы, но, мо, мя, амь, ам, ом, омь, ня, ма, ми, мя, ма.                                                                                                                   в) Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком «м».                                                   Материал: ряд слов: мама, кот, мак, холод, дуб, мука, машина, сани, рак, мак, лак, молоко, полка, моток, поток, бык, мяч, мат, мед, мех, мох.                                                                                        Положи столько палочек, сколько раз я произнесу заданный звук.                                                                                    

    Игра «Кто внимательный?»  Выделение звуков в звуковом ряду. Называю звуки. Ребята должны поднять соответствующие символы. Например: называю звук С – поднимают синий кружок, называю звук Сь- поднимают зелёный кружок.                            

    Игра «Угадай-ка»  Угадать, какие слова получатся из первых звуков названий картинок.                                                                                                   Рыба, арбуз, мак, апельсин- рама;                                                                     редис, енот, кран, автобус – река.                                                                                            

    Игра «Третий лишний» Дети должны убрать картинку без звука «П» (подушка, овощи пуговица; пальто, дом, пальма; санки, помидор, поезд).                                                                                                                  

    Игра «Найди общий звук»                                                                                  лампа, лук, бал; река, ремень, фонарь.

    3.  Развитие навыков звукового анализа и синтеза.                                  По данному направлению  на занятиях проводится следующая работа:                                                                                           - Связь звука с буквой: дети рисуют букву в воздухе, выкладывают из палочек или шнурков  заданную букву. Отыскивание в разрезной азбуке, записывают в тетрадях.                                                                     - Автоматизацию звука в словах, слогах, предложениях, текстах. Проводим звуковой анализ слогов, слов, рисуем звуковые схемы слогов, слов.                                                                                                           Делим слова на слоги, выделяем ударный звук. Составляем слова из заданного количества звуков. Например: звуки разбежались и нужно собрать их в слова или подружи звуки, составь слово.

    Ученики объединяют эти звуки в слово, проговаривают слово и составляют его из букв разрезной азбуки.

    [л, у, к] – лук, [л, а, к] – лак, [л, о, с, и] – лоси, [л, и, с, а] – лиса,                                [л, у, н, а] – луна, [л, и, с, т] – лист, [ш,у,б,а]  – [с, т, о, л] – стол..                                                                

    Определяем наличие  звука в начале, в середине и в конце слова.                       Например: НАЙДИ ЗВУК

    – Посмотрите на картинки. Назовите слова и скажите, где вы услышите звук [с] в начале, середине или в конце слова. Покажите на наглядном пособии «Рыбка», где находится заданный звук (слова: стул, кусты, автобус, синица, лисята, гусь).

    или «звуковые решётки» и дети с помощью цветных  кружков, определяют,  в каком месте находится заданный звук.

    Игра «Весёлый поезд» Дети должны найти место звука «Н» в слове и поставить картинку (нож, носки, апельсин, телефон, зонтик, лимон) в вагончик (в начале, в середине и в конце слова).

    Проводим звуковой анализ слов.

    Игра « Играем в школу» - даю учащимся карточки, они читают предложения, находят ошибки  или вставьте пропущенные буквы.

    Игра «Собери слова» - раздаю слоги, дети составляют слова

    Составляем из слов предложения. Работаем над деформированной фразой. Проводим анализ предложений и записываем графические схемы.

    4.  Развитие лексико-грамматического строя речи. Основными задачами этого направления являются работа над пониманием и употреблением предлогов: например: даётся задание – положи книгу на стол, под книгу тетрадь и т.д. Раздаю карточки с сюжетными картинками,  дети называют предлоги.                                                          Составление предложений  по картинкам, сериям картинок.                                                       Так же по развитию лексико-грамматической стороны речи на занятиях проводим  работу над:                                                                                                                                                              - изменением существительных по числам, по падежам                        (Называю один предмет, а дети должны назвать много предметов и наоборот.  Нет кого?  Коров,      говорю о ком?    О крове;                                                                                                                                                                                   - образованием прилагательных от существительных                                 (Игра «Магазин соков» -сок из яблок (какой?)- яблочный, из груш, из слив и т. д.                                                                                      – образованием существительных с помощью суффиксов (нос –носище, кот –котище, дом –домик  и т.д.)                                                                                                                                                           - согласованием существительных  с  числительными (один шарф, два шарфа и т. д.)                                                                                       - употребление глаголов - Игра «Подбери действие»  (Солнце что делает? и т. д.)                                                                                                                                                          - подбором слов – антонимов (У лисы длинный хвост, а у зайца -  короткий и т. д.)                                                    

    - подбором родственных слов ( сад, садовник, садовый рассада и т. д.)                                                                                                      - назови одним словом (яблоки, груши, сливы – фрукты; помидор, огурец, капуста – овощи);                                                                                                                                                     - назови  «У кого кто» - у кошки – котёнок, у овцы – ягнёнок и т. д.)

    5.  Развитие  связной  речи.                                                                                   

      Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.

    Помимо    непосредственной    коррекции    речевого    дефекта,    на    занятиях занимаемся развитием психологической базы речи:

     - развитие пространственных представлений;

    например: «Справа – слева, спереди – сзади». Назвать предметы, которые находятся справа (слева), спереди (сзади). Раскрась машинки, которые едут направо, синим цветом, которые едут налево красным цветом и т. д.

    -развитие временных представлений; например: соедини стрелкой название времени суток с картинкой.

    • формирование зрительного гнозиса; например: найди спрятанные буквы и обведи их,

    назови перечеркнутые буквы, определи букву в неправильном положении и т. д.

    - формирование психических процессов: памяти, внимания, логического
    мышления.

            Благодаря коррекционной работе на школьном логопункте возможно достичь положительной динамики в коррекции дисграфии у учащихся младших классов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспекты уроков, доклады на темы самообразования

    Открытые уроки по русскому языку и математике, доклады на темы самообразования ...

    Доклад на тему:"Организация внеурочной деятельности. Преемственность начальной школы и дополнительного образования."

    Выступление на круглом столе в МОУ школа № 8 г.о. Жуковский. Тема круглого стола:  "Функционирование воспитательной системы в ОУ в процессе реализации основных направлений образовательной програм...

    Доклад доклад на тему: «Формирование культуры семейных отношений».

                                               Семья - один из шедевров природы                                                                           (Дж. Сантаяна,  философ)Семья - основанная на брак...

    Педагогический совет по теме: "Современный урок - как основа эффективного и качественного образования". Доклад по теме: "Современный учитель"

    В своей педагогической практике учителя начальной школы используют разнообразные формы, средства и методы обучения, направленные на формирование активности учащихся и способствующие повышению качества...