Организация консультативного сопровождения родителей школьным учителем-логопедом.
консультация по логопедии на тему

Шалиманова Светлана Алексеевна

В данном материале кратко представлен опыт организации консультативной работы учителя-логопеда на базе массовой школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация консультативного сопровождения родителей школьным учителем-логопедом.

Многие родители, осознавая трудности, которые ребёнок испытывает в общении с окружающими, и, не владея в полной мере приёмами оптимизации развития коммуникативных умений и навыков, всячески пытаются избежать проблемных ситуаций, отрицательного опыта коммуникативного взаимодействия. В то же время, в беседах со специалистами они отмечают, что не всегда понимают речь собственного ребёнка, их тревожат как недостатки внешнего оформления высказываний, так и бедность, шаблонность содержательной стороны речевой коммуникации. Часто родители, ссылаясь на незнание теоретических и практических основ взаимодействия с ребёнком,  признают собственную несостоятельность в преодолении  его речевых, коммуникативных недостатков, воспитании социально значимых умений и навыков.

         Учеными в ходе обработки результатов анкетирования и собеседований с родителями были получены следующие данные:

23 % родителей склонны недооценивать собственную значимость в образовательном процессе, перекладывая ответственность за достижение положительных результатов в преодолении речевых нарушений и их последствий у ребёнка на педагогов образовательных учреждений.

77 % опрошенных считали собственное участие в коррекционной работе необходимым залогом успешности развития ребёнка.

Большинство родителей (84%) полагали, что без информационной поддержки специалистов, вряд ли можно говорить о достижении положительного эффекта в преодолении тех или иных трудностей у детей.

Более половины родителей (67%) имели поверхностные представления о речевых расстройствах у детей, их влияние на развитие ряда психических функций, важнейших видов деятельности.

Координация совместных усилий сотрудников образовательных учреждений и родителей, проведение консультативной работы логопеда, психолога и других специалистов с ближайшим окружением ребёнка – являются важнейшими факторами эффективности педагогической работы с детьми. Получение дополнительной информации из области дошкольной и коррекционной педагогики, психологии, овладение основными навыками коррекционно–развивающей работы   необходимы родителям для осознания собственной значимости в процессе устранения речевых недостатков и оптимизации развития ребенка, создания полноценной предметно-развивающей и воспитательно-образовательной среды.

Основными направлениями консультативно–просветительской работы логопеда с родителями являются:

Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в занятиях по развитию/коррекции речи, подготовке детей к обучению грамоте, коррекции нарушений письменной речи.

Выработка адекватного отношения к особенностям речевой деятельности детей.

Формирование (повышение) компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств (экспрессивной и импрессивной речи, письма и чтения).

Обучение основным приёмам коррекционно–развивающей работы (артикуляторная гимнастика, некоторые виды логопедических игр, основные правила  (алгоритмы) выполнения письменных заданий и т.д.).

Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.

Мониторинг образовательных потребностей семьи, воспитывающей ребёнка с расстройствами речевой деятельности, основан на получении информации о заинтересованности и готовности родителей к активному взаимодействию с логопедом, о состоянии   их осведомленности   в вопросах речевого развития, профилактики, преодоления речевых нарушений у детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста.   Хорошо зарекомендовали себя такие виды работ, как: анкетирование и индивидуальные собеседования с родителями (законными представителями) ребёнка в ходе проведения диагностических мероприятий. Это также позволяет уточнить анамнестические сведения, информацию о посещении ребёнком других образовательных учреждений, получении коррекционной помощи ранее (результаты).   Проведение систематических консультаций (по вопросам выполнения рекомендаций логопеда в домашних условиях, творческих домашних заданий совместно с ребёнком) и итоговых собеседований с родителями (по окончании курса коррекционных занятий с ребёнком) значимы для анализа результативности логопедической работы.

Организация консультативно – просветительская деятельности школьного логопеда опирается на создании у родителей положительной мотивации к активному участию в образовательном процессе, повышение уровня теоретических знаний о речевых расстройствах, их взаимосвязи с развитием психических функций, деятельностью общения.

В течение года проводятся лекционные занятия для родителей (1 раз в месяц), с целью повышения их компетентности в теоретических и прикладных аспектах проблем профилактики и  устранения речевых нарушений у детей. По окончанию каждого лекционного занятия родители получают набор печатных материалов (краткие тезисы по проблеме, основные рекомендации, список литературы и дидактических пособий).

Материалы научно - исследовательских статей и рекомендаций (из компетентных литературно - методических источников), посвящённых созданию речевой среды развития ребёнка дома (для детей, страдающих заиканием, алалией), оптимизации речевого развития ребёнка на материале литературных произведений для различных возрастных групп,  организации  дополнительных развивающих игровых заданий и тренировочных упражнений по образовательным дисциплинам: «Русский язык», «Чтение», «Литература» могут быть предоставлены родителям на этапе диагностического консультирования.   Также подобраны материалы, затрагивающие проблемы совершенствования графо – моторных навыков,  звуко – буквенного  и слогового анализа и синтеза слов,  обучения грамоте детей с речевыми нарушениями, профилактики нарушений письменной речи.

Поощряется  присутствие родителей на индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятиях  с детьми. Такая форма участия в образовательном процессе позволяет родителям наблюдать за детьми в условиях их коммуникативно–познавательного взаимодействия с педагогом и сверстниками, ознакомиться с различными приёмами и видами  логопедической работы.  Родителям совместно с ребёнком предлагается выполнить творческие  задания дома. Задания выполняются в тетрадях (или устно).  Ребёнок получает дидактический материал (распечатки обводок, сюжетных картинок, материалов с буквами, схемами, лексическим материалом и т.д.), родителям адресованы подробные инструкции по выполнению каждого задания.

Наиболее значимым разделом работы с родителями является проведение обучающих занятий по формированию  некоторых приёмов коррекционной работы, необходимых для закрепления и автоматизации знаний, умений и навыков, выработанных на логопедических занятиях с детьми. Обучение специальным приёмам  (приём утрированной артикуляции, выразительного интонирования высказываний, выбор наиболее частотных синтаксических моделей, регулирование темпа  вербальной информации и мн. др.) позволяют  родителям стать активными участниками коррекционно-развивающей работы по преодолению тех или иных речевых расстройств у ребёнка.  Овладение алгоритмами выполнения и проверки письменных работ, навыками литературного анализа текста позволяют родителям  оказывать ребёнку рациональную помощь при выполнении домашних заданий.

Рекомендации по подбору литературы, игровых материалов для организации досуга ребёнка, сопровождаются демонстрацией различных видов работы с дидактическими пособиями. С учётом этапа работы, а также возрастных  и индивидуально - психологических особенностей ребёнка логопед составляет индивидуальные рекомендации по выполнению некоторых видов заданий в домашних условиях (например, подборка  упражнений  по развитию мелкой моторики, задания на обводку и штриховку картинок карандашом для совершенствования графо – моторных навыков, выполнение комплекса дыхательной гимнастики и т.д.).

Осуществляется информационное ориентирование родителей по вопросам предоставления диагностической и коррекционной помощи в структуре других образовательных и лечебно – оздоровительных    учреждений  Москвы.

Наблюдение за динамикой преодоления речевых расстройств  у  детей, посещавших логопедические занятия,    итоговые собеседования с родителями позволяют заключить, что данный опыт взаимодействия логопеда и ближайшего окружения детей является обоюдно значимым  и  положительным.

Консультативное сопровождение родителей и привлечение их к участию в различных формах организации лечебно-оздоровительной   коррекционно–развивающей работы  помогает детям осуществлять перенос нового позитивного опыта речевой деятельности и усвоенных способов действий в реальную практику жизненных отношений.

По мнению родителей, подобные формы участия в коррекционном процессе позволяют им не только глубже осознать проблемы ребёнка, но и приобрести необходимые знания и навыки, облегчающие взаимодействие с ним, способствующие оптимизации  речевого развития ребёнка. Текстами (совместное чтение, беседа по содержанию, характеристика героев, пересказ, придумывания различных вариантов окончания произведения), примерами игровых заданий, направленных на активизацию речевой инициативы ребёнка.

Например, для детей, имеющих  затруднения  в формировании графо – моторных навыков предлагается подборка материалов (графические дорожки, обводки, штриховки и т.д.).

Примерами таких заданий могли быть:  организация общения в процессе совместного рисования, наблюдение за невербальным поведением 2 общающихся с последующим обсуждением особенностей их поведения, настроения, возможной тематики беседы, обсуждение прочитанных книг по плану, проведение сюжетных игр по развитию навыков диалогической речи и т.д.

Таким образом, продуктивное взаимодействие  сотрудников образовательных учреждений позволяет повысить компетентность родителей в вопросах развития и воспитания ребёнка с ограниченными возможностями, а также выработать оптимальную стратегию взаимодействия с ребёнком в различных видах деятельности с учётом его особенностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план работы школьного учителя-логопеда

В качестве обмена опытом  предлагаю Вашему вниманию годовой план работы школьного учителя-логопеда. Буду рада, если он окажется полезен молодым специалистам....

«Организация диагностических мероприятий в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими проблемы в формировании письменной речи»

В материале сделана попытка систематизировать в таблицу  логопедические диагностические методики известных авторов. Выделены цель и краткое содержание методик,а так же таблица составлена на ...

Образец аналитической справки по итогам годовой работы школьного учителя-логопеда (логопедический пункт)

Аналитическая справка по итогам работы учителя-логопеда   Как логопед ,работающий в школьной системе ,столкнулась с требованиями оформить аналитическую справку .Нашла и изучила мн...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ТЕРЕМОК» ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье представлен материал по использованию в практике школьного учителя-логопеда многофункционального дидактического пособия «Теремок» в здоровьесберегающей деятельности с обучающимися...