Календарно тематическое планирование по коррекции нарушения письма и чтения у детей с нерезко - выраженным общим недоразвитием речи
календарно-тематическое планирование по логопедии (2 класс)

Шипелёва Оксана Николаевна

Календарно тематическое планирование коррекционной работы с обучающимся  2 класса по коррекция нарушения письма и чтения у детей с нерезко - выраженным общим недоразвитием речи.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно тематическое планирование коррекционной работы с обучающимся  2 класса по коррекции нарушения письма и чтения у детей с нерезко - выраженным общим недоразвитием речи

Тема

Лексическая тема

 Кол-во часов

Дата

Этапы проведения курса уроков БОС.  

 

Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий

1

Виды речи - устная и письменная. Понятие «Текст».

Назови
себя

1

Освоение принципов дыхания животом. Проводится без применения прибора.

Развитие внимания и зрительной памяти. Упр. 5.1.1.- 5.1.1.3.

2-3

Деление текста на предложения.

Назови свой
адрес

2

Освоение принципов дыхания животом. Проводится без применения прибора.

Тема 4.6. Распознавание и нахождение границ предложений. Упр. 4.6.2.4.- 4.6.2.6. Поставь точку.

Развитие буквенного гнозиса  упр. 5.1.4.1- 5.1.4.4.1.2.

4-5

Слово. Деление предложений на слова. Деформированный текст.

Семья

2

Освоение принципов дыхания животом. Проводится без применения прибора.

Раздел 2. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. Тема 3.1. Слово.

6

Слово.  
Выделение звуков в слове.

Семья

1

Подготовительный этап.

Освоить процесс диафрагмально-релаксационного типа дыхания под контролем программы «Дыхание 2.12»

Тема.2.55.  Звуковой анализ слов.

Составь слова.

7-8

Определение количества звуков в словах простой структуры. Уточнение письменного шрифта.

Круглый год

2

Подготовительный этап.

Освоить процесс диафрагмально-релаксационного типа дыхания под контролем программы «Дыхание 2.12

Тема 2.60.  Алфавит.  Звукобуквенный анализ.

9-10

 Гласные звуки и буквы. Узнавание и выделение
гласных в ударной позиции.

Приметы осени

 2

Подготовительный этап.

Освоить процесс диафрагмально-релаксационного типа дыхания под контролем программы «Дыхание 2.12

Тема 2.1.1.1. Распознавание первого звука в слове. Нахождение слов, начинающихся с гласного звука.

11-12

Узнавание и выделение гласных в безударной позиции. Списывание с печатного текста.

2

Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС

Тема 2.1. Гласные и согласные звуки. Упраж. 2.1.2.

Распознавание места гласного звука в слове.

2.1.4.Выделение гласного звука в слове, постановка ударения.

13

 Согласные звуки. Узнавание и выделение согласных звуков в слове.

Осень в лесу

1

Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС

Раздел №2  2.1.1.3. Раздели слова на группы.

14

Дифференциация гласных и согласных. Выборочное списывание с доски.

Осень на полях

1

2.1.5. Распознавание гласных и согласных букв в словах.

15

Слогообразующая роль гласных  звуков. Слоговой анализ и  синтез. Списывание с доски.

Животные
осенью

1

Звуковой анализ слова. Упр. 2.4.2.1.

Тема. 2.57. Составление слов из слогов. Упр. 2.57.1-2.57.3.

16

1

Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС

17

Работа над слоговым ударным ритмом.

Режим дня

1

Тема. 2.57. Составление слов из слогов. Упр. 2.57.1.1.-2.57.3.13.

18

Письмо слогов и односложных
слов под диктовку.

Завтрак обед
ужин

1

Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС

19-20

Дифференциация звонких и
глухих согласных.

Оглушение
и проверка согласных в
середине и конце слова.

Письмо
слов под диктовку.

Досуг спорт

2

Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС

Тема 2.69. Парные звонкие и глухие согласные.

Упр. 2.69.1

Упр. 2.69.2.-2.69.9.

21-22

2

Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС

23

1

24

26

Дифференциация твердых и
мягких согласных.

Письмо под диктовку.

Приметы зимы

3

Освоить и закрепить навык дыхания диафрагмой;

Научиться уверенно снижать пульс на выдохе

Распознавание твёрдых и мягких согласных звуков в словах. Тема. 2.1.7.-2.1.7.6.

 27

 

Дифференциация согласных по необходимости группы.

Одежда и обувь

1

Освоить и закрепить навык дыхания диафрагмой;

Научиться уверенно снижать пульс на выдохе

Распознавание в словах гласных, указывающих на твёрдость (мягкость) согласных 2.1.8

28-29

Предложение.  Списывание с печатного текста.

Зимняя и летняя

одежда

2              

Освоить и закрепить навык дыхания диафрагмой;

Научиться уверенно снижать пульс на выдохе

Тема 4.5 Составление предложений. Упр. 4.5.1- 4.5.1.3.3.

30.  

 Дифференциация согласных по
необходимости в группы.

 

1                                          

31

32

33-

Слова - предметы. Узнавание в  предложении.


Имя существительное,
обозначающее явления
природы, качества человека и чувства. Понимание и введение их в речь.

 

Письмо под диктовку.

Погода
Радость
Веселье
Страх

2

Освоить и закрепить навык дыхания диафрагмой;

Научиться уверенно, снижать пульс на выдохе

Тема 3.2. Слова, обозначающие предметы.  Упр. 3.2.1-3.2.1.3.

1

Освоить и закрепить навык дыхания диафрагмой;

Научиться уверенно, снижать пульс на выдохе

Тема 3.2. Слова, обозначающие предметы. Упр.3.2.1.4.

34

1

Тема 3.2. Слова, обозначающие предметы. Упр.3.2.2.

35-36

Антонимы - имя
существительные. Работа над пониманием и введением в речь.

Животные
Домашние
Дикие

2

Тема 3.15.2. Распознавание антонимов. Упр. 3.15.2.1- 3.15.2.5.

 Тема 5.21.2. классификация животных. Кто лишний.

37-38

Синонимы - существительные.

Цирк

2

Освоить и закрепить навык дыхания диафрагмой;

Научиться уверенно, снижать пульс на выдохе

Тема 3.15.1. Распознавание синонимов. Упр. 3.15.1.1.-3.15.1.3

39-40

Работа над пониманием и введением в речь.

2

Тема 3.15.1. Распознавание синонимов. Упр.3.15.1.4.

41-42

Многозначные имена
существительные.

Театр

2

Формирование  навыка диафрагмально  - релаксационного дыхания.

43-46

Слова действия. Узнавание в предложении и тексте.

Кино

4

Тема 3.10. Глагол.

Распознавание глаголов. Упр. 3.10.1.1- 3.10.1.2.2.

47

48

Работа над глагольным
словарем. Кто как говорит, кто как двигается.

В гостях

2

Формирование  навыка диафрагмально- релаксационного дыхания.

Тема 3.10. Глагол.

Упр. 3.10.1.3.1.- 3.10.1.4.

49-52

Глагольные антонимы- понимание и введение в речь.

Мой дом

4

Тема 3.10. Глагол.

Упр. 3.10.1.3.1.

3.10.1.3.

53-55

 

Глагольные синонимы.
Понимание и введение в речь. Письмо под диктовку.

Посуда

2

Тема 3.10. Глагол.

Упр. 3.10.1.4.

1

56-57

Составление простых предложений. Подлежащее и сказуемое.

мебель

2

Формирование  навыка диафрагмально- релаксационного дыхания.

Тема 4.5. Составление предложений. Упр.4.5.1.3.3

Тема 4.10. Разбор предложения. Упр.4.10.1.1.1.- 4.10.1.1.5.

58-63

Согласование подлежащего и
сказуемого в роде и числе.

Мой город
Адрес

6

Род имён существительных. Упр. 3.5.5.1.2.

64-66

Слова, обозначающие признак предмета.    Письмо под диктовку.

3

67-69

 Слова, обозначающие признак предмета.

В магазине

2

Формирование  навыка диафрагмально релаксационного дыхания.

Тема 3.9. Имя прилагательное.  Упр. 3.9.1-3.9.2.2.

70-71

Антонимы - имена
прилагательные. Понимание и
введение в речь.

2

72

Синонимы- прилагательные.

1

Формирование  навыка диафрагмально релаксационного дыхания.

Тема 3.9.  Слова, обозначающие признак предмета. Упр. 3.9.2.3. Распознавание прямого и переносного значения имён прилагательных. Тема 5.1.5 развитие речевого восприятия.

73

Понимание и введение в речь.

1

Формирование  навыка диафрагмально релаксационного дыхания.

74-77

Согласование имен прилагательных с сущ. в роде и в числе.

Транспорт

4

 Закрепления навыка диафрагмально релаксационного дыхания.

Тема 3.9.3  Род и число имён и прилагательных.

78-

80

Составление предложений из    слов. Главные и
второстепенные члены
предложения.

Приметы весны

3

Закрепления навыка диафрагмально релаксационного дыхания.

-

Тема 4.5.  Составление предложений.

81

82

Составление предложений с
неизменяемыми сущ.

Приметы лета

2

Закрепления навыка диафрагмально релаксационного дыхания.

Распознавание слов в анаграммах.

84-87

 

 

Составление и запись
предложений под диктовку, по  схеме, по картине.

Летний отдых
Поведение в лесу,

4

 Раздел №4. Восполнение пробелов в формировании связной речи.



Предварительный просмотр:

Календарно - тематическое планирование индивидуальной  коррекционной работы

для учащегося 2 класса , ЗПР (В.7.2)

по коррекции смешанная дисграфия

   (дисграфия на почве недоразвития языкового анализа и синтеза с  элементами фонематической дисграфии и дислексии) 

№п/п

Тема занятия

Содержание работы

Часы

Дата

корректировка

Слово. Предложение. Текст.  13 ч

1-2

Слог и слово

Называть слоги с разным количеством букв. Выполнять слоговой анализ и синтез слов. Образовывать из односложных слов  многосложные однокоренные слова. Видеть и выделять корень в группе родственных слов.  Дифференцировать понятия «слог» - «слово».

 3-4

Слово и предложение. Предлоги  В – ИЗ.

Находить слова в буквенном ряду. Составлять и называть словосочетания. Дифференцировать понятия «слово» - «словосочетание». Составлять предложения по заданным словам. Рисовать схему предлогов В – ИЗ.  Составлять предложения с заданными предлогами и  следить за правильностью их использования. Выделять в предложно-падежных конструкциях корень и окончание. Называть изменяемую и неизменяемую часть слова.

5-6

Грамматическая основа предложения. Упражнение в выделении главных слов в предложении. Предлоги  НА – С

Составлять рассказ по заданной картине. Записывать схемы предложений. Объяснять понятия  «предложение»

 Объяснять пространственное значение предлогов  НА – С

Составлять рассказ по заданной картине. Записывать схемы предложений. Объяснять понятия  «предложение» правильностью их использования. Выделять в предложно-падежных конструкциях корень и окончание. Называть изменяемую и неизменяемую часть слова. Выделять главные члены предложения.

Оценивать свою работу и работу товарищей на занятии.

Писать  большую букву  в именах собственных, кличках животных, географических названиях.  Формулировать правило написания большой буквы в словах. Различать и объяснять написание  слов типа пушок-Пушок. Составлять предложения по заданным словам. Делить сплошной текст на предложения.  Видеть и обозначать орфограммы при письме. Развивать орфографическую зоркость.

 Называть и рисовать схемы   предлогов К – ОТ. Составлять предложения с заданными предлогами и  следить за

правильностью их использования. Выделять в предложно-падежных конструкциях корень и окончание. Называть изменяемую и неизменяемую часть слова.

Слушать объяснения детей и высказывать свое мнение в доброжелательной форме. Контролировать свои действия. Оценивать свою деятельность и  товарищей. Соблюдать речевой этикет в ситуации оценивания.

 

7-8

Предложение и текст

9-10

Виды предложений по интонации.

11

Заглавная  буква в именах собственных.

12

Заглавная  буква в кличках  животных

13

Диктант по теме « Слово. Предложение. Текст»

Писать слуховой диктант после предварительной подготовки.

 

 Гласные и согласные звуки и буквы

14

Гласные звуки и буквы

Наблюдать за особенностями произнесения согласных звуках, их артикуляционном укладе.  Различать гласные и  согласные звуки на слух, с опорой на артикуляционный уклад. Различать твердые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные согласные. Обозначать согласные соответствующей буквой.

Дифференцировать звонкие и глухие согласные на слух с опорой на кинестетические ощущения органов артикуляции. Выполнять звуко-буквенный анализ слов. Давать характеристику звука с опорой на план-схему характеристики звука. Выполнять фонетический разбор слова.

15

Гласные буквы 1 и 2 ряда.

16

Сходство  и различие гласных 1 и 2 ряда

17

Согласные звуки.

18

Согласные твердые и мягкие

19

Согласные звонкие и глухие

20

Характеристика звука

21

Закрепление. Проверочная работа.

22

Гласные буквы А – Я

Называть звуковой состав гласных буквах А – Я. Объяснять работу букв А-Я в разных позициях в слове. Анализировать звучание согласных перед А- Я и записывать слоги.  Составлять предложения и зашифровывать их буквами А – Я. Записывать правильно слова со слогами  ча – ща и объяснять их написание. Делить слова на слоги. Развивать орфографическую зоркость.

 Называть и рисовать схему   предлога  НАД. Составлять предложения с заданным предлогом и  следить за правильностью его использования. Выделять в предложно-падежных конструкциях корень и окончание. Называть изменяемую и неизменяемую часть слова.

Выполнять фонетический разбор слов. Выполнять самостоятельную работу.  Находить и отмечать изученные орфограммы

23

Правописание буквосочетаний

ча-ща

24

 Гласные буквы а-я. Предлог НАД.

25

Гласные буквы О - Ё

Называть звуковой состав гласных буквах О – Ё. Объяснять работу букв О-Ё в разных позициях в слове. Анализировать звучание согласных перед О - Ё и записывать слоги.  Составлять предложения из заданных слов.

Называть и рисовать схему   предлогов ПОД –  ИЗ-ПОД. Составлять предложения с заданными предлогами и  следить за правильностью их использования. Выделять в предложно-падежных конструкциях корень и окончание. Называть изменяемую и неизменяемую часть слова. Выполнять фонетический разбор слов. Выполнять самостоятельную работу.  Находить и отмечать изученные орфограммы.

26

Гласные буквы О – Ё.  Предлоги  ПОД, ИЗ-ПОД

27

Гласные буквы У – Ю

Называть звуковой состав гласных буквах У – Ю. Объяснять работу букв У-Ю в разных позициях в слове. Анализировать звучание согласных перед У - Ю и записывать слоги.  Вставлять в предложение изученные предлоги Записывать слова со слогами  чу – щу и объяснять их написание. Делить слова на слоги. Развивать орфографическую зоркость. Составлять словосочетания с заданными словами.

Выполнять фонетический разбор слов. Выполнять самостоятельную работу.  Находить и отмечать изученные орфограммы.

28

Гласные буквы У – Ю

Правописание буквосочетаний

 чу-щу

29

Гласные буквы Ы – И

Называть звуковой состав гласных буквах Ы – И. Объяснять работу букв Ы-И в разных позициях в слове. Анализировать звучание согласных перед Ы - И и записывать слоги.  Вставлять в предложение изученные предлоги Записывать правильно слова со слогами  жи – ши и объяснять их написание.

Записывать имена существительные в ед. и мн. числе. Определять ударную и безударную гласную в слове. Наблюдать за перемещением ударения в однокоренных словах.

Выполнять самостоятельную работу.  Находить и отмечать изученные орфограммы.

Называть и рисовать схему   предлогов ЗА –  ИЗ-ЗА. Вставлять в предложениях пропущенные предлоги. Составлять предложения с заданными предлогами и  следить за правильностью их использования. Выделять в предложно-падежных конструкциях корень и окончание. Называть изменяемую и неизменяемую часть слова. Пересказывать текст с использованием мнемотехники.

 Выполнять самостоятельную работу.  Находить и отмечать изученные орфограммы.

30

Гласные буквы Ы – И . Правописание буквосочетаний

 жи-ши

31

Гласные буквы Ы – И . Предлоги ЗА,  ИЗ-ЗА.

32

Гласные буквы Э – Е

Называть звуковой состав гласных буквах Э – Е. Объяснять работу букв Э-Е в разных позициях в слове. Анализировать звучание согласных перед

Э - Е и записывать слоги. Различать буквы Э-Е по оптическому признаку. Находить и отмечать изученные орфограммы. Делить слова на слоги и для переноса. Объяснять правила переноса слов. Называть и рисовать схему   предлога  МЕЖДУ.

33

Диктант по теме «Гласные и согласные звуки и буквы»

Раздел 3. Звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез

34-35

Звуко-буквенный анализ и синтез слов

Объяснять понятия «звук»- «буква». Выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слов. Делить слова на слоги и для переноса. Находить и вставлять в словах пропущенные буквы. Ставить ударение в словах.

 Сравнивать звуковой состав слов со схемой. Подбирать слова к заданной схеме. Выполнять слоговой анализ и синтез слов. Исправлять в словах ошибки. Воспроизводить ритмические ряды. Отхлопывать ритмические схемы слов. Делить многосложные слова на слоги. Составлять предложения из заданных слов. Подбирать в предложении подходящее по смыслу слово. Записывать многосложные слова по слогам.

36-37

Слоговой анализ и синтез слов

38-39

Ритмическая схема слова

40

Ударение

Находить слова – омографы. Объяснять смыслоразличительную роль ударения в словах-омографах (за'мок-замо'к), их сходство и различие.  Находить в предложении слова-омоформы (голоса'- го'лоса). Правильно ставить ударение в словах.

 Находить ударные и безударные гласные в корне. Объяснять понятия «гласная  в сильной и слабой позиции».Образовывать родственные слова. Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (гора-гореть-горе) Выделять корень в ряду родственных слов. Подбирать проверочные слова для проверки безударной гласной в корне. Продуцировать монологическую речь. Рассказывать алгоритм проверки безударной гласной.  Различать гнезда  родственных слов. Объяснять значение  слов, близких по написанию. Анализировать состав слова и обозначать его части.

41

Ударные и безударные гласные

42-43

Проверка безударной гласной  в корне

44

Родственные слова

45

Закрепление. Проверочная работа.

Раздел 4. Буква мягкий знак

46-47

Мягкий знак в конце слова

Выделять мягкий и твердый согласный в конце слова. Сравнивать и объяснять написание и звучание слов с мягким знаком. Объяснять влияние мягкого знака на смысловое значение слова (угол - уголь). Делать вывод о работе мягкого знака. Писать слова с мягким знаком в конце слова. Анализировать способ обозначения мягкости согласных в словах. Выполнять звуко-буквенный анализ слов.

Писать слова с мягким знаком в середине  слова. Показать влияние мягкого знака на смысловое значение слова (банка-банька). Делать вывод о работе мягкого знака в середине слова. Находить и исправлять ошибки в словах. Аргументировать свой выбор. Выполнять фонетический разбор слов с мягким знаком.  Писать слуховой диктант.

48-49

Мягкий знак в середине слова

50-51

Разделительный мягкий знак

Записывать слоги с разделительным мягким знаком и без него. Четко читать, проговаривать и улавливать разницу при произношении слогов с разделительным мягким знаком и без него. Образовывать и записывать слова во множественном числе. Делить слова на слоги. Обозначать работу разделительного мягкого знака. Находить и исправлять ошибки в словах.  Формулировать вывод. Выполнять звуко-буквенный анализ слов. Образовывать притяжательные прилагательные. Составлять предложения, используя притяжательные прилагательные. Согласовывать местоимения с глаголами. Дифференцировать работу мягкого знака и разделительного мягкого знака. Составлять предложения из заданных слов. Выполнять фонетический разбор слов.

Писать слуховой диктант. Обозначать работу мягкого знака.

52

Словообразование притяжательных прилагательных

53

Дифференциация мягкого знака и разделительного мягкого знака

Парные согласные звуки и буквы

54

Звуки [б-б'], [п-п'.]

Дифференциация букв Б – П

Наблюдать за произнесением  звуков [б-б'], [п-п'] . Характеризовать звуки с опорой на план-схему. Соотносить звуки с буквами. Определять наличие и отсутствие данных звуков в слове. Называть слова с заданными звуками.

Определять  и записывать пропущенные слоги в словах. Записывать буквы Б – П в предложениях.

Наблюдать за несовпадением написания и произнесения парных согласных в конце  слова. Находить и обозначать орфограмму в слове.

Подбирать проверочные слова, контролировать правильность подбора родственных слов.

 

55-56

Оглушение звонких согласных в конце слова.

57

 Звуки [д–д'], [т–т'].

Дифференциация буквы  Д – Т

Наблюдать за произнесением  звуков [д-д'], [т-т'] . Характеризовать звуки с опорой на план-схему. Соотносить звуки с буквами.  Называть и записывать слова с заданными звуками. Составлять слова из слогов.  Составлять предложения из заданных слов. Записывать в предложениях пропущенные буквы Д – Т. Находить слова с проверяемыми  парными согласными в конце слова.

Наблюдать несовпадение норм произношения с нормами правописания парных согласных  в середине слова. Находить опасные места в словах. Объяснять свой выбор. Подбирать проверочные слова. Контролировать правильность подбора родственных слов.

58-59

 Оглушение звонких согласных  в середине слова.

60-61

Языковой анализ и синтез.

Характеризовать роль предлогов в речи. Находить слова и предлоги, записанные сплошным текстом. Писать предлоги отдельно. Конструировать предложение из слов с опорой на вопросы. Отвечать на вопросы полным предложением. Называть главные члены предложения. Распространять простые предложения.

Различать предлоги и приставки. Объяснять способы проверки написания одинаковых по составу предлогов и приставок.  Осознавать грамматическое сочетание слов.

Самостоятельно писать сочинение после предварительной подготовки.

 

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нарушения чтения у учащихся младших классов с общим недоразвитием речи

Нарушение чтения у школьников чаще всего возникает вследствие недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. При глубоких степенях недоразвития р...

Нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи.

   Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся  в общеобразовательных учреждениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения...

Рабочая программа по коррекции нерезко-выраженного общего недоразвития речи у младших школьников.

Рабочая программа по коррекции нерезко-выраженного общего недоразвития речи у младших школьников, 1 класс....

Рабочая программа по коррекции нарушения письменной речи, обусловленной нерезко-выраженным общим недоразвитием речи, 2 класс

Рабочая программа по коррекции нарушения чтения и письма, обусловленной нерезко-выраженным общим недоразвитием речи, 2 класс...

Нарушения чтения у учащихся младших классов с общим недоразвитием речи

Нарушение чтения у школьников чаще всего возникает вследствие недоразвития всех компонентов речи: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. При глубоких степенях недоразвития речи дети оказы...

Особенности коррекции связной речи младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС НОО

Речь - это деятельность человека, которая формируется в процессе общения. Обучение детей речевой деятельности (чтение, говорение, письмо и слушание) в устной и письменной формах являются планомерным п...

Особенности коррекции связной речи младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС НОО

Коррекции связной речи младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС НООПроблемы, психологические основы и особенности, направления коррекционной работы....