Теоретические аспекты формирования читательской грамотности, информационно-коммуникативной компетенции обучающихся
статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Жукова Любовь Анатольевна

"Читательская грамотность" - способность ччеловека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теоретические аспекты формирования читательской грамотности, информационно-коммуникативной компетенции обучающихся

Жукова Любовь Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский МО г. Ноябрьск

 «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».

Д.Дидро

В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основных образовательных программ начального, основного и среднего общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает  чтение и работа с информацией. В федеральных государственных образовательных стандартах в качестве  приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».

Формируя читательскую грамотность, следует помнить о том, что во главе угла стоит решение не только узкопредметных задач, но и общие для всех предметов задачи развития школьника.

 «Читательская грамотность» — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.  

У развитого  читателя должны быть сформированы две группы умений:

  1. Умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения.
  2.  Умения, основанные на собственных размышления о прочитанном, интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя.

Представление о читательской грамотности  как об одном из планируемых результатов  общего образования  ставит задачу выбора способа формирования читательских умений в образовательной практике.

  1. Технология критического мышления (РКМЧП).

Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов.

1 этап - «Вызов», на котором учащийся ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.

2 этап - «Осмысление»: ответы на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).

3 этап - «Рефлексия», предполагающая размышление и обобщение того, «что узнал» учащийся на уроке по данной проблеме.

Здесь предлагается использовать следующие приёмы работы:

  • Приём – «Чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
  • Приём «Синквейн».  В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.
  • Приём «Работа с вопросником» применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.
  • Приём «Знаю, узнал, хочу узнать». Применяется как на стадии  объяснения нового материала, так и на стадии закрепления.
  • Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.
  • Приём «Уголки» можно использовать при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.
  • Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, учащимся предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.                                                    
  • Приём «Создание викторины». После изучения темы или нескольких тем ученики самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы.
  • Приём «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.
  • Приём «Тонкие и толстые вопросы». Учащиеся  учатся  различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить  определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.
  1. Технология проблемного обучения основана на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления.

        Для  создания проблемных ситуаций используются также кроссворды, которые помогают определить тему урока или автора, а также выяснить уровень понимания произведения.

  1. Проектная технология.

Это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта.

Данная технология развивает у школьников умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Целью проектной деятельности является создание творческого продукта, который позволяет  решить ряд задач: расширить систему образов и представлений об изучаемом произведении и жанре, развить познавательные навыки, навыков презентации и рефлексии деятельности.

  1. Игровая технология.

Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства  эмоционального и рационального в обучении.  Здесь происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия. Включение в урок  игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся  хорошее настроение, облегчает процесс преодоления  трудностей в обучении. Их можно использовать на разных этапах урока. С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности в начале урока эффективно использовать загадки, ребусы, кроссворды. При закреплении изученного материала:

  • «Мим-театр» - изобразить мимикой и жестами одного из героев произведения, класс отгадывает.
  • «Крестики-нолики» - работа проводится в парах: один ученик «крестик», а другой «нолик». После прочтения нового произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак (нолик или крестик). Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков (по горизонтали или вертикали).
  • «Древо мудрости» - сначала быстро, но внимательно дети читают текст. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, «срывает» записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Прежде, чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки.
  1. Информационно-коммуникационная технология.

В рамках работы по формированию читательской грамотности  эта технология особенно актуальна. Это, прежде всего, работа с разными источниками информации. В словарной работе для объяснения незнакомых слов и понятий актуальны толковый и  энциклопедический словари.

Важным преимуществом технологии является наглядность, так  как большая доля информации усваивается  с помощью зрительной  памяти,  и воздействие на неё  очень важно в  обучении. Наиболее популярным здесь является использование возможностей мультимедийной презентации (программа Power Point). Но здесь важно не увлекаться. Презентация не самоцель, она должна выделять основные моменты темы.

  1. Здоровьесберегающая  технология.

Неотъемлемой частью работы учителя является применение  здоровьесберегающей технологии, которая позволяет создать на уроке зону психологического комфорта. Здесь наряду с учетом дозировки учебной нагрузки, соблюдением  гигиенических требований, благоприятным эмоциональным настроем, включением оздоровительных моментов, хочу отметить важность смены видов  деятельности  на  уроке, позволяющие преодолеть  усталость,  уныние,  неудовлетворительность.

  1. Личностно-ориентированная технология.

На личностно-ориентированном уроке создается учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Здесь важно создать эмоционально положительный настрой учащихся на работу.

        Особенностями этой технологии являются:

  • Продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников; предоставления им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.
  • Организация обмена мыслями, мнениями, оценками; стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.
  • Стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого.
  • Побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к уроку.

Один из приемов работы – вариативные домашние задания, что даёт возможность каждому ученику  проявить себя, свои сильные стороны, тем самым делая более позитивным отношение ребят к обучению в школе.

Сочетание рассмотренных приёмов работы с текстом, используя коммуникативно-деятельностный подход,  позволяет эффективно построить работу на уроке по формированию читательских умений.

Учащиеся должны освоить приёмы поиска  нужной информации, овладеть алгоритмами   основных учебных действий (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), направленных на формирование читательской грамотности.

При использовании в урочной деятельности указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».

При этом предполагается изменение позиций участников образовательных отношений. В этих условиях успешность решения задач образования во многом зависит от коммуникативной культуры учителя и учащихся. Учитель выступает теперь в роли организатора самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, которая направлена на формирование ключевых компетентностей, а учащийся стремится к самообразованию в ходе коммуникативного взаимодействия с педагогом.

Среди ключевых компетенций обучающихся акцентно хотелось бы выделить коммуникативную компетенцию как основной элемент коммуникативной культуры. Именно через коммуникативную компетентность реализуется коммуникативная культура обучающихся.

Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить диалог, так необходимый человеку во всех сферах жизнедеятельности.

Коммуникативная компетентность - это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми [2]. В состав компетентности включают совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное общение. Коммуникативная компетентность предполагает умение изменять глубину и круг общения, понимать и быть понятым партнерами по общению. В общем, коммуникативная компетентность - это система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций личностного взаимодействия [3]. В целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций - один из существенных показателей компетентного общения.

Общение в педагогической деятельности - это средство решения учебных задач; социально-психологическое обеспечение образовательного процесса; способ организации взаимоотношений обучающего и обучаемых, обусловливающих успешность обучения и воспитания.

С точки зрения А. Н. Леонтьева, общение следует рассматривать как определенную сторону деятельности, потому что общение выступает в качестве элемента любой деятельности. В этом случае деятельность является необходимым условием общения [4].

В. А. Кан-Калик определяет профессионально-педагогическое общение как систему органичного социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся, содержанием которого является обмен информацией, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.

Общение, по мнению В. А. Кан-Калика, выступает как:

- средство решения учебных задач;

- социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса;

- способ организации взаимоотношений преподавателя и обучающихся [1, с. 12].

Процесс педагогического общения представляется как система коммуникативных задач, т. е. речемыслительных задач. Выделим этапы решения этих задач:

- анализ ситуации;

- перебор вариантов и выбор из них оптимального;

- коммуникативное взаимодействие;

- анализ полученных результатов.

Различные технологии обучения должны стимулировать умение обучаемого мыслить, самостоятельно решать познавательные и практические задачи. Они позволяют не только оптимизировать процесс обучения, но и построить модели, с помощью которых можно продемонстрировать различные варианты обучения и отбирать среди них наиболее эффективные [5]. Акцентируя внимание на взаимодействии участников в учебном процессе, рассмотрим эффективные формы такого взаимодействия, к числу которых мы относим коммуникативные технологии обучения.

С. В. Митрохина определяет коммуникативную технологию обучения как личностно-ориентированную технологию, построенную на совместной деятельности участников образовательного процесса, в ходе которой на основе познавательного диалога, мотивируемого внутренними потребностями, вырабатывается общий взгляд на способы решения поставленной задачи, и этот процесс направлен на достижение запланированных результатов [6].

Коммуникативные технологии являются именно технологиями, поскольку дают большую долю вероятности в достижении планируемого результата. Это не случайный, а системный процесс, направленный на безусловное воздействие на аудиторию. Есть конкретные правила, подтвержденные в экспериментах и на практике, которые отражают наиболее эффективные стратегии воздействия.

Исследования психологов показали, что только 30 % обучающихся активно включаются в учебно-познавательный процесс. Поэтому недостаточно организовать в процессе обучения общение между его участниками, необходимо создание особого пространства взаимодействия субъектов учебной деятельности, в котором каждый обучающийся активно включается в коллективный поиск истины. Высказывая, аргументируя свою точку зрения, уважительно отстаивая свою позицию в диалоге, формулируя взаимоприемлемую точку зрения, обучающийся овладевает коммуникативной компетентностью, успешно формируемой с помощью коммуникативных технологий обучения. Установление коммуникативных связей между участниками учебного процесса является важным компонентом развивающего обучения.

Для внутренней перестройки мыслительного процесса обучающихся необходим своего рода катализатор развития, в качестве которого мы рассматриваем конфликт.

Конфликт в учебно-познавательной деятельности - это столкновение различных точек зрения на предмет познания или поведения, возникновение чувства дискомфорта в результате встречи с иной структурой мысли относительно знания, события или явления.

Основное его назначение состоит в том, чтобы «вывести» мысли обучающихся из «состояния равновесия» и перевести их во внутренний непроизвольный мыслительный процесс. Наличие учебного конфликта приводит к неудовлетворенности и вызывает переживания, а потому и вызывает интерес у обучающихся к познавательной деятельности.

Активное включение учащихся в познавательную деятельность должно быть мотивировано педагогом. Необходимым условием повышения мотивации в деятельности человека является персонализация, т. е. признание его другими людьми как личности, значимой для них. Включая обучающихся в процесс познавательного диалога, педагог побуждает их к непроизвольной, но активной мыслительной деятельности. Исследования Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова показали, что если в группу социального взаимодействия входят обучающиеся с разным уровнем развития, но так, чтобы эти уровни не отличались больше чем на один шаг друг от друга, то это способствует их развитию. При этом обучающиеся с более высоким уровнем развития мотивируются за счет персонализации, а с более низким - за счет самореализации. Так, например, одним из перспективных и развивающихся направлений в коммуникации является Интернет-общение, которое обеспечивает в какой-то степени чувство спокойствия и безопасности. Считается, что эта среда в наибольшей степени способствует развитию идентичности личности [8].

В коммуникативных технологиях диалог становится основным инструментом учебного процесса, позволяющим перейти от трансляции знаний, умений и навыков к конструктивной деятельности учителя и учащихся. Познавательный диалог является неотъемлемой частью педагогического процесса и служит формированию и развитию мышления и речи, самостоятельности и культуры личности обучающихся. Познавательный диалог в нашем исследовании - это форма общения, в которой через систему вопросов, позиций, представлений осуществляется познание или приобретение знаний участниками образовательного процесса [6, с.85]. Такой диалог происходит в процессе решения речемыслительных задач.

Приведем примеры речемыслительных задач, которые используются в учебном процессе по математике с целью формирования коммуникативной компетентности обучающихся. В 5-6 классах эти задачи направлены на развитие внешней математической речи, в старших классах - внутренней математической речи.

- На каком основании можно сделать вывод о том, что данный треугольник равносторонний?

- Верно ли, что вокруг любой равнобедренной трапеции можно описать окружность?

- Известно, что в 482-480 гг. до н. э. (незадолго до битвы при Саламине) афиняне резко увеличили свой военный флот, построив 100 новых кораблей. Пусть численность их флота в 500 г. до н. э. была m кораблей, а в 480 г. - п кораблей. Как вы считаете, разумно ли предполагать, что в 490 г. до н. э. у афинян было (m+п):кораблей?

- Можно ли из проволоки длиной 18 см согнуть треугольник, одна из сторон которого будет равна 12 см? [5].

При организации работы с последней из представленных задач вопросы учителя стимулируют учащихся на выдвижение гипотез и поиск вариантов решения, на обобщение имеющихся знаний и формулирование выводов. Диалог учителя и учащихся по поиску решения задачи представим в таблице 1.

Таблица 1

Диалог учителя и учащихся в процессе решения задачи

Учитель

Учащийся

Как по-другому можно сформулировать вопрос задачи?

Существует ли треугольник с периметром 18 см и стороной равной 12 см.

Что нам необходимо сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?

Можно взять проволоку заданной длины и попробовать согнуть из нее треугольник, так чтобы одна сторона была равна 12 см.

Сколько возможно вариантов ответа на поставленный вопрос?

Выдвигаются две гипотезы:

- такой треугольник существует,

- такой треугольник не существует.

Проверка гипотезы осуществляется в ходе практической работы.

Практическая работа показала, что треугольник не получается.

Скажите, есть ли у нас способы, позволяющие, не используя проволоку, определить существование треугольника с заданными величинами.

Если воспользоваться условием существования треугольника (неравенством треугольника): сторона треугольника меньше суммы двух других его сторон.

Поэтому достаточно проверить выполнение следующих неравенств:

а < b+c; b < a+c; c < a+b.

18-12=6, 12<6 - неверно, следовательно, такой треугольник не существует.

Новая структура стандартов, ориентация обучения на результат, реализация компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании обуславливают усиление роли принципа фундаментальности знаний, т.е. формирование системообразующих, методологических знаний, которые чаще всего используются при изучении ряда других дисциплин данной образовательной программы. Одной из возможностей построения подобного обучения является применение интерактивных технологий. Так, использование интерактивных форм обучения математике способствует:

  • формированию положительной мотивации обучаемых к изучению основ математической науки;
  • повышению качества обучения, за счет использования нетрадиционных подходов;
  • развитию научного мировоззрения и формированию исследовательской компетентности специалиста в будущей профессиональной деятельности [7].

В учебном процессе может быть организована как индивидуальная, так и групповая работа с этими задачами, которая позволит обучающимся выдвигать гипотезы, высказывать свою точку зрения по решению задачи, использовать практические методы решения задачи, а также опираться на свой жизненный опыт и фактические знания. Приобретение коммуникативного опыта происходит в процессе решения подобных задач в ситуациях непосредственного взаимодействия обучающихся с помощью познавательного диалога. Такая организация учебного процесса, на примере изучения математики, отвечает требованиям личностно-ориентированного обучения и способствует формированию коммуникативной компетентности учащихся.

Таким образом, формирование коммуникативной компетентности обучающихся является актуальной проблемой современного образования, решение которой имеет большое значение как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

В заключении хочу отметить, что эффективность данной работы  прежде  всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня;  они будут открывать это новое сами» (И.Г. Песталоцци).

Библиографическая ссылка

Санина Е.И., Митрохина С.В. ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2.;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8841  (дата обращения: 18.01.2018).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательской грамотности обучающихся в начальной школе.

Формирование читательской грамотности обучающихся в начальной школе....

Формирование читательской грамотности у обучающихся в начальной школе

Формирование читательской грамотности у обучающихся в начальной школе...

Формирование читательской грамотности обучающихся начальной школы с использованием составного текста (по материалам рассказа Г. Я. Снегирёва «Ука»)

Уроки литературного чтения  особенно нужны детям, чтобы пробудить в них чувство прекрасного, научить их сопереживать и размышлять.Свой урок я строила в соответствии с ФГОС. В основу  данного...

«Формирование читательской грамотности обучающихся как требование ФГОС начального общего образования».

laquo;Формирование читательской грамотности обучающихся как требование ФГОС начального общего образования»....

Формирование читательской грамотности обучающихся

Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять  над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы   расш...

Формирование читательской грамотности у обучающихся начальных классов.

Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности обучающегося задае...