Дифференциация парных согласных Д-Т в словах, словосочетаниях и предложениях
план-конспект занятия по логопедии (4 класс) на тему

Казачинова Алёна Владимировна

Конспект логопедического занятия по теме: "Дифференциация Д-Т в слогах, словах и предложениях" для обучающихся 4 класса с лёгкой степенью умственной отсталости

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нижнесуэтукская средняя общеобразовательная школа»

Логопедическое занятие для учащихся 4 класса

Дифференциация парных согласных Д-Т

в словах, словосочетаниях

и предложениях

Разработала: учитель-логопед

Казачинова Алёна Владимировна

с.Нижний Суэтук, 2016г. 


Класс: 4 (легкая степень умственной отсталости)

Тема: Дифференциация парных согласных Д-Т в словах, словосочетаниях и предложениях.

Описание: тема занятия включена в раздел: «Дифференциация звонких и глухих парных согласных». На изучение данной темы отведено четыре часа, данное занятие - третье.

Тип занятия: Закрепление полученных знаний.

Цель: совершенствование умений и навыков дифференциации парных согласных Д-Т в устной и письменной речи.

Задачи:

Образовательные:

  1. Сравнивать и дифференцировать звуки [т]-[д], [т’]-[д’] по акустико-артикуляционным признакам  в словах, словосочетаниях и предложениях;
  2. Соотносить глухие звуки [т] [т'] с буквой Т, звонкие звуки [д] [д'] с буквой Д.
  3. Развивать навыки фонематического анализа, звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать внимание, логическое мышление в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, работать по алгоритму;
  2. Развивать, обогащать, уточнять, активизировать словарный запас через упражнение «Найди звук»;
  3. Формировать умения запоминать и воспроизводить информацию;
  4. Развивать связную речь в процессе составления рассказа.

Воспитательные:

  1. воспитывать активность и самостоятельность учащихся на занятии;
  2. воспитывать у детей самоконтроль за речью;
  3. воспитывать чувство товарищества, доброжелательности через работу в парах;

Оборудование: предметные картинки, дидактические карточки, тетради, мячи, фишки желтого, красного и зеленого цвета.

Ход занятия

Этап занятия

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность обучающихся

Время

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите на меня. Я хочу пожелать вам сегодня хорошего настроения. Давайте улыбнемся друг другу и начнём наше логопедическое занятие.

Слушают

1 мин.

Определение темы занятия

- Ребята, послушайте и отгадайте мои загадки:

Пока её за ручку

Рукою не возьмёшь,

Ни из дому не выйдешь,

Ни в дом не попадёшь.

- Правильно.

На экране (доске) появляется картинка.

Летит, хоть и бескрыла,

Солнышко закрыла,

Как его не видно стало,

Она слезами зарыдала.

- Правильно.

На экране (доске) появляется картинка. 

Я удобный, очень мягкий,
Вам не трудно угадать, —
Любят бабушки и внуки
Посидеть и полежать.
 

- Верно.

На экране (доске) появляется картинка. 

Этот ящик очень любят,
Он умеет говорить,
И показывать он будет,
Только надобно включить.
 

- Правильно.

На экране (доске) появляется картинка. 

Выдает фишки обучающимся.

Зеленые – задание выполнено правильно.

Жёлтые – допущены 1-2 ошибки.

Красные – задание не выполнено или допущено большое количество ошибок.

- Ребята, назовите первый звук в слове дверь.

- Назовите первый звук в слове диван.

- Какой буквой обозначаются звуки [д], [д’]?

- Назовите первый звук в слове туча.

- Назовите первый звук в слове телевизор.

- Какой буквой обозначаются звуки [т], [т’]?

Выдает фишки учащимся.

- Напишите указательным пальцем в воздухе заглавные буквы Д и Т.

- А теперь напишите указательным пальцем на парте строчные буквы д и т.

- Вы уже догадались, с какими звуками и буквами мы сегодня будем работать?

- Верно. Сегодня на занятии мы продолжим различать звуки [т]-[д], [т’]-[д’], а также буквы Т и Д в устной и письменной речи.

- Дверь.

- Туча.

- Диван.

-Телевизор.

- Первый звук в слове дверь [д].

- Первый звук в слове диван [д’].

- Звуки [д], [д’] обозначаются буквой Д.

- Первый звук в слове туча [т].

- Первый звук в слове телевизор [т’].

- Звуки [т], [т’] обозначаются буквой Т.

Выполняют действие.

 - Мы будем работать со звуками [т], [т’] и [д], [д’], буквами Д и Т.

4 мин.

Актуализация знаний

- Вспомните, что вы уже знаете о звуках [т]-[д], [т’]-[д’]. Какие это звуки?

- Дайте характеристику звуку [т].

- Дайте характеристику звуку [т’].

- Дайте характеристику звуку [д].

- Дайте характеристику звуку [д’].

- Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные звуки?

- А каким цветом обозначаем твердые согласные звуки?

- Произнесите звуки [т]-[д], [т’]-[д’].

- Одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков?

- Какое положение принимают органы артикуляции, когда мы произносим эти звуки?

Выдает фишки учащимся.

-Звуки [т]-[д], [т’]-[д’] - парные согласные звуки.

- Звук [т] – согласный, твердый, глухой.

- Звук [т’] – согласный, мягкий, глухой.

- Звук [д] – согласный, твердый, звонкий. 

- Звук [д’] – согласный, мягкий, звонкий. 

- Зеленым.

- Синим.

- Произносят.

Да, одинаковое. 

Губы чуть приоткрыты, зубы разомкнуты, кончик языка упирается в верхние зубы.

5 мин.

Развитие звукового анализа

Упражнение «Найди звук»

На экране предметные картинки (по лексической теме).

-Рассмотрите предметы.

- Назовите предмет и определите, какой из звуков [т], [т’], [д] или [д’] спрятался в названии этого предмета.

- Определите позицию этого звука в слове: в начале, в середине, в конце слова.

- Как одним словом мы можем назвать все эти предметы?

- Какие овощи вы еще знаете?

Выдает фишки учащимся.

Рассматривают картинки.

По очереди отвечают (согласно инструкции).

- Помидор. В этом слове спрятался звук [д], в середине слова.

- Овощи.

- Огурец, баклажан….

4 мин.

Пальчиковая гимнастика

- Чтобы красиво писать в тетрадях, сделаем гимнастику для наших пальчиков.

 Дети выполняют движения вслед за учителем.

Мы капусту рубим, рубим,

(резкие движения прямыми кистями вверх и вниз).

Мы капусту солим, солим

(движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки). 

Мы капусту трем, трем

(потирание кулачек о кулачек).

Мы капусту жмем, жмем

 (интенсивное сжимание пальцев рук в кулак).

Выполняют пальчиковую гимнастику.

1 мин.

Дифференциация парных согласных Д-Т в словах и словосочетаниях

Работа по карточкам (Приложение 1).

- Прочитайте Задание 1.

- Что нужно сделать в этом задании?

- Выполните это задание.

- Поменяйтесь карточками, проверьте друг друга.

Выдает фишки учащимся.

- Прочитайте Задание 2.

- Что нужно сделать в этом задании?

- Выполните это задание.

- Снова поменяйтесь карточками, проверьте друг друга.

Выдает фишки учащимся.

Читают Задание 1.

- Вставить букву Т или Д.

Выполняют задание.

Меняются карточками, проверяют.

Читают Задание 2.

- Вставить слог ТА или ДА.

Выполняют задание.

Меняются карточками, проверяют.

7 мин.

Зрительная гимнастика, совмещенная с

физминуткой

-  А сейчас мы отдохнем, восстановим свои силы для дальнейшей работы.

Ловко мячиком играем

Все движенья повторяем.

Вверху мячик подержу,

На него я погляжу.

Мячик ниже опускаю,

Его взором провожаю,

Вправо, влево повожу,

Глазками за ним слежу.

Глазки сильно закрываю

Мяч за спину убираю

Вновь глаза я открываю

Мяч на место убираю.

Выполняют движения вслед за учителем-логопедом.

2 мин.

Дифференциация парных согласных Д-Т в предложении

Работа по карточкам (Приложение 1).

- Прочитайте на карточке Задание 3.

- Что нужно сделать в этом задании?

- Выполните это задание.

Выдает фишки учащимся.

Читают Задание 3.

- Вставить пропущенное слово в предложение.

Выполняют задание.

Проверяют вместе с учителем-логопедом.

5 мин.

Упражнение «Составь предложения»

На доске записаны предложения в нарушенной последовательности (каждое разрушенное предложение записано с новой строки).

Около, красивый, деревни, пруд.

У, дом, в, деревне, дедушки.

Летом, Тема, был, дедушки, у.

- Ребята, посмотрите на доску.

- Что вы видите?

- Устно составьте из предложенных слов предложения.

- Что у вас получилось?

Выдает фишки учащимся.

- Что образуют предложения, связанные по смыслу?

Давайте попробуем поставить наши предложения в правильном порядке. Чтобы получился рассказ (устно).

- Запишите предложения в тетрадь. Подчеркните в них буквы нашего занятия.

- Придумайте продолжение к нашему рассказу.

- Как можно озаглавить наш рассказ?

Выдает фишки учащимся.

- Слова.

Составляют предложения.

- Около деревни красивый пруд.

- У дедушки дом в деревне.

- Тёма был летом у дедушки.

- Рассказ.

Записывают предложения. Подчеркивают буквы занятия Т, Д.

- В пруду было много рыбы. Тема ходил ловить рыбу. Он любил отдыхать в деревне.

- Отдых в деревне.

9 мин.

Итог занятия

- Ребята, в завершении нашего занятия я хочу, чтобы вы закончили предложения, записанные на доске:

Сегодня на занятии:

Мы учились…

Я узнал…

Я повторил…

Мне было трудно…

Мне было легко…

Комментирование результатов работы учащихся (в соответствии с набором их фишек).

- Посмотрите на фишки, которые вы заработали на занятии.

Ответы детей.

4 мин.

Домашнее задание

Выдает карточки с домашним заданием (Приложение 2)

- Прочитайте домашнее задание.

- Вам понятно задание?

Если у детей возникли вопросы, отвечает на них.

- Наше занятие окончено.

- До свидания.

Читают задание.

Задают вопросы.

1 мин.

Приложение 1

Задание 1. Вставьте в слова пропущенную букву д или т.

Ра __уга,   капус__а,   ___октор,  ___уча,  во___а,   ва___а,   пар__а,   с___ол,    моло__ок,    о___еяло,   ве__ер.

Задание 2. Закончить слова, добавив слог та или да:

                      новая коф…           острая лопа…         яркая звез…       весёлые  ребя…       длинная боро…

    Задание 3. Вставить пропущенные слова в предложение.

В конце предложения ставят ……  

Мама любит свою …..  

Воробей …….. с дерева.

Полицейский …… за порядком.

        Слова: точку, дочку, следит, слетит.

Приложение 2

Домашнее задание

Задание. Вставь вместо точек буквы д или т в слова. Соедини  слова  из  первого  столбика  со  словами  из  второго столбика так,  чтобы получились правильные словосочетания.

холо..ный             ве…ро

гус…ая                 …руба

…яжелое              ве…ер

ме…ная                …рава

мла…шая             мело…ия

с…аринная с        ес…ра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-путешествия "В гостях у сказки" Дифференциация парных согласных С-З изолированно, в слогах, в словах.

Логопедическое занятие "В гостях у сказки" представляет собой увлекательное путешествие по сказкам и наполнен интересными упражнениями. В проссе их выполнения дети на доступном материале тренеруются р...

Внеклассное занятие "Звонкие и глухие парные согласные в середине слова перед согласными и на конце слова".

Внеклассное занятиепо русскому языку во втором классе  Тема: Звонкие и глухие  парные согласные в середине слова перед согласными и на    конце слова. Учитель начальных ...

Проект урока" Парные согласные в корне слова" Презентация к уроку" Парные согласные в корне слова"

Проект урока разработан в виде технологической карты . На каждом этапе урока указаны формируемые УУД....

Презентация к уроку русского языка 2 класс "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным".

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным"....

Конспект урока русского языка 2 класс "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным".

Конспект к уроку русского языка во 2 классе "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным"....

«Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 12»         Урок русского языка во 2 классе по теме«Правописание...