Главные вкладки

    Доклад на тему: «Формирование семейных ценностей в семье и школе. Особенности работы с родителями.»
    классный час

    Шапкина Анна Викторовна

    В материале рассказывается о том, как формировать семейные ценности. Об особенностях работы с родителями.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Объединённая средняя общеобразовательная школа № 6 им. В. А. Сулева»

    Доклад

    на тему:

    «Формирование семейных ценностей

    в семье и школе.

    Особенности работы с родителями.»

    Подготовила: Шапкина А.В.,  

    учитель начальных классов,

    I квалификационной категории

    2019г.

    «Формирование семейных ценностей в семье и школе.

    Особенности работы с родителями.»

    Добрый день, уважаемые коллеги!

    Своё выступление я бы хотела начать словами нашего великого педагога

     А.С. Макаренко.    «Хотите, чтобы были хорошие дети – будьте счастливы. Разорвитесь на части, используйте все свои таланты, ваши способности, привлеките ваших друзей, знакомых, но будьте счастливы настоящим человеческим счастьем!».

    Одна из важнейших задач курса «Основы религиозных культур и светской этики» — это доверительное общение между родителями и детьми с опорой на нравственные основы семейной жизни. Семья основана на любви, взаимной поддержке, взаимопонимании. Счастье детей зависит от обстановки в семье, от степени взаимопонимания и доверия, от способности взрослых пережить все проблемы ребёнка, найти и сказать ему вовремя нужное слово.

    Большинство родителей в той или иной мере ощущают недостаток живого общения с детьми. Дефицит подлинного общения — одна из болезней нашего времени. Стремительность времени и прямо пропорциональный ей объём ежедневно решаемых проблем оставляют слишком мало возможностей для того, чтобы поговорить друг с другом, услышать и понять. Семья психологически и физически защищает ребёнка, создаёт необходимые материальные, социально-экономические, культурные условия для его развития, вкладывает деньги в образование. Но подчас все эти функции выполняются за счёт одной, но самой важной — настоящего семейного общения, создания особой атмосферы семейного уюта (в нематериальном значении этого слова). К сожалению, на разговоры о главном — о смысле жизни, о выборе ценностей, о добре и зле остаётся слишком мало времени. Но именно эти темы актуальны для младшего подростка, в котором начинает пробуждаться чувство взрослости.

    В этом возрасте особенно важно воодушевлять ребёнка, принимать активное, деятельное участие в его жизни, не подменяя при этом искренний, доверительный разговор родительским морализаторством, набором претензий, прямым навязыванием собственных планов и принципов.

    Слишком часто наши дети слышат от нас и от других о плохих людях, растущих ценах, не лучших жилищных условиях, об ухудшении экологической обстановки, о «таких-сяких» политиках. Но помогаем ли мы своим детям верить в то, что жизнь, несмотря на все проблемы и трудности, — великий и бесценный дар? Ведь если мы сами порой не считаем, что жизнь прекрасна и удивительна, насыщена смыслами, и не доказываем это на своём примере как мы сможем объяснить это детям?

    Содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики» имеет воспитательный, нравственно-развивающий характер. Успешное решение воспитательных задач возможно только в согласованном взаимодействии семьи и школы.

    Мы не имеем права забывать, что для ребёнка самый действенный образец жизнелюбия, нравственного самоопределения — это его родители.

    Формирование семейных ценностей, безусловно, очень важный и сложноорганизованный процесс, требующий душевных сил и терпения как со стороны родителей, членов семьи, так и со стороны педагогов.

    Зачем нужны семейные традиции?

    Семья, в которой нет традиций семейной жизни, существовать не может.

    Часто семейные традиции имеют корни в семейных устоях предыдущих поколений, поэтому они незыблемы и неизменяемы.

    Зачастую семейные традиции ярко проявляются в семейных праздниках.

    Такие семейные ценности, как любовь и уважение к родственникам, забота о близких, понимание роли семьи в жизни, воспитываются семейными традициями и обычаями.

    Роль семейных традиций в том и заключается — создать крепкие связи между членами семьи, ощущение надежности и стабильности семьи, что особенно благотворно сказывается на психике воспитывающихся в семье детей.

    Одна из семейных ценностей — знание генеалогического древа семьи. Из поколения в поколение передавалась информация о предках, их жизни, зачастую передавались даже вещи предков, которые со временем становились семейной реликвией. В таких семьях очень трепетно относятся к семейным традициям вообще.

    Знание своих старших родственников не ограничивалось знанием бабушек и дедушек, родственников знали, как минимум «до седьмого колена». Особенно за знанием родословной следили в знатных дворянских семьях.

    Что имеем сегодня мы?

    Одно из домашних заданий «Моё родословное древо» выявило проблему.

    По работам детей было видно: кто из ребят работал с родителями, а кто выполнял самостоятельно. То есть выполнение задания по незнакомому предмету, малопонятному, на первый взгляд, показало заинтересованность родителей или их  равнодушие. Некоторые родители считают, раз отметки не ставят: значит, можно особо и не усердствовать. А это задание в принципе ребёнок не может выполнить самостоятельно, если в семье эта информация не на слуху. Но так же было много и достойных работ.

    И как уже было сказано ранее - содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики» имеет воспитательный, нравственно-развивающий характер. Успешное решение воспитательных задач возможно только в согласованном взаимодействии семьи и школы.

    А теперь об особенностях работы с родителями.

    На предварительном тестировании родителями нашей школы был выбран модуль «Основы мировых религиозных культур», так как школа многонациональная.

     В школе оформлен сменный стенд «Курс «Основы религиозных культур и светской этики». (На стенде размещается не только необходимая информация по курсу, но творческие работы детей и родителей). (Культура одежды, культура общения, праздники, обычаи и традиции и т.д.)

    Приглашаем родителей на уроки.

    Цель этой встречи – создание установки на сотрудничество, предполагаемый результат - мотивация и стимулирование заинтересованности родителей в позитивных результатах усвоения содержания курса их детьми.

              Родители принимают активное участие в подготовке и помощи в   проведении уроков.    (тема: «Праздники» - родители приносят национальные блюда и угощения; тема: «Обычаи и обряды» - родители вместе с детьми показывают на уроках свои обряды.                                                                                    

    Совет 1.

     Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному предмету как к дополнительному средству нравственного развития Вашего ребенка; Вы и есть главный для ребенка воспитатель.

    В воспитании ребенка, особенно в нравственном воспитании, обращенном непосредственно к ценностям, идеалам, духовным приоритетам исключительно важную роль играют родители. На уроках мы беседуем с ребенком о нравственности, но если родители не проявляют интереса к духовности, моральным нормам общественно приемлемого поведения, не определяют для ребенка родительскую нравственную позицию, то все сказанное в школе не будет иметь для него особого значения.

        Новый, нравственно-ориентированный предмет открывает перед родителями дополнительные возможности для укрепления и развития отношений с ребенком. В младшем подростковом возрасте, когда ребенок впервые по-взрослому начинает понимать окружающий мир и себя в нём, он особенно нуждается в духовной связи с взрослым, родным для него человеком.

          Совет 2.

    Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках.

     Современные родители мало говорят со своими детьми. В среднем мать разговаривает с ребенком 11 минут в сутки, отец – еще меньше. Родители обеспечивают семью, решают производственные и домашние проблемы, устают после работы. Все так. Но есть еще одна причина, затрудняющая речевое общение детей и родителей, – недостаточно между ними общих тем, мало содержания для прямого личностного общения.

         Новый предмет позволяет заметно расширить содержание речевого общения родителей и детей, благодаря своему нравственно-ориентированному характеру.      Родителям сложно общаться с детьми на темы решения математических задач или правильного выполнения упражнений на уроках физкультуры. Но у каждого взрослого человека есть уникальный опыт жизни, собственная жизненная история, знание добра и зла. Нравственные уроки жизни человека, народа и человечества как раз и составляют основное содержание нового предмета.

         Уделите время ребенку. Задайте ребенку несколько вопросов. Пусть он говорит, высказывается, раскрывает себя в вопросах духовности и нравственности. Пусть он видит, что это важно для Вас. Говорите и Вы с ним о жизни, о людях, об отношениях между людьми. Говорите, как можно больше.

         Совет 3.

    Внимательно следите за моральным равновесием Вашего ребенка; воспитывайте у него благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.

         На уроке мы воспитываем школьников в духе толерантности, доброжелательности, уважения к человеку, чьи взгляды отличаются от их собственных. Но многое зависит и от родителей.

         Совет 4.

    Не забывайте, что никакой учебный предмет сам по себе не воспитает Вашего ребенка; главное, что он может приобрести, изучая предмет «Основы религиозных культур и светской этики», - понимание важности нравственности для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребенке.

           

           Нравственный человек ведет безопасный для окружающих и себя образ жизни. Он не причиняет зла другим и, тем самым, не вызывает негативное поведение других по отношению к себе. Нравственный человек способен к созиданию, потому что в мире творит только любовь. Нравственный человек по-настоящему счастлив, потому что он здоров, любит и любим, питается от честных трудов своих и живёт долго.

    И, конечно, на самой первой встрече с родителями детей четвероклассников, всегда звучит вопрос об оценивании.  Я им отвечаю просто: по предмету на уроке в виде цифры ребёнок оценку не получит, оценку, ему поставит жизнь. Что сегодня мы заложим в детях, то завтра и получим.

    Родителям, принимавшим участие в подготовке качественного домашнего задания, вклеиваю в дневник их детей небольшие распечатки: «Благодарю за сотрудничество», или «Благодарю за помощь в подготовке сообщения или презентации», и т. д.

    В конце года как обычно проводится итоговое анкетирование детей и родителей по изучению курса, т.е. чего мы добились.  

    И, конечно, приятно получать за свой труд благодарность от родителей.

    Благодарю за внимание!

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад доклад на тему: «Формирование культуры семейных отношений».

                                               Семья - один из шедевров природы                                                                           (Дж. Сантаяна,  философ)Семья - основанная на брак...

    Тема «Особенности работы с родителями в коррекционной школе»

    Современная педагогика рассматривает семью как один из самых влиятельных факторов, воздействующих на становление личности ребенка. Влияние семьи осуществляется в период, когда психика ребенка наиболее...

    Особенности работы с родителями в начальной школе

    Статья о сотрудничестве семьи и школы...

    Статья.Особенности работы с родителями в начальной школе.

    В этой статье представленны некоторые особенности работы с родителями в начальной школе....

    Доклад на тему: «Формирование основ ЗОЖ в начальной школе»

    Ученые доказали, что наличие здоровья у ребенка является важнейшим условием успешного усвоения школьных программ по общеобразовательным предметам, профессиональной подготовке....

    Доклад на тему:"Формирование способности к командной работе обучающихся учителем - логопедом"

    В докладе даны характеристики таких понятий: "команда","командная работа",новая компетенция обучающихся"умение работать в команде"...