Логопедическое занятие" Анализ и синтез звукового состава слова".
план-конспект по логопедии по теме

Высовень Лариса Анатольевна

Логопедическое занятие "Анализ и синтез звукового состава слова".  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Анализ и синтез  звукового состава слова

Цель: тренировать в анализе и синтезе звукового состава слова.

 Задачи : образовательные: - упражнять обучающихся в звуко - буквенном анализе слов, развивать умение анализировать звуковой состав и его написание; знакомить с творчеством К.И. Чуковского.  

 Развивающие: – развивать мышление школьников через анализ, синтез, рассуждение;

- продолжить работу по развитию речи, внимания; формированию пространственных представлений; активизация знаний детей на материале обобщающих понятий:

- развитие мышления при установлении причинно-следственных связей, при разгадывании ребусов,  загадок, составлении схем;

- развитие связной речи при ответах на вопросы.

воспитательные:

– воспитывать в детях порядочность, доброту, отзывчивость, чувство коллективизма, взаимопомощи, уважения к мнению других;

- воспитание организованности и самоконтроля при выполнении различного рода заданий.

ОБОРУДОВАНИЕ. Таблицы, плакаты, произведения К.И. Чуковского, Су- Джок, предметные картинки:  гребешок, сыр, торт , лимон, вол, крот; ребусы, конверты, наклейки,  прищепки, презентация,

ХОД ЗАНЯТИЯ

I.Организационный момент.

Учитель - логопед. Здравствуйте! Тихо сядут те дети, фамилии которых начинаются со звуков [п], [м].

         Дети называют свои фамилии и садятся по очереди.

II. Основная часть занятия.

1.Введение в тему.

Учитель – логопед: Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Мы совершим путешествие в страну Сказок. Страна Сказок – это удивительная волшебная страна. Кто побывает в ней, тот становится самым добрым и чутким, умным и внимательным. Но, я думаю, прежде чем отправиться в путешествие, мы с вами должны выполнить упражнения, после которых вы будете лучше видеть, слышать, запоминать, размышлять.

2. Упражнения с Су- Джок.

Массаж Су – Джок  шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом:

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

Массаж пальцев эластичным кольцом. Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Раз – два – три – четыре – пять,   /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

- Оказывается, ребята, успех нашего путешествия зависит от нашего настроения, потому что волшебная страна Сказок не любит хмурых и сердитых людей. А ну-ка, улыбнемся, как само солнце, и скажем друг другу добрые слова.

Дети выполняют задание.

Ребята, вы чувствуете, как от добрых слов нам стало хорошо, тепло и уютно.

Звучит музыка.

Итак, ребята, закройте глаза, мы отправляемся в страну Сказок.

А кого мы там увидим – это большой сюрприз.

Учитель - логопед показывает книгу Корнея Чуковского.  

Иллюстрация сказки «Федорино горе».

Ах вы, бедные сиротки мои,

Утюги да сковородки мои!

Вы вернитесь-ка немытые домой.

Я помою вас водою ключевой…

Учитель - логопед. Ребята, вы узнали кто это? Из какой она сказки? Кто написал эту сказку?

Дети отвечают на вопросы.

Федора рассказала, что у неё горе.

- Ох, горе у меня, ребята! Жила я вот в этой волшебной книге сказок Корнея Ивановича Чуковского. Да я была такая неряха, что даже посуда от меня убежала. И тогда мои соседи из других сказок прогнали меня из этой книги, а чтобы я могла вернуться, придумали трудные задания. Одной мне никак не справиться, а я ведь хорошей стать хочу и в сказку свою вернуться.

Учитель - логопед. Ребята, поможем Федоре выполнить задания, чтобы она стала доброй и опрятной и в сказку свою вернулась?

Дети. Поможем!

Учитель - логопед Ну что же, Федора, помогут тебе ребята выполнить задания, а ты иди поищи свою посуду, да в порядок ее приведи.

Федора уходит, оставив волшебную книгу сказок. Ребята, чтобы помочь Федоре выполнить задания, вам необходимо быть очень внимательными, сообразительными, хорошо запоминать, а главное – правильно и красиво говорить.

Дети. Да!

Учитель - логопед. Открываем первую страницу волшебной книги. Здесь нас встречают герои сказки «Мойдодыр».

«Умывальников начальник и мочалок командир» Мойдодыр любит, чтобы все дети были чистыми и опрятными, и просит назвать предметы, которые являются его главными помощниками. Названия этих предметов он спрятал в ряду букв. Назовите эти предметы.

АБВГМЫЛОХФЦМОЧАЛКАИРФПОЛОТЕНЦЕФЕНГРЕБЕШОК

Дети называют предметы.

Да здравствует мыло

душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок!

Словарная работа Гребешок  

Небольшая расчёска с частыми мелкими зубьями для поддержания и украшения женской причёски..

Молодцы, ребята! Открываем вторую страницу волшебной книги. Здесь нас встречают герои сказки «Путаница».

Учитель-логопед

Неизвестно, что случилось,

Только буква заблудилась.

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нем!

Но, едва туда вошла

Буква-озорница,

Очень странные дела

Начали твориться.

Ребята, прежде чем приступить к выполнению задания, давайте уточним: чем звук отличается от буквы?

Дети. Звук мы произносим и слышим, а букву пишем, видим, называем.

Учитель-логопед

Сейчас я буду читать стихи, в которых заблудились звуки, а вы должны внимательно послушать и исправить ошибку. Чтобы это сделать, найдите слово, в котором заблудился звук, и замените этот звук нужным.

Используется презентация

Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами.

В каком слове заблудился звук?

Дети. В слове майки заблудился звук [м].

Логопед. Каким звуком нужно заменить звук [м]?

Дети. Звук [м] нужно заменить звуком [ч].

Логопед. Куда вы поставите звук [ч] в слове: в начало, середину или в конец?

Дети. Звук [ч] поставим в начало слова.

Логопед. Какое слово получится?

Дети. Получится слово чайки.

Логопед. Давайте проверим, как мы исправили ошибку.

Логопед читает верный вариант, дети вставляют нужное слово.

По дороге вдоль села

Мама с бочками пошла.

Дети снова анализируют, исправляют, проверяют фразу.

На виду у детворы

Крысу красят маляры.

Дети снова анализируют, исправляют, проверяют фразу.

Молодцы, ребята, вы правильно выполнили задание, потому что знаете, что каждый звук в слове имеет свое место!

Учитель - логопед. Открываем следующую страницу волшебной книги сказок. Теперь нас встречают герои сказки. А какой, вы сами узнаете, отгадав загадку. Слушайте:

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит -

Это доктор …

Дети (хором). Айболит!

Учитель - логопед . Итак, нас встречают герои сказки «Айболит». Ой, ребята, что-то в этой сказке произошло, не переворачивается страница.

Из книги выпадает записка.

(Читает.) Ребята, доктор Айболит прекратил прием больных животных, потому что потерял один предмет. А какой – мы узнаем, разгадав ребус. Дети отвечают.

Сегодня задание посложнее: вместо слова – рисунок, правило такое: если перед рисунком стоит запятая, то исключается первый звук в названии рисунка, если запятая стоит после рисунка, то исключается последний звук. Ребята, на доске вы видите два ребуса, каждый из них состоит только из одного рисунка, и зашифровано в каждом из них только одно слово. Разгадаем первый ребус и узнаем, какой предмет потерял Айболит. Что изображено на рисунке?

Дети. Бочки.

Учитель - логопед. Запятая стоит перед рисунком. На что она указывает?

Дети. Первый звук в названии рисунка надо исключить.

Учитель-логопед

. Если мы исключим первый звук в слове бочки, то какое слово получится?

Дети. Очки.

Учитель - логопед. Ребята, мы отгадали ребус. Доктор Айболит нашел свои очки и продолжает свой прием. (Переворачивает страницу книги.) Теперь доктор Айболит просит угадать, кто пришел к нему лечиться. А узнаем мы это, если разгадаем следующие ребусы. (Показывает рисунок.) Кто изображен на рисунке?

Дети. Волк.

Учитель - логопед. Запятая стоит после рисунка. На что она указывает?

Дети. Последний звук в слове волк нужно исключить.

Учитель-логопед

. Если мы отбросим последний звук в слове волк’, то какое слово получится?

Дети. Вол.

Учитель - логопед. Ребята, вол – это животное, похожее на быка. Отгадываем следующий ребус. (Показывает рисунок.) Посмотрите на рисунок и расшифруйте слово ‘косы.

Дети. Осы.

Учитель-логопед

Объясните как вы это узнали.

Дети объясняют.

(Показывает новый рисунок.) Посмотрите на ребус и расшифруйте слово К   (РОТ)

Дети. КРОТ

Учитель-логопед

Объясните как вы это узнали.

Дети объясняют.

Так кто же пришел лечиться к доктору Айболиту?

Дети. Вол, оса, крот.

Учитель - логопед. Молодцы!

Физкультминутка.

Ребята, вы прекрасно выполнили задания героев этой сказки и настолько понравились доктору Айболиту, что он хочет видеть вас и умными и здоровыми. Поэтому он советует вам ежедневно выполнять волшебную гимнастику.

Я подую высоко,

Дети поднимают руки вверх, тянутся вслед за ними и дуют.

Я подую низко,

Приседают и дуют.

Я подую далеко,

Ставят руки на пояс, наклоняются вперед и дуют.

Я подую близко.

Кладут ладони на грудь, прижимают к ней подбородок и дуют на руки.

Молодцы, ребята.

 Теперь выполним гимнастику для глаз. Обведите глазами три круга по часовой стрелке и три круга против нее.

Дети выполняют.

Учитель-логопед. Открываем следующую страницу волшебной книги. В этой сказке праздник.

А сколько здесь гостей!

Учитель-логопед. Конечно, ведь нынче Муха-Цокотуха – именинница! Кого она только не пригласила к себе на чай из нового самовара, который купила на базаре! Пригласила Муха-Цокотуха и Федору. Да только Федора такая неряха и неумеха, что не смогла Мухе подарок подобрать. Давайте, ребята, поможем Федоре подобрать подарок для Мухи-Цокотухи. Предлагаю вам приобрести три предмета к чаю на «Аукционе слов». Для этого вам нужно назвать предмет, который я буду показывать, и придумать к нему как можно больше слов-признаков. Начинаем наш аукцион! (Показывает предмет.) Что это?

Дети. Сыр.

Учитель - логопед. Какой он?

Дети. Желтый.

Учитель - логопед. Желтый – раз, желтый – два…

Дети. Вкусный, мягкий, соленый, полезный.

Учитель - логопед. Полезный – раз, полезный – два, полезный – три. Продано. Вы приобрели сыр.

Аналогично дети приобретают лимон, торт.

Ребята, вы приобрели на «Аукционе слов» три предмета, но чтобы они стали настоящими подарками, их надо красиво упаковать.

  Назовите этот предмет, который вы купили на аукционе слов. Сколько звуков в названии этого предмета? Назовите первый звук, второй и т.д. Назовите гласные звуки. Сколько слогов в названии этого предмета? В какой конверт положите этот предмет?

Составьте звуковые схемы с помощью прищепок.

Дети выполняют задания и отвечают на вопросы.

Конверты надо украсить. Возьмите сердечки наклейки и разместите их на конверте следующим образом: Самое большое сердечко в середину. Самое маленькое в левый нижний угол. Сердечко побольше в правый верхний угол.

Подарки готовы. Но, кроме подарка, имениннице обязательно нужны добрые слова. Кто хочет поздравить Муху-Цокотуху? Для этого вам нужно вспомнить слова-обращения, слова-поздравления и слова-пожелания.

Несколько детей поздравляют Муху-Цокотуху.

Ребята, мне очень понравились ваши хорошие, добрые слова и то, как вы их произнесли: четко, внятно, правильно. Молодцы!

III. Заключительная часть занятия

Учитель – логопед. Ребята, мы перевернули последнюю страницу волшебной книги и правильно выполнили все задания. Сейчас в стране Сказок произойдет чудо!

Появляется иллюстрация книги с опрятно одетой Федорой.

Спасибо вам, ребята! Вы помогли мне вернуться в мою сказку. Теперь я всегда буду аккуратной,  и посуду свою буду содержать в чистоте. А на прощание я хочу подарить вам книгу. Читайте ее и учитесь добру, потому что… (Показывает на плакат, висящий на стене.) Прочитайте, что здесь написано?

Дети (читают надпись на плакате).

Добрая книга – лучший друг!

Учитель - логопед. Ребята, видите, как все хорошо закончилось. Счастлива Федора, что вернулась в волшебную книгу сказок, счастливы мы с вами, что помогли ей. Наше занятие подошло к концу. Что вам понравилось на занятии? Какой сказочный персонаж понравился больше всех? Кто написал эти сказки?

Дети отвечают на вопросы.

Рефлексия. Все кто хорошо работал на занятии покажите красный кружок.

Учитель - логопед. Ребята! На сегодняшнем занятии вы познакомились только с одной книгой Корнея Чуковского и так много уже узнали. А у Чуковского очень много других интересных книг. Я вас приглашаю в нашу школьную библиотеку, где нас ждет целая их выставка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие "Анализ и синтез звукового состава слова"

Логопедическое занятие "Анализ и синтез звукового состава слова" предназначено для учащихся 2-х классов, имеющих  фонематическое недоразвитие речи. Задания подобраны таким образом, чтобы у младши...

Письмо слов под диктовку после анализа их звукового состава (жили, шили).

Тема: Письмо слов под диктовку после анализа их звукового состава (жили, шили). Цель: формировать правильное написание букв.Задачи:О.научить правильно писать звуки ж, ш.В.  воспитывать внима...

Урок русского языка. 1 класс. Освоение нового способа обозначения звукового состава слов

Урок по разделу «Звуки русского языка» применением ИКТ разработан по программе УМК "Гармония". Урок  построен  в соответствии с требованиями ФГОС. В основе лежит системно- деятельностны...

Презентация к уроку русского языка. 1 класс. Освоение нового способа обозначения звукового состава слов

На протяжении всего урока  в ходе групповой, индивидуальной, коллективной работы , ребята осуществляют поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, анализируют информацию, уч...

Русский язык (конспект урока по теме "Построение модели звукового состава слова" 1 класс)

Тема урока: "Построение модели звукового состава слова"Задачи урока: создать условия для выбора языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для успешного решения коммуникативной задач...

Приемы коррекции ошибок звукового состава слов обучающихся с умственной отсталостью в начальной школе (сборник "Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве" 27-29 апреля 2020г город Магнитогорск)

Статья посвящена коррекционно-логопедической работе с обучающимися с умственной отсталостью в начальной школе. Анализируются ошибки звукового состава слов у умственно-отсталых детей, описаны этапы кор...

Дидактическая игра "Переставь слоги или звуки" для развития звукового анализа и синтеза. слоговой структуры слова.

игра для младших школьников, цель: развитие звукового анализа и синтеза. слоговой структуры слова....