Методичка для родителей, учителей.
методическая разработка

Карамова Римма Раисовна

Дыхательные упражнения, артикуляционная гимнастика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodichka_dlya_vospitateley_roditeley.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методичка для  воспитателей, родителей.

Игровые упражнения для развития речевого дыхания

        

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Желательно перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики выполнять 1-2 упражнения. Все эти упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить трудно произносимые звуки.

Воздух необходимо набирать через нос, плечи  не поднимать. Выдох должен быть длительным, плавным.

  1. Подуть  и катать их по столу  ватку,  карандаш,  шарик.
  2. Особенно полезно пускать мыльные пузыри, она вырабатывает очень тонкое регулирование выдоха.
  3. Дуть на привязанные к натянутой нитке комки, ватки, легких бумажных разноцветных птичек.
  4. Дуть на плавающие игрушки в тазу.
  5. Играть на детских духовных музыкальных инструментах.
  6. Подуть вверх пушинку, ватку, бумажку, мыльный пузырь.
  7. надувать резиновые детские игрушки, бумажные мешки-хлопушки.
  8. Помогает пение.
  9. Читать стихи  под маршировку и с дыханием по команду «вдох» после каждой строки.

Артикуляционная гимнастика

Исправление дефектов звукопроизношения у детей дошкольного возраста имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения часто являются причиной отклонений в развитии памяти, воображения, мышления, а также могут привести к трудностям общения. Дети, имеющие дефекты речи, как правило, испытывают трудности в овладении навыками чтения и письма.

            Артикуляционная гимнастика – одна из составляющих занятий по преодолению недостатков произношения. Гимнастика призвана подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению звуков родного языка.

                Эффективность упражнений зависит от соблюдения следующих требований:

  1. Упражнения обязательно выполняются перед зеркалом.
  2. Главным требованием является выработка умения удерживать нужную артикуляционную позу правильно в течение определённого времени (под счёт от одного до пяти – десяти).
  3. Нужно точно выполнять движения.

Стараться следить за равномерным участием левой и правой половины языка, губ в выполнении движений

Окошко

"Окошко"
широко открыть рот — "жарко"
закрыть рот — "холодно"

« Улыбочка»
удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

Заборчик

"Заборчик"
улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

Дудочка

"Трубочка"
с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты

Месим тесто

"Накажем непослушный язычок"
улыбнуться
пошлепать языком между губами — "пя-пя-пя-пя-пя..."
покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)

Блинчик

"Блинчик"
улыбнуться
приоткрыть рот
положить широкий язык на нижнюю губу

Чашечка

"Чашечка"
улыбнуться
широко открыть рот
высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка)

Киска

"Киска"
губы в улыбке, рот открыт
кончик языка упирается в нижние зубы
выгнуть язык горкой упираясь кончиком языка в нижние зубы

Чистим зубки

"Чистим, зубки"
улыбнуться, открыть рот
кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

Маляр

"Маляр"
губы в улыбке
приоткрыть рот
кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо

Качели

"Качели"
улыбнуться
открыть рот
кончик языка за верхние зубы
кончик языка за нижние зубы

Часики

"Часики"
улыбнуться, открыть рот
кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

Вкусное варенье

"Вкусное варенье"
улыбнуться
открыть рот
широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу

Лошадка

"Лошадка"
вытянуть губы
приоткрыть рот
процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки)

Грибочек

"Грибочек"
улыбнуться
поцокать языком, будто едешь на лошадке
прикососать широкий язык к нёбу

Гармошка

"Гармошка"
улыбнуться
сделать "грибочек" (т.е. присосать широкий язык к нёбу)
не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)

Барабанщик

"Барабанщик"
улыбнуться
открыть рот
кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ..."


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкеты для: родителей, учителя, ученика

Приложение к информационному материалу "Педагогическое исследование"...

Законы жизни семьи. Тема для родителей. Учитель Ивлеева Н.П.

Законы правильного  воспитания детей в семье....

"Прощание с 1 классом". Классный час в кругу школьной семьи (дети, родители, учитель)

Данный классный час является "семейным" праздником, так как родители восхищаются знаниями и умениями, в том числе артистическими, своих детей; каждый ребенок принимает участие в подготовке к проведени...

сайты для родителей, учителей

На данных сайтах вы можете получить полезную информацию....

Практические рекомендации родителям, учителям работающим с детьми СДВГ

Выбор методов коррекции СДВГ должен носить индивидуальный характер с учетом степени выраженности основных проявлений СДВГ и наличия сопутствующих ему нарушений. При этом коррекция проявлений СДВГ, как...

Буклет «Советы родителям, учителям» для успешной адаптации дошкольников к школе»

Краткое изложение основных состовляющих успешной адаптации дошкольников к школе....