Адаптированная рабочая программа по курсу: «Альтернативная коммуникация» для индивидуального обучения ученика 1в класса
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему

Гумерова Рита Идуаровна

Адаптированная рабочая программа учителя - логопеда по курсу "Альтернативная коммуникация" для ребенка с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fahrazov.doc174 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                            средняя общеобразовательная школа №5 города Дюртюли

                                                             муниципального района Дюртюлинский район

                                                                   Республики Башкортостан

Согласовано                                                                                                                                               Утверждаю                                                                                                                  Заместитель директора  по УР                                                                                                                 Директор школы

Сулейманова Э.Г.   __________                                                                                                               Файзиева В.Р. _______

                                                                                                                                                                     Приказ № __ от________

Адаптированная рабочая программа

по курсу: «Альтернативная коммуникация»

для индивидуального обучения ученика 1в класса

Уровень образования: начальное общее

Срок реализации программы: 1 год (2017-2018 уч.год)

Количество часов: 66 (2 часа в неделю)

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант8. 2), по курсу: «Альтернативная коммуникация»

Учитель-логопед: Гумерова Рита Идуаровна

Дюртюли  2017

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основании документов:

1.Закон РФ от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2), одобрена решением федерального  учебно-методического  объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015г. № 4/15).

3.Приказ МБОУ СОШ №5 г. Дюртюли от 01.09.2016 г. № 141 «Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития ».

3.Приказ МБОУ СОШ №5 г.Дюртюли от 31.08.2015г. №116  «Об утверждении положения о рабочих программах»;        

4. Приказ МБОУ СОШ №5 г.Дюртюли от 31.08.2017г. № 148 «Об индивидуальном обучении на дому».

В основу данной программы положено логопедическое воздействие, основанное на комплексной коррекции нарушений,   направленных на:

- восстановление коммуникативной функции речи,

- реконструкцию социальной значимости личности,

- улучшение социальной адаптации к школьным условиям,

- обучения способам самоконтроля,

- ликвидацию признаков депривации личности.

Программа  учителя-логопеда направлена на реализацию системы логопедической помощи ребенку с системным недоразвитием речи (СНР) в освоении основной образовательной программы начального общего образования(далее АООП НОО), развитие речи, коррекцию недостатков в речевом развитии и профилактику нарушений речи.

Программа учителя-логопеда предусматривает развитие сенсорных функций; развитие моторики (особенно речевой моторики); развитие познавательной деятельности, мышления, развитие процессов памяти, внимания; формирование личности детей  с ограниченными возможностями здоровья с одновременной регуляцией, а также коррекцию социальных отношений; воздействие на социальное окружение.

Актуальность организации логопедического процесса в условиях инклюзии заключается в том, что позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психофизические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия – освоению адаптированной основной образовательной программы.

Программа учителя-логопеда обеспечивает:

- выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с СНР и ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы;

- реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех обучающихся с СНР и ограниченными возможностями здоровья с учётом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

- создание специальных условий воспитания, обучения обучающихся с СНР и ограниченными возможностями здоровья, без барьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности; использование специальных учебных и дидактических пособий; соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого с привлечением медицинских работников.

Основными механизмами реализации коррекционной работы является:

- оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы, а также родителей (законных представителей), обеспечивающее системное сопровождение детей с СНР и ограниченными возможностями здоровья;

- сотрудничество с объединением инвалидов, сотрудничество с родительской общественностью.

Цель программы:

формирование коммуникативно-речевых умений, владение которых в дальнейшем поможет выпускникам максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.

 Задачи программы:

1) сформировать способность пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и    невербальными;

2) научить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач;

3) развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях;

4) глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации;

5) развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму;

 6) оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным и другим вопросам.

Универсальные учебные действия

- Формировать логические действия анализа, сравнения, установления последовательности на материале текстов, формировать знаково-символические действия – замещение, моделирования и преобразования графических, буквенных и слоговых моделей на материале слов, словосочетаний и предложений.

- Формировать правильное произношение звуков в соответствии с нормами русского языка; освоение слоговой структуры слов, включающей слоги разного типа.

-  Формировать фонематическое восприятие (слухо-произносительную дифференциацию фонем).

- Формировать умение дифференцировать зрительно-пространственные образы букв, а также вырабатывать графомоторные навыки, необходимые для их воспроизведения  и т.д.

Этапы реализации программы

1. Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность), определение специфики и особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды.

2. Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность).

3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность).

4. Этап регуляции и корректировки, внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с СНР и ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

Педагогические технологии, обеспечивающие реализацию программы.

Подбор  образовательных  технологий  основан  на  учете  психофизиологических особенностей учащихся с ОВЗ. В своей образовательной деятельности, направленной на гармоничное  развитие  личности  ребенка  с  ограниченными  возможностями  здоровья, учителя используют следующие педагогические технологии:

Традиционные технологии:

обязательные этапы на уроке:

- проверка усвоения пройденного;

- объяснение нового материала;

- закрепление полученных знаний;

- домашние задания

 

Технологии активных форм и методов:

виды уроков:

- уроки - путешествия;

- уроки-сказки;

- игра по станциям;

- игровые технологии;

- проектная технология;

Здоровьесберегающие технологии.

ИКТ – технология (дистанционное обучение)

Индивидуализация обучения.

Авторские педагогические технологии.

Личностно- ориентированные технологии.

 

Согласно учебному плану школы данная рабочая программа рассчитана на 66 часов в год (2 часа в неделю).

Планируемые результаты

обучающийся должен:

знать/понимать

Способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

Уметь пользоваться жестами, взглядом, тетрадями. Уметь различать интонацию.

Уметь «проигрывать» обозначенные ситуации, моделируя тем самым различные варианты речевого поведения. Умение     использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:

использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей.

Содержание учебного предмета

Обследование устной и письменной речи (1ч). Активизация органов речи (3ч).Различение неречевых звуков (3ч). Различение речевых звуков(3ч). Соотнесение звука с его источником (3ч). Имитация звуков окружающей действительности (3ч). Определение направления звука(3ч). Характеристика звука по силе его звучания(3ч). Имитация звуков окружающей действительности.(2ч). Определение направления звука.(2ч). Характеристика звука по силе звучания. (2ч). Игры «Где звенит?» «Откуда звук?» (2ч). Сезонные изменения. «Золотая осень». (2ч). Овощи.(1ч). Игрушки (2ч). Фрукты.(2ч). Посуда.(2ч). Одежда.(2ч). Обувь (2ч). Деревья (2ч). Дом (2ч). Мебель.(2ч). Человек.(2ч). Дикие животные и их детёныши(2ч). Сезонные изменения. Весна.(1ч). Произнесение слов, состоящих из одного звука (у-у), двух звуков (ау, ах, му).(1ч). Произнесение слов, состоящих из трех – четырех звуков (там, сама, мама) (2ч). Называние слов по картинкам. Пересказ сказки «Колобок» по картинкам (2ч). Называние слов по картинкам. Пересказ сказки «Репка» по картинкам (2ч). Звук и буква А. Соотнесение игрушки(куклы)со звукоподражанием «А»(2ч). Повторение пройденного материала(1ч).

Тематическое планирование

   №

урока

Тема

 Кол-во

  часов

     Дата проведения

ТСО, ИКТ, наглядность

Виды деятельности  обучающегося

план

   факт

1

Обследование речи

1

5.09.

Презентации

2

Активизация органов речи.

1

6.09.

Презентации

Выполняет артикуляционную гимнастику

10.09.13

3

Активизация органов речи.

1

12.09

Презентации

Выполняет артикуляционную гимнастику

4

Активизация органов речи.

1

13.09.

Презентации

Выполняет артикуляционную гимнастику

5

Различение неречевых звуков.

1

19.09.

Презентации

Умеет различать неречевые звуки.

6

Различение неречевых звуков.

1

20.09

Презентации

Умеет различать неречевые звуки.

7

Различение неречевых звуков.

1

25.09

Презентации

Умеет различать неречевые звуки.

8

Различение речевых звуков.

1

26.09

Презентации

Умеет различать речевые звуки

9

Различение речевых звуков.

1

03.10

Презентации

Умеет различать речевые звуки

10

Различение речевых звуков.

1

4.10

Презентации

Умеет различать речевые звуки

11

Соотнесение звука с его источником.

1

10.10

Презентации

Умеет соотносить звук с источником.

12

Соотнесение звука с его источником.

1

11.10

Презентации

Умеет соотносить звук с источником.

13

Соотнесение звука с его источником.

1

17.10

Презентации

Умеет соотносить звук с источником.

14

Имитация звуков окружающей действительности

1

18.10

Презентации

Имитирует звуки окружающей действительности.

15

Имитация звуков окружающей действительности

1

24.10

Презентации

Имитирует звуки окружающей действительности.

16

Имитация звуков окружающей действительности

1

25.10

Презентации

Имитирует звуки окружающей действительности.

17

Определение направления звука.

1

31.10

Презентации

Определяет направление звука.

18

Определение направления звука.

1

01.11

Презентации

Определяет направление звука.

19

Определение направления звука.

1

07.11

Презентации

Определяет направление звука.

20

Характеристика звука по силе звучания.

1

08.11

Презентации

Умеет характеризовать звук по силе голоса.

21

Характеристика звука по силе звучания.

1

14.11

Презентации

Умеет характеризовать звук по силе голоса.

22

Характеристика звука по силе звучания.

1

15.11

Презентации

Умеет характеризовать звук по силе голоса.

23

Имитация звуков окружающей действительности.

1

21.11

Презентации

Имитирует звуки окружающей действительности.

24

Имитация звуков окружающей действительности.

1

22.11

Презентации

Имитирует звуки окружающей действительности.

25

Определение направления звука.

1

28.11

Презентации

Определяет направление звука

26

Определение направления звука.

1

29.11

Презентации

Определяет направление звука

27

Характеристика звука по силе звучания.

1

05.12

Презентации

Умеет характеризовать звук по силе голоса.

28

Характеристика звука по силе звучания.

1

06.12

Презентации

Умеет характеризовать звук по силе голоса.

29

Игры «Где звенит?» «Откуда звук?»

1

12.12

Презентации

Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения.

30

Игры «Где звенит?» «Откуда звук?»

1

13.12

Презентации

Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения.

31

Сезонные изменения. «Зима».

1

19.12

Презентации

Знает время года осень.

32

Сезонные изменения. «Зима».

1

20.12

Презентации

Знает признаки осени.

33

Сезонные изменения. «Зима».

1

26.12

Презентации

Знает овощи.

34

Овощи.

1

27.12

Презентации

Различает овощи по цвету, форме, вкусу.

35

Игрушки

1

16.01

Презентации

Знает игрушки.

36

Игрушки

1

17.01

Презентации

Различает игрушки по форме.

37

Фрукты.

1

23.01

Презентации

Знает фрукты.

38

Фрукты.

1

24.01

Презентации

Различает фрукты по цвету, форме, вкусу.

39

Посуда.

1

30.01

Презентации

Знает посуду.

40

Посуда.

1

31.01

Презентации

Различает посуду по назначению.

41

Одежда.

1

06.02

Презентации

Знает одежду.

42

Одежда.

1

07.02

Презентации

Различает одежду по значению.

43

Обувь

1

13.02

Презентации

Знает обувь.

44

Обувь

1

14.02

Презентации

Различает обувь по значению.

45

Деревья

1

20.02

Презентации

Знает деревья.

46

Деревья

1

21.02

Презентации

Различает деревья по значению.

47

Дом

1

27.02

Презентации

Знает расположение квартиры.

48

Дом

1

28.02

Презентации

Ориентируется в своей квартире.

49

Мебель.

1

06.03

Презентации

Знает мебель.

50

Мебель.

1

07.03

Презентации

Различает мебель по принадлежности.

51

Человек.

1

13.03

Презентации

Знает строение человека.

52

Человек.

1

14.03

Презентации

Ориентируется в строении своего  дела.

53

Дикие животные и их детёныши

1

20,03

Презентации

Знает диких животных и их детёнышей.

54

Домашние животные и их детёныши.

1

21.03

Презентации

Различает домашних животных и их детёнышей.

55

Сезонные изменения. Весна.

1

27.03

Презентации

Знает время год весну.

56

Произнесение слов, состоящих из одного звука (у-у), двух звуков (ау, ах, му).

1

28.03

Презентации

Произносит слоги ах, ох, ух.

57

Произнесение слов, состоящих из одного звука (у-у), двух звуков (ау, ах, му).

1

03.04

Презентации

Произносит слоги ах, ох, ух.

58

Произнесениес слов, состоящих из трех – четырех звуков (там, сама, мама)

1

04.04

Презентации

Произносит слова мама, сам, дай.

59

Произнесение слов, состоящих из трех – четырех звуков (там, сама, мама)

1

25.04

Презентации

Произносит слова мама, сам, дай.

60

Называние слов по картинкам. Пересказ сказки «Колобок» по картинкам

1

08.05

Презентации

Показывает персонажей сказки.

61

Называние слов по картинкам. Пересказ сказки «Колобок» по картинкам

1

15.05

Презентации

Показывает персонажей сказки.

62

Называние слов по картинкам. Пересказ сказки «Репка» по картинкам

1

16.05

Презентации

Показывает персонажей сказки.

63

Называние слов по картинкам. Пересказ сказки «Репка» по картинкам

1

22.05

Презентации

Показывает персонажей сказки.

64

Звук и буква А. Соотнесение игрушки(куклы)со звукоподражанием «А»

1

23.05

Презентации

Называет звук А соотносит с буквой.

65

Звук и буква А. Соотнесение игрушки(куклы)со звукоподражанием «А»

1

29.05

Презентации

Называет звук А соотносит с буквой.

66

Повторение

1

30.05

Презентации

Итого

66

Учебно-методическое обеспечение

1.Игнатьева С .А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии:  учеб. пособие для вузов, обуч. по спец. "Социальная работа" / С.А. Игнатьева, Ю.А. Блинков.  М., 2004 г..

2.Каше Г.А. Логопедическая работа в первом классе вспомогательной школы. М.,1957 г.

3. Программно-методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитие интеллекта» Под редакцией кандидата психологический наук, профессора - Бгажнокова И. М. Москва, 2012г.

4. Янушко Е.А Игры с аутичным ребенком.-Москва. Теревинф, 2004.

5. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Часть 1 - М.: ВЛАДОС, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» (1 класс)

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» (1 класс)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Альтернативная коммуникация»

Рабочая программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" 1-4 класс...

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)

       Образование обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (2 вариант), с ТМНР  и РАС направлено на реализацию социальных требований к системе...

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и РАС (вариант 8.4)

Оказание своевременной медико-психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями (на всех возрастных этапах их индивидуального развития) является наиболее важным направлением современ...

Рабочая программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация"

Рабочая программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" для обучающихся 1-4 классов школы 8 вида....

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс

  Обучающиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных ...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Речь и альтернативная коммуникация» во 2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год

АДАПТИРОВАННАЯ  РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Речь и альтернативная коммуникация» во 2-ом   класседля обучающихся с расстройствами аутистического спектрана 2019-2020 учеб...