Биоэнергопластика
статья по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Тишкова Ирина
МБУ ДО «Центр развития творчества «Уголёк», г. Новокузнецк
Здоровьесберегающие технологии
в работе учителя-логопеда
Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников. По показателям физического и нервно-психического развития им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, отсутствие длительных волевых усилий, отставание в развитии двигательной сферы, особенно на фоне остаточных проявлений органического поражения центральной нервной системы в виде стертых парезов. Это приводит к двигательной неловкости, малому объему движений, недостаточному их темпу и переключаемости. По состоянию двигательной сферы они (дети) бывают возбудимые (легко отвлекаются и нетерпеливы) и заторможенные. При скованных некоординированных движениях при выполнении упражнений и недостаточной координации пальцев рук, логопеду приходится исправлять не только речевой дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребенка.
Решению этой задачи поможет использование здоровьесберегающих технологий на занятиях.
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его воспитания, обучения и развития.
Использование метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного
и младшего школьного возраста
В литературе последних лет описаны приемы развития мелкой моторики у детей, в том числе с задержкой речевого развития (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева), с заиканием (Л.И. Белякова, Н.А. Рычкова), с дизартрией (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова). Все авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.
Биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Биоэнергопластика активизирует интеллектуальную деятельность ребенка, попутно развивая координацию и мелкую моторику. В результате биоэнергопластических упражнений не только улучшается речь ребенка, но также память и внимание.
По данным А.В. Ястребовой, О.И. Лазаренко, движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, т.к. работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это сделает. Внимание ребенка привлекается к одновременности выполнения артикуляционных упражнений и движений кисти руки.
При проведении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой учитываются индивидуальные особенности детей. Рука ребенка подключается только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок.
Примерное планирование проведения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой включает пять этапов. Продолжительность каждого этапа может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
На первом (диагностическом) этапе в начале учебного года проводится обследование строения и подвижности органов артикуляции. После обследования подбираются комплексы упражнений с учетом нарушенных звуков.
На втором (подготовительном) этапе ребенка индивидуально знакомят с органами артикуляции, выполняются упражнения для губ, языка или челюсти по традиционным методикам. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, учитель-логопед сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Т.о. ребенок привыкает к движениям руки и запоминает их. Рука ребенка в упражнения не вовлекается.
На третьем (основном) этапе выполняются упражнения для губ, челюсти и языка с подключением ведущей руки ребенка. Учитель-логопед вместе с ребенком выполняет упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки. Нужно добиваться, чтобы движения кисти руки были раскрепощенными, необходимо следить за тем, чтобы рука в кисти не напрялась.
На четвертом (основном) этапе к артикуляционным упражнениям подключаются обе руки. Ребенок выполняет артикуляционное упражнение и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движения органов речевого аппарата.
Учитель-логопед также сопровождает выполнение упражнений движениями руками.
На пятом (заключительном) этапе учитель-логопед рассказывает сказку, а ребенок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук.
Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу.
- «Жало», «Змейка» / пальцы сжаты в кулак, указательный палец выдвинут вперед.
- «Лопаточка» / большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.
- «Чашечка» / пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение «чашечки».
- «Парус» / сомкнутая ладонь поднята вверх.
- «Горка» / сомкнутая ладонь опущена.
Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными.
- «Птенчики» / рот закрыт, четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Когда рот открывается, то большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх.
- «Улыбка» / пальцы расставлены в стороны, как лучики солнышка. На счет 1 – пальцы расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 секунд, на счет 2 – ладонь сворачивается в кулак.
- «Хоботок» / ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.
- «Качели» / исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет 1 – язык поднимается за верхние зубы, на счет 2 – язык опускается в исходное положение (язык у нижних резцов). Упражнение повторяется 4 – 6 раз. Кисть руки – движения ладонью вверх-вниз.
- «Лошадка» / кончик языка щелкает, кисть руки – большим и безымянным пальцами производятся щелчки вместе с языком.
- «Часики» / сжатая и опущенная вниз ладонь движется под счет влево-вправо.
- «Футбол» / ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо-влево. На счет 1 – острым кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки, на счет 2 – внутренней стороны правой щеки. Повторить 3 – 4 раза, необходимо следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
Сказка «Пальчики в лесу»
Однажды пальчики пошли в лес гулять. | Топ (указательным пальцем), топ (средним), топ (большим), топ (указательным). | Язык двигается вверх - вниз. |
Подошли к опушке ровной – ровной. | Кисти рук прижаты друг к другу, ладони повернуты вверх. | Язык свободно лежит на верхней губе. |
На опушке росло большое дерево. Вот его ствол. | Пальцы вверх, руки от локтя до запястья прижаты друг к другу. | Язык тянется к носу. |
Вот его крона. | Положение рук до запястья прежнее, кисти развернуты в стороны. | Язык чашечкой. |
Крона дерева – это его ветки и листья. | Растопыренные пальцы напряженно вытянуты вверх. | Язык чашечкой. |
Ветки и листья дерева играют с ветром. | Пальцы попеременно сгибаются и разгибаются. | Язык чашечкой, двигается вверх-вниз. |
Осенью листья опадают. | Кисти рук расслабленно опускаются, руки повисают вдоль туловища. | Язык свободно ложится на нижнюю губу. |
На дереве гнездо. | --------- | Язык чашечкой. |
В гнезде птица. Она то вылетит, То вернется в гнездо. | Пальцы в стороны. Большие пальцы прижаты ко дну ладоней. | Язык попеременно двигается вправо-влево. Язык спрятан за сжатыми зубами. |
Под деревом растут грибы с толстыми и тонкими ножками. | Толстая ножка гриба – вертикально поднятые пальцы, сложенные щепоткой; тонкая ножка – указательный палец, поднятый вверх. Шляпка гриба – горизонтально лежащая на «ножке» ладонь. | Язык плавно подвести к верхнему небу и подтянуть вверх. |
Дома мы приготовим грибы! | Большой палец вверх, с улыбкой облизать верхнюю и нижнюю губу. | ------- |
Через лес мы вышли к реке. | Руки, разведенные в стороны, делают волну. | Язык плавно двигается назад-вперед. |
На реке лодка. | Ладони сложены «лодочкой». | Язык свернут трубочкой и вытянут вверх. |
Лодочка причалила к берегу. На берегу наш дом. | Пальцы «домиком». | Кончик языка напряженно прижат к верхнему небу. |
Таким образом, применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Сильная мотивация, применение игрового метода, развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, значительно облегчая постановку и введение звуков в речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений на логопедических занятиях.
Для коррекцирнной работы учителей-логопедов значимым является соединение биоэнергопластики с движением органов артикуляционного аппарата.В своей работе с детьми использую систему предложенную А.В.Ястр...
Применение биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений на логопедических занятиях.
Для коррекцирнной работы учителей-логопедов значимым является соединение биоэнергопластики с движением органов артикуляционного аппарата.В своей работе с детьми использую систему предложенную А.В.Ястр...
Использование биоэнергопластики в воспитательно-образовательном процессе
В разработке представлен материал для педагогов работающих с детьми имеющими речевые нарушения....
Биоэнергопластика и кинезиологические упражнения в коррекционной работе
Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи...
Использование элементов биоэнергопластики в работе учителя-логопеда
Чаще всего речевое недоразвитие определено первичным дефектом двигательной сферы, что обуславливает наличие дизартрического компонента в речи. Поэтому коррекционная работа с такими детьми насыще...
Биоэнергопластика
В этой публикации описан метод "Биоэнергопластика", который можно успешно использовать в коррекционной работе учителя -логопеда....
ПРИМЕНЕНИЕ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ
Данная статья поможет учителям-логопедам понять, какую пользу приносит биоэнергопластика в развитии артикуляционного аппарата, чтобы занятия были эффективными и интересными....