Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС
опыты и эксперименты по математике на тему

Гумирова Алла Вениаминовна
Коммуникативная компетенция связана со знанием языков. Содержание математики фактически описано несколькими языками: символьным, графическим, языком математических моделей, словесным описанием понятия или процесса и т. д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_sibirskoy_yarmarke_uchsib-2015.docx29.05 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся на уроках математики

в соответствии с требованиями ФГОС

 «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание,

 тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и

упорство в достижении цели».

(А. Маркушевич

Всегда ли дети и взрослые могут выразить свою мысль? Возможно ли на уроках формировать коммуникативную компетентность? Должна ли математика быть исключением?

Проблема: Актуальной   педагогической проблемой, «блокирующей» качество математического образования в начальной школе, является неумение обучающихся дать обоснование выполняемому действию, выстроить логичный ответ, успешно взаимодействовать при групповой работе. Развитие коммуникативных компетенций  должно помочь решить эту проблему.

Совместная деятельность обучающихся на уроках в практике начального обучения пока  недооценивается. Необходимо введение специально организованных заданий  на уроках математики по формированию коммуникативных компетенций ,что  способствует получению устойчивых положительных результатов. Диалог, живое общение, тренинги, языковая коммуникация являются тем фундаментом, на котором будут расти и развиваться школьники.

Учитывая актуальность проблемы формирования коммуникативных компетенций у обучающихся на уроках математики  в условиях внедрения ФГОС НОО , и возрастные особенности обучающихся, я определила  цель своего профессионального проекта как : создать  условия, необходимые для формирования коммуникативных компетенций  на уроках математики младших школьников.

Задачи проекта:

1. Изучить и проанализировать научно-методические публикации об исследованиях, связанных с коммуникативной компетентностью;

2.Раскрыть сущность понятия «коммуникативная компетентность»

3.Вычленить критерии оценки коммуникативной компетентности младших школьников с учетом требований ФГОС НОО.

4. Определить уровень коммуникативной компетентности обучающихся.

5.Продумать и спланировать работу с обучающимися при формировании коммуникативных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС НОО..

6.Провести диагностику результативности

Для достижения поставленной цели и решения задач в своей работе я использую программу «Перспектива», которая обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение учебного материала, всестороннее развитие личности младших школьников с учётом их возрастных особенностей,

В соответствии с требованиями ФГОС НОО ресурсное обеспечение МБОУ «Экономический лицей» располагает хорошей учебно-методической и материально-технической базой

ФГОС заявляет о целях общего образования. Одна из основных целей - развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий. В п.12 « Предметные  результаты освоения ООП НОО» с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя отдельные учебные предметы, должно отражать в  п.12.2Математика» освоение основами логического, алгоритмического и пространственного воображения и математической речи…» К коммуникативным действиям относятся:

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

— определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

— постановка вопросов

— инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

— разрешение конфликтов

– выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

— управление поведением партнера

— контроль, коррекция, оценка его действий;

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Коммуникативная компетенция связана со знанием языков. Содержание математики фактически описано несколькими языками: символьным, графическим, языком математических моделей, словесным описанием понятия или процесса и т. д. Данная компетенция связана также со знанием способов адекватного использования обучающимися математических терминов, определений, математических методов, методов решения. Для развития у детей самостоятельности и умения сотрудничать применяют структуру уроков по технологии деятельностного метода, учат самостоятельности и собранности.

Такие уроки имеют следующую структуру:

– Самоопределение к деятельности (организационный момент).

– Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

– Постановка учебной задачи.

– Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания).

– Первичное закрепление во внешней речи.

– Самостоятельная работа по образцу.

– Включение в систему знаний и повторение.

– Итог урока (рефлексия деятельности).

Такое построение уроков позволяет формировать у детей способность к саморазвитию, а «открытия», которые происходят на уроке, укрепляют веру в свои силы и познавательный интерес.

Помимо этих типов уроков используют и другие:

– комбинированный урок;

– урок закреплений знаний;

– контрольный урок;

– тренировочный урок;

– урок с использованием технических средств обучения;

– урок-игра;

– урок-путешествие;

– интегрированный урок;

– урок – интеллектуальный марафон

-решение проектных задач.

Для развития коммуникативных компетенций важна хорошо развитая речь. Для создания речевой ситуации используют:

– игры (ролевые и сюжетные);

– проблемные вопросы;

- задания для групповой работы;

– придумывание задачи по заданной схеме,  выражению;

– загадки, ребусы, кроссворды.

Коммуникативные компетенции обучающихся зависят от развития диалогической и монологической речи. Развитие начинается в беседе, когда обучающиеся  отвечают на вопросы учителя, учатся сами задавать вопросы и находить на них ответы, запрашивать и искать недостающую информацию. Во время работы в парах (группах) обсуждают выполнение совместных действий, распределение ролей, контроль и оценку принципиально изменяется и позиция учителя. Он перестает быть вместе с учебником носителем “объективного знания”, которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически он создает условия, “развивающую среду” Основные принципы формирования коммуникативных компетенций: целенаправленность и   систематичность работы.

Методы формирования коммуникативной компетенции на уроках математики:

Методы, ориентированные на устную коммуникацию, которые я часто использую в работе:

-все формы учебного диалога;

 - выполнение порученной ролевой функции в дидактической игре на имитацию каких-либо действий;

ассистирование учителю в ходе организации учебной деятельности учащихся;

участие в обсуждении проблем учебной деятельности;

обсуждение с партнером по группе организации работы по выполнению задания;

объяснение партнеру по группе задания (теоретический материал, ход решения задачи и т. д.);

распределение в группе этапов выполнения задания;

ответ на вопросы партнера по группе, учителя;

работа со словарем терминов;

проверка у партнера по группе выполнение задания, предложение помощи в его выполнении.

Методы, ориентированные на письменную коммуникацию, применяемые в моей работе :

  • ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Пишущего и Читающего;
  • учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников);

Сотрудничество - это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Работая в коллективе, человек вынужден думать не только о собственном благе, но и о благе тех, кто трудится рядом с ним. Следовательно, обучение в сотрудничестве создает условия для позитивного взаимодействия между учащимися в процессе достижения общей цели: каждый понимает, что он может добиться успеха (т.е. овладеть определенными знаниями) только при условии, что и остальные члены группы достигнут своих целей).

Основные принципы обучения в сотрудничестве:

1) Взаимозависимость членов группы, которую можно создать на основе:

  • единой цели, которую можно достичь только сообща;
  • распределенных внутригрупповых ролей, функций;
  • единого учебного материала;
  • общих ресурсов;
  • одного поощрения на всех.

2) Личная ответственность каждого. Каждый участник группы отвечает за собственные успехи и успехи товарищей.

3) Равная доля участия каждого члена группы. Совместная учебно-познавательная, творческая и другая деятельность учащихся в группе на основе взаимной помощи и поддержки достигается, как правило, либо выделением внутригрупповых ролей, либо делением общего задания на фрагменты.

4) Рефлексия - обсуждение группой качества работы и эффективности сотрудничества с целью дальнейшего их совершенствования.

Таким образом, при обучении в сотрудничестве особое внимание уделяется групповым целям и успеху всего коллектива, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими ее членами при работе над темой (проблемой, вопросом), подлежащей изучению. Задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, но и в том, чтобы узнать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки. При этом важно, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик, т.е. вся группа должна быть заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом.

Важно, что перед группой стоит двойная задача: с одной стороны - достижение познавательной, творческой цели, а с другой - социальная или, скорее, социально-психологическая, которая заключается в реализации в ходе выполнения определенной культуры общения. В ходе обучения в сотрудничестве учитель контролирует не только успешность выполнения  задания группами учащихся, но и характер их общения между собой, собой оказания необходимой помощи друг другу. Одним из основных критериев сформированности коммуникативной компетентности личности является рефлексия, когда человек способен оценить свою позицию в соответствии с позицией и интересами партнера.

Реализация проекта

I этап – подготовительный (2012/2013гг.)

Аналитико-диагностическая деятельность. Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта.

Изучение современного состояния проблемы;

II этап – практический (2013/2014 гг.)

Апробация и использование в учебном  процессе, приемов, методов формирования коммуникативных компетенций на уроках математики у. Данный этап позволил спланировать работу: разработать направления и  методики формирования коммуникативной компетенции у обучающихся, анализ полученных результатов III этап – обобщающий (2014/2015 гг.)

Обработка  данных за 3года.Соотношение результатов реализации проекта с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и разработка комплекса учебных заданий, направленных для  дальнейшего формирования коммуникативных компетенций на уроках математики.

Проблема сочетания урочной и внеурочной деятельности беспокоила меня и раньше. ФГОС НОО, подтолкнул меня к детальному рассмотрению этого вопроса. Прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников являются проектные задачиРоль учителя здесь резко меняется, он лишь регулирует учебно-воспитательный процесс и занимается его организацией, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Обучающиеся работают с дополнительными источниками информации, обращаются к социальному опыту, как своему, так и своих товарищей, вступают в коммуникацию друг с другом, преодолевают конфликты, совместно решают задачи, находят общие точки соприкосновения, идут на компромиссы. Ознакомившись с идеей проектных задач, я решила провести её в рамках внеурочной деятельности на занятиях факультативного курса. В результате проведенного урока, я обратила внимание на то, что обучающиеся, преодолев трудности самостоятельной работы, стали более терпимы друг к другу, стали больше прислушиваться к мнению своих товарищей, больше уважать себя и других. В ходе своей работы я часто применяю эвристический метод при изучении нового материала, имеющего противоречивый характер, или самостоятельного поиска обучающимися новых способов деятельности, которым их ранее не обучали. Эвристический метод применяю в форме эвристической беседы, дискуссий. Также в своей работе я применяю исследовательский метод(как более сложный) при решении проблемных заданий с целью усвоения обучающимися новых понятий и способов действий и развития у них интеллектуальной сферы. Этот метод применяется мною при решении в течение нескольких уроков тематических межпредметных (интегрированных) учебных проблем, при решении целостной проблемы творческими группами.

Данный метод обучения в полной мере был реализован мною в 2013 году в рамках подготовки к конкурсу «Мой лучший урок» при решении проектной задачи.

Игра  способствует выполнению важных методических задач:

Кроме учебных игр, я активно участвую в подготовке обучающихся своего класса в различного рода  и уровня интеллектуальных играх

Анализируя научно-педагогическую литературу, я пришла к выводу, чем выше  коммуникативные навыки, тем более успешным и уверенным чувствует себя обучающийся. Он терпимее относится к своему оппоненту, ведет конструктивный диалог, спокойно отстаивает свою точку зрения и принимает чужую, речь его понятна, связна, лаконична. Это относится не только к предметной линии, но и жизненных  ситуаций в-целом.

Представленные результаты диагностики подтверждают, что развитие мотивации к учению является важным аспектом деятельности педагога  Чтобы достичь качественных результатов в учебно-образовательном процессе  необходимо создание определённых условий для обучающихся, планирование урочной и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС, активная работа с родителями учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психодиагностические методики для оценки сформированности познавательных и коммуникативных УУД обучающихся 1-3 классов в соответствии с требованиями ФГОС

Психодиагностические методики предназначены для изучения мыслительных операций и коммуникативных умений обучающихся 1-х-3-х классов в соответствии с требованиями ФГОС....

Профессиональный педагогический проект "Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС"

Актуальной педагогической проблемой, «блокирующей» качество математического образования в начальной школе, является неумение обучающихся дать обоснование выполняемому действию, выстроить логичный от...

Анализ урока математики в соответствии с требованиями ФГОС 1 класс Паршина Т. П.

Тип урока:изучение  нового материала и первичного закрепления. Цель:создать условия для обеспечения осознания и усвоения числа и цифры 3.  Задачи:  воспитательные: формировани...

Анализ урока математики в соответствии с требованиями ФГОС

Анализ урока математики  в соответствии с требованиями ФГОС...

Содержание социокультурной компетенции у младших школьников с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС

Изменение в социуме, культуре диктует необходимость изучения актуальных и потенциальных возможностей современной личности, нормально развивающейся и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в реш...