Конспект логопедического занятия для детей с нарушением интеллекта (вариант 1) 4 класс. Слова-неприятели (антонимы). Весна
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)

Попова Екатерина Александровна

Цель: расширение и обогащение словарного запаса путём введения в речь антонимов, активизации словарного запаса.

Задачи:

  1. Учить подбирать антонимы к словам различных частей речи;
  2. Расширить представления детей об антонимах, научить выделять антонимы в предложениях;
  3. Дифференцирование частей речи;
  4. Развивать связную речь при объяснении лишнего слова;
  5. Развивать умение формулировать и доказывать свою точку зрения;
  6. Совершенствовать грамматический строй речи: закреплять навыки употребления антонимов в речи;
  7. Развивать орфографической зоркости
  8. Развивать памяти, внимания, мышления, речь, общую и мелкую моторику;
  9. Воспитывать интерес к учебному процессу, чувство ответственности при выполнении заданий;
  10. Развивать самостоятельность и контроль;
  11. Воспитывать аккуратности, умение слушать, доводить начатое до конца, умение работать в коллективе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия для детей с нарушением интеллекта (вариант 1) 4 класс.

Цель: расширение и обогащение словарного запаса путём введения в речь антонимов, активизации словарного запаса.

Задачи:

  1. Учить подбирать антонимы к словам различных частей речи;
  2. Расширить представления детей об антонимах, научить выделять антонимы в предложениях;
  3. Дифференцирование частей речи;
  4. Развивать связную речь при объяснении лишнего слова;
  5. Развивать умение формулировать и доказывать свою точку зрения;
  6. Совершенствовать грамматический строй речи: закреплять навыки употребления антонимов в речи;
  7. Развивать орфографической зоркости
  8. Развивать памяти, внимания, мышления, речь, общую и мелкую моторику;
  9. Воспитывать интерес к учебному процессу, чувство ответственности при выполнении заданий;
  10. Развивать самостоятельность и контроль;
  11. Воспитывать аккуратности, умение слушать, доводить начатое до конца, умение работать в коллективе.

Оборудование: зеркала, индивидуальные карточки, мяч-колючка, тетради, ручки, цветик-семицветик с заданиями, фишки-цветочки, презентация

Ход занятия

Организационный момент:

- Здравствуйте! Я рада снова видеть вас на занятии. С каким настроением вы сегодня пришли? Выберите, пожалуйста, гномика, который характеризует ваше настроение и положите его на край стола. (Дети выбирают своё «настроение»)

- Надеюсь, что тот, кто пришёл к нам на занятие с хорошим настроением, сохранит его до самого конца! А тот, у кого настроение сегодня «не очень» поменяет его на отличное к концу занятия.

- Итак дети, начинаем наше очередное путешествие в мир сказок. Сегодня нам будет помогать девочка Женя и волшебный цветик-семицветик. Беседа по произведению (краткая).

Отрываем первый жёлтый лепесток, чтоб помочь Жене вернуться домой с баранками из сада старушки.

Артикуляционная гимнастика кубик

- Молодцы! Вы отлично справились. Каждый получает первый весенний цветок.

- Положите, пожалуйста зеркала на край парты. Следующий лепесток, который поможет девочке Жене сделать так, чтобы мамина ваза осталось целой – красный.  

- Какое сейчас время года? (весна)

- А противоположное слово слову «весна»? (осень)

- Как мы называем такие слова? (антонимы). Правильно, сегодня мы с вами продолжаем работать со словами-антонимами.

Работа по теме

Игра «Наоборот»

Зима ушла, а весна … (пришла)

Зимой дни холодные, а весной … (теплые)

Зимой солнце тусклое, а весной … (яркое)

Зимой небо пасмурное, а весной…  (ясное)

Зимой ветер холодный, а весной… (тёплый)

Зимой птицы зимующие, а весной прилетают … (перелётные)

- Молодцы! Мы с вами подбирали слова-антонимы. А что вы знаете об этих словах? (слова-антонимы – это слова противоположные по смыслу). Ваши заслуженные вторые цветочки.

- Следующий лепесток, который оторвала Женя синий. Он помог ей очутиться на Северном полюсе.

Игра «Какой? Какое? Какая?» (на доске дети подбирают правильные окончания к словам).

- Весной погода какая? (весенняя) Осенью погода какая? (осенняя)

- Дождь весной какой? (весенний) Дождь осенью какой? (осенний)

- Солнце весной какое? (весеннее) Солнце осенью какое? (осеннее)

- Молодцы, зарабатываете третий цветок. Отрываем зелёный лепесток, который помог Жене вернуться во двор с Северного полюса.

Динамическая пауза

Мы шагаем, мы шагаем, выше ноги поднимаем,

Влево шаг и … (вправо)  шаг, шаг вперёд – шаг … (назад).

Мы шагаем, мы шагаем, ноги дружно поднимаем,

Шаг немного замедляем, постепенно … (ускоряем).

Сейчас быстро мы идём, затем … (медленно) пойдём.

Руки вверх мы поднимаем, очень плавно … (опускаем).

А теперь мы полетаем, в мяч немного поиграем.

Теперь сядем за столы… Снова стали мы бодры!

Работа с пословицами. (индивидуальные карточки, самостоятельная работа)

- Пришло время оранжевого лепестка. Женя загадывала желание, чтоб все игрушки мира были её.

- В пословицах заключена народная мудрость, в них часто используют слова-антонимы. Найдите и выделите антонимы.

Карточки

Кто захочет много знать, тому надо мало спать.

Друг спорит, а враг поддакивает.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Знай больше, говори меньше.

Труд кормит, а лень портит.

Старый друг лучше новых двух.

Глупый киснет, а умный всё промыслит.

По одежке встречают, по уму провожают.

Труд кормит, лень портит.

- Молодцы, ещё один цветок в вашей копилке. Время фиолетового лепестка, который помог Жене вернуть все игрушки на место.

Работа с текстом.

- Замените выделенные слова на слова-антонимы и запишите рассказ.

На улице осень. Дует холодный ветер. Улетают перелётные птицы. На деревьях исчезла листва.

- Последний лепесток на цветике-семицветике. Голубой. Этот лепесток Женя использовала, чтоб помочь мальчику Вите, который был хромым.

Итог занятия.

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь …. «низко»

Скажу я слово «далеко»

А ты ответишь … «близко»

Скажу я слово «потолок»

А ты ответишь … «пол»

Скажу я слово «потерял»

И скажешь ты: … «нашёл»

Скажу тебе я слово «трус»

Ответишь ты … «храбрец»

Теперь начало я скажу,

Ну, отвечай, … «конец»

- Наше с вами занятие подошло к концу. Посчитайте заработанные ваши фишки-цветочки. Какое количество у вас получилось? (семь). Именно столько лепестков было у цветика-семицветика. Возьмите, пожалуйста, ваши сюрпризы.

- Вам понравилось занятие? Покажите гномика, который передаёт ваше настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие для детей с нарушением интеллекта "Звук и буква Ч".

На логопедическом занятии  "Звук и буква Ч"  автоматизируется  произношение [ ч ] в словах и предложениях, закрепляются навыки чтения слов и предложений с буквой Ч....

Презентация логопедического занятия для детей с нарушением интеллекта "В гостях у Печкина"

Презентация  логопедического занятия "В гостях у Печкина" может быть использована для работы с учащимися с нарушением интеллекта на занятиях по автоматизации звука [ ч\' ] в словах и предложениях....

Презентация логопедического занятия для детей с нарушением интеллекта по теме "Дифференциация Ч и Щ в словах и предложениях"

Презентация логопедического занятия для детей с нарушением интеллекта по теме "Дифференциация Ч и Щ в словах и предложениях"...

Логопедическое занятие для детей с нарушением интеллекта по теме "Дифференциация Ч и Щ в словах и предложениях"

Логопедическое занятие для детей с нарушением интеллекта по теме "Дифференциация Ч и Щ в словах и предложениях"...

Логопедическое занятие для детей с нарушением интеллекта по теме "Посуда".

Логопедическое занятие по теме "Посуда" для детей с нарушением интеллекта направлено на формирование лексико-грамматических средств языка....

"Воздух" конспект внеклассного занятия для детей с нарушением интеллекта (2 класс)

Занятие разработано согласно  экспериментальной деятельности, которая вкдется с учащимися в рамках реализации ФГОС...

Конспект коррекционного логопедического занятия для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития в 1 классе по теме: Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме "Зимний пейзаж". Звук [И].

Конспект  коррекционного логопедического занятия для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития в 1 классе по теме:Развитие речи и речемыслитель...