Конспект занятия "Знакомство с предлогами"
план-конспект занятия по логопедии (2, 3 класс)

Мусс Мария Александровна

конспект занятия предназначен для учащихся 2-3 классов с трудностями формирования процессов письменной речи, обусловленные недоразвитием   фонематического строя речи.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_znakomstvo_s_predlogami.docx23.5 КБ
Файл znakomstvo_s_predlogami.pptx2.28 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Знакомство с предлогами»

Цели:

  • Знакомство с предлогами, с их значением и ролью в предложениях и словосочетаниях
  • Закрепление знания о правописании предлогов
  • Тренировка в назывании действий предметов
  • Закрепление знания норм орфографии
  • Развитие пространственных представлений

Ход занятия:

  1. Орг. момент
  1. Развитие навыков языкового анализа и синтеза. Составление предложений из слов
  • Составьте предложения из слов (работа на карточках)
  • Ломать, буря, дерево, лесу.
  • Рита, стрекоза, увидела, ромашка.
  • Ворона, дерево, слетела.
  • Заяц, кустом, сидит.
  • Лесом, самолет, летел.
  1. Знакомство с темой занятия
  • Вы заметили, что все предложения состоят из слов. Слова могут быть различными: длинными – экскаватор, электричество и короткими – сок, на, мак, в ,к, кот, под.
  • Подумайте и скажите, что за маленькие слова я назвала? Все ли они обозначают предметы? Что обозначают эти слова? (В, НА – это предлоги, слова, которые служат для связи слов в предложениях)
  1. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске
  1. Основная часть
  1. Знакомство с темой занятия
  • Сегодня на занятии мы потренируемся находить предлоги в словосочетаниях и предложениях, познакомимся с их значением и написанием.
  • Чтение логопедом сказки о предлогах.

СКАЗКА О ПРЕДЛОГАХ

Давным-давно в далекой стране Грамматике жили маленькие слова ПРЕДЛОГИ. Были они большими задирами. Со всеми частями речи сумели они поругаться. Обидно стало словам. Пожаловались они царице Грамматике. Та решила разобраться в ссоре и пригласила всех к себе. А предлоги важничают, не хотят стоять рядом со словами-предметами, отодвигаются от них все дальше и дальше, наконец, так отодвинулись, что можно целое слово вставить или вопрос.

Как ни старалась помирить правительница поссорившихся, ничего не вышло. Тогда она предложила предлогам жить отдельно, а ссора окрепла, да так, что превратилась в правило: предлоги со словами пишутся раздельно.

  1. Припоминание правила о правописании предлогов
  • Предлоги – это слова, которые служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях и пишутся со словами раздельно. Для проверки нужно постараться вставить между предлогом и словом другое слово и ли вопрос – если перед нами предлог, то такая вставка будет возможна. Например: в лесу – в каком лесу, в сосновом лесу. Значит В – предлог.

  1. Развитие навыков понимания и выполнения логико-грамматических конструкций.
  • Послушайте и постарайтесь выполнить мои инструкции правильно:
  • Положите ручку на стол.
  • Положите карандаш на пенал.
  • Положите ручку под тетрадь.
  • Положите ручку стол.
  • Почему не удалось выполнить последнее задание? Почему оно непонятно? Дополните последнее предложение каким-либо предлогом, чтобы было возможно выполнить данное задание. Например: положите ручку на стол, под стол, в стол.
  1. Закрепление знания о правописании предлогов
  • Часть речи.
  • Предлог со словом пишется раздельно.
  • Между предлогом и словом можно поставить другое слово.
  • У глаголов нет предлогов.
  • Предлог служит для связи слов в предложении
  1. Развитие пространственного восприятия
  • Давайте рассмотрим домик. Где живут предлоги. Посмотрите, каждый из них занимает свое место. У каждого есть имя. Назовите предлоги и скажите, почему их так зовут? (дети объясняют значение каждого предлога)

В – положение предмета внутри чего-либо

НА – предмет находится на поверхности чего-либо

ПОД – предмет находится внизу, под чем-либо

НАД – положение предмета над чем-либо

ОТ – удаление от какого-либо предмета или объекта

К – приближение к какому-либо предмету или объекту

  1. Нахождение предлогов в словосочетаниях
  • Рассмотрите картинку и скажите, кто, где находится по отношению к дому (шмель над домом, лошадь перед домом, корова за домом)
  1. Физ. минутка

  1. Игра «Найди маленькое слово»
  • Подумайте и скажите, куда могла спрятаться кошка?

Логопед раздает карточки с изображением стула. К карточке на нитке прикреплена кошка, вырезанная из картона.

Образец ответа: за стулом, перед стулом, под стулом, на стуле, выглядывает из-под стула, спрыгнула со стула.

  1. Индивидуальная работа по карточкам
  • Прочитайте текст загадки, вставив нужные предлоги. Спишите текст, отгадайте загадки. Отметьте предлоги в предложениях (работа на карточках)

Дом …  улице идет.                        … подругами и сестрами

… работу нас везет.                        Приходит … гости  …  нам.

Не …  курьих ножках.                        Рассказы, вести новые

А …  резиновых сапожках.                Приносит … утрам.

                (автобус)                                        (газета)

  • Наведите порядок в комнате, расставьте предметы по местам и запишите, что и куда вы поставили.

  1. Итог занятия

Какие   важные  знания   приобрели вы сегодня?

(закрепление знания о правописании предлогов)

- У вас есть один лист бумаги и один карандаш. Ваша задача – держась за один карандаш одновременно, нарисовать совместную схему любого предлога, который вы запомнили сегодня больше всего.

Самоанализ

Данная тема занятия проведена согласно комплексно-тематическому планированию.

В ходе занятия решались поставленные мною цели:

  • Знакомство с предлогами, с их значением и ролью в предложениях и словосочетаниях
  • Закрепление знания о правописании предлогов
  • Тренировка в назывании действий предметов
  • Закрепление знания норм орфографии

Урок  построено логично и последовательно. Материал соответствует теме и целям занятия. Весь речевой материал был подобран и преподносился в доступной форме (наглядной и словесной).

Для активизации умственной деятельности учеников, использовала игровые приемы, которые делали занятие единым целым, побуждали их мыслить, рассуждать. Старалась активно поддерживать ответы детей словесными поощрениями. По итогам деятельности, еще раз были закреплены правила правописания предлогов и для большего запоминания, детям было дано непростое задание. Нарисовать совместно схему предлогов, которая  им больше всего запомнилась.

Ребята в процессе занятия были активны, проявляли заинтересованность. На мой взгляд, они довольно неплохо  справились со всеми заданиями.

В целом, можно сказать, что дети ориентированны на общение, слышали меня, удерживали словесную инструкцию, работали в размеренном темпе. Поставленные мною цели были реализованы полностью.

Благодарю за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗНАКОМСТВО С ПРЕДЛОГАМИ ПОДГОТОВИЛА: УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД Мусс М.А.

Слайд 2

Буря ломает дерево в лесу. Рита увидела стрекозу на ромашке. Ворона слетела с дерева. Заяц сидит под кустом. Над лесом летел самолет.

Слайд 4

ПРЕДЛОГ 1 . Служебная часть речи. 2. Предлог со словом пишется раздельно. 3. Предлог служит для связи слов в предложении.

Слайд 7

ПРЕДЛОГ 1 . Служебная часть речи. 2. Предлог со словом пишется раздельно. 3. Предлог служит для связи слов в предложении.

Слайд 8

Ребята, вы большие молодцы !!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Предлоги. Раздельное написание предлогов с другими словами".

Работа по русскому языку, проведенная во 2-м классе, ставит своей задачей развитие речи учащихся, развитие орфографической зоркости....

Конспект урока Тема: «Предлоги»

Занятие для первокласников, по правильному употреблению предлогов и определение  назначения предлога....

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Предлоги. Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов"

Урок  открытия новых знаний проведён в игровой форме с включением сказочного героя Зимушки - зимы....

Конспект занятия "Дифференциация предлогов НАД, ПОД"

Целью данного коспекта подгруппового занятия является дифференциация предлогов НАД и ПОД в словосочетаниях, предложениях....

Конспект урока "Роль предлогов в речи" 2 класс "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о предлоге, как частью речи; умения видеть предлог, писать предлоги с другими словамиПланируемые результатыПредметные:- знать: что такое предлог, ...

Конспект урока "Правописание предлогов с именем существительным" 2 класс "Школа России"

Цели деятельности учителя: создание условий для закрепления представления о роли предлогов в речи и их правописании с именами существительными; формирование умения составлять словосочетания и предложе...

Конспект учебного занятия "Предлоги В, НА"

Конспект учебного занятия в начальной школе по теме:"Предлоги В, НА"...