Конспект занятия - исследования учителя - логопеда и педагога - психолога в рамках ФГОС для учащихся 4 класса " Моё настроение"
план-конспект занятия по логопедии (4 класс) на тему

Сотникова Ирина Минсагировна

Цель: развитие у детей учебно - познавательной и эмоционально - психологической компетенций и личностного стремления к практическому исследованию " выражения настроения через цветовые символы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr_mir_2_urok.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                Занятие - исследование       « Моё настроение »      

Цель: развитие у детей учебно-познавательной и эмоционально-психологической компетенций и личностного стремления к практическому исследованию «выражения настроения через цветовые символы».

Планируемые результаты:

Личностные:

1.Развитие мотивационно – волевой сферы учащихся.

2.Развитие навыков межличностного  взаимодействия.

3.Сформированность творческого мышления, внимания,  наблюдательности и воображения.

Регулятивные:

1.Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2.Определять цель и план  выполнения заданий на занятие  под руководством учителя.

3.Использовать в своей деятельности календарь настроения, цветовые символы.

Познавательные:

1.Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;

 2.Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков;

3. Определять тему.

Коммуникативные:

1.Участвовать в диалоге на занятие  и в жизненных ситуациях.

 2.Отвечать на вопросы учителя.

3.Слушать и понимать речь других.

4.Работать в паре и группе.

Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, изобразительная деятельность.

Организация пространства: индивидуальная и коллективная  работа.

Ресурсы: иллюстрации, проектор, слайды, календарь настроения, толковый словарь.

                                                                                                                Ход занятия:

Структурные компоненты урока

                                     Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методические указания

  1. Оргмомент.

  1.  Целепологание и мотивация

3.Актуализация знаний и умений.

 .

4.Систематизация и обобщение знаний и умений.

      Физминутка

 Подведение итогов рефлексии

Подготавливает рабочее место для занятия, создает комфортную ситуацию на уроке.

Игра  «Доброе утро.»

- Я скажу слова «Доброе утро…» и назову кого-то  из нашего класса. Те, кого я назову,  помашут мне рукой - значит, вы услышали и отвечаете на мое приветствие. Попробуем?

- Доброе утро всем девочкам!

- Доброе утро всем мальчикам!...

- Доброе утро всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном!...

- Доброе утро всем, кто любит конфеты!...

- Доброе утро всем, кто хочет знать, чем будем заниматься  сегодня на нашем занятии!..

- Молодцы!

Разминка. Для разминки учащимся предлагается продолжить предложение:

День бывает …

Настроение бывает …

1.Выведение темы урока: Чтобы узнать, что мы с вами будем изучать, вам нужно посмотреть  следующую иллюстрацию (выражение лиц с настроением). Как вы  думаете, о чём мы будем говорить?

– Действительно , мы будем говорить о настроении.

Тема нашего исследовательского занятия     «Моё настроение».

2.Постановка цели занятия

Какие мы поставим вопросы для изучения? Что нам интересно узнать?

а) на какие вопросы про настроение вы хотели бы сегодня получить ответы?

б) учитель: (подводя итог всему сказанному детьми): а действительно:

Что такое настроение?

Каким оно бывает?

От чего оно зависит?

 Может ли оно связно с эмоциями, цветом? Как его исправить?

Представьте, что наша комната научно – исследовательское лаборатория. Сейчас  мы начнём исследовать настроение.

Сегодня мы с вами поговорим о настроении, какое оно бывает, от чего зависит, как оно может повлиять на человека.

     Вот давайте все вместе и постараемся найти ответы на эти вопросы.

Цель исследования: выяснить  зависимость настроения от выбора цвета.

Задачи: 

1.Узнать, что такое настроение?

2. Проанализировать свои цветовые символы  в « Календаре настроения».

3. Как настроение связано с  цветом?

4. Разработать  советы (рекомендации )по улучшению настроения.

3.Поиск ответов на поставленные вопросы:

а)  так что же такое настроение?

- Как вы понимаете, что такое настроение?

  Бывают чувства у зверей,

   У рыбок, птичек и людей.

   Влияет без сомнения, на всех

   Нас настроение,

  Кто веселится, кто грустит

  Кто испугался, кто сердит

  Рассеет без сомнения

  Азбука настроения

Из толкового словаря Ожегова:

  «Настроение – это внутреннее душевное состояние человека».

 Это то,  что чувствует человек.

Работа в тетрадях.

Посмотрите на свои «календари настроения».

Менялось ли оно у вас в течение занятия?

От чего оно зависело?

Какое было настроение и какой выбран цветовой символ?

        а) Анализ жизненных ситуаций.

- Сейчас вы должны будете по моему описанию представить себе несколько ситуаций.

   Если ситуация создает у вас хорошее настроение, то потянитесь, глубоко вдохните, расположите руки над головой, задержите ненадолго  дыхание, выдохните.                                                                                    

   В случае если ситуация портит вам настроение, положите  руки на парту, наклоните голову и расслабьте плечи.

      1) Вечером зазвонил телефон, бабушка сообщила о своём приезде.

      2) На твоих глазах прохожий пнул ногой маленького котенка.

      3) Неделю назад ты с мамой посадил в цветочный горшок апельсиновую косточку, а сегодня утром ты заметил, что из земли пробился нежный зеленый росток.

      4) Вчера у тебя заболела мама – она целый день не вставала с постели.

     - А можно ли избежать болезни? Что мы должны помнить, чтобы меньше болеть?

     б) Состояние природы и настроение людей.

 - Плохое и хорошее настроение может создаваться не только жизненными ситуациями, но и состоянием природы.

      - Послушайте четверостишия

                                   Заунывный ветер гонит

                                   Стаю туч на край небес,

                                   Ель надломленная стонет,

                                   Глухо шепчет темный лес.

      - Какое настроение вызвали у вас эти строки?

        Выберите цвет, который создает печальное настроение.

                                    Ветер по морю гуляет,

                                    И кораблик подгоняет,

                                    Он бежит себе в волнах,

                                    На раздутых парусах

             - А какое настроение у вас создали эти строчки?  - Назовите цвета, которые, на ваш взгляд, соответствуют этому настроению.

Динамическая пауза.

   Говорят, у людей с разным настроением даже походка разная.  Попробуем изобразить.

 Грустный, радостный, злой, спокойный, веселый.

  1. Характеристика цветов.

   

Как вы думаете, влияет ли настроение на успешность обучения в школе, общение с друзьями, с взрослыми?

Можно ли самому избавиться от плохого настроения? Конечно, можно. Как избавиться от плохого настроения?

  1. Поиск способов улучшения, исправления настроения:                 

А можно ли изменить настроение, настроить себя, как радио, на жизнерадостный  лад?  Давайте научимся быть сами себе настройщиками! Сформулируем советы

« Как избавиться от плохого настроения?»

    Наши советы      

 1 прием. Подвигаться под ритмичную музыку.

 2 прием.  Поиграть с животными.

 3 прием.  Полакомиться сладостями.

 4 прием.  Почитать книгу вместе с мамой.

 5 приём.  Игра « Послушай меня»

        Возьми свою любимую мягкую игрушку, сядь удобно, посади её рядом или перед собой, расскажи ей про своё  плохое настроение, пожалуйся ей, кто  тебя обидел, кто тебя не понял…

6 приём.  Упражнение « Свет, мой  зеркальце скажи…»

Возьми зеркальце или встань перед зеркалом, посмотри на себя унылого,  грустного, тоскливого и поэтому несчастного и некрасивого, а теперь весело   подмигни себе, улыбнись, скажи сам себе добрые, ласковые слова.

7 приём.  Пообщаться с друзьями.

     7 .Сделаем вывод: так можно ли построить настроение?

  1. Настроение – это …

       2.    Как настроение влияет на выбор цветов?

      3.   Как избавиться от плохого настроения?


     
7. Подведение итогов (заключение)

          -В ходе исследовательской работы  достигли ли мы поставленной цели -  убедились, что настроение влияет на выбор цвета.

- По вашим лицам я вижу, что довольны результатам нашего исследования.

-Разработали советы, чтобы улучшать собственное настроение. Как вы запомнили эти приемы?

  Настроение является важным фактором учебной деятельности, влияющим на её успешность. В процессе исследований выяснилось, что и хорошее, и плохое настроения оказывают влияние на выбор цвета. Чтобы быть успешным в учебной деятельности, необходимо: владеть способами саморегуляции, вырабатывать в себе волевые черты характера, хорошее настроение.

- Очень важно, чтобы каждое утро у вас начиналось с положительных эмоций, с хорошего настроения. Даже если будут трудности, верьте, что справитесь с ними. Начинайте день с улыбки. Улыбка – это залог хорошего настроения. Так мы дарим друг другу здоровье и радость.

8. Итог урока: 

Рефлексия         

- С каким настроением вы покидаете сегодня класс? Дети исполняют песню  «Песенка про дружбу».

Настрой на  успешную работу на уроке.

 

 Отвечают на вопросы.

 

 

Отвечают на вопрос

Читают определение  «настроение» по словарю Ожегова

Ученики анализируют свои цветовые символы с состоянием, настроением.

 Выполняют заданные действия

Отвечают на вопросы

Изображают виды походок по сигналу

Смотрят на слайды и отвечают о связи цвета с настроением

Отвечают на вопросы

Смотрят на слайды

 

Отвечают на вопросы

Учащиеся анализируют свою деятельность.

Звучит песня « Песенка про дружбу»

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

 

 

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7-16

Слайд 17-23

Слайд 24

Слайд 25

Если друг не смеётся,
Ты включи ему солнце,
Ты включи ему звёзды,
Это просто.
Ты исправь ошибку,
Превращая в улыбку,
Все грустинки и слёзы,
Это просто..
Воскресенье, суббота,
Дружба это не работа.
Дружба это не работа.
Есть друзья, а для них,
У друзей нет выходных.
Есть друзья, а для них,
У друзей нет выходных.
Если свалится счастье,
Подели его на части
И раздай всем друзьям,
Это просто.
А когда будет надо,
Все друзья будут рядом,
Чтоб включить тебе солнце или звёзды.
Воскресенье, суббота,
Дружба это не работа.
Дружба это не работа.
Есть друзья, а для них,
У друзей нет выходных.
Есть друзья, а для них,
У друзей нет выходных.
Если каждый друг по кругу
Другу протянет руку,
То будет видно в иллюминатор
Дружба - это экватор.
Если каждый друг планеты
Другу ромашкой помашет,
То станет ясно
Дружба - это планета ромашек.
Воскресенье,суббота,
Дружба это не работа.
Дружба это не работа.
Есть друзья,а для них,
У друзей нет выходных.
Есть друзья,а для них,
У друзей нет выходных.

Если друг не смеётся,
Ты включи ему солнце,
Ты включи ему звёзды,
Это просто.
Ты исправь ошибку,
Превращая в улыбку,
Все грустинки и слёзы,
Это просто..
Воскресенье, суббота,
Дружба это не работа.
Дружба это не работа.
Есть друзья, а для них,
У друзей нет выходных.
Есть друзья, а для них,
У друзей нет выходных.
Если свалится счастье,
Подели его на части
И раздай всем друзьям,
Это просто.
А когда будет надо,
Все друзья будут рядом,
Чтоб включить тебе солнце или звёзды.
Воскресенье, суббота,
Дружба это не работа.
Дружба это не работа.
Есть друзья, а для них,
У друзей нет выходных.
Есть друзья, а для них,
У друзей нет выходных.
Если каждый друг по кругу
Другу протянет руку,
То будет видно в иллюминатор
Дружба - это экватор.
Если каждый друг планеты
Другу ромашкой помашет,
То станет ясно
Дружба - это планета ромашек.
Воскресенье,суббота,
Дружба это не работа.
Дружба это не работа.
Есть друзья,а для них,
У друзей нет выходных.
Есть друзья,а для них,
У друзей нет выходных.

Если друг не смеётся,
Ты включи ему солнце,
Ты включи ему звёзды,
Это просто.
Ты исправь ошибку,
Превращая в улыбку,
Все грустинки и слёзы,
Это просто..
Воскресенье, суббота,
Дружба это не работа.
Дружба это не работа.
Есть друзья, а для них,
У друзей нет выходных.
Есть друзья, а для них,
У друзей нет выходных.
Если свалится счастье,
Подели его на части
И раздай всем друзьям,
Это просто.
А когда будет надо,
Все друзья будут рядом,
Чтоб включить тебе солнце или звёзды.
Воскресенье, суббота,
Дружба это не работа.
Дружба это не работа.
Есть друзья, а для них,
У друзей нет выходных.
Есть друзья, а для них,
У друзей нет выходных.
Если каждый друг по кругу
Другу протянет руку,
То будет видно в иллюминатор
Дружба - это экватор.
Если каждый друг планеты
Другу ромашкой помашет,
То станет ясно
Дружба - это планета ромашек.
Воскресенье,суббота,
Дружба это не работа.
Дружба это не работа.
Есть друзья,а для них,
У друзей нет выходных.
Есть друзья,а для них,

У друзей нет выходных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми, имеющими нарушения речи в рамках ФГОС.

В последнее время в общеобразовательной школе значительно возросло количество учащихся, имеющих проблемы в становлении процессов письма и чтения. Трудности овладении грамотой, а затем чтения и письма ...

Интегрированные занятия учителя-логопеда и педагога-психолога для учащихся 1–4-х классов с ограниченными возможностями здоровья

Рассматривая основные направления коррекционной работы, логопед и психолог, параллельно работают над развитием личности ребенка в целом, при этом каждый выполняет свою роль....

Совместная работа учителя-логопеда и педагога психолога с учащимися младших классов общеобразовательных школ, имеющих речевые нарушения

В последнее время в общеобразовательной школе возрастает количество учеников, имеющих проблемы в становлении процессов письма и чтения. Трудности освоения грамоты, а затем чтения и письма могут быть о...

Конспект (технологическая карта) внеурочного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога для 2 класса

Представлена технологическая карта внеурочного занятия учителя -логопеда и педагога-психолога для 2 класса  учащихся с ТНР. Закрепление знаний о слоговом анализе сочетается с развитием внимания, ...

Конспект открытого занятия совместной коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога с группой обучающихся 2 класса

Конспект этого совместного занятия может пригодится разным специалистам. Занятие представляет собой совместную работу таких специалистов как учителя-логопеда и педагога-психолога с одной и той же груп...

Конспект интегрированного занятия учителя - логопеда и педагога-психолога

Представлен конспект интегрированного индивидуального логопедического занятия на автоматизацию звука л "День рождения у Слоненка"...