Зачем нужно проходить ПМПК для занятий с учителем-логопедом в общеобразовательной школе?
статья по логопедии на тему

Статья для родителей и педагогов по вопросам прохождения ПМПК для  получения рекомендаций ребенку с ТНР с целью получения логопедической помощи на логопункте общеобразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_pmpk_dlya_logopunkta.docx22.36 КБ

Предварительный просмотр:

Зачем нужно проходить ПМПК для занятий с учителем-логопедом в общеобразовательной школе?

Если дети нуждаются в особой образовательной программе или в создании специальных условий (дополнительных занятиях, лечении, особых пособиях и т.п.), то их направляют в ПМПК на обследование. Специальные условия создаются для детей с ОВЗ – особыми образовательными потребностями. Занятия логопеда, психолога, дефектолога нужны не всем учащимся, а детям, которые в этом нуждаются, т.е. детям с ОВЗ. Статус ребенка с ОВЗ определяется только ПМПК с выдачей рекомендаций. До того момента, пока нет заключения, ребенок не считается нуждающимся в создании специальных условий, даже при наличии инвалидности по медицинским показаниям.

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года о определяет категории лиц с ограниченными возможностями здоровья:

неслышащие и слабослышащие;

незрячие и слабовидящие;

с тяжелыми нарушениями речи;

с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

умственно отсталые; с выраженными (глубокими) нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения;

имеющие трудности в обучении, обусловленные задержкой психического развития;

со сложными недостатками.

Аббревиатура ПМПК расшифровывается, как психолого-медико-педагогическая комиссия (или консультация, консилиум). Цель ее работы – определение уровня физического и психического уровня развития ребенка для того, чтобы подобрать для него оптимальный образовательный маршрут. Члены комиссии рекомендуют реабилитационные мероприятия для ребенка, курс лечения, если это необходимо по состоянию здоровья. Они могут дать родителям (законным представителям) консультацию по интересующим их вопросам относительно психического и физического состояния детей.

В изучении образовательных потребностей ребенка принимают участие медики, психологи и педагоги, специализирующиеся на обучении детей с младшего дошкольного до старшего школьного возраста.

СОСТАВ ПМПК г.Иркутска

Руководитель ТПМПК – Серебренникова Ольга Борисовна

Детский врач-психиатр – Силина  Наталья  Борисовна

Учитель-дефектолог -  Кисилевич  Анастасия  Евгеньевна

Учитель-логопед – Хан Елена Юрьевна

Педагог-психолог – Калашникова Юлия  Николаевна

Социальный педагог – Русакова  Анна  Валерьевна

Чтобы ребенок не терялся в незнакомой обстановке, в состав комиссии могут быть включены временные члены – воспитатель, классный руководитель обследуемого ребенка.

Положение о ПМПК, а также всю, интересующую Вас информацию о прохождении обследования, Вы можете узнать на сайте Информационно - методического центра развития образования г. Иркутска: cimpo.irkutsk.ru

На ПМПК дети направляются только с согласия родителей. Перед ПМПК ребенок нуждается в поддержке взрослых, следует рассказать ему о предстоящем испытании, чтобы он настроился на общение с незнакомыми ему взрослыми. Стоит сказать, что ему будут задавать вопросы, ответы на которые он точно знает, и обязательно скажет, если хорошо подумает.

Типы заданий, предлагаемых на ПМПК, — это обычные вопросы, ответить на которые не сложно обычным детям, развитием которых целенаправленно занимаются в семье и в школе, в детском саду.

Вопросы ПМПК:

  • Рассказать о себе, своих родных и друзьях: как зовут, где живут, где работают, какой возраст. Рассказать о своих занятиях и занятиях своих друзей: что делают с друзьями вместе? Что делают вместе с мамой/папой? Как проводят время. Имена учителей и воспитателей. Сведения о домашних питомцах: клички, питание, уход и т.д. О доме, где живет: сколько комнат, для чего они предназначены, для чего предназначены кухня, ванная.
  • Рассказать об окружающем мире: утро-ночь, выходные-будни, обед-ужин, распорядок дня, отличия. Ребенок должен ориентироваться в понятиях: больше – меньше, длиннее – короче, живое – неживое, должен знать цвета, формы предметов, их расположение (на столе, под столом и т.д.).
  • Проверяют умение обобщать и логику. Ребенок должен объединять предметы по признаку (суп, помидоры, конфеты — еда). Выбрать лишний предмет из нескольких и объяснить, почему. Для чего нужны предметы, что с помощью них делают. Знать части тела и их предназначение. Какие бывают профессии.
  • Проверяют память: называют на слух слова и просят повторить, раскладывают картинки или предметы, потом перекладывают и просят объяснить, что изменилось.
  • Проверяют речь ребенка: правильно ли строит предложения, все ли звуки произносит, правильно ли меняет окончания слов в зависимости от рода существительных, времени глаголов. Просят назвать или объяснить значения, привести примеры:
  • синонимы (слова, близкие по значению, например, счастливый – радостный)
  • антонимы (противоположные по значению, например, горячий – холодный)
  • омонимы (слова, имеющие несколько значений, например, ручка, коса, ключ).

А также просят назвать звуки слова, сколько слов в предложении. Оценивают, понимает ли ребенок разницу между словами, близкими по звучанию (бочка – почка). Просят составить небольшой рассказ по картинкам. Проверяют понимание устной речи, говорят несколько предложений и просят пересказать или ответить на вопросы.

  • Просят показать какое-то действие: как ты рисуешь, как ты идешь домой.
  • Проверяют умение рассказать о своих желаниях (хочет есть, в туалет и т.д.), чувствах (усталость, радость).
  • Проверяют координацию движений и развитие моторики: поймать мяч, пнуть, встать на одну ногу и т.д.

Можно познакомить ребенка постарше с типовыми заданиями, аналогичные которым предлагают обследуемым на ПМПК.

Исключение составляют дети с различными речевыми патологиями, направляемые комиссией на коррекцию. Ребенок с тяжелым недоразвитием речи и в обычной для него обстановке не всегда может составить высказывание, ответить на вопрос. Здесь можно обойтись моральной подготовкой, чтобы предохранить ребенка от излишнего волнения. Важно рассказать, что на комиссии будут беседовать с ребенком педагоги, задавать вопросы и помогут подобрать учебные задания, которые понравятся для выполнения. Возможно подготовит пересказ сказки, выучить небольшой стишок. Ни в коем случае не пугать комиссией и наказанием за неправильные ответы.

По результатам обследования составляется протокол заседания комиссии, содержащий в себе отчет о заседании, рекомендации родителям ребенка и специалистам по коррекционной работе, если она необходима.

Делают выводы:

  • имеется ли у ребенка возможность учиться в обычной школе;
  • рекомендуется ли ему обучение на логопункте в школе, в логопедической группе детского сада, или в коррекционной школе;
  • нуждается ли ребенок в дополнительном сопровождении психолога-дефектолога, проведении лечения, у какого специалиста.

Если по результатам обследования специалистами был сделан вывод о том, что ребенок  школьного возраста нуждается в особых условиях обучения, на основании заключения комиссии администрация школы может перевести ребенка на другую программу обучения.

Дети с речевыми нарушениями направляются в логопедические детские сады, или на логопункт школы.

Если ребенок с проблемами развития в рамках инклюзивного образования направляется в общеразвивающую школу или детский сад, на основании рекомендаций ПМПК педагоги и психолог учебного заведения составляют коррекционную программу для работы с ним.

 Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) могут обучаться в двух вариантах по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ТНР

вариант 5.1 – для обучающихся с фонетико-фонематическим или фонетическим недоразвитием речи (дислалия; легкая степень выраженности дизартрии, заикания; ринолалия), обучающихся с общим недоразвитием речи III - IV уровней речевого развития различного генеза (например, при минимальных дизартрических расстройствах, ринолалии и т.п.), у которых имеются нарушения всех компонентов языка, дети с нарушениями чтения и письма. Срок освоения АООП НОО составляет 4 года. Предусматривает обучение в общеобразовательной школев обычном классе с коррекционными дополнительными занятиями (логопед, психолог, дефектолог и другие)

вариант 5.2 - предназначается обучающимся с ТНР, для преодоления речевых расстройств которых требуются особые педагогические условия, специальное систематическое целенаправленное коррекционное воздействие. Это дети, находящиеся на II и III уровнях речевого развития (по Р.Е. Левиной), при алалии, афазии, дизартрии, ринолалии, заикании, имеющие нарушения чтения и письма, и дети, не имеющие общего недоразвития речи при тяжелой степени выраженности заикания. Предполагает получение образования в отдельных классах.

После прохождения ПМПК и при наличии рекомендаций, ребенок с ТНР в общеобразовательной школе обязательно получает логопедическое сопровождение с 1 по 4 класс.

Индивидуально-ориентированное коррекционно-логопедическое воздействие проходит по направлениям:

  • работа по преодолению нарушений звукопроизношения;
  • преодоление фонетического нарушения;
  • совершенствование лексико-грамматического строя речи, связной речи;
  • профилактика и коррекция нарушений чтения и письма;
  • развитие коммуникативных навыков.

Заключение комиссии ПМПК носит рекомендательный характер, родители не обязаны следовать этим рекомендациям. Однако, именно специалисты комиссионным составов могут более объективно оценить потребности ребенка, чем его собственные родители. От них требуется вера в силы своего ребенка и желание помочь своевременно, прислушиваясь к советам специалистов.

Очень важно, чтобы обучение ребенка было в комфортных условиях, где у ребенка нет отрицательные эмоций и не успешности в обучении! Желаю вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа интегрированных занятий учителя-логопеда и психолога общеобразовательной школы для учащихся начальных классов со специфическими нарушениями письма и чтения.

В программе предложен план совместной работы учителя-логопеда и психолога общеобразовательной школы с учащимися, имеющими трудности в обучении....

Конспект занятия - исследования учителя - логопеда и педагога - психолога в рамках ФГОС для учащихся 4 класса " Моё настроение"

Цель: развитие у детей учебно - познавательной и эмоционально - психологической компетенций и личностного стремления к практическому исследованию " выражения настроения через цветовые символы"....

Рабочая программа коррекционных занятий с учителем - логопедом в 1-2 классах.

Рабочая программа разработана для первоклассников. Нарушения устной речи у первоклассников препятствуют полноценному обучению грамоте. Для предупреждения нарушений чтения и письма необходима профилакт...

Коррекционное занятие с учителем - логопедом. 2 класс

Конспект коррекционного занятия во 2 классе.   Индивидуальное обучение на дому       Урок 9      [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid...

Буклет для родителей будущих первоклассников "Занятия с учителем-логопедом в школе"

В последнее время школьников с проблемами в обучении все больше, а родители не всегда в состоянии оказать им коррекционную помощь. Втаком случае разумно обратиться ук специалисту учителю-логопеду, кот...

Что нужно знать родителям будущих первоклассников (рекомендации учителя-логопеда).

Статья: Что нужно знать родителям будущих первоклассников (рекомендации учителя-логопеда)....

Использование элементов по социально-эмоциональному развитию детей с задержкой психического развития на занятиях с учителем-логопедом

При работе с обучающимися с задержкой психического развития возможно, применять различные коррекционно-развивающие, воспитательные, педагогические технологии, позволяющие добиваться положительно...