Формирование коммуникативных компетенций обучающихся
методическая разработка по логопедии на тему

Казачинова Алёна Владимировна

Формирование коммуникативных компетенций младших школьников на логопедических занятиях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных компетенций младших школьников на логопедических занятиях в рамках федерального государственного образовательного стандарта

Формирование навыков учебной деятельности– это одна из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Достаточный для младших школьников уровень их сформированности обеспечивает возможность развития психических и личностных новообразований как существенного результата образования в начальной школе.

Разнообразие универсальных учебных действий (УУД), их специфика и доля участия в интеллектуальной деятельности положительно отражаются на качестве образовательного процесса.

Любое учебное умение обучающегося, необходимое для его успешной учебно-познавательной деятельности, характеризуется набором взаимосвязанных конкретных УУД.

На первых этапах обучения учебное действие складывается как предметное, постепенно обобщенные способы выполнения операций становятся независимыми от конкретного содержания и могут применяться обучающимися в любой ситуации.

В процессе обучения, кроме привычных предметных учебных действий, необходимо формировать личностные, метапредметные, познавательные коммуникативные и регулятивные УУД.

 Для решения данной задачи необходимо сформировать у обучающихся следующие  образовательные компетенции:

  • ценностно-смысловые, связанные с ценностными ориентирами обучающегося, его способностью видеть и понимать окружающий мир, оценивать и ориентироваться в нем;
  • учебно-познавательные, лежащие в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
  • регуляторные, осуществляющие регуляцию и контроль с помощью внутренней речи.
  • трудности построения самостоятельного высказывания;
  • плохая актуализация лексики;
  • нарушение звукопроизношения;
  • недостаточность пассивного и активного словаря;
  • искажение грамматического строя речи.
  • коммуникативные, отражающие способность взаимодействия с окружающими людьми.

Коммуникативные компетенции: умение выражать свои мысли; владение монологической речью; владение диалогической речью; владение современными средствами коммуникации; умение пользоваться книгой, словарем; коммуникация учитель-обучающийся.

Повышение эффективности обучения и воспитанияобучающихся на основе формирования у них коммуникативных компетенций является одной из главных задач, стоящих перед образовательным учреждением.

Ещё одно важное условие развития ребёнка– общение. Это важнейший компонент формирования личности, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Несмотря на постоянно растущую в обществе потребность в коммуникабельных людях, современная школа с существующим в ней набором форм и методов обучения не в должной степени способствует формированию коммуникативных умений. Важно начать формирование коммуникативных умений именно в младшем школьном возрасте для поэтапного развития в дальнейшем. Активизация коммуникативной деятельности младших школьников предполагает процесс побуждения обучающихся к активному, целенаправленному общению. Процесс общения является неотъемлемой частью любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений обучающихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.

В процессе общения происходит  развитие речи обучающихся, что является одной из главных  задач учителя-логопеда на логопедических занятиях с младшими школьниками.

Речь включает в себя следующие компоненты: звукопроизношение, фонематическое восприятие, словарный запас, грамматический стой, связная речь.

На логопедических занятиях коммуникативное развитие идет по следующим направлениям:  

  • количественное накопление (увеличение словарного запаса, объема высказывания);
  • качественные изменения (произношение, развитие связной речи, понимание обращенной речи).

Процесс развития фонетической стороны речи включает в себя следующие задачи:

  • Сформировать направленность внимания на звуковую сторону речи.
  • Восполнить пробелы в формировании фонематических процессов.
  • Развить первоначальные представления о звукобуквенном и слоговом составе слова.
  • Поставить и отдифференцировать все звуки.

Владение человека набором необходимых средств способствует его эффективному участию в процессе коммуникации.   Для составления полноценного высказывания необходимо, чтобы ребёнок обладал чёткой артикуляцией, достаточным запасом слов, грамматически правильно строил предложения.    

Поэтому работу по формированию речевой деятельности нужно вести по следующим направлениям: работа по развитию речевого аппарата; уточнение обогащение словарного запаса; формирование грамматического навыка; работа над связной речью; формирование умений воспринимать высказывания.

Развитие грамматической стороны речи это:

  • Умение ориентироваться в морфологическом составе слова.
  • Умение активно пользоваться различными способами словообразования.
  • Правильное использование новых слов.
  • Умение передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развернутом высказывании.

Лексическая сторона речи подразумевает следующую деятельность:

•      Самостоятельно формулировать и задавать вопросы в разных видах учебной деятельности: в коллективных формах учебной работы, в работе парами.

•      Сравнивать, обобщать и делать выводы, доказывать и рассуждать.

•      Вскрывать причинно-следственные отношения между явлениями и фактами действительности.

Для создания эмоционально-благоприятной ситуации на логопедическом занятии необходимо использовать:  игровые приёмы; задания, направленные на развитие творческого воображения, организация диалога при работе в парах и группах.

А также в формировании диалогового общения друг с другом помогут следующие упражнения: ролевое чтение, ролевые диалоги, работа в парах (инсценирование литературного произведения (сказки, рассказа, басни и т.д.), разговора обучающихся по телефону).

Творческие игры также способствуют формированию коммуникативных умений: игры, имитирующие телевизионные передачи: предметная игра "Что? Где? Когда?", "Поле чудес", "КВН", "Магазин". Такие игры проводятся с целью воспитания и обучения обучающихся. Дети чаще всего осознают родной язык на основе игры.  

Основным критерием интенсивности и успешности коммуникативного формирования личности является умение понимать, ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи, т.е. умение правильно и оптимально использовать свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми, средствами информации и с самим собой.

Нарушения речи у детей ведут к возникновению закомплексованности, мешают учиться и раскрывать свои способности и интеллектуальные возможности. Осознание ребенком необходимости работы над преодолением речевых недостатков приведет к их успешному устранению, что поможет детям лучше учиться и успешнее самореализовываться. Поэтому, необходимо стимулировать у детей с нарушениями речи интерес к логопедическим занятиям путем применения логопедических приемов и упражнений,  то есть пробудить в детях желание преодолеть недостатки устной и письменной речи.

Особая роль в формировании коммуникативных навыков отводится индивидуальному разговору. Это своего рода внутренний монологический ответ. Для этого на начальном этапе используется план по теме, затем только опорные слова, затем только первое или только последнее слово. Такая внутренняя подготовка ребёнка способствует снятию напряжения, волнения и способствует дальнейшему формированию монологического ответа.

•      Формирование коммуникативных компетенций – это обучение на основе общения.

•      Речь помогает ребёнку общаться, познавать мир.

•      Свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе.

Результатом работы по формированию коммуникативных навыков у младших школьников является не только овладение обучающимися навыками коммуникации, но и развитие мышления, внутреннего мира ребенка, его эмоциональной сферы, а также развитие речи в целом. Причем на каждом возрастном этапе детства язык ребенка складывается как известная система средств, служащая целям общения и восприятия окружающего их мира.

Список использованной литературы:

1.Коррекция устной и письменной речи у детей 6- 8 лет. А.Ф. Рыбина.-  Волгоград: Учитель, 2014 г.

2. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Л.Н Ефименкова.- Москва 2015 г.

3. Логопедическая работа в школе. О.А. Ишимова, О.А. Бондарчук.- Москва 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетенции обучающихся начальной школы.

Работа посвящена формированию коммуникативной компетенции обучающихся начальной школы. Приводятся разные типы заданий на отработку данных компетенций....

Статья "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках английского языка в целях формирования коммуникативной компетенции обучающихся"

Вторые областные пед чтнения. Направление - формы и методы реализации системно-деятельностного подхода на уроках английского языка....

Формирование коммуникативных компетенций обучающихся.

Организация деятельности, направленной на формирование коммуникативных умений учащихся....

Профессиональный педагогический проект "Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС"

Актуальной педагогической проблемой, «блокирующей» качество математического образования в начальной школе, является неумение обучающихся дать обоснование выполняемому действию, выстроить логичный от...

Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС

Коммуникативная компетенция связана со знанием языков. Содержание математики фактически описано несколькими языками: символьным, графическим, языком математических моделей, словесным описанием понятия...

Теоретические аспекты формирования читательской грамотности, информационно-коммуникативной компетенции обучающихся

quot;Читательская грамотность" - способность ччеловека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать целей, расширять свои знания и в...