Главные вкладки

    Логопедическое занятие для детей с нарушением интеллекта по теме "Дифференциация Ч и Щ в словах и предложениях"
    план-конспект по логопедии на тему

    Логопедическое занятие для детей с нарушением интеллекта по теме "Дифференциация Ч и Щ в словах и предложениях"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_ch-shch.docx18.26 КБ

    Предварительный просмотр:

     Логопедическое занятие для детей с нарушением интеллекта

    «Дифференциация Ч и Щ в словах и предложениях»

    Цель: учиться дифференцировать звуки [ ч’] и [ щ' ] и буквы Ч и Щ в словах и предложениях.

    Задачи: 

    Образовательные:

    • учить дифференциировать звуки [ ч’] и [ щ' ] в словах и предложениях;

    • учить  правильному произношению [ ч' ] и [ щ' ] в словах и предложениях;

    • учить соотносить звуки [ ч’] и [ щ' ] с буквами Ч и Щ;

    • расширять словарный запас;

    • учить  навыкам словообразования.

    Коррекционно -  развивающие:

    • развивать  артикуляционную  моторику;

    • развивать фонематическое восприятие;

    • развивать зрительное и слуховое внимание;

    • развивать память;

    • развивать мелкую моторику.

    Воспитательные:

    воспитывать положительное отношение к занятиям;

    • воспитывать интерес к окружающему  миру;

    •  воспитывать  контроль за собственной речью;

    •  воспитывать  навыки сотрудничества, умение слушать собеседника;

    • повышать мотивацию к обучению.

    Здоровьесберегающие:

    • способствовать профилактике переутомления на уроке;

    • создание  комфортных  условий на уроке.

    Оборудование:

    магнитная доска, карточки со словами, картинки, карточка с заданиями, символы букв Ч и Щ,

    артикуляционный профиль [ ч’] и [ щ' ], изображение Речевичка, индивидуальное зеркало, магнитофон, компьютер.

    Ход урока.

    1.Организационный момент.

    К нам в гости пришёл волшебник Речевичок. Он очень любит загадывать загадки о звуках и буквах русского языка. Давай посмотрим, какую загадку он загадает нам сегодня. Слушай внимательно стихотворение.

    Солнце глянуло сквозь щёлку,

    Свесив огненную чёлку.

    Какие слова отличаются одним звуком?

    Объяснить значение слов  «чёлка» и  «щёлка».

    Посмотрите на слайд. Лучи солнца прорываются в небольшую щёлку между облаками. И этот поток лучей сравнивается в стихотворении с огненной чёлкой, т.е. очень яркой, светящейся как огонь.

    2.Уточнение артикуляции звуков  [ ч' ] и [ щ'].

    Сегодня на уроке мы будем учиться различать звуки [ ч’] и  [ щ']. Произнесём [ ч’] и [ щ'] перед зеркалом и сравним артикуляцию. Как работают губы, зубы и язычок, когда мы произносим [ ч' ] и [ щ']?

    [ ч’]

    [ щ']

    Губы

    Трубочкой

    Трубочкой, немного растянуты в улыбке

    Зубы

    Сближены

    сближены

    Язык

    Поднят кончик языка к альвеолам верхнего нёба, боковые края прижаты к верхним коренным зубам.  

    Поднят кончик языка к альвеолам верхнего нёба, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Мышцы напряжены.

    Голосовые связки

    Не работают

    Не работают

    Какими буквами обозначаются звуки [ ч' ] и [ щ']?

    3.Артикуляционная гимнастика.  «Сказка о весёлом язычке».

    4.Речевая зарядка.

    Учиться правильно и чётко произносить звуки в чистоговорках.

    Ча-ща-ча – каша … (горяча)

    Чу-щу-чу – колесо … (кручу)

    Ща-ча-ща – я поймал … (леща)

    Щу-чу-шу – я грибы … (ищу)

    Логопед:

    Хитрый Речевичок перепутал все вещи. Мы должны разложить их так, чтобы в чемодане были все со звуком [ ч' ], а в  ящик нужно положить все со звуком [ щ']?

    Ученик называет предметы,  которые нужно положить в чемодан: чеснок, кабачок, перчатки, часы, спички, ключ, очки.

    Ученик называет предметы, которые сложили в ящик: плащ, щётка, клещи, овощи, щит.

    5.Дидактическая игра «Измени звук».

    Речевичок очень любит волшебные превращения. Измени в словах звук [ щ'] на звук [ ч' ] так, чтобы получились новые слова.

    пищать – печать

    мощь-мочь

    щётка – чётко

    плащ – плач

    тащу – точу

    горящий – горячий

    6.Пальчиковая гимнастика.

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Мы пошли в лесок гулять.

    Этот пальчик по дорожке,

    Этот пальчик по тропинке,

    Этот пальчик за грибами,

    Этот пальчик за малинкой,

    Этот пальчик заблудился,

    Очень поздно возвратился.

    7.Дидактическое упражнение «Буква убежала».

    Прочитай слова, вставь пропущенные буквы Ч или Щ.        Ученик читает слова, вставляет буквы.

    _ука,   клю_,   _еснок,   _ека,   _егол,   мя_,   лу_,   плю_.

    8.Динамическая пуза.

    Мы топаем ногами,

    Топ, топ, топ.

    Мы хлопаем руками,

    Хлоп, хлоп, хлоп.

    Киваем головой.

    Мы руки поднимаем,

    Мы руки опускаем

    И кружимся потом.

    9.Дидактическая игра «Собери слово».

    Точ-ка-щё  - щёточка

    Ра-пе-ще  -   пещера

    Чек-щи-я  -  ящичек

    Чек-ще-но  - щеночек

    10.Дидактическая игра «Измени слово».

    Однажды Речевичок встретил великана. А у великана всё очень огромное. Например, не дом, а домище.

    рука – ручище,

    глаз – глазищи,

    сапог – сапожище,

    кот – котище.

    11.Слуховой диктант.

    Я произнесу предложение, а  внимательно слушайте  и разложите карточки с буквами Ч и Щ.

    Солнечные лучи осветили рощу.

    Ч     ч      -      щ

    Мальчик поймал удочкой щуку.

    Ч    -      ч       щ

    Проверка задания.

    12.Итоги урока.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект логопедического занятия для детей с ОВЗ 1 класс "Автоматизация звука [ ш ] в слогах, словах и предложениях."

    В данном занятии представлены приемы автоматизации звука [ш ] в слогах, словах и предложениях. Задания даются с использованием игровых приемов с использованием доступного речевого материала. Проводитс...

    Логопедическое занятие в 4 классе для детей с нарушением интеллекта "Однокоренные слова на материале лексической темы "Зима"

    Логопедическое занятие проводится с учащимися 4 класса с нарушением интеллекта. На занятии закрепляется умение выделять корень слова, находить группы однокоренных слов, уточняются  и расширяются ...

    Логопедическое занятие в 3 классе для детей с нарушением интеллекта "Моя семья"

    Логопедическое занятие проводится с учащимися 3 класса с нарушением интеллектуальной деятельности.На занятии активизируется словарный запас по теме "семья", "человеческие отношения", закрепляется умен...

    Логопедическое занятие для детей с нарушением интеллекта "Звук и буква Ч".

    На логопедическом занятии  "Звук и буква Ч"  автоматизируется  произношение [ ч ] в словах и предложениях, закрепляются навыки чтения слов и предложений с буквой Ч....

    Презентация логопедического занятия для детей с нарушением интеллекта "В гостях у Печкина"

    Презентация  логопедического занятия "В гостях у Печкина" может быть использована для работы с учащимися с нарушением интеллекта на занятиях по автоматизации звука [ ч\' ] в словах и предложениях....

    Презентация логопедического занятия для детей с нарушением интеллекта по теме "Дифференциация Ч и Щ в словах и предложениях"

    Презентация логопедического занятия для детей с нарушением интеллекта по теме "Дифференциация Ч и Щ в словах и предложениях"...

    Логопедическое занятие для детей с нарушением интеллекта по теме "Посуда".

    Логопедическое занятие по теме "Посуда" для детей с нарушением интеллекта направлено на формирование лексико-грамматических средств языка....