Доклад доклад на тему: «Формирование культуры семейных отношений».
статья (3 класс) на тему

 

                                          Семья - один из шедевров природы

                                                                           (Дж. Сантаяна,  философ)

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимопомощью, морально - правовой ответственностью .

Семья  - совокупность близких родственников, живущих вместе, родителей с детьми (В.И. Даль).  Роль семьи в жизни любого человека трудно переоценить. Согласитесь, что ребенок, который приходит в коллектив, так или иначе транслирует ценности заложенные родителями. Например, если ребенка холят и лелеют по поводу и без повода, то ему достаточно сложно будет принять нормы коллектива, общества, адаптироваться и реализовать социальные потребности.

Зачем нам говорить о формировании культуры семейных отношений, воспитании будущего семьянина способного жить счастливой семейной жизнью?

Можно вспомнить своих предков, которые жили многие тысячи лет крепким домом. И семьи у них были устойчивые, нежели современных. Если проанализировать историю семьи, окажется, что предков обучали этой науке основательно, если не сказать с пристрастием.

Еще 80-100 лет назад, ходили дети в школу или нет, они все должны были знать и исполнять правила жизни и поведения, диктуемые религией. Постулаты определяли каждый шаг человека, когда и сколько работать, когда и как отдыхать, кто и кому в доме должен подчиняться («жена да убоится мужа своего», «чти отца своего и матерь свою»), кроме религиозных законов, действовали выработанные веками народные обычаи и обряды, которые регулировали поведение в семье. Как смотреть на нужного человека, как отвечать старикам - все было оговорено.

Сломав государство, революция 1917 года, сломала и старый семейный уклад, древнейшие человеческое устройство. Наше государство испытывало много потрясений за последние 90 лет, и все это не могло не сказаться на семье, семейных традициях, укладе.

Социальный эксперимент породил многие варианты семейного быта. Не исчезла традиционная семья, но возник еще ее антипод: сообщество родственников, связанных общей крышей, фамилией, но не душой. Некая разновидность одиночества во множественном числе. У каждого свои интересы, заботы, друзья. Возникновение таких семей не может не настораживать.

Семья - это прежде всего семейные отношения, которые являются образом, лекалом для примерки и отработки человеческих отношений с людьми разных возрастов, разного пола, разных характеров, с людьми разного уровня образования и разных специальностей. Одно из назначений семьи выявить в каждом из ее членов и в самом себе все лучшее, что в нем есть, развить и отдать на общее благо.

Многие часто повторяют известную фразу: «Всё начинается с детства, с семьи». И это в действительности так. И манера поведения ребенка, и выбор друзей, и взаимоотношения с близкими людьми, и традиции семейного воспитания в будущей семье - все берет свое начало в детстве. Семью можно сравнить со стартовой площадкой, которая определяет жизненный маршрут человека. Каждый взрослый, и в первую очередь родители, в ответ за то, чтобы проблемы, с которыми ребенок встретится на своем пути, он умел преодолевать достойно и с честью. Не мене важна для ребенка и встреча с такими взрослыми, которые ему будут помогать учиться искусству жизни. Огромная роль педагога - он может стать и должен объединяющей силам поддержкой для родителей и детей, создать атмосферу добра, взаимопонимания и доверия, помочь родителям приобрести опыт в воспитании собственного ребенка, воспитании гармонично развитой личности, способной в будущем создать свою счастливую семью.

Поэтому особенно важной является воспитательная функция семьи, которая имеет 3 аспекта:

             1)Формирование мотивационно-ценностной сферы (отношения к       людям, к делу, к себе).

        2)        Формирование  сферы (способностей, приобретение знаний и   т.д.)

   3)           Формирование эмоционально-волевой сферы.
Воспитательный  потенциал  семьи - это  материальные и  бытовые

условия, численность и структура семьи, характер отношений, психо-  эмоциональный фон, особенности общения, личности родителей, уровень педагогической культуры.

Д.И. Писарев говорил: «Счастье мыслящего человека состоит не в том, чтобы играть в жизни милыми игрушками, а в том, чтобы вносить как можно больше света и теплоты в существование всех окружающих людей».

Что же такое семья? С чем можно сравнить радость обретения собственной семьи и горечь ее потери? Можно ли прожить полноценную жизнь, не имея семьи? На эти и другие вопросы пытается дать ответы человек в течение нескольких тысячелетий, сколько существует сама планета Земля.

Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Это связано с переменами в политической и экономической жизни странах. Резкое расслоение (деление) общества на богатых и бедных обуславливает и характер внутрисемейных отношений. И в том, и в другом случае родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучие, а значит, меньше времени тратить на общении в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека.

               Увеличивается число разводов, а воспитательная функция передается бабушкам и дедушкам.

Задачи  воспитательной  работы:

1.                              Создание и поддержание условий для формирования личностных структур, обеспечивающих высокий уровень развития личностного потенциала и его реализации в будущем.

2.                              Развитее самоуправления учащихся, предоставление им реальных возможностей участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности творческих и общественных объединений.

3.                              Укрепление здоровья ребенка средствами физкультуры и спорта.

4.                              Вовлечение учащегося в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности.

5.                              Воспитание учащегося в духе демократии, свободы, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.

6.                              Создание условий для участия семей в воспитательном процессе, развития родительских общественных объединений по подразделениям, привлечения родителей к участию в самоуправлении.

Цель работы в направлении семейного воспитания - максимальное сближение интересов обучающихся, родителей и педагогов по формированию всесторонне гармонично развитой личности.

Задачи:

-  организация и совместное проведение досуга детей и родителей.

          - организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематические и индивидуальный консультации и бесед.

       создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса - педагогов, детей и родителей.

-  организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам
воспитания детей, использование активных форм просветительской
деятельности.

-    создание благоприятной атмосферы общения, направленной на
преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в
системе «учитель - ученик - родитель».

Виды деятельности в направлении «Семья»:

          - сотрудничество пед.-психолога, соц. педагога, классного руководителя, организующих консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями.

    сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического, физического здоровья и благополучия ребенка.

    изучение семей обучающихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребенка.

-  поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы.

-    формирование культуры взаимоотношений между мальчиками и девочками.

Родители достаточно серьезно подошли к проблеме определения особенностей идеального ребенка, эта работа помогла задуматься над вопросом:

«А что от портрета идеального ребенка есть в моем собственном?»

По мнению обучающихся идеальные родители:

  понимают своих детей

  любит своих детей

  помогают решать проблемы

  не кричат на детей

  готовы выслушать и поддержать

  не читают нотаций

  не пьют.

Опрос    показал,    что    одна   из    главных   проблемы   -   проблема

взаимопонимания. Как сделать так, чтобы формировать культуру семейных  отношений, воспитать будущего семьянина видимо первую очередь нужно начинать с семьи, с внутрисемейных отношений и школа должна оказывать психолого-педагогическую помощь в данном направлении.

Отсюда следует несколько выводов:

1.       Школа обязана содействовать развитию семьи.

2.       Планируемое воздействие должно включать как традиционные, так и инновационные формы и методы.

3.       Цель работы - гуманизация семейных отношений, укрепление психологического здоровья обучающегося, и, как следствие, поддержание баланса интеллектуальной эмоционально-волевой, мотивационно-ценностной сфер личности.

В основу учебно-воспитательного процесса школы заложены следующие принципы:

-    гуманизация образования, предполагающее индивидуализацию и   дифференциацию учебного процесса.

    демократизация управления школой и взаимоотношений учителя и ученического коллектива.

    преемственность в обучении, когда изучаемые понятия получают в дальнейшем свое развитие и обогащения.

 

Одним из способов компенсации внимания к ребенку со стороны родителей является подарки, которые отнюдь не укрепляют семью.

Среди обучающихся  школы был задан вопрос:

«Что такое семья для вас?»

В опросе участвовало 20 человек.

63% отметили, что семья для них - это любовь к друг другу;

 25% отметили, что главный критерий существования семьи является взаимопонимание;

 12% опрошенных определили, что главным в существовании семьи является уважение друг к другу.

Основные понятия, на которое обращают особое внимание в своей работе педагоги нашей школы:

- семейный уклад и традиции семьи;

- авторитет отца и матери;

- духовное общение в семье;

- взаимоотношения братьев и сестер, младших и старших;

- отношения к старикам и больным;

-  защищенность ребенка в семье.

В основе всей воспитательной работы находятся традиционные дела, участие в которых способствует формированию культуры взаимоотношений между старшими и младшими, мальчиками и девочками, в школьном коллективе налаживается атмосфера добра, взаимопонимания.

Такими традиционными делами являются: именины, осенние балы, концерт, посвященный Дню учителя, декада правовых знаний, день Матери, Новый год и т.д.

Таким образом из всего сказанного можно сделать следующие выводы. Хотя не введен курс «Этика и психология семейной жизни», вопросу формирования культуры семейных отношений, воспитанию будущего семьянина в нашей школе уделяется больное внимание в организации совместного досуга детей и родителей, психолого-педагогическое просвещении родителей, на уроках и во внеурочное время, на традиционных школьных мероприятиях. Так как по справедливости можно сказать, что именно семья дает универсальный опыт человеческого общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semeynye_otnosheniya.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Семья - один из шедевров природы

                                                                           (Дж. Сантаяна,  философ)

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимопомощью, морально - правовой ответственностью .

Семья  - совокупность близких родственников, живущих вместе, родителей с детьми (В.И. Даль).  Роль семьи в жизни любого человека трудно переоценить. Согласитесь, что ребенок, который приходит в коллектив, так или иначе транслирует ценности заложенные родителями. Например, если ребенка холят и лелеют по поводу и без повода, то ему достаточно сложно будет принять нормы коллектива, общества, адаптироваться и реализовать социальные потребности.

Зачем нам говорить о формировании культуры семейных отношений, воспитании будущего семьянина способного жить счастливой семейной жизнью?

Можно вспомнить своих предков, которые жили многие тысячи лет крепким домом. И семьи у них были устойчивые, нежели современных. Если проанализировать историю семьи, окажется, что предков обучали этой науке основательно, если не сказать с пристрастием.

Еще 80-100 лет назад, ходили дети в школу или нет, они все должны были знать и исполнять правила жизни и поведения, диктуемые религией. Постулаты определяли каждый шаг человека, когда и сколько работать, когда и как отдыхать, кто и кому в доме должен подчиняться («жена да убоится мужа своего», «чти отца своего и матерь свою»), кроме религиозных законов, действовали выработанные веками народные обычаи и обряды, которые регулировали поведение в семье. Как смотреть на нужного человека, как отвечать старикам - все было оговорено.

Сломав государство, революция 1917 года, сломала и старый семейный уклад, древнейшие человеческое устройство. Наше государство испытывало много потрясений за последние 90 лет, и все это не могло не сказаться на семье, семейных традициях, укладе.

Социальный эксперимент породил многие варианты семейного быта. Не исчезла традиционная семья, но возник еще ее антипод: сообщество родственников, связанных общей крышей, фамилией, но не душой. Некая разновидность одиночества во множественном числе. У каждого свои интересы, заботы, друзья. Возникновение таких семей не может не настораживать.

Семья - это прежде всего семейные отношения, которые являются образом, лекалом для примерки и отработки человеческих отношений с людьми разных возрастов, разного пола, разных характеров, с людьми разного уровня образования и разных специальностей. Одно из назначений семьи выявить в каждом из ее членов и в самом себе все лучшее, что в нем есть, развить и отдать на общее благо.

Многие часто повторяют известную фразу: «Всё начинается с детства, с семьи». И это в действительности так. И манера поведения ребенка, и выбор друзей, и взаимоотношения с близкими людьми, и традиции семейного воспитания в будущей семье - все берет свое начало в детстве. Семью можно сравнить со стартовой площадкой, которая определяет жизненный маршрут человека. Каждый взрослый, и в первую очередь родители, в ответ за то, чтобы проблемы, с которыми ребенок встретится на своем пути, он умел преодолевать достойно и с честью. Не мене важна для ребенка и встреча с такими взрослыми, которые ему будут помогать учиться искусству жизни. Огромная роль педагога - он может стать и должен объединяющей силам поддержкой для родителей и детей, создать атмосферу добра, взаимопонимания и доверия, помочь родителям приобрести опыт в воспитании собственного ребенка, воспитании гармонично развитой личности, способной в будущем создать свою счастливую семью.

Поэтому особенно важной является воспитательная функция семьи, которая имеет 3 аспекта:

             1)Формирование мотивационно-ценностной сферы (отношения к       людям, к делу, к себе).

        2)        Формирование  сферы (способностей, приобретение знаний и   т.д.)

   3)        Формирование эмоционально-волевой сферы.
Воспитательный  потенциал  семьи - это  материальные и  бытовые

условия, численность и структура семьи, характер отношений, психо-  эмоциональный фон, особенности общения, личности родителей, уровень педагогической культуры.

Д.И. Писарев говорил: «Счастье мыслящего человека состоит не в том, чтобы играть в жизни милыми игрушками, а в том, чтобы вносить как можно больше света и теплоты в существование всех окружающих людей».

Что же такое семья? С чем можно сравнить радость обретения собственной семьи и горечь ее потери? Можно ли прожить полноценную жизнь, не имея семьи? На эти и другие вопросы пытается дать ответы человек в течение нескольких тысячелетий, сколько существует сама планета Земля.

Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Это связано с переменами в политической и экономической жизни странах. Резкое расслоение (деление) общества на богатых и бедных обуславливает и характер внутрисемейных отношений. И в том, и в другом случае родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучие, а значит, меньше времени тратить на общении в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека.

               Увеличивается число разводов, а воспитательная функция передается бабушкам и дедушкам.

Задачи  воспитательной  работы:

  1. Создание и поддержание условий для формирования личностных структур, обеспечивающих высокий уровень развития личностного потенциала и его реализации в будущем.
  2. Развитее самоуправления учащихся, предоставление им реальных возможностей участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности творческих и общественных объединений.
  3. Укрепление здоровья ребенка средствами физкультуры и спорта.
  4. Вовлечение учащегося в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности.
  5. Воспитание учащегося в духе демократии, свободы, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.
  6. Создание условий для участия семей в воспитательном процессе, развития родительских общественных объединений по подразделениям, привлечения родителей к участию в самоуправлении.

Цель работы в направлении семейного воспитания - максимальное сближение интересов обучающихся, родителей и педагогов по формированию всесторонне гармонично развитой личности.

Задачи:

-        организация и совместное проведение досуга детей и родителей.

          - организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематические и индивидуальный консультации и бесед.

  1. создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса - педагогов, детей и родителей.

-        организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам
воспитания детей, использование активных форм просветительской
деятельности.

-        создание благоприятной атмосферы общения, направленной на
преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в
системе «учитель - ученик - родитель».

Виды деятельности в направлении «Семья»:

          - сотрудничество пед.-психолога, соц. педагога, классного руководителя, организующих консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями.

  1. сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического, физического здоровья и благополучия ребенка.
  2. изучение семей обучающихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребенка.

-         поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы.

-        формирование культуры взаимоотношений между мальчиками и девочками.

Родители достаточно серьезно подошли к проблеме определения особенностей идеального ребенка, эта работа помогла задуматься над вопросом:

«А что от портрета идеального ребенка есть в моем собственном?»

По мнению обучающихся идеальные родители:

  1. понимают своих детей
  2. любит своих детей
  3. помогают решать проблемы
  4. не кричат на детей
  5. готовы выслушать и поддержать
  6. не читают нотаций
  7. не пьют.

Опрос    показал,    что    одна   из    главных   проблемы   -   проблема

взаимопонимания. Как сделать так, чтобы формировать культуру семейных  отношений, воспитать будущего семьянина видимо первую очередь нужно начинать с семьи, с внутрисемейных отношений и школа должна оказывать психолого-педагогическую помощь в данном направлении.

Отсюда следует несколько выводов:

  1. Школа обязана содействовать развитию семьи.
  2. Планируемое воздействие должно включать как традиционные, так и инновационные формы и методы.
  3. Цель работы - гуманизация семейных отношений, укрепление психологического здоровья обучающегося, и, как следствие, поддержание баланса интеллектуальной эмоционально-волевой, мотивационно-ценностной сфер личности.

В основу учебно-воспитательного процесса школы заложены следующие принципы:

-        гуманизация образования, предполагающее индивидуализацию и   дифференциацию учебного процесса.

  1. демократизация управления школой и взаимоотношений учителя и ученического коллектива.
  2. преемственность в обучении, когда изучаемые понятия получают в дальнейшем свое развитие и обогащения.

Одним из способов компенсации внимания к ребенку со стороны родителей является подарки, которые отнюдь не укрепляют семью.

Среди обучающихся  школы был задан вопрос:

«Что такое семья для вас?»

В опросе участвовало 20 человек.

63% отметили, что семья для них - это любовь к друг другу;

 25% отметили, что главный критерий существования семьи является взаимопонимание;

 12% опрошенных определили, что главным в существовании семьи является уважение друг к другу.

Основные понятия, на которое обращают особое внимание в своей работе педагоги нашей школы:

- семейный уклад и традиции семьи;

- авторитет отца и матери;

- духовное общение в семье;

- взаимоотношения братьев и сестер, младших и старших;

- отношения к старикам и больным;

-  защищенность ребенка в семье.

В основе всей воспитательной работы находятся традиционные дела, участие в которых способствует формированию культуры взаимоотношений между старшими и младшими, мальчиками и девочками, в школьном коллективе налаживается атмосфера добра, взаимопонимания.

Такими традиционными делами являются: именины, осенние балы, концерт, посвященный Дню учителя, декада правовых знаний, день Матери, Новый год и т.д.

Таким образом из всего сказанного можно сделать следующие выводы. Хотя не введен курс «Этика и психология семейной жизни», вопросу формирования культуры семейных отношений, воспитанию будущего семьянина в нашей школе уделяется больное внимание в организации совместного досуга детей и родителей, психолого-педагогическое просвещении родителей, на уроках и во внеурочное время, на традиционных школьных мероприятиях. Так как по справедливости можно сказать, что именно семья дает универсальный опыт человеческого общения.


МОУ  Егорьевская основная общеобразовательная школа

Доклад на тему: «Формирование культуры семейных отношений».

                                                                  Подготовила : Малыхина  И.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к докладу на тему "Формирование информационной культуры младших школьников посредством метода проектов".

Данная презентация относится к теме "Формирование иформационной культуры младших школьников посредством метода проектов"....

Доклад на тему «Формирование культуры физического здоровья у мальчиков младшего подросткового возраста»

Доклад на научно- практической конференции " На пути к школе здоровья: реализуем новые образовательные стандарты" по теме "Формирование культуры физического здоровья у мальчиков младшего подросткового...

Доклад на тему: "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях введения нового ФГОС"

Доклад на заседание методического объединения. Знакомство с опытом работы по здоровьесбережению....

Доклад на тему «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫТема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»...

Доклад на тему: «Формирование семейных ценностей в семье и школе. Особенности работы с родителями.»

В материале рассказывается о том, как формировать семейные ценности. Об особенностях работы с родителями....

Статья "Культура семейных отношений как высшая ценность гражданского общества"

В статье рассматривается роль «семейного воспитания» в формировании гармонично развитой личности ребенка.  Раскрывается связь между психологией семейных отношений и педагогикой....