ПРИМЕНЕНИЕ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ
статья по логопедии

Нелли Викторовна Рябцева

Данная статья поможет учителям-логопедам понять, какую пользу приносит биоэнергопластика в развитии артикуляционного аппарата, чтобы занятия были эффективными и интересными.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ

Нынешнее поколение детей перед тем как дети идут в школу, они должны уметь: читать, произносить звуки правильно, различать фонемы, знать алфавит. Иметь хороший словарный запас и развитый грамматический строй. Дети должны уметь правильно оформлять собственные высказывания и выстраивать грамматически верные предложения. Эти навыки помогут обучающимся хорошо учиться, и выстраивать свое общение со сверстниками учителями. Хорошо развитая устная речь дает чувство уверенности.

В наше время увеличилось число детей, которые приходят в первый класс со слабо сформированными компонентами устной речи. У подавляющего большинства будущих первоклассников наблюдается неправильное звукопроизношение. Необходимо обращать внимание родителей на трудности формирования устной речи их детей. Важно объяснять, что речевые патологии приводят к снижению уровня обучаемости и неуверенности в своих силах.

Для нормированного произношения конкретной фонемы органы речевого аппарата должны принять соответствующее положение. Для тренировки мышц речевого аппарата используется гимнастика для губ, щек и языка, которая состоит из группы определенных упражнений.

Зачастую, регулярное однообразное осуществление речевой гимнастики, понижает заинтересованность обучающихся к данному виду деятельности, и как следствие приводит к нежеланию ребенка выполнять артикуляционные упражнения. Поэтому проведение гимнастики для губ, щек и языка с использованием биоэнергопластики помогает долгое время удерживать интерес ребенка, повышает заинтересованность и вызывает положительные эмоции обучающихся на занятиях.

Биоэнергопластикой является синхронные, ритмичные движения артикуляционного аппарата и кисти руки, способствующие равномерному распределению биологической энергии в организме. Систематическое выполнение этих упражнений положительно влияет на развитие речи и психических процессов у обучающихся.

Понятие "биоэнергопластика" делится на два слова: биоэнергия + пластика. Биоэнергия – это энергия которая находится внутри  человека. Пластика –движения рук и тела.

Элементы биоэнергопластики применяются для развития интеллекта и в кинезиологических методах. Это является дополнительным аргументом в пользу биоэнергопластики потому, что под воздействием кинезиологических тренингов стали заметны положительные изменения в коре головного мозга: повышается память, внимание и мышление.

Биоэнергопластика улучшает моторные возможности и нормализует психологическую базу речи, развитию фонематического слуха и восприятия, а так же положительно влияет на звукопроизношение. Биоэнергопластика позволяет за короткий срок снизить и даже убрать зеркало и перейти к выполнению  гимнастики по собственным ощущениям. Это необходимо потому, что в повседневной жизни дети не видят правильного положения органов речи.

Использование биоэнергопластики на занятиях: 

  • активирует направление внутренней энергии в организме ребенка;
  • побуждает умственную активность;
  • активизирует психические процессы;
  • стабилизирует эмоционально-психологический фон;
  • развивает мелкую и общую моторику;
  • развивает речевой аппарат;
  • улучшает физическое состояние.

В работе по устранению неправильного звукопроизношения значительную роль играет развитие способностей обучающихся ощущать свои органы речи, позволяющих почувствовать положения губ, языка, нижней челюсти, направление и силу выдоха. Их четкость обусловлена осязательными ощущениями, что особенно важно на начальных этапах постановки звуков, когда еще не сформирована слуховая дифференциация.

Использование биоэнергопластики в коррекционной работе эффективно ускоряет процесс улучшения произношения ненормированных звуков у детей с апраксией (снижение чувствительности), так как сопутствующие движения ладонью усиливают импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Логопед имеет возможность самостоятельно подобрать необходимые движения для рук в соответствии с любыми артикуляционными упражнениями. Большое значение имеет то, как ребёнок будет выполнять данные движения. На фронтальных коррекционно-логопедических занятиях важно привлечь внимание каждого обучающегося к синхронному выполнению артикуляционных движений с работой кистей рук; их ритмичности и четкости. Логопед следит за ритмичным выполнением упражнений. Для выполнения этих условий применяют счет, музыку, стихотворные строки. При этом двумя руками логопед продолжает давать правильный образец движения.

Уровень речевого развития у обучающихся находится в прямой зависимости от развития и сформированности тонких движений рук. Одновременно говоря и двигая при этом руками, ученики получают положительные эмоции. Тот речевой материал, который они декламируют становится активным для восприятия и более интересным.

Таким образом:

  • Регулярное применение биоэнергопластики с гимнастикой для языка, губ и щек вызывает интерес обучающихся к коррекционному процессу;
  • Дает возможность получить высокие показатели в развитии моторики артикуляции и пальцев рук;
  • Помогает в постановке звуков и введении их в речь;
  • В короткие сроки позволяет  преодолевать нарушения речи.

Список литературы:

  1. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.
  2. Горохова, И.А. Речевая гимнастика малышей: Учимся говорить правильно [Текст] / И.А. Горохова. – СПб.: Питер, 2010 175 с.
  3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения.- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
  4. Ерошкина С.Т. Пальчиковый игротренинг. // Логопед.- 2007. N 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений на логопедических занятиях.

Для коррекцирнной работы учителей-логопедов значимым является соединение биоэнергопластики с движением органов артикуляционного аппарата.В своей работе с детьми использую систему предложенную А.В.Ястр...

Применение биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений на логопедических занятиях.

Для коррекцирнной работы учителей-логопедов значимым является соединение биоэнергопластики с движением органов артикуляционного аппарата.В своей работе с детьми использую систему предложенную А.В.Ястр...

Применение дидактических игр на коррекционных логопедических занятиях в школе, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы.

Игра как один из основных видов деятельности детей младшего школьного возраста создает наиболее благоприятные предпосылки для формирования разнообразных психических свойств и качеств личности. Опыт и ...

Применение наглядного моделирования в логопедической коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ОНР

Дошкольное образование — это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с детьми, имеющими общее недоразвитие речи — формирование интереса к процес...

Статья Применение библиотерапии, как терапевтической технологии, повышающей эффективность логопедической коррекционной работы.

В данной статье представлен опыт применения библиотерапии в логопедической практике....

Рабочая программа коррекционного курса: «Коррекционные занятия (логопедические)» для 0-6 классов

Данный курс способствует формированию у обучающихся навыков правильного звукопроизношения и развитию фонематических процессов, которые лежат в основе становления навыков чтения и письма, системы знани...