Конспект фронтального логопедического занятия с детьми 2 "Б" класса, "Морское путешествие"
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

Пронина Евгения Николаевна

Занятие с использованием нейропсихологической методики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического  занятия с включением нейропсихологических приёмов, использующихся  для предупреждения дисграфии у детей младшего школьного возраста.

Тема: «Дифференциация звуков В - В’. Актуализация словаря по теме «Море»».

Цели и задачи: Познакомить детей с согласными звуками В - В’; учить давать сравнительную характеристику этих звуков; развивать фонематическое восприятие, логическое мышление, навыки фонематического анализа и синтеза, моторно-зрительную координацию, слуховое внимание; обогащать и уточнять словарь по теме "Море".

Оборудование: карта путешествий на доске; предметные демонстрационные картинки с изображением капитана, корабля, матросов; пособие "Загадочное письмо"; карточки с загадками; игрушки в сундучке; карта Острова Сокровищ с лабиринтом (на каждого ребенка); буква В (запись на доске); карточки с пунктирными изображениями, раздаточный материал.

Ход занятия:

  1. Организационный момент и психологический настрой.

Вот звенит звонок весёлый,

нам урок пора начать.

Встали правильно все, ровно.

Вижу, можно начинать.

Л: Посмотрите на своего соседа и улыбнитесь друг другу.

Л: Сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие. Это будет морское путешествие. Как вы думаете, что необходимо для такого путешествия? (Корабль, продовольствие, снаряжение.) Давайте выполним графический диктант и узнаем на чём же мы отправимся в путь.

Графический диктант. Поставьте точку и проводите линии строго по инструкции.

Л: Что у вас получилось? (кораблик). Мы отправимся в путешествие на кораблике.

А кто будет главным? (Капитан)

А кто будет его помощником? (Боцман)

Кто будет кормить команду? (Кок)

Что можно взять из продовольствия (не забудьте о звуках занятия)? (Варенье, вафли, виноград, вода. .)

Итак, мы отправляемся в путешествие. В путешествии нам нужны подготовленные матросы. Предлагаю выполнить разминку.

Артикуляционная разминка:

Л: Произнесите чётко:

«Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель.»

Дефектолог: Молодцы! Команда готова, продовольствие собрано, снаряжение упаковано. Можно отправляться в путь! Давайте определим теперь цель нашего путешествия. Скажите, за чем можно отправиться на корабле? (Исследовать дальние страны, искать неизвестных морских животных, рыб, водоросли. .) Конечно, все, что вы предлагали очень интересно. Но настоящая цель нашего путешествия будет известна тогда, когда вы прочитаете текст старинной карты, которая случайно попала к нам.

Логопед выставляет на доску изображение старинной карты.

Л: Прочитайте, что здесь написано.

Текст: На Острове Сокровищ спрятаны сокровища.

2. Знакомство со звуками занятия.

Л: Не боитесь отправиться в опасное путешествие? Тогда в путь! Посмотрите, наш корабль так долго стоял на якоре в порту, что самостоятельно не может сдвинуться с места. Давайте потренируем наши легкие и дунем так сильно, чтобы сдвинуть корабль с места.

Игра "Воет вьюга" (дети выдыхают воздух толчками и произносят звук В - В’).

Л: Сегодня на занятии мы потренируемся слушать звуки и различать В - В’ между собой.

3. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.

II. Основная часть

1. Сравнительная характеристика изучаемых звуков.

Дефектолог: Ветер гонит наш корабль вперед. Вы отлично разогнали его. Путь далек. Давайте поближе познакомимся со звуками В - В' и сравним их между собой.

В - согласный, звонкий, твердый, на письме обознначаем синим незакрашенным кружком, ему соответствует синий колокольчик.

В’ - согласный, звонкий, мягкий, на письме обозначаем зеленым незакрашенным кружком, ему соответствует зеленый колокольчик.

2. Развитие навыков звукового анализа.

Логопед: Вот на пути остров. Давайте пристанем к нему и немного отдохнем. Может, нам удастся пополнить запасы продовольствия и воды? Перед нами старинный и загадочный город. В этом городе живут необычные жители - это разные звуки. Они спешат с нами познакомиться. Послушайте их "имена" и постарайтесь верно поднять колокольчик: если услышите твердый звук - синий, если мягкий - зеленый.

Звуки: В, ВЬ, ФЬ, Н, ВЬ, В, ФЬ, Ж, Г, В, ВЬ.

Слоги: вы, ва, ви, ов, во, эв, ву, вё.

Слова: ветка, виноград, Валя, вата, новый, венок, ковер.

3. Развитие зрительно-моторной координации.

Логопед: Вот мы пополнили свои запасы продовольствия и воды, совершили увлекательную экскурсию по старинному городу, отдохнули. Пора прощаться с жителями острова и плыть дальше. Горожане пришли нас провожать, они принесли подарки.

Обведите изображения предметов по контуру, не отрывая руки от листа, и назовите то, что изображено на картинках.

Пунктирные изображения: виноград, вишня, свекла, ваза, неваляшка, тыква.

Л: Ребята, приближается гроза. Наш корабль раскачивается. Чтобы гроза

закончилась, мы должны выполнить упражнения.

- «Горизонтальная восьмерка»: рисовать рукой, начиная с центра.

- «Глаз – путешественник»: не поворачивая головы, найти глазами

тот или иной предмет названный учителем.

- «Зеркальное рисование» (одновременно обеими руками рисуются

зеркально-симметричные рисунки, буквы).

Л: Молодцы, ребята! Справились со штормом!

4. Развитие логического мышления.

Л: Посмотрите, не успели мы отойти от острова, как нас нагоняет чей-то корабль. Наверху развевается черный флаг. Это же пираты! Нужно спасаться!

Разбирайте скорее карточки с загадками, читайте их вслух, и мы постараемся все вместе отгадать загадки. Может, тогда пираты отстанут?

В тихую погоду нет нас нигде.

Ветер подует - бежим по воде.

(Волны)

В раздевалке я служу.

На весу пальто держу.

(Вешалка)

Через нос проходит в грудь

На речку идут - песни звонкие поют,

И обратно держит путь.

А обратно идут - слезы льют. (Ведра)

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

5. Активизация словаря на звуки В - В’.

Л: Мы и не заметили, как наш корабль пристал к необитаемому острову. Давайте достанем карту и попытаемся разыскать сокровища.

Подберите в пустые клетки лабиринта слова, в которых есть звуки В - В’. Впишите эти слова в лабиринт.

Итог занятия

Л: Вот место, где закопаны сокровища. Давайте скорее выкопаем их. Чем это можно сделать? (Лопатой, палкой)

Дефектолог достает игрушечный сундук с маленькими фигурками животных, птиц, игрушек, в названии которых есть звуки занятия. Дети получают по игрушке, определяют звук занятия, дают этому звуку характеристику.

Л: Найдите  среди букв , букву , обозначающую звуки с которыми мы сегодня продолжали знакомиться, закрась её зелёным карандашом.

Рефлексия : С какими звуками мы сегодня продолжали знакомиться? Какие задания показались вам самыми сложными? Понравилось ли занятия? Если занятия понравилось прикрепите к магнитной доске жёлтый смайлик,если что-то показалось трудным –оранжевый, если занятие вам  не понравилось –красный .

Домашнее задание: Найди и раскрась все буквы В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия (1 класс). Дифференциация звуков[с-з], [ш -ж]

Конспект фронтального логопедического занятия (1 класс) Тема: "Дифференциация звуков [ c-з ], [ ш -ж ]"....

Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии в 4 классе (VII вид).

Конспект занятия по логопедии. ТЕМА: «Образование существительных Р.п., образование существительных с  помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов».ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Деревья весной»....

Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОНР с использованием речедвигательной ритмики на тему: "Дифференциация звуков З - Зь. Буква З"

Данный конспект занятия предназначен для логопедов, работающих с детьми с ОНР 6-7 лет, состоящими в группе риска по акустической дисграфии. Конспект посвящен дифференциации звуков З и Зь, а также знак...

Конспект фронтального логопедического занятия с учащимися 2-3 классов по коррекции оптической дисграфии

Конспект фронтального логопедического занятия с учащимися 2-3 классов по коррекции оптической дисграфии...

Конспект фронтального логопедического занятия "Слова близкие по смыслу (синонимы)" для учащихся 2 класса

Цель: знакомство детей с понятием «синонимы». Задачи:коррекционно-обучающие: учить детей подбирать и находить слова-синонимы; корректировка нарушения лексико-грамматического строя речи; раз...

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи для обучающихся 1 класса ( V вида ) для детей с ОВЗ

Это занятие было разработано для обучающихся 1 речевого класса в рамках коррекционно-развивающего занятия по курсу "развитие речи". На данное занятие были приглашены студенты и доцент кафедры олигофре...

Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОВЗ ЗПР на тему: «Звуко – буквенный анализ слов. Путешествие в страну Глухих Звуков»

Цель: Научить детей дифференцировать глухие согласные Ч, Щ, Х, Ц в словах и предложениях.Задачи:Коррекционно – развивающие:- совершенствовать навык звуко-буквенногоанализа;- совершенствоват...