Статья Применение библиотерапии, как терапевтической технологии, повышающей эффективность логопедической коррекционной работы.
статья по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Довгаль Надежда Владимировна

В данной статье представлен опыт применения библиотерапии в логопедической практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья Применение библиотерапии23.6 КБ

Предварительный просмотр:

Применение библиотерапии, как  арттерапевтической технологии, повышающей эффективность логопедической коррекционной работы.

Что такое библиотерапия? По мнению советского психолога и психотерапевта В.Н.Мясищева «под библиотерапией понимают лечебное воздействие на человека при помощи чтения книг». Лечение чтением входит как одно из звеньев в систему психотерапии. Метод библиотерапии представляет собой сложное сочетание книговедения, психологии и психотерапии.

Каждый согласится, что книги обладают  магическими свойствами и способны влиять на наше психологическое состояние. А психологическое состояние ученика и его речевое развитие находятся в тесной взаимосвязи.

Не каждая книга подходит для библиотерапии, при использовании данной технологии в логопедической практике, при подборе специальных книг,  учитель-логопед должен учитывать возраст ребенка, уровень его речевого развития, важно, чтобы книга отражала ситуацию, в которой находится ребенок.

Корректировка настроения и эмоционального состояния на логопедических занятиях с помощью книг, имеет большой интенсив в логопедической практике, дающий высокую положительную динамику.

    Библиотерапия это не просто чтение рассказов, рассматривание  картин, а осознанное творческое, целебное изучение произведений литературы, искусства, науки для поиска, уточнения своего Я, для создания ситуации успеха и повышения мотивации на логопедических занятиях. При подборе книг необходим тщательный учет личностных особенностей обучающегося, его социального опыта, образовательного и культурного уровня.
Обычно используются такие жанры, как фантастика, драма, поэзия, биографическая литература. Основная цель состоит в том, чтобы книга как можно точнее отражала ситуацию, в которой находится ребенок.
Используя книги на логопедических занятиях в библиотерапевтических целях, необходимо учитывать  следующие  принципы:
1) степень доступности изложения (или степень сложности предлагаемой книги);
2) герой книги должен быть обучающемуся  "по плечу";
3) максимальное сходство ситуаций в книге и ситуации, в которой находится ребенок.

  Классическая художественная литература, в том числе русская обладает огромным потенциалом, обеспечивающим разнообразные варианты воздействия, поэтому очень хорошо подходит для практического использования.        

Сборники афоризмов содержат наиболее ясные образы, различные идеи , нередко парадоксальные. Часто используются в библиотерапии, помогая детям повышать психическую устойчивость. Читая их, ребенок привыкает спокойнее относиться к крайностям, противоречиям, различным стрессам.

Фольклор (в том числе сказки). Достаточно широко используется в библиотерапевтическом процессе. В течение многовекового существования эти произведения прошли особый отбор. От старшего поколения, младшему из уст в уста передавался мудрый жизненный опыт, те мысли, которые принимались большинством и соответствовали основным духовным потребностям человека. Утверждением идеалов добра и справедливости, честности  и оптимизма фольклор (сказки) стимулирует воспитательные аспекты при развитии связной речи. Особое значение данный вид литературы имеет в работе с детьми: позволяет им осознать основные жизненные проблемы, улучшать контакты с родителями и сверстниками. Обращение к сказке свойственно людям, переживающим нравственные конфликты. Мир народных сказок, как отмечает И.Е. Вольпер "запечатляется" в памяти людей с раннего детства. Поведение сказочных героев воплощает нравственные представления, созданные народным опытом на протяжении веков, образы сказочных героев отличаются поэтичностью, яркостью, типологической определенностью. Сказка наивна и одновременно драматична. В то же время в ней выражена народная мудрость При чтении сказки у обучающихся повышается интерес к окружающему миру, они отвлекаются от своих проблем, невротических фиксаций на пережитом. Сказка способствует удовлетворению коммуникативных потребностей, приглушает чувство неполноценности и т.д. Очень эффективна при логопедической работе с заикающимися детьми.

Научно-фантастическая литература  отличается от других жанров выходом за пределы привычного, что часто необходимо при проведении библиотерапии. Доводя до крайности некоторые свойства человека, ситуации, взаимоотношения людей, авторы фантастических произведений позволяют индивидууму лучше понять и принять экстремальность своих ощущений, чувств, влечений, стимулируя продуктивность его поведения.

Детективная и приключенческая литература  занимает значительное место в библиотерапевтической тенологии, благодаря ряду своих особенностей, в первую очередь — популярности и доходчивости.

В детективе конденсируются, "высвечиваются" многие обыденные явления жизни. Библиотерапию  привлекают следующие специфические черты этого жанра: повышенное внимание к негативным чувствам, тренировка интуиции, раскрытие тайны как способ познания действительности. Такие произведения побуждают читателя принимать смелые решения, рисковать, учат находчивости. Все это касается, естественно, только хорошей детективной и приключенческой литературы. Близки по характеру воздействия к детективам мемуары и произведения из серии военных приключений.
Библиотерапия – мощная, эффективная технология, которая может применяться не только в работе  психотерапевтов и психологов, а  в логопедической практике.

Список использованной литературы:
1.Н.Рубакин "Принципы и методы библиологической психологии в их применении к медицинской практике"
2. Ю.Н.Дрешер "Библиотерапия" М.,2000
3. Осипова А. А. «Общая психокоррекция» М., 2002
4. Библиопсихология и библиотерапия. М., 2005.

5. Алексейчик А.Е. Библиотерапия // Руководство по психотерапии / Под ред. В.Е. Рожнова. - Т.: Медицина, 1985. - С.304-319.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Применение компьютерных игр социальным педагогом и педагогом-психологом в работе с детьми образовательного учреждения» (младший школьный возраст)

Статья рассказывает о применении компьютерных игр для развития у младших школьников интеллекта, их личностного роста, организации сетевых сред общения, коррекции агрессивности, депрессии, замкнутости,...

Статья "Применение информационных технологий на уроках в начальной школе как средство повышения эффективности урока"

P { margin-bottom: 0.21cm; } P { margin-bottom: 0 В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную.  Такая перемена нелегко переносится многими учащи...

Статья "Применение информационно- коммуникационных технологий, как средство повышения эффективности урока при реализации ФГОС»

Применение информационно- коммуникационных технологий, как средство повышения эффективности урока при реализации ФГОС»...

Статья на тему: «Игра в мини-футбол как вид коррекционной работы с учащимися с ТМНР»

На современном этапе реформирования российского образования особое внимание уделяется проектированию образовательного процесса  в условиях инновационных изменений. Инновационные процессы в с...

Статья «Использование игр и игровых упражнений с песком в коррекционной работе с детьми с ТМНР с использованием средств альтернативной коммуникации»

laquo;Использование игр и игровых упражнений с песком в коррекционной работе с детьми с ТМНР с использованием средств альтернативной коммуникации»...

Статья «Применение цифровых технологий в логопедической работе с детьми с ОВЗ»

Использование современных цифровых технологий в логопедической практике позволяет сделать работу учителя-логопеда интереснее и занимательнее для обучающихся....